Соль на раны

Онучина Людмила
                (рассказ)
               
                Время твоё и дела твои, тобой свершённые… С тобой, мой читатель,
не бывает того состояния души, когда вдруг защемит сердце от желания увидеть уголок,  где ты обретал крылья?  Зачем?  Душа просит перед ним исповедоваться,  отчитаться за познанное тобой, приобретённое, потерянное. Покаяться в чём-то, да
мало ли ещё зачем… У каждого – свои тихие РАДОСТИ и свои подсоленные РАНЫ, с чем мы приходим в этот уголок,  предчувствуя необходимость подведения итогов…
                Августовское утро. Спешу на автобусную остановку – час пути, и я там, в гостях у юности-молодости, где мелькнули школа, студенчество,определившие   мою стёжку-дорожку, да вечные для меня слова мамы, напутствие « последнее-то не отдавай, на что ты горазда, хотя, говорят, ЧТО отдал – то ТВОЁ». Правду сказать – этих мудрых слов тогда я не могла постичь, и только с годами…  Если не скрижали…
                Захожу в автобус, сажусь у окна, чтобы смотреть на давно оставленные мною места. Надеюсь, простят они меня, повидавшую мир… Он был щедр ко мне, показывая то анфас свой, то профиль, а то и вид со спинки… Так что РАН миновать не удалось (и каждая не без порции сольцы), а вот о нечастых РАДОСТЯХ – готова  слов не жалеть… 
                Рядом со мной присаживается женщина, лет шестидесяти. Скромно одетая, но со вкусом: вишнёвого цвета платье, с розоватым галстуком, облегало её   стройный стан, коим удивить может не каждая дама и в тридцать. Пепельные волосы с  проседью собраны в тугой узел. Лицо, не испытавшее красок, здорового смугло-розоватого  оттенка. В руках небольшая скромная сумочка. Словом, нельзя было не заметить её естественной женской привлекательности.
-  Простите. Как долго мне ехать? – обратилась она ко мне, назвав свой маршрут.
-  Почти два часа,- ответила я, глянув на свои наручные.
-  Я здесь впервые. Волнуюсь за предстоящую встречу, и на то есть причины,-тихо
   сказала она.
-  Не волнуйтесь, ДОБРЫЕ  НАМЕРЕНИЯ  ОБЕРЕГАЮТ  ЧЕЛОВЕКА, – зачем-то вдруг
   произнесла я, будто знала цель её приезда в наши края.
-  Вам дано чувствовать… Вы врач или психолог, если можно, сознавайтесь.
-  Можно. Обычный учитель-словесник, только лишь.
-  Лишь только… Значит, психолог. Я – врач-хирург. Мой скальпель чувствует
   пациента больше, чем я знаю о больном (это не объяснить словами). Уверенности
   придаёт. Неудач за сорок лет не случалось. Ой, что-то я перед вами начала
   хвалиться. Простите. Мы не знакомы, но у меня сегодня с утра такое желание
   исповедоваться перед кем-то и получить совет слушателя…
-  Готова вас слушать, без претензий на знакомство. А уж с советами – как
   получится.
-  Я – детдомовка. В начале апреля 1945 года погиб мой отец, а в конце апреля
   мама приехала с фронта в Подмосковье рожать меня. Она с начала войны и почти
   до  её конца скальпелем спасала раненых в прифронтовых госпиталях – осталась
   жива. А на родовом столе рассталась и с белым светом, и со мной, только что
   явившейся на свет.  …Детский дом. Вспоминаю с великой благодарностью
   воспитателей: любили и оберегали они нас, как родных. От сердечности их мы
   и стали врачами, учителями, известными на всю страну токарями-новаторами,
   космонавтом своим гордимся… Словом, о нас заботилось государство. Теперь из
   детдома – прямая дорога в тюрьму. Дети государству не нужны, боятся, видно,
   наши  государи  своего будущего…
-  Вы считаете, у наших государей есть будущее? – неожиданно для себя, как
   выстрел, прозвучал мой вопрос.
-  Нет. Без будущего и потомки их. Таким не спрятаться, их умеют выискивать…  Мы
   это уже проходили. Не повториться бы. Добром нынешнее не кончится. - с грустью
   произнесла  доктор.
-  Не хочется об этом… Лучше продолжайте о себе.
-  Муж ухватился за очередную расписную юбку, когда детям и трёх не было, они
   погодки. Исчез, как в воду канул. Детей подняла сама. И вот теперь, через
   двадцать пять лет, получила от него письмо: « Я знаю, ты самая светлая женщина
   из всех, каких я знавал. Ты способна ОТДАВАТЬ, а я – только БРАТЬ, за что  и
   наказан. Вот и сейчас поступи, как ты умеешь: возьми себе и подними моего
   трёхлетнего сиротку-внука Илюшу. Сыновья тебе помогут, они же взрослые.
   Пожар унёс жизни дочки, жены, тёщи, а я весь обгоревший …возьми…» А далее – не
   буквы, какие-то крючки… Ночь не спала. Вот еду… Зачем? И сама не совсем
   понимаю. Что вы посоветуете мне? –  с глубокой грустью  вопросом подытожила
   доктор свой рассказ.
-  Взять на себя самую тяжёлую ответственность на земле – выпестовать человека, да
   ещё подранка…  Если брать за основу истину: ЧТО ОТДАНО – ТО ТВОЁ, то вы на
   правильном пути. Впрочем, ваше внутреннее «я» уже действует. Через час будет
   итог: Илюша обретёт родное тепло и любовь, да и сыновья его примут, как мама…
   А вот с бывшим мужем…
-  Он скончался сегодня ночью. Так ответили мне по телефону врачи. Похороню, и с
   Илюшей уедем ДОМОЙ, – как резюме проговорила доктор.
-  Я, женщина и мать, благодарю вас за исповедь, – под нелады в сердце еле
   вымолвила я…
-  Только вот нет рядом со мной моих сыновей: старший, офицер-десантник, погиб в
   Югославии от пули робота-янки, защищая в 90-х годах братьев-сербов… А младший
   (жутко осознавать,,,) теперь науку двигает у этих янки. Видите ли, на коттедж
   зарабатывает. Больно, горько, стыдно перед собой, народом… Я оказалась слабее
   разлагателей  молодых душ. Не подозревает молодое поколение, что на своих
   поработителей выкладывается да на предателей… Ничего мне не отвечайте. Знаю, не
   всем мои мысли по душе, но уж как есть… Видно, судьба моя такая,что скрижалями
   именуют. Но ещё попробую. Может, из Илюши получится лучше…
-  Ваши скрижали золотом блистают, будьте уверены. Путь добрый вам и здоровья, чтоб
   поставить на ноги надёжного человека. Уверяю, зря ничего не отдаётся – всё
   возвращается. А вот и моя остановка, – произнесла  я на выходе из автобуса.
                Иду по улице, до боли знакомой: те же клёны, только вымахали ввысь и вширь, те же дома. Так же, как и в пору давнюю, спешат по своим делам люди, среди которых ни одного знакомого лица… А я-то спешила сюда, где все,
пожалуй, знали друг друга, могли просто так остановиться на улице и поделиться радостями да печалями, приглашая к себе в гости… Понимаю: меняются поколения. И
это уже другие люди, более закрытые, хата которых с краю, да кто поярче, покруче
( если … что, то и кто – кого). Наступили глухие времена…
                Под невесёлые мысли пришла в парк. Тот же стадион. Не стало
танцплощадки, вмещавшей до тысячи человек. Молодёжь тогда веселилась без «допингов» (под хмельком на площадку было не попасть). Кто-то счёл площадку ненужной и направил молодых в ночные скопища, именуемые клубами, где пожары, ядовитое  спиртное, наркотики, убийства. Вымирают молодые люди…  От калек (наркоманов да алкоголиков) на свет появляются дети-инвалиды (радуйся, земля
наша,– « свобода» пришла…).
                Хотелось поделиться радостями с милыми сердцу местами – не
получилось.Только подсолила РАНЫ свои. Думается, не только свои…
                Неужели доктору не вернётся добром её великодушие к сиротке Илюше?! Ужель чёрная коса «свободы» срежет  его и его сверстников?! А может, их
поколение не позволит прогулок натовскому сапогу … по земле нашей?
                У меня нет ответов…

                03.12.2012 г.