Православная Европа. Святой Домик в Лорето

Тина Гай 2
Но почему Европа, тем более – православная? Само словосочетание «православная Европа» для нашего уха звучит странно. Сегодня православие неразрывно связано с Россией и даже считается ее национальной религией. Но это не так.


Православие шире, его корни глубже, православные святыни находятся во всех концах мира, а паломники путешествуют по православным местам не только Ближнего Востока, но и Северной Америки, Европы и Северной Африки.


В первые четыре века все христиане были православными. И только после разгрома германскими племенами западной Европы  в 410 году началось постепенное расхождение обрядовой, догматической, этической и эстетической основ латинской и греческой церквей. Однако Великий раскол между ними получил официальный статус только 6 веков спустя (в 1054 г.), а после разграбления латинянами Константинополя в 1204 г., когда многие святыни были вывезены и «осели» в Италии, уже ни о каком воссоединении  не могло быть и речи.


Но в XIII веке крестовые походы католиков против сарацин на Святую землю окончились неудачей. Тогда святыни Палестины стали перевозиться в разные города Италии из боязни их уничтожения. Так Италия, и особенно Венеция, стала местом хранения многих христианских святынь, в том числе и православных.


Мы очень мало о них знаем. Немногие слышали даже о Туринской плащанице, об основании церкви св. ап. Павлом в Риме, о его миссионерских походах в Европу. Но Европа полна удивительных сокровищ православия, и не только в Риме, на Кипре и Афоне. В дореволюционное время о них знали, не в пример нам, значительно больше.


Мы расскажем об удивительной иконе «Прибавление ума», которая пришла к нам из Италии. Ее ставит себе на тумбочку любой семинарист и слушатель Духовной Академии, ее кладут на аналой к молебну на начало учебного года, ее покупают матушки для молитвы о своих нерадивых в учебе чадам, к ней обращаются душевно больные, страдающие депрессиями и головными болями. Чудесным образом память иконы совпадает с празднование Успения Божьей Матери – 28 августа.


Но начнем мы с далекого четвертого века. Равноапостольная Елена, мать Константина Великого, отправляется в Палестину по Святым местам. Отыскав Животворящий Крест Иисуса, она нашла и маленький домик Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица. Здесь Она, по преданию, получила Благовещение от Архангела Гавриила.


Тогда же святая Елена повелевает воздвигнуть на всех святых местах, связанных с жизнью Богородицы и Иисуса Христа, 18 храмов. Был воздвигнут храм и на этом месте. В XIII веке храм был разрушен сарацинами. Крестоносцы, из боязни, что будет разрушен и домик, разбирают его и перевозят в конце XIII века в Италию. «Святой домик» (Santa Casa) стал великой христианской святыней Европы и Италии. Но о нем речь пойдет дальше.


Пришла икона "Прибавление ума" в Россию только в XVI веке. Почему так поздно? Здесь начинается удивительная история.


Католики давно хотели объединиться с православными под эгидой своей веры. Русскому Князю Василию III в начале XVI века было сделано предложение от папы Римского, вступить с ним в союз и дружбу, а потом и объединиться. Один из доводов в пользу союза - наличие православных святынь на территории Италии, которые духовно объединяют Восток и Запад.


Князь направил своих посланников, чтобы они посмотрели святыни и рассказали о них. Возвратившись, посланники привезли с собой удивительное сказание, которое потом во множестве списков распространилось по всей земле русской – «Сказание о Святом Домике Святой Девы Марии». А вместе со сказанием появилась и эта икона.


«Святой Домик» в Лорето был перевезен сначала в Долмацию (современная Хорватия), потом, по преданию уже в XV веке, был по морю перевезен ангелами в итальянский город Анкопу, а затем и в Лорето. Сказание об ангелах возникло не случайно: камни домика, его чертеж и доску с образом Богородицы перевезли в середине XV века по повелению семьи властителей Эпира по фамилии Ангелы. Потом камни святыни были подарены дочери правителя на день ее рождения. В Парижском музее Средневековья есть деревянная статуя, которая так и называется «Легенда о Святом Домике».


Сегодня ни у кого не вызывает сомнения подлинность Святого Домика. Раскопки, проведенные в 1962-1964 годах, подтвердили, что домик не имеет фундамента и что его стены и камни идентичны камням назаретской пещеры, к которому он примыкал. С пещерой, потому что тогда дома строили из двух частей: первая - грот в пещере, которая служила и горницей и кухней, где проводили весь день жители домика, вторая – наружная каменная пристройка к пещере. В ней ночевали. Исследования показали, что Святой домик и пещера в Назарете составляют единое целое.


После перевозки Домик был восстановлен в точности по его чертежам и сейчас он имеет точно такой же вид, как и в те давние времена.


Домик - это три стены высотой примерно в три метра. В восточной его части – алтарь со статуей Богородицы и Ее Сына. Они коронованы, У Спасителя в левой руке держава, правой Он благословляет смотрящих на Них. Эта статуя называется «Ключ Разумения». Она и послужила прообразом иконы «Прибавление ума», с которой мы начали разговор. Но к ней мы еще вернемся.


Santa Casa был восстановлен на новом месте прямо на проезжей части, без фундамента. Но на том месте, где за один век до этого была лавровая роща в честь Богородицы. Поэтому и название города Лорето созвучно с названием рощи.


Жители города боялись, что домик обрушится, поэтому было решено сдвинуть его и обнести новыми стенами. Но со временем новые стены отошли от старых стен Святого домика. А в XV-XVI веках над ним была построена базилика, которая так и называется Базилика Санта-Каза. Сегодня этот Собор в Лорето известен всему миру. Домик - один из самых почитаемых святынь Европы и место паломничества, в том числе и православных верующих.


Святой Домик упоминается в русской литературе паломников. Так Игумен Даниил, который оставил заметки о своем паломничестве в Святую Землю в XII веке, описал это место. В России сказание о Santa Casa появилось после возвращения послов Василия III. Потом в в XIX веке епископ Порфирий (Успенский) оставил свои заметки о посещении Святого Домика, его подробное описание и рассказал о статуе. И с этого времени в России стали организовываться регулярные паломничества к итальянской святыне (продолжение следует).