День 4. Новороссийск обзорный

Владимир Зезиков
          - Итак, сегодня едем в Новороссийск. Надо не только развлекаться, но и изучать свою историю, ибо история Новороссийска - это история всей наше страны, - едва проснувшись, глубокомысленно изрёк Мокушка. - Давай завтракать да пошли на остановку.

          - А может, сегодня выходной устроим, - хриплым голосом прошептала Клавдия. То ли она ещё не проснулась, то ли простыла.

          - Нет, деньги заплачены, надо ехать, - настаивал Мокушка.

          - Да ну тебя. Отчётный документ есть? Есть. Давай спать.

          - Нет, поедем. Если мы будем расслабляться, то можем расслабиться до конца, да не дай Бог я начну пить, как её, «родненькую».
Этот аргумент мгновенно подействовал на Клавдию, она быстро встала, сварганила кое-какой завтрак и к назначенному времени наши путешественники были на «точке». Люди уже собрались и ждали автобус. Кассир обещала транспорт с кондиционером. В этот день жара начала донимать рано и все были на взводе.

          - Если подадут автобус без кондиционера, от поездки надо отказываться, - изрёк один отдыхающий, - потому что не экскурсия будет, а мучение.
Буквально через пять минут подошёл автобус. Это был «Икарус», у которых отродясь не было кондиционеров.

          - Автобус с кондиционером? – спросила молодая женщина. - Если кондиционера нет, я не поеду.
К изумлению Мокушки водитель ответил:

          - С кондиционером, с кондиционером.
Владимир Иванович промолчал. А Бог его знает, может водитель сам поставил этот самый кондёр.

          «Точка», на которой сели в автобус Мокущки, была последней, и поэтому экскурсовод, посадив их, дал команду водителю следовать в Новороссийск. На перекрёстке Северная – Крестьянская образовалась приличная автомобильная пробка.

          - Ну вот, ещё из города не выехали, а уже пробка. И всё потому, что регулировщика поставили. Когда его нет и пробки нет. Как его, бедолагу, поставят - так пробка, - изрёк водитель с досады.

          Пассажиры подтвердили его мнение негромкими восклицаниями. Потеряв пять минут времени, через улицы Крестьянскую и Анапский проспект, выехали на основную трассу. Автобус покатил по чудесной асфальтированной дороге, покачиваясь на неровностях.
Экскурсовод представился Владимиром Ильичём, представил водителя, рассказал о правилах поведения в туристическом транспорте.

          - Правила правилами, - выкрикнул кто то из салона, - но сзади вас не слышно, это во-первых. А во-вторых, когда включите обещанный кондиционер. Воздух из отверстий прямо аж горячий прёт.

          И действительно, в салоне нечем было дышать, жара стояла страшная, и только немного свежего воздуха поступало в открытые окна.

          - А чего ж вы молчите, давно надо было сказать, - громко ответил водитель.
После чего он чего-то там на передней панели переключил, и из отверстий пошёл более прохладный поток воздуха.

          - Ну что, прохладный воздух пошёл?- спросил он, обращаясь в салон к туристам.
Десятки рук взметнулось к воздуховодам и, ощутив более прохладный воздух, удовлетворённо констатировали:

          - Пошёл, пошёл, спасибо.

          Экскурсовод продолжил свой рассказ. Теперь он уже рассказывал о войне, которая прокатилась по этим местам.

          - Город Анапу фашисты захватили 31 августа 1942 года. Более года анапчане ждали своё освобождение. Не просто ждали, а действовали. Здесь большой размах получило партизанское движение. Командовал этим движением секретарь анапского райкома партии Егоров. Мы выезжаем на трассу, идущую в город-герой Новороссийск, и вот здесь недалеко от этого места, у хутора Курбатского, Сурен Аракелян повторил подвиг Александра Матросова. Ему было присвоено звание героя Советского Союза посмертно. 21 сентября 1943 года 180 десантников во главе с полковником Самбуровым высадились в Анапе. Анапа была освобождена, а именем Самбурова была названа одна из улиц нашего города.

          В автобусе было нестерпимо жарко. Но рассказ экскурсовода завораживал людей, и они были очень внимательны. Тем более, что в задней части салона было шумно от работающего двигателя и людям приходилось напрягать слух.

          - Мы поднимаемся на Баканский перевал. В народе эта дорога называется «тёщин язык». Никто не знает почему? Может быть, кто-нибудь из вас всё-таки знает? Тогда подскажите, почему извилистая дорога в гору называется тёщиным языком?
Все промолчали.

          Только что мы проехали посёлок Верхнебаканский и поднялись на перевал.
Слева мы проезжаем памятник лесоводам, засадившим перевал лесом.
А сейчас мы проезжаем памятник-танк, посвященный воинам, оборонявшим Новороссийск в августе сорок второго года. Здесь был рубеж и назывался он «орлиное гнездо».

          А теперь посмотрите в правые окна автобуса. Перед вами открывается вид на анапскую долину. Сегодня чудесная погода, и там, в дали, мы видим Анапу и узкую полоску Чёрного моря.

          И снова слева от нас памятник - пушка посвященная героям 31 батареи под командованием старшего лейтенанта Лаврентьева. В течение шести суток, ведя огонь из двух 152 мм орудий прямой наводкой, батарея помогала нашим частям отбивать атаки вражеской пехоты. Израсходовав все боеприпасы, артиллеристы взорвали пушки и по приказу командования отошли к защитникам города.

          - Володя, сколько памятников стоит подряд. Серьезные, видать, здесь были события за много веков.

          - Конечно. Тысячи лет человек жил в этих местах, - ответил Владимир.

          - А сейчас перед нами открывается вид на Цемесскую долину, - продолжал экскурсовод. - В ней расположился город-герой Новороссийск и сопутствующие ему посёлки; Владимировка, Кириловка, Гайдук, Цемдолина.

          В Новороссийске проживает около 200 тысяч человек, а в посёлках около 100 тысяч человек.

          Война сюда пришла задолго до того, как фашисты подошли к Новороссийску. Уже в ночь на 23 июня 1941 года вражеские самолёты сбросили в море в Цемесской бухте морские мины, пытаясь блокировать город, а с 28 июня Новороссийск почти каждый день подвергался бомбардировке с воздуха.

          С 5 по 10 сентября шли бои за город. 11 сентября 1942 года Cовинформбюро передало по радио: «В течение 11 сентября наши войска вели упорные бои с противником … После многодневных ожесточённых боёв войска оставили город Новороссийск». Но даже Совинформбюро ошибалось, полностью город немцы аккупировать не смогли. Территория за цементным заводом «Пролетарий», никогда не была отдана фашистам, а они это место назвали «глоткой дьявола»

          Оккупанты на Кубани пытались сначала представить себя в роли «освободителей» казачества и кавказских народов, но не получилось из них освободителей, не поддержали их казаки. Тогда они замучили и убили 61 тысячу кубанцев, около 32 тысяч юношей и девушек угнали на каторжные работы в Германию. Здесь зверствовала зондеркоманда СС-10А, и впервые были применены душегубки.

          Посмотрите в окна справа. Мы проезжаем памятник «Непокоренным». Памятник установлен на братской могиле, в которой захоронены мирные жители и воины – десантники. Это стела, а на переднем плане выполнены из бронзы скульптурная группа – старик, у которого не хватило сил встать в полный рост, но он пытается закрыть собой две молодые жизни; за ним стоит молодая женщина, в подол платья которой спрятал голову ребёнок.
Из 90 тысяч человек, проживающих в Новороссийске перед войной, из города не смогли уйти 40 тысяч. Сразу же после оккупации началось планомерное уничтожение фашистами оставшихся людей. А это были в основном старики, женщины и дети.

          После освобождения города в нём в живых нашли только четыре человека. Чудом уцелела семья Марии Александровны Ткаченко. Сама Мария Александровна, её двое малолетних детей и старуха-мать. Она повесила на двери своего дома табличку с надписью «тиф». Фашисты побоялись войти и заразиться, и семья, не выходя из дома, дождалась освобождения.

          - Боже мой. Как страшно здесь прошла война, – прошептала Клавдия, вытирая слезы.

          - Да. Это так. Там, в тылу, было тоже тяжело, но наши родители хоть выжили, а здесь…

          - Итак, мы въезжаем в город по улице Анапское Шоссе. Если вы помните из Анапы выезжали по улице с таким же названием,… - продолжал Владимир Ильич.
Когда остановились на Малой Земле, Мокушка не выдержал. Он несколько отстал от общей группы и спросил водителя:

          - Послушайте, вы шофёр и я шофёр. Я знаю, у Икарусов нет кондиционеров, да и ехали мы при открытых окнах, а при включении кондиционеров окна должны быть закрыты. Скажи мне, как водитель водителю, что ты сделал, что бы воздух из воздуховода пошёл прохладным? Честное слово, никому не скажу.
Водитель покраснел, засмущался, но всё-таки ответил:

          - Да я перед самым отправлением печку включил, а когда из салона попросили включить кондиционер, выключил. Вот воздух то и показался людям прохладным после нагретого. Но ты меня уж не выдавай, а то работы лишусь.

          - Ну ты даёшь, брат. Ладно, договорились, не выдам,- пообещал водителю Мокушка, а сам удивился своей несообразительности, ведь это так просто. Пока экскурсовод вёл группу сначала к стеле, а за тем к смотровой площадке, которая располагается около ансамбля «Малая Земля», Владимир Иванович с водителем немного поговорили о своих шоферских делах.

          Пока Мокушка догонял группу, Владимир Ильич уже закончил рассказ о Малой Земле и вёл свой рассказ о Цемесской бухте:

          - … лучшая природная гавань на Черноморском побережье Кавказа. Бухта отделена от моря мысом Дооб и Суджукской косой, расстояние между ними более 9 километров, в средней части ширина - 4,5 км. В бухту впадает река Цемес. К северо-западу от мыса Дооб расположены мыс. Пинай и мыс Шисхарис. Они делят восточный берег на 3 почти равные части. В районе бухты часто бывает сильный северно-восточный ветер, который называется бора, в честь бога ветров Борея.

          Стремительный северо-восточный ветер норд-ост и разрушительный ветер бора - возникают от сибирского антициклона над Чёрным морем. Скорость ветра при боре достигает 40 м/с. Бора повторяется до 40-50 дней в году. Когда при боре выпадает снег, наступает обледенение. Норд-ост проникает из Новороссийска и в Анапу, но слабее.

          А сейчас у вас есть возможность посетить мемориальный комплекс «Малая Земля» и музей оружия. Билеты вы приобретаете в кассах самостоятельно, встречаемся через сорок минут в автобусе.

          Архитектурно – скульптурная композиция напоминала десантное судно, стремительно выходящее на берег. На левом борту символического корабля скульптурная группа из 9-ти бронзовых десантников, которые готовятся сойти на берег. Особенно запоминался образ комиссара в ушанке, матроса в тельняшке и девушки-санитарки. Они все были устремлены в едином порыве вперёд.

          Владимир с Клавдией зашли в галерею боевой славы, что находилась внутри сооружения. Торжественная лестница вела наверх к носу корабля. Купили в кассе два билета, к сожалению, всего лишь по пятьдесят рублей, и, когда народу собралось достаточно, входные двери закрылись, и все под торжественную музыку пошли наверх.
С обеих сторон были расположены знамёна, на которых начертаны наименования воинских частей, отличившихся в боях за Новороссийск, и барельефы воинов-десантников малоземельцев. В верхней части площадки - пробоина, имеющая очертания малой земли, а в ней скульптурное изображение сердца.

          Остановились. Все замерли. Много вспышек фотоаппаратов. Звучит музыка, хорал «Память», несколько раз бьётся золотое сердце.
Впечатление огромной силы заполнило души супругов Мокушек. В полном молчании они спустились по ступеням парадной лестницы и вышли на набережную Цемесской бухты.

          - Да, впечатляет, - тихо сказал Владимир. - Только вот о боях на малой земле я от экскурсовода в музее ничего не услышал.

          - О боях рассказывал Владимир Ильич, когда вы с водителем разговаривали, а в музее об этом не говорили, - так же тихо ответила Клавдия.

          - Ну что, пойдём в музей оружия?

          - Я думаю, не стоит. Когда будем на крейсере, этого оружия там насмотримся.
Они потихоньку прошлись по набережной. Внизу на галечном пляже загорали и купались люди. Они были веселы и задорно играли с морскими волнами. Им не было дела до мемориала «Малая Земля», они просто отдыхали. И этот контраст настроений, людей вышедших из музея и купающихся, особенно бросался в глаза.

          Остановились около музея оружия. Несколько человек из их автобуса гуляли среди экспонатов. Особенно привлекал внимание тяжёлый так ИС (Иосиф Сталин).

          - Сколько оружия придумали для уничтожения человека, а он, этот самый человек, здесь выстоял, продержался аж 225 дней,- произнёс Мокушка.

          - Выстоять-то выстоял, но из 800 первых малоземельцев здесь выжило только 47, - грустно сказала Клавдия. - На каждого было сброшено по 1250 килограммов бомб и снарядов. Ужас. А сколько их погибло потом?

          С Малой Земли автобус отправился без опоздания. Владимир Ильич ещё при высадке предупредил, что бы при посадке все сдали по пятьдесят рублей на посещение крейсера «Михаил Кутузов». Поэтому, когда автобус тронулся, деньги были уже собраны, и он начал свою экскурсию.

          - Сейчас мы едем на корабль-музей крейсер «Михаил Кутузов». В Санкт-Петербурге стоит крейсер «Аврора», во Владивостоке – «Красный Вымпел», а вот здесь – «Михаил Кутузов». Для того, чтобы вас приготовить к посещению корабля, я проведу маленький экскурс в историю кораблестроения.

          Процветание городов, богатство и благополучие свободных граждан прямо зависели от числа рабов, купленных или захваченных в военном походе. Аристотель учил: «Охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначены к подчинению, не желают подчиняться. Такого рода война по природе своей справедлива»
Поэтому за земли и рабов разгорались баталии не только на суше, но и на воде.
Саламинское сражение между греками и персами на море произошло за 150 лет до завоевания Персидского царства Александром Македонским, а именно в 480 году до н.э. Со стороны персов было выставлено до 1200 боевых кораблей, а у греков 270. Греки в том сражении победили, но бились тогда таранами, мечами и копьями. Корабли сначала брали на абордаж, а затем воины вступали в схватку.

          Римляне первыми догадались ставить на палубах больших кораблей метательные машины балисты и катапульты. Балисты (большие луки) метали в неприятельские корабли камни, тяжёлые стрелы, копья, окованные железом брёвна на расстояние до одного километра. Катапульта бросала камни, горшки и бочки с горючей смесью на расстояние до 400 метров. Одним из первых удачно применил метательные машины Гай Юлий Цезарь в 55 году до н.э. при нападении на Британию.

          В Европе первые артиллерийские выстрелы услышали жители испанского города Саракозы. Эту крепось в 1118 году обстреляли арабы. Сами они узнали секрет пороха и пушки от китайцев и индийцев. К середине XIY века по всей Европе начали делать пушки. Стреляли такие орудия на расстояние 50-100 метров и делали максимум 2 выстрела за час. Но артиллерийское производство всё время совершенствовалось. Одна новинка приходила за другой.

          Стреляли из пушек вначале каменными ядрами, а затем чугунными ядрами, картечью, зажигательными снарядами (чугунные ядра обмазывали смолой и серой), бомбами (у бомбы поджигали фитиль и с горящим фитилём закладывали в ствол), книппелями (два ядра скреплённых между собой цепью, выстреливались из соседних орудий, заложенными в каждое по ядру).

          Поскольку пушки были тяжелые, а к их весу надо добавить и вес ядер, то судостроители старались делать корабли все крупнее и крупнее. Появились корабли с командой в тысячу человек, вооруженные сотней пушек.

          Установка пушек на корабли стало прорывом в военном искусстве. И корабли стали называть с количества пушек. Пятидесяти пушечный фрегат, сто пушечный линейный корабль. В чём же дело? Почему каждая пушка имела такое громадное значение? А вот почему. Во-первых, в бою корабль имел возможность использовать только половину пушек, потому что они стояли по бортам, а во-вторых, каждая пушка могла произвести один выстрел в течение не менее пятнадцати минут. А кроме того корабли были парусными и их боеспособность зависела от направления и скорости ветра.

          Владимир с Клавдией отвлеклись на мелькавшую за окном местность.

          - Смотри, смотри, самолёт ИЛ–2 - летающий танк, о нём Владимир Ильич говорил, когда сюда подъезжали.

          - А вот матрос с гранатой, это передний край Малой Земли.

          - А сейчас проезжаем улицы; Свободы, Советов, Революции 1905 года, Новороссийской Республики - это героическое революционное прошлое города.

          - Смотри,  памятник Брежневу. Только здесь, больше, наверное, нигде такого памятника нет.

          - … В 1804 году в Париж приехал уже известный в Европе изобретатель Фултон. Он предложил Наполеону построить флот который не будет зависеть от ветра, но Наполеон не заинтересовался пароходом. Обиженный изобретатель уехал в Америку, и в 1807 году построил там первый пароход – «Клермон». Но у парохода были водяные колёса, которые были отличной мишенью и поэтому этот корабль был военными не оценён. В дальнейшем изобретение винта произвело революцию на флоте.

          Корабли стали делать металлическими, гребные винты находились под водой, паровую машину установили глубоко в трюме и защитили бронёй от снарядов неприятеля.
Первый стальной броненосный корабль в России был построен в 1861 году – канонерская лодка «Опыт». Лодка была водоизмещением 270 тон и показала высокие боевые и ходовые качества. В связи с этим уже в 1869 году был заложен эскадренный броненосец «Пётр Великий» водоизмещением 10 тысяч тонн. Он стал лучшим броненосцем того времени и его борта защищала броня толщиной 356 миллиметров. В двух броневых башнях стояли по две пушки калибром 305 миллиметров, которые стреляли снарядами весом в 300 килограммов и на расстоянии двух километров пробивали 300-миллиметровую броню. Две паровые машины позволяли развить ход более 14 узлов.

          И началось соревнование между калибром пушек и бронёй корабля, - продолжал экскурсовод, - так появились тяжёлые линейные корабли; линкоры. Толщина брони у них достигала сорока сантиметров, а калибр пушки 405 миллиметров. После войны нужно было строить новый флот. Но к этому времени изобрели новые бронебойные снаряды, и исчезла зависимость «броня – калибр». Не стало смысла строить тяжелые корабли с толстой бронёй. Тогда решили строить лёгкие крейсера, один из которых уже показался нам во всей своей красе. Адмиралы того времени такие крейсера ласково называли «карманными». Прошу любить и жаловать, перед вами лёгкий «карманный» крейсер 58-бис проекта «Михаил Кутузов»!

          Через несколько минут вся группа уже была на борту этого замечательного корабля, в своё время поразившего весь мир красотой обводов, скоростью и мощью. Мокушка вспомнил свою службу в морской пехоте, выходы на десантных кораблях в море, и душа его запела. Особый запах корабля - смешанный из запахов железа, краски, масла, гари и сваренного на камбузе обеда кружил голову. А Клавдия взялась за его руку и не отпускала её до самого выхода с крейсера. Она боялась споткнутся о высокие пороги, «комингсы», как сказал Володя. Боялась потеряться, поскользнуться и Бог его знает, что она ещё боялась, но она знала точно, что здесь на каждом шагу её ждут опасности.

          По крейсеру экскурсию вёл их же экскурсовод Владимир Ильич. Оказалось, что он, когда то в далёкой юности, служил на таких же кораблях на Дальнем Востоке и до сих пор всё хорошо помнил.

          - Длина корабля - 210 метров, ширина - 22 метра, полное водоизмещение – 16635 тонн, высота борта 13,5 метров, - продолжал Владимир Ильич. - Мощность главной установки – 12800 лошадиных сил, экономическая скорость 18 узлов, крейсерская – 23,4 узла, полный ход – 32 узла, дальность плавания …

          - И как всё это можно запомнить? Да и слова-то какие-то непонятные, иностранные что ли, - думала Клавдия, и её охватила гордость за своего мужа, потому что когда-то давно он так же был одним из тех матросов, которые плавали, фу ты, ходили, как он говорит на таких замечательных кораблях. Таким образом, группа шла за своим экскурсоводом, слушая его рассказ о крейсере, его экипаже, о людях, постепенно приближаясь к носовой части корабля.

          Когда вступили на нос, оказалось что эта часть корабля называется вовсе не нос, а бак, и шли они не по полу, а по палубе, и она была не деревянная, как это показалось Клавдии, а бронированная и покрытая для удобства паркетом.

          - Володя. Так всё интересно. А для чего предназначена эта штука? - и она показала рукой на металлический толстый порог, расположенный поперёк корабля.

          - А это волно-отбойник, - ответил Владимир Ильич. - Взгляните за борт, сколько метров до воды?

          - Метров 12 – 13, - раздались голоса.

          - Действительно, здесь двенадцать метров. Так вот, корабль так качало во время шторма, что нос корабля захватывал волну, и она шла по палубе вдоль корабля. Чтобы она не прошла по всему кораблю от носа до кормы, волно-отбойник сбрасывал её за борт. А сейчас идемте внутрь крейсера, мы с вами побываем в кают-компании.

          - Володя, а мы не заблудимся? – прошептала Клавдия.

          - Да что ты. От меня не отставай, и всё будет в порядке, - гордо ответил ей Мокушка.

          Клавдии было так приятно рядом со своим Володей, что глаза её стали мокрыми. Увидев, что Клавдия чуть не плачет, Мокушка забеспокоился:

          - Да ты что, дурёха, переживаешь что ли? Вон сколько людей спускается во внутрь корабля, и никто не боится. Не расстраивайся, всё будет хорошо.
Клавдия, конечно же, не призналась мужу, почему у неё глаза вдруг стали мокрыми, но ей была так приятна его забота о ней.

          В кают-компании было просто всё замечательно. Мокушка, хотя и служил в морской пехоте, но никогда не бывал в офицерской кают-компании. Это помещение поразило его своей грациозностью, законченностью и красотой. Накрепко закрепленные столы и крутящиеся кресла, бюст Михаила Кутузова, рояль, шахматный столик, окно выдачи пищи – все здесь было доведено до логического совершенства, пахло стариной и надёжностью, прекрасно работало, хотя почти за шестьдесят лет не было ни одного капитального ремонта.

          - У каждого офицера было своё место, определённое «расписанием по кораблю». Вот за этим столом сидели командир корабля и его старший помощник. Кстати, на этом корабле бывал первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Как вы думаете, куда командир корабля посадил Юрия Алексеевича при его встрече с офицерами корабля? Так что у вас есть уникальная возможность посидеть на том же диване, на котором сидел Юрий Алексеевич.

          Несколько детишек сразу же поспешили занять место командира корабля. Так как их было немного, на диванчике всем хватило места.

          - Матросы и старшины жили на корабле, не покидая его месяцами, а то и годами. Ежегодных отпусков на родину не предусматривалось, но настойчивые войны заслуживали себе отпуск, а иногда и не один. Поездку домой можно было заработать хорошей службой, каким-то отличием по службе и ловлей крыс. Да, да, именно ловлей крыс, я не оговорился. Их на кораблях было очень много, и на разных кораблях существовала норма их уничтожения, за выполнение которой предоставлялся отпуск. Эта норма на разных кораблях колебалась от 75 до 120 штук…

          - Володя, я что-то устала, экскурсовод так много говорит, - тихо прошептала Клавдия.

          - Да ты не слушай, а просто посиди. Это у тебя боязнь замкнутого пространства или морская болезнь, мы же на плаву.

          - Скорей бы наверх.

          - Несмотря на то, что корабль очень большой, личному составу не разрешалось находиться где попало. Военнослужащий мог быть только в строго назначенном месте, а это: в кубрике, в котором он проживал, на боевом посту, где исполнял свои боевые обязанности, на камбузе, где получал пищу, на верхней палубе, где было место построения его подразделения, и ещё в паре мест определяемых его книжкой «боевой номер».

          Существует такая байка. Однажды в одну сибирскую деревню после трёх лет службы вернулся матрос. Все деревенские девки – его. Ходит по деревне, бескозырка на затылке, играет на гармошке и самогон пьёт. Через неделю приезжает его одноклассник, точно такой же как и он. И случился между ними такой диалог:

          - Привет, братан.

          - Привет, а ты где служил?

          - На Дальнем, а ты где?

          - Я тоже на Дальнем. А где на Дальнем-то?

          - Я во Владике. А ты где?

          - Я тоже во Владике. А ты, на каком причале-то стоял?

          - Так на 33. А ты на каком?

          - Вот те раз. И я на 33. А ты на каком корабле-то служил?

          - Я то? На «Сенявине». А ты на каком?

          - Так и я на «Сенявине» …???

          Вот так. Прослужили два одноклассника по три года на одном корабле и ни разу не встретились?

          Тяжело, конечно, верить этой байке, но нет дыма без огня.

          - А я верю, – громко сказал Мокушка. – Когда я служил, кстати, тоже во Владике, у нас служил лаборантом на полигоне связи старшина 2 статьи Бабурин. Спали мы в кубрике на 28 человек. И вот, пришло к нам молодое пополнение. Прожили они у нас четыре месяца, и однажды этого Бабурина вызывает командир взвода и спрашивает.

          - Бабурин, вы призывались из Ленинграда?

          - Так точно, товарищ капитан-лейтенант, из Ленинграда.

          - Так почему же своего, одноклассника не признаёте?

          - Какого одноклассника.

          - Да сегодня ко мне подходит матрос Мишин и спрашивает, из Ленинграда ли вы? Я у него выясняю, а зачем ему это надо? А он мне ответил, что если вы из Ленинграда, то вы с ним учись в одном классе.

          - Да, - сказал Бабурин, - у нас в классе учился такой Мишин Сергей, так наш Мишин, разве он?

          Впоследствии оказалось, действительно, одноклассники. Только вместе они учились до восьмого класса. Затем Мишин поступил в техникум, а Бабурин закончил 10 классов. Поэтому Бабурина призвали в армию на год раньше Мишина. А расстояние от матроса до старшины гораздо больше, чем от матроса до офицера, вот этот матрос и побоялся обратиться к Бабурину, а обратился к командиру взвода.

          Мнение людей разделилось, одни считали что так может быть, вторые - что это не возможно, и по кают-компании пошёл небольшой шум.

          - … Вот и заканчивается наша экскурсия по кораблю. Сейчас потихоньку идёте за мной, все поднимаемся на верхнюю палубу и следуем на выход к наклонному трапу. Не спешите, пожалуйста, главное – безопасность.

          Когда сошли с корабля на причал, у Клавдии быстро прошли все её страхи и переживания. Через несколько минут вся группа уже грузилась на теплоход, стоящий у другого причала и предвкушала морскую часовую прогулку.

          Тихо заработал движок, и катер, отдав концы, заскользил по поверхности Цемесской бухты. Владимир Ильич тоже был на нём. Но так как переносного микрофона у него не было, он рассказывал о местах, которые были видны с катера только соседям по скамье.

          - С борта нашего катера мы видим Новороссийский порт. Порт огромен. Через него проходит около 30 процентов всех внешнеторговых грузов России и более 25 процентов всего нефтеэкспорта страны. Сейчас мы проходим рыбный порт, базу моряков пограничной службы, главный причал...

          Море немного покачивало, но Клавдия чувствовала себя хорошо.

          - Как себя чувствуешь? - спросил Мокушка.

          - Хорошо, – ответила Клавдия. И ей действительно было хорошо и от катера, и от моря, а ещё больше от заботливого мужа, который за последние несколько часов уже неоднократно поинтересовался её здоровьем. Она потихоньку прижалась к нему, положила свою уже немолодую головку на его плечо и вспомнила своё далёкое прошлое, то время, когда они были молодыми и дружили по вечерам, а часто и до глубокой ночи. Отец её после таких прогулок утром ругал, но ничего сделать не мог. И ей действительно сегодня было очень хорошо.

          - Вот мы проходим западный мол, затем – восточный...

          - А теперь посмотрите направо. Вон там находится «Малая Земля», с которой мы несколько часов назад уехали.

          - Да сколько же можно говорить, - тихо думала Клавдия. - Надоел уже. Её душа требовала уединения, и всё постороннее ей сейчас мешало.

          Дошли до плавающего маяка, катер развернулся и таким же неспешным ходом стал возвращаться на свой пирс. Люди уже спокойно, без всякого ажиотажа, смотрели на проплывающие мимо село Кабардинку, мыс Дооб, картины гор, домов, портов, кранов, судов и причалов. Всё им уже было знакомо, и они ждали окончания прогулки.

          - А теперь мы едем на винзавод «Мысхако», - заявил Владимир Ильич, когда все собрались в автобусе.

          - Может не надо винзавода? - очень тихо и неуверенно промямлил Мокушка.

          - Как не надо? Вот мы, например, специально на эту экскурсию поехали, что бы вина прикупить, - заявила одна дамочка.

          - И мы тоже.

          - Товарищи, винзавод у нас по плану, так что кто не желает приобщиться к группе, которая идёт дегустировать и закупать вина, может просто погулять по площади перед заводом или купить вино в магазине.

          - А нам с тобой Клавдия нельзя дегустировать, так что погулять придётся.

          - Ну как сказать, как сказать? Тебе, конечно, нельзя, а мне-то можно.

          - А как на это дело посмотрит Мария Ивановна? Когда начнёт разбирать талончики, да счета. Скажет: «Енто что ещё за винзавод, значит, выпивал». И последствия могут быть необратимы.

          - Это тебе она сказала не выпивать, а про меня разговору не было, - отрезала Клавдия. – Я что не могу разговеется? Я могу отдыхать, как хочу и буду отдыхать как хочу!
От её недавней мягкости и любви к нему, почему-то, и следа не осталось. Вот и пойми этих женщин.

          До винзавода доехали быстро. Владимир Ильич только и успел, что собрать деньги на экскурсию.

          Было уже поздновато, шёл седьмой час, но туристов у входа на завод встречала приятная девушка. Она представилась и, переговорив с Владимиром Ильичём, предложила всем, у кого были жетоны, пройти за ней. Группа ушла, а Мокушка вернулся к автобусу и, подсев к водителю, завёл свои «шоферские» разговоры.

          Группа туристов шла по заводу и слушала экскурсовода винзавода «Мысхако».
За день Клавдия прилично устала и была очень рассеяна. В цехах людей уже не было, так как рабочий день закончился, и группа прошла по пустым помещениям, прослушав рассказ о производстве вина и его реализации.

          - Наш винзавод поставляет вина в Кремль. Одно это говорит о качестве нашего вина…

          Затем группа зашла в подвал, в котором во время боёв на малой земле находился Леонид Ильич Брежнев. В дальнем углу винного тоннеля была сделана выгородка, называемая «землянкой» в которой и пребывал Брежнев. Обстановка в «землянке» была приведена в соответствии того времени. Военный, грубо сколоченный стол, на стенах оружие и т. д. И снова на Клавдию нашло то неприятное чувство, которое она испытала на корабле, но там рядом был её Володя, а здесь его не было, и она поспешила выйти из подвала на свежий воздух.

          В дегустационном зале всех посадили за столы, они стояли так, как стоят в аудиториях институтов, и поэтому все оказались лицом к экскурсоводу. На каждом столе было по шесть наполненных вином фужеров.

          - Хорошо, что Володьки нет, - подумала Клавдия, - а то бы точно не удержался, а там, куда вынесет, а вынесло бы его в запой. Ой, что-то я, не о том думаю.

          - «Шардане Мысхако». Сухое белое вино, с тонами полевых цветов, груши …
Клавдия внимательно слушала экскурсовода, пробовала вино, но ни какого запаха полевых цветов, а тем более груши не ощущала.

          - Наверное, это не для нас. Всю жизнь пили самогон, водку да медовуху, а здесь «Шардане Мысхако», растеряешься, однако.

          - «Рислинг Мысхако». Сухое, освежающее белое вино с тонами зеленого яблока …

          - Да зачем в виноградное вино яблоки то кладут, да ещё и зелёные? Ну и пили бы вино из яблок. Вон у нас в заброшенном саду этих яблок – море. Некоторые мужики те яблоки собирают и неплохую «яблоневку» делают. А ещё, когда с водкой, при Горбачёве был дефицит, так весь яблочный сок в магазинах раскупили. Откроют банку сока, немного из неё через край банки попьют, резиновую перчатку вместо крышки на горлышко натянут и на окно, на солнышко. Через пару дней перчатка надуется и всех проходящих приветствует. Тогда почти во всех окнах такие надутые перчатки стояли. А как только перчатка сдуется да опустится, тут и в гости к соседу зайти не грешно, значит, у него есть, чем встретить этого самого гостя, - думала Клавдия, а голова у неё начала потихоньку кружиться, и она снова вспомнила своего Володю. Наверное, зря она не разрешила ему посетить дегустационный зал. Хотя он и сам не просился.

          - «Каберне Мысхако по белому» отличается ягодным ароматом…

          - Да вот ещё вино и с ягодами пошло, но я то почему-то не чувствую в нём никаких ягод?

          - «Мускат Мысхако». Полусладкое белое вино обладает ароматом чайной розы и мёда…

          - А это вино, как я поняла, с лепестками чайной розы. Но мы же настойки на травах делаем, а почему же на винзаводе не могут этого делать? – думала Клавдия, а в голове у неё стали путаться мысли.

          - Скажите, пожалуйста, а вы для этого ещё и плантации роз сажаете или какими-то химическими добавками пользуетесь? – громко спросила она у экскурсовода.

          - Я вас не очень поняла, причём здесь плантации роз?

          - Ну, вы говорили что первое вино было с грушами, второе с зелёными яблоками, а это с лепестками роз.

          - Да нет, что вы, я такого не говорила. Я говорила, что вино имеет тона яблок, цветов, груш и так далее, но в них не добавляются эти фрукты или цветы. Эти тона вырабатываются сами при производстве вина из определённых сортов винограда.
В голове у Клавдии вообще всё перемешалось и, ответив: «Извините, я всё поняла»,- она тихонечко, без каких либо мыслей, стала пробовать остальные вина, почти не слушая девушку.

          - «Пино Нуар Мысхако» - сухое красное..

          - Ну, вот и экскурсовод уже ошибается. Я не поняла, она вместе с нами дегустирует что ли? Да нет вроде. Перед ней нет рюмок. Почему же тогда вместо вино, она говорит пино? - подумала Клавдия, но не стала оглашать свои мысли вслух.

          - «Кагор Мысхако» - десертное красное вино, с насыщенными тонами чернослива, шоколада, сливового джема. Содержание алкоголя 16% . Сахара 140 граммов на литр. Рекомендуемая температура сервировки 18-20 градусов.

          Клавдия выпила последний бокал, и наконец, в душе согласилась с милой девушкой экскурсоводом, но про себя добавила: «И является церковным вином».
Когда вышли на улицу, было уже темно. Володя ждал Клавдию около автобуса и сразу определил по её виду что она не просто так прогуливалась по заводу «Мысхако» и, очевидно, там она дегустировала вина не рюмочками, а стаканами.

          - Ты что много выпила?

          - Да нет, как все.

          - А почему такая пьяная?

          - Да просто опыта такие вина пить нет, вот немного и развезло.

          - Вино в магазине покупать будем?

          - Нет, Володя. У нас больше ценится водка да медовуха. А если возьмём, вдруг ты не утерпишь, так что не будем рисковать.

          - Тогда садись на свое место и отдыхай.

          Через некоторое время туристы, которые после дегустации зашли в ресторан, к этому времени магазин уже закрылся, а вино можно было купить только в ресторане, стали возвращаться в автобус. Большинство купили по ящику различных вин, а некоторые умудрились по две – четыре картонных коробки.

          - Для чего вы так много купили вина? - спросил Владимир Ильич у одной пары.

          - Да мы просто запаслись вином на год. Здесь оно дешевле, чем где бы то ни было, а кроме того мы точно знаем, что купили настоящее вино, а не подделку.

          - Так вы вино покупали не в магазине, а в ресторане, а там цены-то кусаются.

          - Да нет. Вина «Мысхако» в этом ресторане продаются без наценок. Так что разницы нет, где его покупать в магазине или ресторане.

          Закупка вин отняла у группы полчаса времени и вначале десятого, автобус отправился в Анапу. За день все прилично устали, водитель притушил свет, включил спокойную музыку, и туристы примолкли. Под мягкое покачивание автобуса многие задремали. Задремала и наша супружеская пара.

          И приснился Мокушке сон. По приезде на родину «прихватизировали» они с Клавдией брошенный сад. Восстановили выращивание яблок, черноплодной рябины, малины и прочей ягоды, что когда-то здесь выращивалась. Заняли у тёщи денег, построили небольшой винзаводик и стали производить яблоневое вино, самогон из рябины черноплодной, слив, груш и прочих фруктов и ягод. Делают же за границей вермут, а он ведь то же из яблок. И ценится этот вермут во всем мире. А выходцы из России в Канаде наш самогон назвали «бренди» и нам же его и продают. Но раз в мире не принимается наше слово «самогон», можно назвать его, например, «Пейпомалу». «Прихватизировать» сад оказалось совсем не трудно, он там ни кому не был нужен. Это только потом, когда винзаводик стал приносить доход, навалились на них десяток различных инспекторов и проверяющих. Нашлись какие-то старые хозяева этого брошенного сада и через суд стали требовать его обратно. А хуже того, заявились какие-то бандиты и потребовали для начала, пока не полностью встали на ноги, половину прибыли отдавать им. Вот тут-то он и пожалел, что не заказал у местного тренера по боксу Юрия Николаевича команду боксёров, которая бы их охраняла.

          Очнулся Мокушка при въезде в Анапу. Клавдия уже попросила водителя остановиться у семейного гипермаркета «Магнит». Когда автобус остановился, они вышли. Мокушка долго не мог стряхнуть с себя сон и всю дорогу тряс головой.

          - Что с тобой Володя, не заболел ли?

          - Да нет, всё нормально. Только вот сон чудный приснился. К чему бы это?

          Ночью сон долго не шёл к нему. А утром на листочке бумаги был написан очередной стишок.

Бороздил океаны, моря,
Постарел - опустил якоря.
В бухте стоишь ты теперь,
И для нас открыл свою дверь.

Грозные пушки молчат,
Давно уж в стволах не заряд.
Там птицы, гнездо и птенцы,
И трогать нельзя их, юнцы.

Сердце - машина молчит,
Хоть рабочая вроде на вид.
Тянутся с берега провода;
Энергии нет, а под днищем вода.

Не ходить тебе больше в моря,
Не кидать семитонные там якоря.
И твоя задача навечно поверь
Радовать нас и детишек теперь.