Полярная ночь в театральном измерении

Марина Косполова


Рецензия на спектакль

«ДВОЕ НА КАЧЕЛЯХ»

по пьесе Уильяма Гибсона.

Молодёжный Театр-Студия «Буриме».
Режиссёр Юрий Демчук. 2012 г.

В главных ролях: Гитель Моска – Наталья Латфуллина
Джерри Райан – Николай Смирнов

Образ города:
Лавренов Артем
Попов Дмитрий
Ретунский Роман
Бутуман Татьяна
Малышкина Анна
Краснгопеева Екатерина
Шабельников Юрий

Сценограф – Антонина Корепанова
Директор – Виктор Гуськов
Помощники режиссёра – Александр Чебаков и Виктор Гуськов
Продюсер
Художник по свету – Мария Куриленко
Художник по костюмам
Композитор – Вера Борисова
Звукорежиссёр – Александр Чебаков
Дизайнер – Никита Елфимов
Реквизит
Бутафор
Сдача спектакля 15 ноября 2012 г.
Премьера – 16 ноября 2012 г.
«Сцена на Пятом», в помещении Тюменского Театра Драмы и Комедии.





Молодой талантливый режиссёр Юрий Демчук принял театральную эстафету у Никиты Бетехтина, известного театрального экспериментатора, основавшего Театр – Студию «Буриме». Камерная «Сцена на Пятом», арендуемая театром, оказалась впору, а пьеса – по плечу Ю. Демчуку.

Задача была немыслимо трудная: пьеса уже в последней трети ХХ века считалась хрестоматийной. Широко ставившаяся на театральных – профессиональных и студенческих – подмостках мира, тем не менее в ведущих театральных кругах считалась «крепким орешком». Лишь на первый взгляд произведение кажется не особенно сложным. В нём довольно много подводных камней. К тому же смелых интерпретаторов драматургической классики теперь всё больше привлекают темы и коллизии, которые можно развить так, чтобы в конечном итоге довести зрителя до почти шокового состояния. Глубоко и давно проникли в театральный мир элементы шоу. Шоу неимоверно трудно ставить, но необыкновенно легко доносить до массового зрителя.
Юрий Демчук отправился в совершенно иную театральную галактику. Он поставил психологическую драму. Демчук ощутил тот общественный камертон, который продиктовал ему выбор материала. Режиссёр не ошибся: он верно почувствовал, в чём актуальность пьесы, какие нюансы могут интонировать в унисон с молодёжной зрительской психологией.
Читателя, как правило, сковывает автор. Зритель обычно оказывается в руках режиссёра, он подвластен ему. Но Юрий Демчук совершил театральное чудо. Он позволил актёрам остаться свободными людьми, обретающими и теряющими друг друга. Он дал возможность зрителям сразу включиться в атмосферу пьесы. Помогла в этом и весёлая шутка с походом героев в театр: они, войдя в контакт с публикой, сообщили, что тоже пришли смотреть «Двое на качелях». И я счастлива, что могу безбоязненно оперировать красивыми эпитетами и выражениями одобрения в превосходной степени.
Спектакль сдан, впереди – премьера. Впереди – реальная и, надеюсь, долгая жизнь талантливого, яркого спектакля.
Спектакль представляет собой синтетическое единство строгой музыки, выразительной пластики и одновременного жёсткого и фонтанирующего находками художественного решения.
Сдержанная фонограмма: осторожные фортепианные звуки встречаются, наконец, с мелодией струнных инструментов с тем, чтобы снова музыка потонула в клавишном форте…
…иллюстрируя то, что дуэт так и не сложился. Композитор Вера Борисова, неизменно сотрудничающая с Театром «Буриме», именно лаконичностью музыкальной партии заставила обратить внимание на своеобразную мелодию и полный внутреннего конфликта диалог аккордов.
Драма двух одиночеств, отношения которых похожи на прерывающуюся пунктирную линию… нет, на несостоявшийся телефонный разговор (это так и есть), - это драма одиночества в квадрате. Или нет, - в театральном кубе.

«Джерри:  Я позвонил потому, что единственный женский голос, который я слышу в телефоне, - это голос, сообщающий точное время, и я в конце концов могу спятить от одиночества. Я позвонил, чтобы, так сказать, завязать знакомство…
Гитель: О!..
Джерри: … с каким-нибудь слабым существом слабого пола.
Гитель (помолчав): Я и есть слабое существо».

Тема одиночества? В двадцать первом веке?? С развитыми средствами массовой информации??? С космической связью???? С мобильными телефонами?????
Да. Ибо человек, опутав себя изобретениями, новыми товарами, собственными привычками, размеренным образом жизни и ещё массой других, жизненно важных обстоятельств, - загерметизировался в башне собственного «я» и окончательно закрылся от «я» другого, даже если долго живёт в паре.
- Позвольте, но ведь пьеса о любви?
- Могу согласиться. Могу возразить. Но режиссёр-то как раз и предоставляет разумно – право зрителю решать и догадываться, какая тональность в спектакле звучит сильнее – лирическая или трагическая.
Этот танец двоих так похож на балансирование на грани «я – ты», «ты – я»…
Благодарю Юрия Демчука за то богатство театральных обертонов, которые он красиво расположил в полёте на длинную космическую дистанцию между «да» и «нет», между «здравствуй» и «прощай». Получился удивительно тонкий, зрелый, психологически верный и душевно чуткий спектакль о красоте человеческих отношений, которые может построить почти каждый.
Демчук строит эпизоды на сочетании разных эмоциональных красок. Пластика актёров сдержанна, если требуется, и экспрессивна там, где нужно. Жесты выбраны самые характерные, ни одного лишнего, неоправданного движения. Весь спектакль пластически музыкален.
Дом, похожий на корабль, не имеет земли под килем… Суррогатное существование так призрачно и зыбко… 
Поэтичное решение спектакля уникально: актёры по заданной линии играют достаточно свободно. Чувствуется их высокая внутренняя культура (как и у режиссёра, естественно): спектакль ни на йоту не снижает эстетического уровня (и высокой этической позиции).
Новизна постановки – именно в синтетическом согласии контекста и внешнего выражения режиссёрской мысли. Отсюда и яркий результат.
Театр Ю. Демчука – театр подчёркнуто режиссёрский, в этом я вижу одну из составляющих концепции театра «Буриме». Но в данном случае актёрский дуэт Натальи Латфуллиной  и Николая Смирнова являет собой столь блестящее сочетание богатейшей внутренней природы и таланта, что впору говорить об идеальном синтезе всех постановочных и режиссёрских элементов.
Наталья Латфуллина – молодая, но яркая звёздная актриса Театра «Буриме». Её знают, на неё ходят зрители, для неё режиссёры выбирают выигрышные роли. Она всегда удивляет: такая разнообразная – и жёсткая, и лиричная, и трепетная, и эксцентричная…. Роль Гитель – её большая удача. Не слепое исполнение воли режиссёра, а именно своя большая работа над ролью помогли её успеху.
Николай Смирнов – студент третьего курса Тюменской Государственной Академии Искусств, Культуры и социальных технологий. Он учится на кафедре РиАМ (режиссуры и актёрского мастерства) в творческой мастерской Марины Владимировны Жабровец. Его работа очень красива, роль сделана великолепно. Образ, воплощенный в роли, запоминается. Удивительны акценты: они так психологичны и тонки, что временами забываешь, что это – молодёжная, студенческая работа. Роль Джерри Райана получилась крупной, серьёзной.
Молодые актёры (как герои, так и исполнители Образа Города) блестяще справились ещё с одной трудной задачей: обыграть узкое сценическое пространство.
Хорошо, что режиссёр, избрав свою снайперски точную систему оценок, решил жизненное пространство героев не то, что лаконично, а в высшей степени условно. Отсюда и несколько лобовая световая партитура. Словно герои, как два космических корабля, всё пребывают в каком-то неведении, в неопределённости… и никак не могут состыковаться…
Оказывается, телефонные разговоры могут не только соединять, а с успехом разъединять людей навсегда…
Пьеса – о том, что построить отношения – это вообще опыт «впервые», это поиск ещё не существующего языка, это блуждания в космосе.
Но когда весь окружающий тебя мир спихиваешь на качели, он вдруг оказывается слишком далеко… И герой покидает сценическую площадку, уходя в совершенно иное измерение – уже в нашу жизнь… В полумраке так безнадёжно одинока его трагическая фигура… Провода, провода, провода… Чёрные телефонные трубки… Молчащие, зловеще безмолвные чёрные телефонные трубки… Они, как игрушки в доме привидений, окружают его… Это – новое плюс старое время отсчёта дней без любви, без общения, без разговора. Время одиночества.
Герои остаются на разных полюсах и продолжают пребывать в своей вечной космической ночи. Здесь идут разговоры о любви, но она оказалась слишком слабой. Зато есть тема неравнодушия, хотя разговоры о помощи ближнему не превращены, к счастью, в назидательную нотацию.  Джерри и Гитель, пытаясь переделать друг друга, всё же изменились сами. Они заметили это в себе. В талантливо сделанных ролях это заметили и зрители – мне очень понравилась графичность и динамика характеров в ролях главных героев. 
Спектакль достоин и более выгодных условий – фестивальной площадки. Как выдающееся театральное произведение в своём жанре спектакль вполне можно выдвигать на творческие конкурсы на возможно более широкую орбиту. 
Демчук – режиссёр высокоинтеллектуальный. Глубоко размышляя над пьесой, он по-серьёзному играет контекстом, сложными смыслами. Он ничего не додумывает за автора. Он лишь доверяет ему чуть больше, чем это сделал бы обычный читатель.
И тогда не два отчаянных героя у жизни на краю, а мы – зрители – оказываемся на виртуальной трапеции: срабатывает автоматически ассоциативный ряд.
Качели всюду. Собственно жилища – квартирой вряд ли назовёшь пространство нарочито временного бытия героев пьесы – решены как система хитроумных сплетений канатов. Корзины, ключи, телефонные аппараты подвешены, словно недосягаемые призы или вещи, готовые потеряться.
Любовь не может существовать в состоянии качения. Она не может находиться в положении качелей. Она неизбежно соскользнёт…
Юрий Демчук сумел заставить зрителей прожить за один театральный вечер две – отдельные, так и не слившиеся, - жизни. Ни секунды скуки!
Пауз длинных тоже не предусматривалось: режиссёр погружает зрителя в плотный мир заряженных эмоций.
Очень нужная молодёжи пьеса позволяет попробовать зрителю откристаллизовать чистые, незамутнённые отношения от досадных ошибок и поверхностного общения. И, на мой взгляд, люди сейчас как никогда нуждаются в высоком психологическом театре. Театре правды, добра, красивых взаимоотношений. И если с режиссёрского удачного дебюта Юрий Демчук способен учить зрителей прекрасному, - то я смело могу сказать: я верю в его театр. Театр «Буриме» Юрия Демчука. С премьерой!
15 – 16 ноября 2012 года, Тюмень