Амстердам - город свободных нравов 5. 09 - 12. 09

Анатолий Дабл
Итак, Амстердам. Это город, построенный на болоте с гнилым климатом: очень мало солнечных дней, частые моросящие дожди. В совокупности с перманентной угрозой затопления это угнетающе действует на психику жителей, способствует значительному количеству случаев суицида. Накурившись травки, люди часто путают окно с дверью. Компенсационный механизм – относительная свобода нравов и высокая социальная защита граждан. В кафе-шопах можно курить слабые наркотики, допускаются однополые браки и браки-партнерства (без имущественных претензий), легализована проституция, допускаются демонстрации геев и лесбиянок, преследуются проявления национальной вражды. Практически отсутствуют бездомные и нищие. Минимальный размер пособия составляет 800 €, средний размер пенсии – 2000 €. Для бездомных существуют бесплатные ночлежки. Мы наблюдали в трамвае, как одному обкуренному мужчине сделалось плохо. Трамвай остановился, мужчину вывели и посадили на скамейку, а водитель по мобильнику вызвал скорую помощь. Для Москвы – это нонсенс. Есть проблемы с гастербайтерами. Например, марокканцы, включая получивших гражданство, не желают работать и занимаются торговлей наркотиками. Кстати о наркотиках. Сильно действующие наркотики, создающие наркозависимость – запрещены. Продажа слабых наркотиков (в небольших дозах – 3,5 гр. марихуаны или гашиша) разрешена. Каждая семья имеет право вырастить на своем балконе 2 кустика конопли для внутреннего потребления. Проститутки – равноправные трудящиеся. Их права защищены законом, они имеют свой профсоюз, платят налоги, зарабатывают пенсии, проходят регулярные медицинские освидетельствования.
Мы много бродили по городу. Нас поразило обилие велосипедистов и велосипедных дорожек, занимающих значительную проезжую часть. Велосипедисты носятся на огромных скоростях и кроме переходов имеют везде преимущественное право проезда. Это означает, что пешеход, сбитый велосипедистом не на «зебре», будет признан виновником происшествия и будет полностью оплачивать и своё лечение, и ущерб, нанесенный велосипедисту и велосипеду. По всему городу установлены турникеты для «причаливания» велосипедов, но довольно часто их просто бросают на пешеходных дорожках.
В Амстердаме практически нет преступности и можно безопасно бродить по любым кварталам города в ночное время. Единственно, очень распространена кража велосипедов, поэтому жители предпочитают ездить на старых велосипедах. Голландия имеет лучшие в Европе дороги. Они изобрели асфальт, впитывающий влагу, поэтому на асфальте нет луж. Тротуары выложены преимущественно кирпичом и плитами, сквозь щели между которыми легко проникает вода. Машины имеют только состоятельные горожане, поскольку страховка, налоги и парковочные места стоят очень дорого. Такси не останавливаются на сигнал поднятой руки. Их можно заказывать на дом или в отели или брать на специальных стоянках.
Очень интересна архитектура домов. Архитектурный стиль так и называется – голландский с островерхими красными черепичными крышами и мансардами. Фасады облицованы мелким кирпичом из терракоты тёмно-бардового цвета и украшены лепниной и швами из белой глины. Как принято в Европе дома примыкают один к другому, что позволяет удешевлять строительство. Не многие жители Амстердама могут приобрести собственный дом. Цены на жильё перебивают московские (5-6 тыс. Евро за 1 кв. метр).
Центр города примыкает непосредственно к порту, а вокруг полукружьями в несколько рядов расположены каналы. Все они искусственного происхождения, неглубокие (примерно 3 метра в глубину) и прорыты для защиты города от наводнений. Периодически через открываемые шлюзы производится промывка каналов, поэтому в Амстердаме не чувствуется стойкий запах фекальных вод, как, например, в Венеции.
Голландцы очень любят кофе и в течение дня выпивают по 10-12 чашечек. Во всех кафе, куда мы заходили, готовят отменный кофе. Мы просто упивались и капучино и экспрессо, особенно в прохладные дни. Голландцы готовят к чаю бутерброды с особой малосольной селедкой и угрями, которых вылавливают в Северном море. Мы попробовали и то и другое – оказалось необыкновенно вкусно, особенно мясо угрей. Голландцев не назовёшь чревоугодниками. Едят они мало и довольно простую пищу. Священное время обеда 18-20 часов. В эти часы не принято ходить в гости и беспокоить друг друга по любым поводам.
В музее Ван Гога мы провели целый день. В собрании музея 200 живописных работ художника из 850-ти, написанных им за последние 10 лет его жизни. Трудно назвать другого художника, работы которого обладали бы столь мощной энергетикой, как работы Ван Гога. Как говорил он сам: душа его пылала, «…словно раскаленная добела сталь». Этот человек как будто постоянно находился в судорожном порыве и кипучих страстях. Эта страстность отразилась в его многочисленных автопортретах натюрмортах и пейзажах. Самое большое впечатление осталось от одной из его последних работ, написанных глубоко больным человеком в лечебнице в Сен-Реми. Это - «Ирисы». Необыкновенное сочетание музыкальной выразительности и цветовой гармонии.
Ещё почти целый день был потрачен на Рейксмузеум – главное хранилище голландской живописи. В экспозиции выставлены работы Рембрандта, Франса Хальса, Веронезе, Гойи и многих других известных художников. Мы добрались до дома, где жил Рембрандт, но на посещение музея просто не хватило сил. Музей Франса Хальса в Харлеме не произвел на меня большого впечатления, зато мы проехались на конке по всему небольшому и очень уютному городку в 15-ти минутах езды на электричке от Амстердама.
Побывайте в этом красивом и очень самобытном городе - не пожалеете!!!