Давно это было

Леонид Карантаев
                Открыл, начал читать и давно ушедшее вновь  всколыхнулось в памяти …. 01.12.12.


Давно это было. В начале восьмидесятых того века. Лет 20 назад. В общем, в советское время, в социалистическую эпоху. Теперь, порой кажется, в другой жизни.
Тогда говорили – завод и держава (а, в общем, люди) оказали высокое доверие – послали блюсти честь заводской марки и достойно представлять державу за рубежом. Турция – ближайший наш сосед, «недоразвитая» капстрана, тысячелетний воинственный соперник  на Чёрном море, Кавказе, Балканах. Более того – ныне, нацеленный на СССР,  южный фланг стратегического противника – блока НАТО. И всё такое со всеми вытекающими для меня обязанностями. Правами? Пожалуй, нет – только обязанностями. Мне доверили, и  я должен высоко нести и ни в коем случае не уронить звание советского человека. А, в случае чего, я должен поступать так – то и так – то.  В общем, быть бдительным и осторожным. Всё просто и ясно. И в полном соответствии с этим, словом и делом я старался объяснить, рассказать, донести до сознания и доказать тем, с кем приходилось общаться, что могучий социалистический строй – самый лучший, самый прогрессивный и человечный в мире….
Был на известной в Анкаре фирме-дилере «Окутсан» переводчик, по имени Рухи Арыкан. Человек лет 30ти, интеллигентный, вежливый, тактичный, внимательный.  Очень импонировало его, кажется, искреннее желание понять тонкости  родного мне языка. Например, в чём, вопреки пословице, смысловая разница между выражениями «в лоб» и «по лбу»? Таких нюансов, над которыми, пожалуй, не каждый русский задумается. В общении - приятнейший человек. При этом о нём  поговаривали, что Рухи - не чужой в турецкой службе безопасности. Действительно, всеми делами советских специалистов по этой линии, занимался именно он.  Думается, вёл наблюдение, составлял досье в интересах Сигорты – госбезопасности.  В командировках «по городам и весям» Турции частенько сопровождал наших парней, в том числе, нередко, и меня. Бывало, часами тряслись вдвоём на, моём, видавшем виды, служебном «Москвиче» - я за рулём, он за штурмана. Дороги то уводили за облака, то спускались в долины, то тянулись между рядов пальм и апельсиновых садов, то копировали линию   прибоя  пустынных средиземноморских пляжей,  то змеями извивались по склонам гор над белыми соляными озёрами Анатолии. И коротая время, мы часами говорили. Обо всём. Говорили о местах, которыми проезжали и о  людях, которые здесь жили. Говорили о богатой истории этих гор и долин: о древних греках и Александре Македонском, одним махом разрешившим  проблему под названием  «Гордиев узел» где-то здесь. Откуда пришли в Анатолию турки и кто такие османы. Об оставивших свой след здесь крестоносцах и монголах.  О свирепом потомке Чингизхана – Тамерлане, пленившем вот в этой долине непобедимого до того, султана османов Баязида Молниеносного. О значении крепости Ангора (ныне Анкара) и ангорских козах с их знаменитым на весь мир пухом.  Говорили об истории России и Коврове, и много о заводе, производящем  экскаваторы. Я  с воодушевлением рассказывал про КЭЗ и о преимуществах нашего социального строя. Он, казалось, искренне восхищался нашими достижениями, в чём-то соглашался, что-то оспаривал. Говорил: не плохо бы попасть на Ковровский экскаваторный завод – посмотреть всё своими глазами….
Примерно, год спустя,  сбылось – Рухи в составе  группы турецких специалистов побывал на заводе. Вернулись все возбуждённо – довольные поездкой. Доставляло удовольствие  видеть довольные лица и слышать восторженные отзывы. Ощутимо почувствовал, как просто нормальные человеческие отношения, что были между нами, как-то заметно потеплели….
И вновь мы с Рухи в дороге. Проезжая город Денизли, по моей просьбе и с согласия полиции, отклонились слегка от  разрешённого мне маршрута. Завернули на пару часов (что б не слишком отстать от маршрутного времени, я потом нагоню) в потрясающие по своей уникальной необычности и красоте, белые горы Памуккале. Насладившись купанием в горячих минеральных водопадах и ручьях ослепительно белых скал, поблаженствовав  в водах голубоватых травертин, как некогда бывавшая здесь Клеопатра, надышавшись целительным  воздухом с  ароматами цветущих, под палящим солнцем, олеандров, поехали, умиротворённые, дальше….
Вдруг, неожиданно Рухи  сказал: «Знаешь, Леонид. Побывав у вас, убедился, что СССР действительно мощная, богатая и непобедимая страна!» Грудь мою начало распирать от гордости за Союз, наш народ, и собственную к тому причастность. Ещё бы! А я сколько раз об этом говорил? Правда, немного досадно, что убедили его не мои слова. И с  ревностью в душе пробурчал: «И что же тебя убедило?»  Разглядывая через лобовое стекло величественную  панораму гор, он ответил: « Знаешь, у вас на предприятиях по земле разбросаны детали, болты, гайки, металл. Топчете всё ногами, и ничего с вами не делается. Конечно - вы богатая и сильная страна!»
Вот это опохмелил! Чем крыть? Как парировать?  Хорошо хоть надо на дорогу смотреть, а не в глаза собеседнику. Сразу вспомнился случай, когда я захотел сделать блесну на щук, что в изобилии водятся в озере Эмир под Анкарой. Советскому специалисту за рубежом не так много платили, и экономить было не грех. Тем более, если что можно сделать своими руками. Для сравнения скажу: одна блесна там стоила дороже, чем редкие, тогда у нас, джинсы.  Купить бы блесну вместо джинсов – да, жена съест меня без соли. Попытался найти маленький, с ложку, кусочек латуни на одном из заводов – нигде не валяется. Тогда обратился, как обычно у нас, к знакомому турку - работяге, потом к мастеру. Они  таращат глаза, улыбаются, кивают головой - и только. Ну, раз не получилось, махнул рукой и забыл про  это. Но, не тут то было! Видимо, поскольку обращался  я, советский – дело, обычное для нас и необычное для них, пошло по цепочке. Подходили один за другим, всё главнее и главнее начальники – «мюдюры» по ихнему, уточняли, что я хочу.  Выяснят что, да как, да зачем и уйдут, и тишина. Видя  такой переполох  из-за мелочной, казалось мне, просьбы, начал «отрабатывать назад». Однако, дело, похоже, оказалось нешуточное и  (потом, посвящённые в тонкости загранжизни, друзья пояснили – мою невинную просьбу можно квалифицировать, как попытку склонить персонал к хищению капсобственности)  дошло до самого главного «мюдюра» - Директора. (Думается, что негласно этот случай дошёл и до местных компетентных служб, а те, кто опрашивал меня, тоже оттуда, и соответствующая пометка появилась в ведомом на меня досье). Пригласили к нему. Я уже и не рад. Не дай бог, что не так сделал! Хлопот, из-за пустяка, не оберёшься. (Если дойдёт до торгпреда – не объяснишь, не поймёт. А если?...  -  об этом и думать не хочется…)   А как остановить, замять – не знаю.  Пытаюсь объяснить «мюдюру»: мол,  то, да сё, хобби у меня такое – предпочитаю блёсны сам делать – у нас, на самодельные, рыба лучше берёт. Наконец, искомое директор вручил мне лично (торжественно, как приз! или знак дружбы между народами) – рыбак оказался – заинтересовался в преимуществах моей конструкции. Я вздохнул с облегчением – пронесло! Вот так было. А тут, на тебе! Хрясь! Вы богаты и сильны!? Явно недобрый антисоветский выпад!  Или тонкая подначка, намёк!? Да…!
Почти прямая дорога, добежав до края яйлы – равнины высокогорья, резко вильнула в сторону и пошла крутым  горным  серпантином  вниз.  Перепад высот от плоскогорья до равнины составляет порядка полутора километров. Это если падать! А если по шоссе – колёса авто намотают четырнадцать километров, по спидометру…. На крутых виражах тонко запели  шины. Кузов «Москвича» заскрипел-застонал. Замелькали, как в кино, полосатые столбики по краям обрыва. На крутых виражах гравий из-под колёс летит с обочины.  «Какой же русский не любит быстрой езды!» - справедливо заметил как-то Гоголь.  Всё моё внимание на дорогу - руль, газ, тормоза  и снова газ, газ, дорога. На коротком прямом участке решительный обгон. Бросаю машину вперёд, казалось в лоб, медленно ползущему на подъём  встречному грузовику. На самом деле, это навык езды в горах Болгарии и точный расчёт проскочить в щель между ним и попуткой. Успел!  Сразу по тормозам, душераздирающий визг шин, быстрое вращение руля и выход на пределе из крутого виража – аж, щебёнка летит в пропасть. Уф! И снова короткий прямой участок, и следующий обгон. Вираж над обрывом вправо, вираж влево, вправо, влево….  Рухи упёрся руками в панель и, как говаривала Женька Сахарова (подруга жены по Болгарии), «сбледнул»  с лица. Так то, вот! Знай, наших! Перед глазами, поди-ка,  не столбики – жизнь замелькала. Тут уж, тебе, поди, не до подначек, дорогой….
А ныне нахлынут воспоминания. Смотрю: теперь у нас не то, что болты–гайки валяются – заводы развалились, отрасли пропали. Заводчане,  профессионалы своего дела,  светлые головы, золотые руки: рабочие и инженеры трясут, стесняясь сами себя, ярким турецко – китайским «барахлом» на рынках. Переквалифицировались, чтобы как-то прожить. Думаю… А, что бы сказал Рухи сегодня?...



               
                29. 05. 2001г.