Рига - Москва

Борис Леви
РИГА-МОСКВА.
По мотивам моей новеллы «Карманный президент».

Действующие лица:
ВАДИМ, молодой человек с гитарой, примерно 24 года
ВИКТОР, немолодой человек в очках
ЖАННА, старше Вадима примерно на 10 лет
АРТУР, муж Жанны,  примерно 35 лет
АНЯ, невеста Виктора
АНЖЕЛИКА, сестра Жанны, очень похожа на Аню.
МАРГАРИТА ПАВЛОВНА, проводница
СЛЕДОВАТЕЛЬ
ВИКТОРИЯ, девушка из соседнего купе
САША, муж Виктории
ДЕВУШКА, официантка из вагона-ресторана
ЭЛВИС, маленький мальчик

АНЖЕЛИКУ и АНЮ, ВИКТОРИЮ и ОФИЦИАНТКУ, САШУ и СЛЕДОВАТЕЛЯ может играть один актер (актриса).

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Купейный вагон  междугороднего поезда. На поезде табличка Рига-Москва. Заходит Вадим с гитарой и большой сумкой. Открывает купе, сумку кладет под сиденье, а гитару – на верхнюю полку. Садится, изучает что-то на смартфоне. Затем поворачивается и смотрит в зал.
               

ВАДИМ (зрителям). Может,  повезет, и поеду в гордом одиночестве.

К купе подходит Виктор с большим чемоданом.

ВИКТОР. (напевает). Постой, паровоз, не стучите, колеса… Прошу покорно, - не гневайтесь, сударь. Мне придется скрасить ваше невыносимое одиночество. Виктор Сергеевич (Протягивает руку). Прошу любить и жаловать.

ВАДИМ (зрителям, недовольно) Послал Бог попутчика… Почему-то очки считаются признаком интеллигентности.  Вадим. (Нехотя пожимает руку).

ВИКТОР. Вадик, стало быть?

ВАДИМ. Нет, Дима. Это прикол такой. Родители придумали. Полное имя Вадим, а неполное - Дима.

ВИКТОР. Ну что ж, Дима, поедем без дамского общества...

ВАДИМ. До отправления пять минут, может, кто-нибудь к нам и присоединится.

ВИКТОР. Возможно, но этот кто-нибудь не будет женщиной.

ВАДИМ. (нахально). Откуда такая уверенность? Вы внук Шерлока Холмса или, может, внебрачный сын Эркюля Пуаро?

ВИКТОР. (нарочито спокойно и нравоучительно, растягивая слова и забрасывая чемодан наверх). Понимаю вашу иронию, молодой человек.  Но, во-первых, про женщину не говорят "кто-нибудь", а во-вторых, и в остальных, это мы, представители, так называемого, сильного пола, позволяем себе заскакивать в поезд в последнюю минуту. Часто пользуетесь поездами дальнего следования?

ВАДИМ. Приходится время от времени.

ВИКТОР. Тогда, конечно же, знаете, за сколько минут до отправления состав подают  к перрону.

ВАДИМ. Вроде, за полчаса. (Зрителям). Еще не тронулись, а старик уже запарил.

ВИКТОР. Если вы хоть минимально разбираетесь в женской психологии, то обратили внимание, что женщина, как правило, приходит на вокзал раньше, чем поезд, на котором она поедет. Поэтому, если кто и составит нам компанию, то не женщина, как бы нам это не было обидно.

ВАДИМ. (грубо). Судя по всему, вы офигенный знаток женских губ и женских ног. Тоже мне, Доминик Стросс-Кан!

ВИКТОР. Хамишь, парниша! Ты не смотри, что я на вид немолодой и интеллигентный, - рука-то у меня тяжелая!

ВАДИМ. Слушайте, фанат Ильфа и Петрова, я с вами по телкам не ходил, нечего тыкать! Стариков не обижаю, но наглости не прощаю, и, хоть вы мне неприятны, с трупом трястись всю дорогу будет еще противнее, чем ...

Поезд трогается с места, чемодан падает на Вадима, который думает, что Виктор его ударил. Вадим, падая, хватает Виктора за шею и  оба скатываются на пол.

МАРГАРИТА ПАВЛОВНА. (заглядывает в купе). Это что за моральное и физическое падение такое? Что это за горючая смесь самбо и сумо, я вас спрашиваю? Двадцать лет в поездах работаю, много чего навидалась, а, чтобы еще не выпили, а уже подрались – впервые наблюдаю! А ну-ка, драчуны, живенько подымайтесь и выкладывайте билеты! До конечной едете?

ВИКТОР. (напяливая слетевшие очки). Да, до Москвы.

МАРГАРИТА ПАВЛОВНА.  Паспорта латвийские?

ВИКТОР. У меня российский.

ВАДИМ. А у меня - паспорт негра.

ВИКТОР. Это какого еще такого негра?

ВАДИМ.  «Негр» - это сокращенно - негражданин, то есть постоянный житель.  В Латвии многие имеют такие паспорта.

ВИКТОР. А гражданство почему не берете?

ВАДИМ. А к чему мне оно? В политику не собираюсь, зато без визы могу ездить не только по Европе, но и в Россию.

ВИКТОР. (проводнице). Разрешите представиться: Виктор Сергеевич. А вас как величать?

МАРГАРИТА ПАВЛОВНА. Ох, и любопытный пассажир в последнее время пошел. Так уж и быть, только для вас - Маргарита Павловна!

ВИКТОР. А фамилия, видимо - Хоботова?

 МАРГАРИТА ПАВЛОВНА. Нет, Михайлова. Со слонами дела не имею, все больше с пассажирами.

ВИКТОР. Неужели «Покровские ворота» не видели? Тогда пикирую на Булгакова. Эх, Маргарита, позвольте, я буду вашим Мастером. Ну, хотя бы на время нашего путешествия!

МАРГАРИТА ПАВЛОВНА. Ну, это для вас путешествие, а для меня – работа.  (Вынимает из папки лист бумаги и кладет на столик). Впишите свои данные и передайте в следующее купе.  (Разворачивается, чтобы выйти, Виктор легонько шлепает ее чуть пониже спины.  Проводница улыбается и, покачивая бедрами, уходит).

ВИКТОР. А задница у нее еще ничего себе, упругая.

ВАДИМ. А Вы и впрямь Стросс-Кан!

ВИКТОР.  Нет, я гораздо хуже...  Берлускони!!! (Оба хохочут).

Свет постепенно гаснет, стук колес поезда становится громче.

ГОЛОС. Поезд "Рига - Москва", не торопясь, вырвался за пределы латвийской столицы и, мерно постукивая, ехал мимо небольших, сохранившихся еще с советских времен, садовых домиков…

                2

Небольшое кафе. За одним из столиков сидит Вадим и поглядывает на часы. У него в руках букет цветов. Вадим встает.

ВАДИМ. (зрителям). Четыре года назад я был самым обыкновенным рижским студентом. Учился заочно на журналистике и работал. Двадцать лет, ну какая на фиг семья? Погуляю еще годков десять, потанцую, пока молодой… Сверстницы не интересовали. Они казались капризными и недалекими. Поэтому на сайте знакомств я выложил свою фотку, а возраст возможной подруги указал – от двадцати шести до тридцати пяти. Искал замужних, но уже  разочаровавшихся в муже, либо разведенок с квартирой. Такие пригласят домой, накормят, напоят, приголубят, ну, и все остальное тоже.

Я уже поимел… (пауза) кое-какой  опыт и понял, что после месяца отношения надо завязывать. Пока не зашли слишком далеко. Жизнь шла своим чередом, пока в дождливый осенний вечер не раздался звонок, круто изменивший мое существование. (Звонит мобильный телефон).

ВАДИМ. (в трубку). Слушаю изо всех сил.

ГОЛОС ЖАННЫ. Вадим, добрый вечер. Это Жанна. Я получила ваше послание…

ВАДИМ.  Привет,  Жанночка! Я только что пришел с работы, усталый, и вот твой звонок.  А мне сегодня почему-то грустно и одиноко. И у меня есть супер-оригинальная идея. Давай встретимся!

ЖАННА. Вам действительно одиноко?

ВАДИМ.  Нам?

ЖАННА. Ну… тебе. У меня не получается так просто перейти на ты с незнакомым мужчиной…

ВАДИМ. На всей планете Земля нет более одинокого парня, чем я!  Да что там Земля, во всей Солнечной Системе, во Вселенной! А разве мы незнакомы? Помнишь, в прошлой жизни ты была улиткой, а я твоей любимой подружкой, черепашкой! Приезжай ко мне, запоминай адрес…

ЖАННА. Так сразу?

ВАДИМ. Ну да. Это прикол такой.

ЖАННА.  А ведь улитки так быстро не могут. Даже бывшие (звонко смеется).

ВАДИМ. Они не могут, только если не хотят... Жанночка, я перезвоню, мне совесть не позволяет долго говорить за твой счет. (Зрителям). Это прикол такой. Маленький жест мужского благородства, на который легко покупаются сентиментальные дамочки. (Пауза.) Да… Мне сразу запомнились фотографии Жанны. На вид около тридцати. Такая симпатичная шатенка с немного грустными глазами. Звонку Жанны я действительно обрадовался. Захотелось увидеть ее как можно скорее. (Набирает номер).

ВАДИМ. Жанночка, вот я и перезвонил.  Что ты решила насчет вечера?

ГОЛОС ЖАННЫ. Вадим, а я живу не в Риге.

ВАДИМ. А где?

ГОЛОС ЖАННЫ. В городе Д. Мне до тебя почти двести километров. Для черепашки это много. Три дня потерпишь? В субботу я свободна и планирую приехать в Ригу. Встретимся?

ВАДИМ. Конечно, Жанночка. Давай встретимся в кафе «Влюбленный повар» на Домской площади. Во сколько тебе удобнее?

ГОЛОС ЖАННЫ. Ну… часика в три. Не опаздывай, мой влюбленный повар. (Звонко смеется).

ВАДИМ. И ты не опазывай, малышка!

ВАДИМ (зрителям). Женщинам почему-то нравится, когда их называют «Малышка»… Три дня я провел в сильном возбуждении.  Аж мурашки по коже… Вот сейчас она войдет. (Пауза). Волнуюсь, как мальчишка (Возвращается за столик. Садится, снова встает.) Идет, идет.

Входит Жанна в сапожках на высоких каблуках. Вадим подходит к ней, восхищенно осматривает с ног до головы, дарит цветы и скромно целует.

ЖАННА. Ну, вот и твоя улитка Жанна. Здравствуй, черепашка Дима!

ВАДИМ. Не думал, что улитки бывают такими большими.

ЖАННА. Я тебе не нравлюсь? Если хочешь, в следующий раз буду без каблуков.

ВАДИМ.  Да что ты! Очень нравишься. Ты классная, намного лучше, чем на фото!

ЖАННА. Правда? Спасибо. Ты тоже мне нравишься. (Садится за столик).

ВАДИМ. Что ты будешь пить?

ЖАННА. А ты?

ВАДИМ. То же, что и ты.

ЖАННА. А я – то же, что и ты. (Смеются).

Играет музыка. Вадим встает, берет Жанну за руку. Они танцуют, и что-то нежно мурлычут друг другу. Вадим смотрит в зал.

ВАДИМ. (зрителям.)Жанна оказалась довольно рослой, и на каблуках даже выше меня.  (Оглядывает ее). У нее теплые, нежные, женственные формы, и грудь моего любимого, третьего размера. (Задумывается, вспоминая). Мы съездили в Юрмалу. На электричке. Юрмала – это такой романтичный курортный город. До него ехать полчаса. Если вы хотите закадрить девушку, то обязательно садитесь на электричку и поезжайте в Юрмалу. Почему-то в Юрмале это всегда получается. Темное холодное море, белоснежный песок. Осенью в Юрмале холодно и дождливо, и девушке хочется согреться, прижаться к своему парню покрепче. (Крепко и нежно обнимает Жанну и они нежно целуются). Мы сразу почувствовали, что находимся на одной волне. Это невозможно объяснить словами – тот, кто испытывал, поймет. Обратно возвращались на такси. Сели на заднее сиденье. Я посадил Жанну себе на колени и поцеловал. Жанна с нежностью обняла мою голову и мягкими губами прижалась к щеке. Нам было так хорошо вдвоем, что мы даже не обращали внимания на таксиста. А потом была ночь в гостинице, а потом…(Пауза). Короче, на следующее утро мы не могли оторваться друг от друга. Жанна называла меня «Солнышком».

ЖАННА. Ты – мое Солнышко!

ВАДИМ. Меня еще никто так не называл.

ЖАННА. Солнышко, как же я жила без тебя? И не представляла, что бывает так волшебно! Ты – моя сказка!

ВАДИМ. (зрителям). Я смотрел в ее глаза и тонул в них. Вокруг глаз Жанны уже зарождались маленькие морщинки, но они совершенно ее не портили.

ЖАННА. Нет, Солнышко, я не просто люблю тебя. Это сильнее, чем любовь.  Я с тобой  улетаю в космос. У тебя было много женщин до меня? Только давай договоримся – всегда говорить друг другу правду.

ВАДИМ. Обещаю говорить правду и только правду. Жанночка, у меня было до тебя три женщины. Но я не любил их, - так, временные увлечения.

ЖАННА.  Неужели ты ни разу не любил, Солнечный мой?

ВАДИМ. К тем, в кого влюблялся, даже не прикасался. Это было еще до того, как стал мужчиной.

ЖАННА. Почему, Солнышко?

ВАДИМ.  Я стеснялся им говорить.  В четвертом классе влюбился в одноклассницу. А еще в летнем лагере после седьмого класса -  в девчонку на год старше.

ЖАННА. Солнышко, ты такой забавный. И такой красивый. Жаль, но надо расставаться. Мне завтра на работу. Я работаю в парикмахерской.

ВАДИМ. Когда мы снова увидимся?

ЖАННА. (целует Вадима и убегает). Завтра позвони мне, сладкий ты мой мальчишка!

ВАДИМ (зрителям). Она уехала. Всю неделю я провел в эйфории. Каждый день звонил Жанне, которая обещала приехать в следующие выходные. А в пятницу вечером... (Звонит телефон).

ЖАННА. (говорит по телефону. Зрители ее видят, а Вадим – нет). Солнышко, прости, но я не смогу приехать.

ВАДИМ. Почему?

ЖАННА. У меня изменились обстоятельства.

ВАДИМ. Тогда я приеду к тебе!

ЖАННА. Нет, ты не приедешь. И мы с тобой больше не увидимся. Прости меня, Солнышко, ты навсегда останешься в моем сердце. Я люблю тебя.

ВАДИМ. Ты не имеешь права так со мной поступать!

ЖАННА. Умоляю, прости меня, Дима. И не звони мне больше. Симку с этим номером я уничтожу.

ВАДИМ. (отчаянно). Я найду тебя, Жанна!

Звучат короткие гудки. Вадим набирает номер. Раздается голос оператора: «Абонент недоступен. Позвоните позже»… Свет гаснет, снова слышен стук колес поезда.

               
                3

Начальная декорация. В купе сидят Виктор и Вадим.

ВИКТОР. Сам не знаю, что на меня нашло. (Виновато чешет затылок). - Уже и не вспомню, когда дрался последний раз, может, в школе, а может, в армии... Вообще-то я человек миролюбивый, но, видимо, что-то негативное копилось, копилось, и очередная капля - непонятно, какой жидкости, - переполнила чашу - ну, этого, как его...

ВАДИМ. Терпения?

ВИКТОР. Ну да, терпения. Я бы даже сказал, долготерпения!

ВАДИМ. Раз уж мы заговорили о жидкости - может, по бутылочке пива на душу населения?

ВИКТОР. За наше, так сказать, бурное знакомство?

ВАДИМ. Это уж вы меня простите, что сыграл роль последней капли в вашей чаше, Виктор Сергеевич, и спровоцировал на...

ВИКТОР. (перебивая).  Да ладно! И забудь до конца поездки мое отчество, мне до пенсии еще далеко. Просто Виктор. (Протягивает руку).

ВАДИМ. Просто Дима. (Пожимает руку).

ВИКТОР. Просто Мария. (Смеется). Да уж, Просто-Дима, когда-то вся страна сходила с ума от этих мыльных  "Просто Марий",  "Рабынь Изаур" и прочих "Санта-Барбар".

ВАДИМ. Мама мне рассказывала, как все прилипали к телевизору, а улицы реально вымирали.

ВИКТОР. Был еще такой сериал «Спрут», главный герой которого комиссар Каттани в каждой серии почему-то заливался горючими слезами – это все, что я запомнил из этого «шедевра».

ВАДИМ. А я где-то читал, что крепкая дружба часто начинается с доброй ссоры.

ВИКТОР. Вот именно, где? Может, у Чехова? (Цитирует). "Семь смертных грехов в начале и свадьба в конце". Ну, раз уж мы перешли на ты, за это не мешало бы выпить. Только не пива, а кое-чего покрепче. (Открывает чемодан и движением ловкого фокусника достает бутылку армянского бренди).

ВАДИМ. А из чего пить-то будем? Я сгоняю к проводнице за стаканами?

 ВИКТОР. К Маргарите должен Мастер идти, а не подмастерье. (Улыбается). Ну, ладно, не обижайся на мои плоские и плотские шутки. Уж лучше из горла коньяк пить, чем из чайных стаканов. На такой случай у меня кое-что припасено. (Достает маленькие одноразовые пластиковые стаканчики).
 
ВАДИМ. У меня тоже кой чего припасено. (Вынимает из сумки коробку конфет.).

ВИКТОР. Конфеты «Лайма»? К "Ахтамару" - в самый раз. (Аккуратно снимает крышечку с бутылки и разливает).  Первый тост будет самым коротким и оригинальным  "За дружбу!"

ВАДИМ. За дружбу, так за дружбу.

ВИКТОР. Не просто за дружбу, а за Великую дружбу между народами и за мир во всем Мире!  За это надо пить стоя! (Встает и поет): Славься, Отечество, наше свободное, Дружбы народов надёжный оплот! (Медленно, по глоточку, выпивает и закусывает конфетой). Интересно, что старый советский гимн с юных лет засел в голове, а вот обновленный текст российского запомнить никак не могу.

ВАДИМ. А я как-то пытался латвийский выучить - думал на гражданство сдавать. (Выдыхает воздух и залпом выпивает). В нем всего-то восемь строк, так я на четырех остановился. (Поет по-латышски с русским акцентом): Dievs, sveti Latviju, Mus dargo teviju, Sveti jel Latviju, Ak, sveti jel to!

ВИКТОР. Что сие означает на великом и могучем?

ВАДИМ. (поет). Боже, благослови Латвию, Наше дорогое отечество,
Да благослови Латвию, Ах, благослови её!

ВИКТОР. Плохому танцору – сам знаешь, что мешает, плохому певцу мешает совсем другое. - А коньяк залпом не пьют, его надо с чувством, с толком, с расстановкой, - как учил классик!

ВАДИМ. Да я все больше по пиву классик.

ВИКТОР. Ну, тогда слушай сюда! Много тысяч лет назад, во время Великого Потопа, к горе Арарат причалил Ноев Ковчег. А когда воды схлынули, Ной с сыновьями спустился с горы в долину и стал выращивать виноград. А потом изготовил вино, и Ной был первым человеком на Земле, вкусившим этот напиток. Выпьем за Ноя!

ВАДИМ. (выпивает рюмку залпом, морщится). Виктор, а ты хорошо сохранился, не скажешь, что жил еще при Ное.

ВИКТОР. Ангел-хранитель, видно, у меня профессиональный, сохранил для человечества, чтобы было кому рассказать, как древние люди жили. (Пьет медленно). А ты знаешь, какой коньяк пил Черчилль?

ВАДИМ. Так ты не только с Ноем, еще и с Черчиллем на брудершафт пил? (Закусывает конфетой).

ВИКТОР. Вот именно, армянский, причем выпивал по такой бутылочке в день. (Указывает на "Ахтамар"). И вот однажды английский премьер почувствовал, что армянский коньяк, который ему ящиками в виде подарков поставлял сам Сталин, утратил былой вкус и аромат. А когда Черчилль пожаловался Главному Другу всех алкоголиков, то выяснилось, что лучший армянский коньячных дел мастер Маркар Седракян объявлен врагом народа и мотает срок где-то в Сибири. Иосиф Виссарионович тут же вызвал Берию и приказал: "А подать сюда Ляпкина-Тяпкина", то есть Седракяна! Восстановить в партии, наградить орденом, создать все условия и поставить ему памятник!!!"

ВАДИМ. Что, теперь пьем за Черчилля?

ВИКТОР. (громогласно). Да кто такой Черчилль в сравнении с Героем соцтруда Седракяном!? Черчилли приходят и уходят, а коньяк, созданный гением, будут пить всегда!  За Седракяна, придумавшего рецепт "Ахтамара" и многих других знаменитых сортов!

Подходит Маргарита Павловна

МАРГАРИТА ПАВЛОВНА.  Вы так орете, я вот подумала, что второй раунд начался. Аж на другом конце вагона слышно!

ВИКТОР. А вы присоединяйтесь, прекрасная Маргаритка, к нашей мужской компании, и мы тут же замолкнем и будем любоваться вашей красотой.

МАРГАРИТА ПАВЛОВНА. (возмущенно). А лист так и валяется на столе, неужто трудно написать номера паспортов и свои фамилии?

 ВАДИМ. Да мы пытались, честно! Только пальцем не получается, вот такой прикол.

МАРГАРИТА ПАВЛОВНА. (протягивая карандаш). Вот, возьмите. Ужин не желаете в купе заказать?

ВИКТОР. А мы лучше сами к ужину в гости сходим. И вас в вагон-ресторан пригласим, несравненная Маргаритка Павловна!

МАРГАРИТА ПАВЛОВНА. Может, чаю принести?

ВИКТОР. Конечно, принесите, но только, пожалуйста, с утречка, пораньше.
(Маргарита Павловна  уходит).
 
ВАДИМ. Пусть чуть постоит открытой, а то в купе жарковато. (Выпивает рюмку).

ВИКТОР. (показывает на лежащий на столе бланк). Заполни и за меня, будь другом. Пойду прогуляюсь до кабинета задумчивости. (Дает паспорт Вадиму и выходит из купе).

ВАДИМ. (слегка заплетаясь). Хорошо, буду самым лучшим, самым преданным фрэндом. (Открывает паспорт). Никитин Виктор Сергеевич. Так и запишем. Виктор… Сергеевич…. Черчилль. (Смеется, достает свой паспорт, пишет). Вадим… Борисович… Сталин. (Хохочет). Представляю картинку: в первом купе восьмого вагона поезда Рига - Москва друг против друга на нижних полках восседают Иосиф Сталин со своей неизменной трубкой и Уинстон Черчилль с сигарой и распивают "Ахтамар", закусывая конфетами "Ассорти" производства рижской фабрики "Лайма". Соображают на двоих. А почему, собственно, на двоих? (Пишет). Маргарита… Павловна… Рузвельт. Ого, теперь Ялтинская конференция в полном сборе. (Смеется, держится за живот).

Заходит Виктор.

ВАДИМ. (смеется). Ну, как прошла Ялтинская конференция? Все были в сборе?

ВИКТОР. И Ялтинская прошла, и Тегеранская с Подсдамской тоже. Смотрю, веселишься вовсю. Позволь спросить, по какому поводу?

ВАДИМ. Да я… просто анекдот вспомнил.

ВИКТОР. Так поделись, я тоже поржать хочу!

ВАДИМ. Один белорус на вокзале рассказал перед отъездом. То есть, в зале ожидания случайно услышал, как тот друзьям его рассказывал.

ВИКТОР. Не тяни, говори!

ВАДИМ. После очередных выборов помощник докладывает президенту Белоруссии: «У меня для вас две новости: одна хорошая, другая плохая. С какой начинать? - Начинай с хорошей, конечно! Вы снова избраны президентом, и, как всегда, единогласно! - А какая плохая? - За вас опять никто не проголосовал!"

ВИКТОР. Конечно, на рижском вокзале эти белорусы смельчаками становятся, а в Минске такой анекдот может прозвучать только на кухне.

ВАДИМ. На президентской!

Оба смеются. Свет постепенно гаснет, стук колес поезда становится громче.

             
                4

Очень скромная обстановка в серийной квартире. Стол, стул, полка с книгами. Виктор сидит и проверяет школьные тетради. Встает.

ВИКТОР. (зрителям). В юности я девушкам не нравился. Первой девушкой, которой я все-таки понравился, была Нина -  незаметная, тихая сокурсница-отличница.  Нина носила очки и зачесывала длинные рыжие волосы на затылок. На экзамене по политэкономии я оказался с Ниной за одной партой. Вопросов билета не знал, ну, и шепнул ей об этом. Нина расстегнула пояс широкой юбки и незаметно положила на стол шпаргалку. Лист, исписанный ее ровным почерком. После этого я взглянул на нее совершенно другими глазами. Так начался роман, завершившийся студенческой свадьбой.
Брак распался через двенадцать лет. Нина к тому времени защитила кандидатскую и сделала научную карьеру. Ну, а я, работавший простым учителем, стал ей неинтересен. Детей мы не завели, и расставание было безболезненным. Насколько это вообще возможно. А женщину своей жизни я встретил  через несколько лет.


На сцене появляется Аня. У нее заплаканное лицо, подходит к Виктору.

ВИКТОР. (зрителям). Аня развелась, жила с семилетним сыном. Познакомились совершенно случайно, в парке.

АНЯ. (растерянно). Простите, ради бога, вы случайно не видели мальчика в синей курточке?

ВИКТОР. Нет. (Пауза). Вы только успокойтесь, мы его обязательно найдем. (Берет Аню за руку и идет в глубину сцены).

Виктор возвращается c Аней на руках.

ВИКТОР. (зрителям). Через месяц Аня переехала ко мне. Я души в ней не чаял, буквально носил на руках. (Ставит Аню на землю, обнимает, целует). Чтобы обеспечить семью, по вечерам, а, случалось, и по ночам, подрабатывал извозом. Все свободное время проводил с новой семьей, хотя официально с Аней мы расписаны не были. А однажды, в день ее рождения… (Дарит Ане букет цветов, встает на колени). Аня, я прошу тебя стать моей законной женой.

АНЯ. (помогая Виктору подняться). Ты у меня еще совсем мальчишка, только выглядишь по-взрослому. Да, Витенька, я согласна.

ВИКТОР. (обнимает Аню). Я люблю тебя, Аня! И хочу стать официальным отцом нашего сына.

АНЯ. Я люблю тебя, Витя, ты у меня самый лучший.

ВИКТОР. А ты у меня самая любимая!

Аня весело смеется, убегает.

ВИКТОР (зрителям). На следующий день мы подали заявление. Потом целую неделю обсуждали, как отметим свадьбу, кого пригласим.

Возвращается Аня с исписанным листом бумаги в руке.

АНЯ. (напевает). Огней так много золотых на улицах Саратова, парней так много холостых, а я люблю женатого.

ВИКТОР. Это какого женатого ты любишь, скажи на милость? И причем тут Саратов?

АНЯ. Саратов очень даже причем, там моя мама родилась. Да, совсем забыла, ты старые фильмы не любишь смотреть. А песня из маминого любимого фильма – «Дело было в Пенькове».

ВИКТОР. Зато люблю старые книги. Диккенса, Толстого, Гюго. А вот фильмы предпочитаю новые.

АНЯ. Получается, что наш свадебный фильм через много лет ты смотреть уже не захочешь? Он ведь тоже станет старым. (Задумывается). Я тоже стану старой, и тебе станут не нужны ни старые фильмы, ни стареющая жена. И я не верю, что все свободное время ты будешь проводить с Диккенсом, Толстым и Гюго.

ВИКТОР. Ну что ты, малышка, ты для меня всегда будешь молодой и красивой. (Берет у Ани лист бумаги). Да, списочек гостей длинным получился, с явным преобладанием прекрасного пола.

АНЯ. Подруги мои – одни развелись, другие и замужем толком не были. Коллеги твои из учительской комнаты – тоже, понятно, какого пола. А друзья твои уже давно почили в бозе…

ВИКТОР. (удивленно). Какие друзья почили?

АНЯ. Да известно, какие. (Подходит к книжной полке). Диккенс, Толстой, Гюго. Может ты не о всех еще мне рассказал? Ну, кто там еще, выкладывай! (Смотрит обложки). Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Вильям Шекспир, Иван Сергеевич Тургенев… Давай им всем вышлем приглашения.

ВИКТОР. (смеется). Если адресочки кладбищ, где они похоронены, подскажешь,  обязательно вышлю!

АНЯ. Ну нет уж! Лучше мы их книги поставим между нашими гостьями, чтобы им было чем развлечься на свадьбе!

ВИКТОР. (смотрит на лист бумаги, напевает).  Девчат так много холостых, а я люблю женатую… Нет, Дюму определенно приглашать не будем, лучше мы его с собой возьмем.

АНЯ. (вскидывает брови). Куда возьмем?

ВИКТОР. Как куда? В свадебное путешествие. В Египет. И получится у нас любовный треугольник – ты, Дюма и я. Обещаю, что ревновать к нему не буду. Я ведь намного моложе его, верно? Читала «Путешествие в Египет» Александра Дюма-отца?

АНЯ. (с иронией). Я люблю старые фильма, а книги предпочитаю новые. К сожалению, Александр Дюма-отец за последние сто лет ничего нового не написал.

ВИКТОР. Александр Дюма-сын тоже ничего нового не написал. А про Александра Дюма-внука у меня нет информации… Эх, поскорей бы июль… Так хочется увидеть пирамиды своими глазами! В июле в Египте бывает больше сорока в тени. (Обнимает Аню). Ты жары не боишься, малышка?

АНЯ. Боюсь. Но с тобой мне ничего не страшно. (Целует и убегает).

ВИКТОР. (зрителям). Медовый месяц должен был прийтись на июль. Должен был. (Пауза). Но случилось непоправимое. За три дня до свадьбы пьяный водитель на джипе насмерть сбил Аню с сыном на пешеходном переходе.
Почти два месяца, весь летний отпуск, я топил горе в водке. Несколько раз был близок к тому, чтобы свести счеты с жизнью. Спасибо коллегам, учителям. Точнее, учительницам – спасли. Не бросили в беде. Каждый день звонили, навещали. А к началу очередного учебного года я взял себя в руки и вышел на работу. (Пауза). Прошли два года. Боль утихла, но до сих пор живу один. И до сих пор не представляю рядом с собой никого, кроме Ани. Да, иногда позволяю себе флиртовать, бравировать, острить, но, как только доходит до чего-то более серьезного, останавливаюсь. Порой мне даже кажется, что Аня укоризненно смотрит с неба и разговаривает со мной. (Смотрит вверх).

ГОЛОС АНИ. Витя, подожди еще немного, скоро я тебя отпущу. И тогда ты снова будешь счастлив и любим. А пока побудь еще чуть-чуть со мной.

ВИКТОР.  Не волнуйся, Анечка, я с тобой. Я буду с тобой до самой смерти.

ГОЛОС АНИ. Нет, Витя, я не хочу, чтобы ты был одинок. Ты не беспокойся, и мне, и нашему сыночку хорошо, мы ведь вместе. А ты один. Ты не должен быть один: обещай мне, что, как только я тебя отпущу, найдешь себе добрую спутницу.

 Виктор вытирает со щеки слезу.


                5

Начальная декорация. В купе сидят Виктор и Вадим.

ВАДИМ. Слушай, а лист-то надо в следующее купе передать. (Выходит и через несколько секунд с лицом победителя возвращается с девушкой). Вот, оказывается, в соседнем купе какая красота пропадает! Сидит одна без настроения, скучает. У мужиков такое настроение называется – на пол шестого, а у девушек -  на нуле.… Ну ничего, сейчас мы тебе его подымем.

ВИКТОРИЯ. (нахально). Уверен, что получится?

ВАДИМ. Не сомневайся. Коньяк налить?

ВИКТОРИЯ. С незнакомыми не пью!

ВИКТОР. (встает). Виктор Сергеевич. А вас, девушка, как величать?

ВИКТОРИЯ. (удивленно). Виктория Сергеевна.

ВИКТОР. Вставай, Дима, между нами, загадывай желание.

ВАДИМ. Лучше присяду между вами. (Садится). Отметим знакомство?

ВИКТОР. Ну что ж, соглашусь, молодой человек. В ногах правды нет.

ВАДИМ. А правды нет и в том месте, которым садятся. (Наливает бренди Виктории). Так за что пьем? За знакомство?

Дверь в купе открывает крупный, довольно молодой мужчина.

ВИКТОРИЯ. (смеется). Моего мужа тоже угощаешь?

ВАДИМ. Так это муж? А я подумал, что охранник.

САША. (показывает указательным пальцем на Вадима). А это кто -  конь без пальто?

ВИКТОРИЯ. А ты разве не видишь? Вот, Вадим и Виктор Сергеевич пригласили в свое купе. Ты же курить ушел и пропал, а мне что – одной всю дорогу куковать?

САША. (усмехается). Стоит на пару минут выйти, как к тебе начинают  мужики липнуть. Правильно мама учила: «не женись на красивой, будут проблемы». Между прочим, меня Сашей звать.

ВИКТОР. Саша, как успехи на рогоносном фронте?

САША. Успехи еще не поспели. (Отбирает рюмку у Виктории). Вот бутылочку приговорим, и резко повысим успеваемость.

ВИКТОР. Ну что, за Викторию? Почти тезка все-таки.

ВАДИМ. Ясен перец, что не за охранника...

САША. (выпивает залпом рюмку). Ну, вот и поздоровались. (Встает, грубо берет за руку Викторию и уводит). А теперь и попрощаемся.

ВАДИМ. Почему такие красотки дуракам достаются?

ВИКТОР. Ты же назвал его охранником. Так оно и есть – красивым девушкам не мужья нужны, а охранники. А они не всегда интеллектом блещут. Ну, еще по рюмке, и узнаем, где у «Ахтамара» дно. (Выпивают. Слышно, как поезд останавливается).
 
ВИКТОР. (радостно). А вот и Крустпилс! Одна бутылка коньяка равняется расстоянию от Риги до Крустпилса!

ВАДИМ.  Все станции выучил, - молодец, уважаю!

ВИКТОР. Да чего там учить – их всего шесть штук!

ВАДИМ. (передразнивая). Штук! Вот если бы на каждой по штуке баксов давали, а еще лучше, - евро – вот прикол был бы!

ВИКТОР. (поет песню группы Abba). Money Money Money… В чемоданы…  Понимаешь, билет на самолет в два раза дешевле, а я на поезде езжу. Ностальгия, понимаешь?

ВАДИМ. Do not understand...

ВИКТОР. Я никогда не любил власть. Любить власть – по-моему, самый изощренный вид полового извращения. Взгляни на меня! Родился и вырос в советской социалистической стране. В детском саду, школе, пионерлагерях, институте, везде - внушали, что наш строй самый прогрессивный и справедливый. А мы – большинство людей моего поколения – вопреки этому выросли тихими антисоветчиками. Открыто не протестовали, но на кухнях и в междусобойчиках называли наш строй «совком» и тайно мечтали жить при «загнивающем» капитализме. А когда «совок» развалился, - радовались, счастья были полные штаны. А теперь тоскуем по стране, которой больше нет и никогда не будет...

ВАДИМ. Ты не по стране, а по ушедшей молодости тоскуешь. Ага, не можешь вытряхнуть из извилин тех girls, которые у тебя были. А girls уже не вернуть, понимаешь! Они, наверное, лет двадцать, как уже не girls!

ВИКТОР. Вот про девушек ты здорово сказал, Димыч! Нельзя войти дважды в одну реку, нельзя встретить девушку, с которой расстался тридцать лет назад, и страну не вернуть, которой двадцать лет уже нет. А этот поезд, «Рига-Москва», он будто оттуда, из той страны. Будто и Латвия, и Россия – части единого, нерушимого, как когда-то казалось, Советского Союза. Те же вагоны, купе, ресторан, даже меню почти не изменилось!

ВАДИМ. Ты прав, нельзя дважды войти в одну девушку. А что про цены скажешь, Сергеич?

ВИКТОР. Вот цены кусаются. Билет от Москвы до Риги стоит, как до Новосибирска. А ты почему на поезде катаешься, вроде ностальгировать рано?

ВАДИМ. Да, я твой «совок» не застал. Совок умер, да здравствует совок! У меня другая причина – музыкальная. (Достает с верхней полки гитару) . Мне одна знакомая вчера гитару подарила, а твердых футляров в магазине не было. В самолет гитару брать запрещено, а в багаже без твердого футляра она превратится в отбивную.

ВИКТОР. От отбивной сейчас не откажусь. (Вдыхает носом воображаемый  аромат). Раз уж расчехлил гитару, спой что-нибудь, а потом продолжим наш банкет! Только не из новомодной попсы, от нее у меня несварение желудка может наступить.

ВАДИМ. (настраивает гитару). Ок, спою из старомодной. Как раз в тему. (Поет и играет).

В городе осень, и дождь и слякоть
Ну как тут не плакать, как тут не плакать
Как тут слезинкам с ресниц не капать во тьму?
Ты все сказала, ты все сказала
Ему на прощанье там у вокзала
Сердце устало, но видно мало ему
Ну что же, плачь у порога, девчонка-недотрога
Жизнь разделила железная дорога
Странной звездою горит зеленый семафор.

Звучит фонограмма песни, Виктор встает, выходит на середину сцены и, пританцовывая, подпевает Вадиму который тоже танцует.  К танцу присоединяются Виктория, Саша и Маргарита Павловна.

Он уехал прочь на ночной электричке
В темноте шагов ты все ждешь по привычке
Осень и печаль - две подружки-сестрички
Рядом с тобой этой ночью немой
Он уехал прочь на ночной электричке
С горя б закурить, да промокли все спички
Осень и печаль - две подружки-сестрички
Девочка, плачь, все пройдет весной.



ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

                6
Начальная декорация.

ВИКТОР. Вот ты не обижайся, а я все-таки скажу, что плохому певцу мешает. Плохому певцу мешает отсутствие «фанеры».

ВАДИМ. А я пою только, когда выпью. И чем больше выпью, тем громче пою!

ВИКТОР. Тогда тебе полагается подарок за смелость. Приз – в студию! (Открывает чемодан, достает из него игрушечные фигурки). Вот тебе мой подарок, называется «Карманный президент». (Вручает фигурку).

ВАДИМ. Ну, вылитый Дмитрий Анатольевич! Спасибо, друг, а как ты просек, что у меня правый карман неприлично пуст?

ВИКТОР. Погляди на этих красавцев. Смотри, как похожи на Медведева, Обаму, Саакашвили, Лукашенко, Януковича, Назарбаева, Саркози. Как думаешь, «карманные президенты» будут пользоваться спросом?

ВАДИМ. Не знаю. По-моему, лучше пошли бы надувные. От них толку больше. Можно на пляж взять с собой или в бассейн!

ВИКТОР. Это мой бывший университетский товарищ изготавливает. Он под Ригой живет. Предложил на российский рынок закинуть. А я решил попробовать – на мою-то учительскую зарплату далеко не разбежишься!

ВАДИМ. Эх, Виктор, а частные уроки не думал давать?

ВИКТОР. Так я же историю преподаю. Вернее, лже-историю, которая последние двадцать пять лет с каждым новым учебником меняется. Математики, физики, химики могут дополнительно подработать, да еще учителя иностранных языков. А дополнительные уроки истории школьникам не нужны. Знал бы, что в прикупе лежит, жил бы в Сочи! С выбором специальности еще в юности ошибочка вышла. Впрочем, что жалеть, - историю люблю, а точные науки и языки мне тяжело давались.

ВАДИМ. Вот и мой язык отяжелел, оживить бы его глоточком свежего пивка!

ВИКТОР. Э, постой, понижать градус не следует!

ВАДИМ. (встает) Не, это ты постой, а я лучше пойду. Вагон-ресторан по нам уже скучает…

ВАДИМ открывает дверь и чуть не сталкивается лбом с Девушкой, держащей в руке меню.

ДЕВУШКА. Добрый вечер. Не желаете ли заказать ужин?

ВИКТОР. Нам, пожалуйста, накройте столик у окна.

ДЕВУШКА. (недоуменно). У какого окна?

ВИКТОР. Понимаете, девушка, места бывают у окна. А еще бывают у прохода, а также…

ВАДИМ (перебивая). Не слушайте его, он перепутал train и plane! (Берет у Девушки меню, передает Виктору и садится на место). Читай меню, друг…

ВИКТОР. И меню почитаем, и тебю почитаем. Ну что, по шашлычку? (Изучает меню). Принесете шашлычок, девушка!

ВАДИМ. Да какая она тебе девушка, ты что, ее проверял? А что к шашлычку?

ВИКТОР. Вот сейчас и проверим! А к шашлычку следовало бы «сухаря», но про градус я уже говорил. Поэтому водочку, водочку и только водочку!

ВИКТОР. (официантке). Милая, дорогая, любимая, единственная! Ради бога, не обижайтесь! Мы тут с товарищем на тысячу долларов поспорили – вы еще девушка или уже потеряли невинность?

ДЕВУШКА. (без эмоций). А лично вы бы на что поставили?

ВИКТОР. Что вы девушка, причем чертовски привлекательная!

ДЕВУШКА. К сожалению, вы проиграли. Для вас к сожалению, а для меня - к счастью, потому что я замужем.

ВАДИМ. (подпрыгивает). Уау! Е-е-е-ес! Я сделал это! Я выиграл тысячу баксов! (Девушке). И муж, разумеется, работает охранником.

ДЕВУШКА. Почему охранником? Барменом в нашем вагоне-ресторане.

ВАДИМ. Я же сказал, охранником. Кто же такую красотку одну в поезде оставит. В поезде иногда случаются… одинокие… горячие… мужчины.

ВИКТОР. Хорошо, горячий мужчина, ужин за мной – в счет твоего выигрыша. (Официантке).  Принесите бутылочку хорошей водки и два шашлычка. А там поглядим...

ВАДИМ. И пачку апельсинового сока.

Девушка уходит.

ВИКТОР. (оглядывая купе). Германская Демократическая республика уже двадцать лет, как канула в Лету, а гэдээровские вагоны до сих пор живут и даже ездят.


                7

Cтук колес затихает, поезд останавливается…. Вадим и Виктор выходят из вагона на перрон. Сумерки, слабое освещение. Виктор достает из кармана пачку сигарет. В нескольких метрах от поезда стоит мужчина.

ВАДИМ. Вот и до города Д. доехали. Бывал тут когда-то. А ты разве куришь?

ВИКТОР. Вообще-то не курю, но после плотного ужина не могу отказать себе в удовольствии подышать свежим воздухом сигаретного дыма. Во, сказанул! А зажигалка-то в купе осталась…

ВАДИМ. Да прикурим у кого-нибудь. (Подходит к мужчине) Огонька не найдется для ветерана исторических наук?

АРТУР. (резко хватает Вадима за плечи). Ну, вот и встретились!

ВИКТОР. Ты что делаешь? А ну, отпусти моего друга!

АРТУР. (со злостью). Не встревай, это только нас касается.

ВАДИМ. (вырывается). Артур, я тебя не боюсь.

АРТУР. Отойдем в сторонку, раз такой смелый?

ВИКТОР. (пытается встать между Артуром и Вадимом). Дима, я тебя не пущу.

АРТУР. А ты кто такой есть, папаша?

ВИКТОР. А я его папаша и есть. И сына своего в обиду не дам!

АРТУР. Только что был другом, теперь папашка. (Вадиму).Что, наложил в штаны?

ВАДИМ. Сергеич, это только наши дела, мы их и порешим. Не волнуйся, мы только поговорим по душам, и разойдемся.

ВИКТОР. Только поговорите?

АРТУР. Не дрейфь, ничего с твоим маменькиным сынком не случится.

ВАДИМ. Иди в вагон, я через пару минут вернусь. Еще полчаса до конца стоянки. Мы только за угол зайдем.

Вадим и Артур отходят в глубину сцены. Виктор крадется  за ними. Из-за полумрака нечетко видно, что происходит, но хорошо слышно. Артур бьет Вадима в лицо, валит на землю и избивает ногами. Вадим резко дергает Артура за ногу. Артур падает. Вадим вскакивает на ноги.

ВАДИМ. Вот теперь можем и поговорить по душам.

АРТУР. Ах ты… гаденыш… убью…

ВАДИМ. Иди домой, проспись.

АРТУР. Закрой рот, падла… Ты сейчас заткнешься навсегда…

В руке Артура что-то блестит. Раздается выстрел, через мгновение слышен крик…

               
               
                8

Кабинет следователя. Стол, два стула.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. (снимает пиджак, вешает на стул). Продолжайте.

ВАДИМ. Неужели все это имеет отношение к делу?

СЛЕДОВАТЕЛЬ. А это уже мне решать. Рассказывайте все подряд. А я по ходу вашего рассказа сам определю, что к чему имеет отношение.

ВАДИМ. Хорошо, я все расскажу. Что я знал о Жанне? Только ее имя и то, что она работает в парикмахерской. Через справочный портал в Интернете узнал, что в вашем городе девять парикмахерских. Позвонил во все - под предлогом записаться к Жанне на стрижку. Оказалось, что в двух из них есть мастер с таким именем. Осталось выяснить день, когда обе Жанны будут работать. Такой день пришелся на четверг.
 

СЛЕДОВАТЕЛЬ. А не проще было позвать обеих Жанн к телефону – ведь по голосу вы бы ее узнали?

ВАДИМ. Она могла отказаться со мной разговаривать. А потом… я ведь хотел ее увидеть, посмотреть в глаза…(Пауза). В первом салоне была другая Жанна, а во втором… Во втором работала именно она. Конечно, Жанна удивилась, увидев меня, но совершенно не огорчилась, а, наоборот, обрадовалась. Рассказала, что у нее есть мужчина. Немного старше ее. Живет с ней, но оформить отношения не предлагает. И что она больше не хочет находиться в подвешенном состоянии. А когда вернулась домой, рассказала ему о встрече со мной.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Это был Артур?

ВАДИМ. Да. Жанна сказала ему, что у нее теперь другой мужчина, то есть я. Артур был вне себя от ярости. Сказал, что если она еще раз со мной встретится, то мне не поздоровится. И Жанна, учитывая криминальное прошлое Артура, не хотела причинять мне неприятности.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Да, в девяностые он занимался рэкетом, но в последние годы жил мирно и законов не нарушал.

ВАДИМ. Как законов не нарушал? Он несколько раз бил Жанну.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Она ни разу не обращалась в полицию.

ВАДИМ. Понимаете, у нее удивительный характер. Она очень добрая, и не может никому сделать ничего плохого. А в ее понимании пожаловаться в полицию на мужчину, который ее ударил, – это сделать ему плохо. (Пауза).  После того, как Жанна отработала смену, мы поехали к ней домой. Артур опять где-то загулял, а в два ночи явился. Жанна не открыла ему, сказала, что их отношения закончены. А на следующий день мы подали заявление.

Жанна выходит на сцену, Вадим подходит к ней.

ЖАННА. Теперь я буду под твоей защитой.

 ВАДИМ. (следователю). Когда она произносила эти слова, глаза ее блестели, как звездочки. Я обнял ее и поцеловал. (Жанне). Конечно, милая, никто больше не посмеет тебя и пальцем тронуть. (Следователю). Регистрация должна была состояться через месяц, и мы договорились, что Жанна переедет жить ко мне в Ригу. Я уехал домой, и после этого она опять стала вести себя странно. То отвечала на звонки, то не отвечала…  На следующие выходные я снова приехал в Д. И прямиком к Жанне. Она была сама не своя. Глаза были какими-то мутными, и вся она была какая-то заторможенная… Мы вышли на улицу, и только через полчаса она первый раз улыбнулась и стала напоминать себя прежнюю.

ЖАННА. Ты снова в меня вдохнул жизнь, Солнышко! Только с тобой я чувствую тебя счастливой.

 ВАДИМ.  (следователю). Ее глаза заблестели, как прежде. (Жанне). Жанна, ты как-то странно себя ведешь… Невесты так себя не ведут.

ЖАННА. Да, невесты так себя не ведут.

ВАДИМ. Давай, уедем в Ригу. Сегодня же уедем отсюда! Артур тебя тут в покое не оставит.

ЖАННА. Хорошо, милый. Только пару дней потерпи,  я тебе позвоню и договоримся, когда ты  заберешь меня. (Уходит).

ВАДИМ. (следователю). Через два дня она действительно позвонила.

ЖАННЫ. (говорит по телефону). Прости меня, Солнышко. Прости за все!

ВАДИМ. (говорит по телефону). За что это я должен тебя прощать? Ты же моя невеста, будущая жена!

ЖАННА. В том-то и дело, что я уже не твоя невеста. На прошлой неделе мы с Артуром были в ЗАГСе и забрали заявление. И подали новое. У нас с Артуром будет свадьба. На день позже, чем мы планировали с тобой.

ВАДИМ. (следователю). После этих слов я почувствовал, что раздавлен и уничтожен. (Говорит по телефону). Как ты могла? Как ты могла?

ЖАННА. Мне стыдно было тебе признаться в глаза. Прости… Но Артур говорил, что покончит с собой, если я его брошу. Он едва не выпрыгнул с балкона. Я не смогла взять грех на душу, стать виновницей гибели человека. Я тебе не рассказывала, но у него ведь есть сын от предыдущего брака, и он помогает материально бывшей семье. Он совсем неплохой человек и простил меня.

ВАДИМ. Неплохой человек! Бросил семью, бьет тебя, шантажирует…

ЖАННА. Он обещал исправиться.

ВАДИМ. И ты снова спишь с ним?

ЖАННА. Да.

ВАДИМ. Знаешь, кто ты после этого?

ЖАННА. (плачет). Знаю. Ругай меня, ругай! Я перед тобой во всем виновата.

ВАДИМ. (следователю). Я, забыв обо всем, помчался на вечернем поезде в Д… Подойдя к дому Жанны, позвонил. (Говорит по телефону.) Я жду тебя у твоего подъезда. Если не спустишься, то сам поднимусь к тебе.


ЖАННА. (по телефону.) Дима? Не надо подниматься ко мне. Я с Артуром.

ВАДИМ. (по телефону). Прошу тебя, спустись ко мне!

ЖАННА. Мы же все решили. Я остаюсь с Артуром. Так будет лучше для нас всех.

ВАДИМ. Для кого – нас?

ЖАННА. Для тебя… Для меня… Для Артура…

ВАДИМ. Плевать я хотел на Артура! Жду тебя внизу, около дома. Я никуда не уеду.

ЖАННА. Умоляю тебя, уезжай!

ВАДИМ. (следователю). Время приближалось к полуночи. Я прождал примерно час. Жанна не вышла, стало прохладно. До шести утра я бродил по городу, а на первом автобусе уехал в Ригу. (Пауза). В день свадьбы Жанны и Артура я снова приехал в Д… Отрастил за месяц усы и бороду, одел темные очки и в таком виде явился на регистрацию. Затесался среди гостей, - а их было человек сорок. В тот момент, когда ведущая спросила, является ли желание стать мужем и женой взаимным и искренним, я выскочил из-за спин гостей и встал перед Жанной. Не скажу, что она побледнела. Жанна, несмотря на лето, и так была бледна, а глаза ее - мутными. Она вцепилась в Артура, который готов был уничтожить меня на месте, и попросила ведущую  на пару минут остановить церемонию.

Выходят Жанна и Артур, одеты празднично.

ЖАННА. Артур, не волнуйся, я сейчас все улажу. Выйди вместе с нами, мы просто переговорим, и Вадим сразу после этого уедет. Ведь правда, Вадим?

ВАДИМ. (следователю). Ее мутные глаза так грустно смотрели на меня, что я не выдержал и сказал. (Жанне). Да, правда. (Следователю). Мы вышли. Артур шел за нами метрах в пяти.

ЖАННА. (тихо). Дима, у меня будет ребенок.

ВАДИМ. (тихо). И кто же отец?

ЖАННА. Не знаю. Но я бы хотела, чтобы им был ты. Но если ты сейчас не уедешь, то я сделаю так, что ребенка не будет.

ВАДИМ. А что скажет Артур, если ты родишь ребенка от меня?

ЖАННА. Он сказал, что ему все равно, чей ребенок. Для него главное, чтобы я была с ним. А ты навсегда останешься в моем сердце…

АРТУР. (подходит к Вадиму). Все, парень, твое время закончилось. И запомни. Еще раз увижу тебя в нашем городе – убью!

Артур и Жанна уходят.

ВАДИМ.  (следователю). Я ничего не ответил ему. Просто развернулся и уехал. (Пауза). А когда приехал в Ригу, то понял, что не смогу ходить по тем улицам, по которым мы ходили вдвоем. (Пауза). Просто не смогу, и все. И я уехал в Москву. Поступил учиться. У меня там родственники. Сначала жил у них. Потом нашел неплохую работу и снял однокомнатную квартиру. Правда, не в самой Москве, а в сорока минутах езды на электричке. А недавно получил по электронке письмо от Жанны. Просила позвонить (Набирает номер).

ГОЛОС ЖАННЫ. (тихо). Да.

ВАДИМ. Это Вадим. Ты просила позвонить.

ГОЛОС ЖАННЫ. Дима, как же я рада тебя слышать. Ты даже не представляешь, как я по тебе соскучилась. Ну что же ты молчишь?

ВАДИМ. Я… я просто не знаю, о чем нам говорить.

ГОЛОС ЖАННЫ. Дима, я на следующие выходные приезжаю в Ригу. Давай встретимся. У меня для тебя есть сюрприз.

ВАДИМ. Какой сюрприз?

ГОЛОС ЖАННЫ. Замечательный сюрприз. Я уверена, что он тебе понравится.

ВАДИМ (следователю). Жанна приехала с трехлетним сыном, Элвисом. Смышленый малыш, но почему-то до сих пор не разговаривает. Мы съездили в Юрмалу, зашли в кафе, где когда-то встречались.

Жанна с маленьким мальчиком подходят к Вадиму.

ЖАННА. Дима, а ты знаешь, что у Элвиса твоя группа крови?
 
ВАДИМ. Знаю.

ЖАННА. Откуда?

ВАДИМ. Ты же мне только что об этом сказала. А как твоя семейная жизнь?

ЖАННА. Видишь, я поправилась. Стала совсем некрасивой.

ВАДИМ. Ну, что ты говоришь! Ты очень красивая. (Следователю). Жанна и в самом деле немного поправилась, но это ее совершенно не портило.
 
ЖАННА. Я хочу, чтобы он меня бросил. Хочу быть некрасивой и толстой.

ВАДИМ. Почему же тогда вышла за него, а не за меня?

ЖАННА. Дурачок, ты же на десять лет меня моложе! Ты еще будешь молодым, когда я состарюсь. Думала, что забуду тебя... Но нет, не забыла. Не получается тебя забыть.

ВАДИМ. (следователю). Глаза Жанны заблестели, она обняла и поцеловала меня. Я глазами указал на Элвиса.

ЖАННА. (тихо, на ухо). Элвис ничего не расскажет. Он пока не говорит. Врач объяснил, что дело в психологии, и пока рано бить тревогу.

ВАДИМ. (следователю). Потом мы зашли в музыкальный магазин, и Жанна подарила мне гитару. Я ей как-то рассказывал, что всю жизнь мечтаю научиться играть на гитаре, даже на курсы ходил, но так и не закончил.
Вечером Жанна с сыном уехали. Мои чувства к ней уже давно поутихли. Казалось, события четырехлетней давности происходили вовсе не со мной. Я подумал, что, может, и хорошо, что все случилось тогда так, как случилось. Вот только Элвис. По душе пришелся этот молчаливый малыш. Он так смотрел на меня своими большими, выразительными глазами. Может, он и вправду, мой сын. Так это или нет, но я почему-то хочу его увидеть снова, взять на руки, играть с ним. Наверное, он все-таки мой сын, раз отцовский инстинкт впервые в жизни пробудился.

Ну, а о том, что произошло вчера вечером, вы знаете. Мы с Артуром подрались, он выхватил пистолет, а Виктор подставился под выстрел. А буквально через минуту подъехала полиция. Потом скорая увезла истекающего кровью Виктора в больницу. (Пауза).  Я рассказал все, что помню. Вы можете меня выпустить? Хотя бы на час. Я хочу заехать в больницу, к Виктору. А потом вернусь. Ну, хоть под конвоем отпустите.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. У меня к вам последний вопрос на сегодня. После того, как Артур попал в Виктора, он пытался еще раз выстрелить в вас?

ВАДИМ. Мне, конечно, хочется, чтобы Артур получил более длинный срок, но врать не буду. Когда он увидел, что попал в Виктора, то выругался и отбросил пистолет в сторону.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. (придвигает Вадиму несколько листов бумаги).    Распишитесь тут и тут. Пока я вас отпускаю. Но на время проведения следственно-оперативных мероприятий беру с вас подписку о невыезде. А Виктору вы обязаны здоровьем, а, возможно, и жизнью. Ночью ему сделали операцию. По той информации, что имеется у меня, успешную. Пуля прошла навылет, не задев жизненно важных органов.

ВАДИМ. Вы можете вызвать мне такси?

СЛЕДОВАТЕЛЬ. На вокзал?

ВАДИМ. В больницу.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Так до больницы десять минут быстрым шагом. Кстати, у тебя нос распух. В регистратуре спроси, принимает ли доктор Лейтан. Очень толковый специалист, рекомендую. Кстати, знаешь, как в России прошли выборы президента?

ВАДИМ. Президента? А у меня тоже президент есть. Только карманный. Дарю! (Достает из кармана фигурку и дает следователю).

СЛЕДОВАТЕЛЬ. (смеется). Точно, карманный. Ну, спасибо, Вадим, за президентский подарок. Просверлю у него в голове дырочку и сделаю брелок для ключей. Был карманный, станет подвесной.
               
               
                ЭПИЛОГ

Скромная палата. Кровать, стул. На кровати лежит Виктор. Входит Вадим, садится на стул.

ВАДИМ. Ты говорить можешь?

ВИКТОР. Говорить могу. А плясать пока не разрешают.

ВАДИМ. Сергеич, я благодарен тебе. Но скажи, зачем ты это сделал?

ВИКТОР. Я и сам не знаю. Но… Каждый нормальный человек должен совершить хотя бы один поступок, за который его можно назвать человеком.

ВАДИМ. Знаешь, я ведь рос без отца. Он бросил нас с мамой, когда я был совсем маленьким. Я бы хотел иметь такого отца, как ты.

ВИКТОР. Хорошо, Дима. С сегодняшнего дня называй меня папой. (Смеются).

Заходит Маргарита Павловна с цветами.

МАРГАРИТА ПАВЛОВНА. К вам можно зайти? Не помешала?

ВИКТОР (улыбаясь). Зачем спрашивать, если вы уже зашли, дорогая Маргарита? И разве Маргарита может помешать Мастеру? Она может ему только помочь.

МАРГАРИТА ПАВЛОВНА. Вот живчик, а? Такой и в гробу будет хохмить напропалую! (Вручает Виктору цветы).

ВИКТОР. (приподымается, вдыхает аромат). Только если буду лежать в нем вместе с вами, прекрасная Маргаритка!

Маргарита Павловна разворачивается, Виктор легонько хлопает ее пониже спины.
МАРГАРИТА ПАВЛОВНА. (ехидно). Тоже мне… Черчилль нашелся… Виктор Сергеевич… (Уходит).

ВИКТОР. О чем это она?

ВАДИМ. (едва сдерживая хохот). Наверное, бредит.
 
В палату заходят Жанна с  Элвисом. С ними женщина, очень похожая на Анну.

ЖАННА. Дима, а это моя старшая сестра, Анжелика.

ВИКТОР. (Анжелике). Вы так похожи на Аню… Вы замужем?

АНЖЕЛИКА. Была замужем, но год назад развелась.

ВИКТОР. Это хорошо. Ночью сюда, в палату, прилетала Аня. Мы с ней проговорили до утра.  А перед тем, как вернуться на небо, Аня сказала, что отпускает меня. Потому что сегодня я встречу ту, с которой буду счастлив до самой смерти.

АНЖЕЛИКА. (Вадиму). О чем это он?

ВАДИМ. Наверное, еще бредит. Но он обязательно поправится! Ведь он теперь… мой папа.

ЭЛВИС. (подходит к Вадиму). Мой папа.

ЖАННА. Боже мой, сыночек, ты заговорил!

ВАДИМ. (смотрит на Жанну.) Ее глаза блестят, как звездочки.
ВИКТОР. (напевает). Постой, паровоз, не стучите, колеса…
                Слышен звук уходящего поезда. 
            
                ЗАНАВЕС