Начало войны и... день победы. Воспоминания

Олег Слюсарь
   Мне исполнилось 4 года и мне купили трехколесный велосипед.
Он был такой большой и красивый. Папа, мама и бабушка, все учили меня ездить на нем. И вот я сам проехал из комнаты на кухню. И туда и обратно... В этот вечер я лег спать самым счастливым человеком на свете. Мне сказали, что утром поеду на велосипеде во дворе. Сам.
   
   Я проснулся. В комнате никого не было. Велосипед стоял рядом и я забрался на него.
Вошла бабушка и сказала, что дома никого нет. Иди умывайся и будем завтракать. Я же ждал, что войдет мама и мы с ней пойдем на улицу кататься на велосипеде. Она мне обещала.
   Когда мы завтракали, бабушка мне сказала, что сегодня началась война. Это было 22 июня 1941 года.
   Мама и папа были на работе. Сестренки в школе. О войне родители говорили и раньше. У папы болела сильно нога от другой войны. Так мне говорили, поэтому я войну не любил, но не боялся. А теперь у меня был велосипед и мне было совсем ничего не страшно.
   Бабушка вывела меня на улицу и сказала, катайся на велосипеде только под окном
( мы жили на первом этаже). Я катался, но на меня никто не обращал внимания. Даже знакомые мальчишки посмотрели на велосипед и пробежали мимо. Я заплакал от обиды. Выглянула бабушка из окна и сказала, чтобы не плакал. Во всем виновата война. Войну я стал не любить еще больше.

   Скоро в небе стало часто что то гудеть. Папа сказал, что это летят фашистские самолеты бомбить Москву. Мы жили в 100 км от Москвы.
Первый раз я сильно испугался от звука сирены. Мама с бабушкой схватили меня за руки и мы побежали в лес. Наш дом был совсем рядом с лесом.
   Помню, что мы стали бегать в лес каждую ночь. Там я спал на коленях у мамы. У всех людей были сумки-рюкзаки. Помню, что  просил себе такой рюкзак. Бабушка сшила мне сумку и я одевал ее за спину. В сумку мне клали еду.
   Помню, днем я сидел на велосипеде на улице. Вдруг раздался страшный треск. Я больно упал с велосипеда. Все закричали: "На станции взорвалась бомба."
   Я сильно испугался. Этот страх помню до сих пор. Я стал понимать, что такое война.

   После одной ночи в лесу, мы вернулись домой и  папа ( он не мог бегать в лес и всегда оставался дома) сказал, что ночью упали три бомбы вдоль узкоколейки. Это совсем рядом с нашим домом. Узкоколейка шла на завод. Бомбы не взорвались, потому что падали с низкой высоты и упали на хвост. А то бы не было уже ни меня и ни дома.
    Мне опять стало  страшно. Я это помню очень хорошо. Я взрослел с каждым днем.
   Потом я узнал слово эвакуация.

   Мы вернулись домой в 1943 году.
Хорошо помню как пошел в детский сад. У меня там появился друг Юра, с которым мы дружим до сих пор. Вместе с Юрой 1 сентября 1944 года пошел в школу в 1 класс.
   Мама утром дала мне старенький портфель, но в нем лежал пенал с карандашом и ручкой. И это меня радовало больше всего.
Мама сказала, чтобы я пошел сначала в детский сад, как обычно, А оттуда вас отведут в школу. Сказала, что некоторое время вы будете еще  кушать в детском саду.

   После завтрака в саду, всю нашу старшую группу повели в школу. Девочек - в женскую. Мальчиков - в мужскую.

   Помню первый урок, учительницу Антонину Алексеевну Маурах. Она любила всех, но каждый считал, что она любит его больше всех. Однажды, когда я сел за домашний урок - правильно писать буквы, дома не оказалось тетрадки ( тогда это был, как сейчас говорят, большой дефицит). Я нашел немного серой оберточной бумаги. Бабушка , как могла, расчертила ее линиями и я стал выводить на ней крючочки и буквы.
Антонина Алексеевна увидела на парте у меня это домашнее задание, погладила меня по голове, поставила незаслуженную пятерку и шепнула мне на ухо: молодец. Когда я уходил в этот день из школы, она отдала мне свою тетрадь. Вот поэтому я и считал, что учительница любит меня больше всех. Конечно, я ошибался. Она любила так всех нас.
  И очень четко  помню первую перемену. Нас выпустили во двор школы и там, играя в песке, я потерял пенал. Трудно мне написать, как мне было жалко его, но я не плакал. После всего пережитого я был уже взрослым ребенком и так же воспринимал жизнь. Это был первый урок в школе и первый урок жизни. Не будь растяпой.
   Когда уроки кончились, нас отвели опять в детский сад. Покормили и отпустили по домам.
   Через некоторое время мы стали ходить в школу нормально из дома. Меня никто никогда не провожал и не встречал.

   И вот однажды я проснулся и мама мне радостно сообщила, что Война закончилась!
Сегодня в школу не пойдешь. Одень чистую рубашку и почисти ботинки. Помню мама дала мне денежную бумажку, купить леденцов. Это был праздник.

   Это было 9 мая 1945 года!
Мы с ребятами со двора побежали по улице и кричали: "Победа, Победа..." Потом мы пошли в парк. Там был летний кинотеатр. Нас впустили в него бесплатно.  Мы стали смотреть фильм про разведчика. Когда сеанс оканчивался, мы оставались на следующий. И снова смотрели как наш разведчик побеждает фрицев. Мы вышли из кинотеатра только, когда стало темнеть..
   С аэродрома слышались выстрелы и все освещалось. Это был САЛЮТ!
Все взрослые на улице обнимались. Мы  крутились у всех под ногами, обсуждая какие глупые фрицы. Хотели нас победить. 
   Когда я пришел домой, мама с бабушкой  меня расцеловали и почему то заплакали.
Так закончился для меня день Победы.
   Этот день я запомнил на всю жизнь.