Хочешь быть счастливым - будь им!

Сергей Корягин
Спасибо, уважаемый Евгений, за отклик. Вопрос о цели, о смысле жизни не сходит с повестки дня и на других форумах. Приемлем ли вариант Ницше – воля к власти, господству, могуществу  – в качестве цели жизни, смысла жизни? Господство одного человека над другим человеком, его унижение и подталкивание к могиле – неприемлемая для нас цель,  это ясно. А какая приемлемая? Счастье? Поговорим о счастье, ради него стоит жить. Маркс говорит о цели так: давайте сделаем счастливыми как можно большее количество людей. Давайте сделаем. И вот последователи классика реализовали его теорию в известных нам странах. Получился не просто конфуз, но настоящее преступление. Дело в том, что «железным кулаком», методом диктатуры человечество можно загнать только в зону,  опоясанную  колючей проволокой.

Счастье – очень тонкая вещь. Это чувство, это переживание, особое состояние души,  восторг. Оно, думаю, связано с любовью к женщине, к детям, к семье, близким людям, с привязанностью к друзьям, хорошим товарищам. Человек сделал великое открытие в науке, изобрел необычайно полезную машину – он счастлив. Совершил подвиг  и остался жив – он счастлив. Освободился из неволи – он счастлив, после долгого голодания получил вдоволь еды – им овладевает чувство, похожее на счастье. Страна победила страшного врага – граждане счастливы; но, разумеется, все в разной пропорции (скажем, мать потеряла семерых сыновей). Здоровье – это великое счастье, которое, к сожалению, люди мало ценят. Основной очаг счастья – это семья (дети, жена, близкие). Но много ли у нас достигших столь высокого статуса  семей? (Несчастьем мы, разумеется, называем то, что противоположно счастью.)

Советские правители задумали силой привести нас к блаженному состоянию (прямо по Марксу). Многие, действительно, жили счастливо, но совсем не потому, что так решили правители, а по причинам чисто индивидуальным. Они навязывали нам любовь к вождю, вождям, к партии, к власти – кое-что им здесь удалось. Иные и сегодня еще трясутся от возбуждения, когда слышат имя Сталин. Но вся думающая часть народа тайно страдала от несвободы.

Итак, счастье – чувство сугубо индивидуальное. Хочешь быть счастливым – будь им! Однако некоторые гарантии мы вправе потребовать и от государства. Оно, с одной стороны, должно защитить нас от голода, обеспечить справедливость и безопасность, необходимый правопорядок и т.д., а с другой, – не покушаться на те свободы, которые мы сегодня имеем: не устраивать для народа Большую зону, не загонять инакомыслящих в лагеря, а крестьян – в колхозы.

И еще одна деталь. Н.А. Бердяев считал счастье таким индивидуальным чувством, которое не поддается ни прогрессу, ни регрессу. Чувство человека примитивного общества, которое мы называем счастьем,  по качеству ничем не отличалось от чувства человека современного. «В истории нет по прямой линии совершающегося прогресса, прогресса совершенства, в силу которого грядущее поколение стоит выше поколения предшествующего; в истории нет и прогресса счастья человеческого – есть лишь трагическое, все  большее и большее раскрытие внутренних начал бытия, раскрытие самых противоположных начал, как светлых, так и темных, как божественных, так и дьявольских, как начал добра, так и начал зла».  «Ни в коем случае нельзя утверждать постоянное нарастание  положительного на счет отрицательного, как это утверждает теория прогресса». (Н.А. Бердяев. «Смысл истории»). Понедельник, 3 декабря 2012 года.

Текст написан для форума "Философский штурм"