Мастер, или почему я не люблю праздники

Людмила Зрелик
  Очень емкое значение у слова мастер. Мастер своего дела - очень почетное звание, но я не об этом. Не знаю как сейчас, а раньше если есть диплом, не важно какой, будешь работать мастером.  Если повезет, и начальником станешь.  Теперь вспоминаю с иронией, а тогда...

Так вот, довелось мне устроится  на комбинат хлебопродуктов. Производство новое, для севера неизвестное, специалистов не хватало, поэтому готовили нас без отрыва от производства.
 Захожу я на элеватор, представляюсь обществу будущим  оператором. Правда пульт еще не установлен, элеватор достраивается своими силами и все операторы, рабочие и мастера сидят с метлами, ведрами и в фуфайках, и поголовно ковыряются в носу.
 Куда же я попала? Неужели в наше время бывают такие без культурные рабочие?  На мои недоуменные взгляды, пару девушек улыбнулось. Одна  говорит:
 - Спорим, эта фифа сбежит через неделю.
-  Продержится до получки - ухмыляясь, отвечает другая.

 Через два месяца я тоже стала ковыряться в носу, зерновая пыль забивалась под нижнее белье, в ноздри. Слизистая носа высыхала, и единственным выходом для улучшения дыхания была помощь пальцев. Хорошо, что у нас попался веселый коллектив, и нам хватало общения. В приличное общество с такой привычкой не пойдешь. Многих стала мучить аллергия, видно не налажена была вентиляционная система.

 После декретного отпуска меня взяли на склад готовой продукции, в должности мастера.
Это не в носу ковыряться! Правда, что входит в мои обязанности, но нет в должностной инструкции, я узнала не сразу.
 Территория комбината была огорожена с трех сторон, а четвертая была местом обмена муки  на овощи, водку и колбасные изделия (овощная база и хладокомбинат находились рядом). Бороться с этим было невозможно, в обед все грузчики были сыты и пьяны. Какое счастье, что у меня хватило ума не заключать договор о материальной ответственности.
 Руководству сказала:
 - Сначала наведите порядок, потом требуйте ответственность.
 Но им был выгоден этот бардак, сами воровали. Через два года, ОБХСС разобрался, и все приезжее руководство посадили.
 Чтобы понять, с кем приходилось работать, опишу несколько кадров.

Владимир Степанович - бывший капитан рыболовецкого судна, отсидел двенадцать лет за экономическое преступление. Худой, вечно недовольный брюзга, но благодаря ему, в моих документах был полный порядок. Каждую неделю он сверял свои записи с моими нарядами, даже перестановка одного поддона фиксировалась. Наученный горьким опытом, он контролировал всех, но бесплатно и метлу в руки не брал.

Сашка, два метра два сантиметра - организатор всяких провокаций, главный торгаш у забора. Его трудовая книжка к тридцати годам имела два вкладыша.

Сергей - запойный пьяница, но работящий и обаятельный мужчина, кажется, пять раз был женат. Женщины любили его, многое прощали, но после очередного запоя бросали. Сергей дважды лечился в ЛТП, иногда трезвая жизнь длилась больше года. Его увольняли, он терял полярные надбавки, и снова устраивался на комбинат.

Иван Андреевич был обыкновенным пьяницей, но самым надежным. Он единственный приходил работать в праздники. Под неусыпным контролем жены, в последнее время, он редко срывался.

Были еще:  рецидивист, шизофреник, и скандальный ненавистник власти.

Чтобы грузчики не напивались во вторую смену, я кипятила чайник, и приглашала в кабинет обедать вместе. С начала мужики стали рассказывать сальные анекдоты, чтобы смутить меня, но я, затыкала уши и продолжала сидеть.

 Первое испытание выпало на Восьмое марта. На смену пришел только Иван Андреевич.
 От нас зависела работа мельницы, простой стоил бы мне должности.
С желоба я принимала на плечо пятидесяти килограммовые  мешки с мукой и сбрасывала их на поддон. Первые три ряда по три мешка были мои, верхние три ряда Ивана Андреевича. Когда я переходила к другому желобу, он отвозил на погрузчике готовый поддон. К обеду, я уже не держалась на ногах, плечо болело невыносимо.
 - Давай научу ездить на погрузчике - смилостивился надо мной мужчина.
 Иван Андреевич к женщинам относился с прохладцей, свою жену за глаза звал мегерой, поэтому, я даже удивилась.
 Если водить погрузчик у меня получилось, то вилы дважды попадали вместо поддона в мешки с мукой. Четыре мешка пришлось перетаривать.
 Я рискнула пойти к девчонкам на выбой. Красавицы, на мое счастье, сидели за праздничным столом.  Строить из себя начальника, мне было невыгодно, а  девчонки с радостью согласились выпускать только муку высшего сорта, вторая машинка "нечаянно"  сломалась.  Я дрожащими руками еле заполнила документы. Начальство ничего не узнало.

Первого мая двухметровый Сашка устроил бузу. После праздников он должен был уходить в отпуск, и решил, пока нет высокого начальства, напоить бригаду. За пол часа до обеда лег на транспортер, и не давал работать. Как я умудрилась скинуть его оттуда - не помню, но теперь я знаю, что от злости у меня появляется недюжинная сила. Я села на погрузчик и поехала прямо на этого верзилу. Вскочив с пола, Сашка стал отступать к стене, но я решительно наезжала. В этот раз, глазомер не подвел, и двухметровый грузчик был прижат к стене между вилами.
 - Дура, бешеная! Сумасшедшая! Я же тебя засужу! Ребята, будете свидетелями!
  Мужики стояли в стороне и хохотали, оценив мою решительность и смекалку, никто на отвальную не пошел. Это была моя первая победа. После этого, контакт с мужиками был налажен. Скажешь: " Серега, миленький.. или Иван Андреевич, солнышко" - все сделают, и после смены останутся, и порядок наведут.

 Третий раз, когда я пожалела о своей работе, был мой день рождения.
Тринадцатого августа с отпуска возвращался муж с детьми, а я сидела в кабинете и плакала.
Владимир Степанович и Сергей были в отпуске, Иван Андреевич на больничном, остальные отмечали выходной. На склад зашел зам.генерального директора:
 - Вагон вторые сутки на простое. Делай что хочешь, хоть на вокзал езжай, но чтобы к концу смены все было выгружено - уважительно разговаривать с женщинами там было не заведено.
 - А если нет?
 - Заплатишь за простой.
 Я съездила в общежитие комбината, но там желающих не нашлось. Общага гудела, перегар витал на всех этажах. Когда вернулась на комбинат, начальник обрадовал.
 - Я послал к тебе электрика, он выпивший, но думаю справится, в вагоне пустая тара.
 Пришло это чудо, росточком с меня, а весом - килограмм на десять легче. Он же тяжелея индикатора ничего в руках не держал! Если бы я знала, что там тара старая, легкая, я бы уже сама все выгрузила, правда мастерам за это не платили.

 - Мне домой надо, муж с детьми с отпуска приехал, давай побыстрее - сразу поставила в известность горе работника.
 Какое счастье, что мешки пустые(двадцать штук в упаковке). Плечи мои уже проверены, почти бегом ношу тару, а заодно считаю. Моего напарника, пару раз мешки перетягивали назад, но он вставал и героически продолжал идти к цели.
 - Слушай, а ты баба что надо, я бы с такой в разведку пошел!
 - Ой, не хотела бы я получать такие комплименты, но кому-то надо коммунизм строить!
 Через два часа после окончания смены, вагон был выгружен.
 Зам. приехал проверить, и даже подвез меня к дому. Как же я боялась, что муж увидит, но отказаться от услуги сил не было. Иду и думаю: " Если увидит в окно, что я приехала на машине, ни за что не поверит что я была на работе".
 Захожу, дети спят, муж готовит праздничный ужин.
 - Дорогой, извини, я вагон выгружала -не глядя в глаза, пошептала я.
 - Тебя в грузчики перевели?
 - Нет, просто все грузчики празднуют мой день рождения.
 Первый и последний раз в жизни муж купал меня как ребенка, но счастливой встречи не получилось, после первой рюмки вина, я уснула за столом.

 На ноябрьские праздники, во вторую смену должны были приехать две фуры за мукой для воинских частей. Наученная горьким опытом я потребовала у старшего мастера подмоги.
 - Хорошо, Сашка рецидивист придет.
 - Неееет!! Я боюсь этого уголовника.
 - Брось! Он теперь не пьет, видно бабу нашел, одеколоном стал пользоваться.
 Хорошо что все мои хлопцы вышли на смену. Я спокойно оформляю документы, и вдруг в кабинет входит Александр: коренастый, смуглый, с большим носом, огромными торчащими ушами, и глубоко посаженными темными глазами - в общем, темная личность. Еще запомнились пухлые губы исполосованные шрамами.
 - Саша, а с кем ты живешь?- пытаюсь завязать беседу.
 - С матерью. Она всю зарплату у меня отбирает,правда телевизор купила. Скоро брат с зоны откинется - вот запара будет, он и мою зарплату и мамкину пенсию к рукам приберет, ни хрена больше не купишь.
 -  Неужели не сможешь отстоять свои права?
 - У меня суставы стали болеть, и вижу плохо, а братишка у меня бешеный.
  - А за что ты сидел?
 - Сначала по малолетке, с братом мужика до полусмерти избили, а брат еще и карманы ему почистил.
  - А второй раз?
 - Я вернулся раньше брата, устроился на стройку. Меня, плиточника-облицовщика шестого разряда, мастер заставил гальюн чистить, ну я его в этот гальюн головой и сунул.
 Изрядно испугавшись, я все таки рискнула задать еще один вопрос:
 - А последний раз за что? Ты вроде спокойный мужчина.
 - Это я когда выпью, терпеть не могу несправедливость. Пригласил в гости шалаву одну, такие как ты ко мне не ходят, выпили, покувыркались. Просыпаюсь, а эта дрянь шманает у меня по карманам, ну я ей руку вывернул, ноги раздвинул. Скорую правда вызвал, но я уже считался рецидивистом, срок дали по полной. Уже пять лет от хозяина, держусь пока.
 - Саша - дрожащим от страха голосом сказала я - иди домой, видно машины уже не придут, погода мерзкая, почти сутки мокрый снег валит.
 - Да ты не бойся, ты баба нормальная, я таких уважаю. Я вообще хотел к тебе в бригаду попросится.
 - Ой, Саша, тебя старший мастер не отдаст, ты лучше всех фуры грузишь - воодушевленно врала я - он тебя хвалил, говорил, что ты пить бросил, стал за собой следить.
 - Людка, не звезди, я просто одеколон стал пить, у матери больше ни на что денег не выпросить.
 _-Одеколон?
 - Ну да, развожу водой и пью, только Шипр пить невозможно. Правда на зрение плохо действует одеколон.
 - Саша, иди домой, мне надо вагон пломбировать - опять соврала я.

 Вечером поделилась с мужем новыми знаниями, у него как раз Шипр стоял:
 - Ну вот, опять не получится праздник отметить - с издевкой отметил муженек.


 Последним испытанием была выдача зарплаты. На выходные, пять грузчиков не успели получить деньги, и старший мастер не придумал ничего лучше, как дать мой адрес. Попробуй откажи таким! Когда муж увидел первую троицу, он зароптал:
 - Чтобы я у себя дома больше не видел этих питекантропов!
 Но когда пришел Сашка рецидивист за деньгами, мой муженек заявил:
 - Увольняйся!!

 Когда я стала мастером на другом производстве, где в подчинении было около сорока женщин, мне показалось, что с мужчинами работать проще, по крайней мере психологически.