Дух Рождества

Василий Козлов
     Заключение гастроэнтеролога попало мне в руки около 10 утра. Спустя час я брёл по мощённой набережной вдоль незамысловатой плановой застройки, весь поглощённый своими мыслями. Сумбурное течение мозговых процессов мешало межеванию и сеяло смуту в моём сознании. Мой друг детства Сергей, будучи человеком, имевшим халатные отношения со своим здоровьем, в это замечательно время года, канун Рождества, лежал в областном гастроэнтерологическом центре имени Новосёлова с тяжким недугом. Мои познания, касающиеся медицинской науки, ограничивались скромным набором препаратов, содержащихся в моей домашней аптечке, так что пользы от меня было, как от рыбака в сезон охоты. Врач областной клиники Ерёменко Иван Дмитриевич чётко дал понять, что мой товарищ находится в крайнем положении. «Щадящая диета, временные голодания и ежедневные капельницы должны сослужить во благо больного, - уверял он, - но всему своё время». Эндоскоп, как и фотокамера, никогда не врёт. У пациента диагностировали язву желудка, вызванную инфицированием микроорганизмом Helicobacter pylori. О вышеупомянутом недуге также явственно свидетельствовали обширные анализы, намедни взятые у больного.
     Со свойственным мне состраданием к близкому человеку морозным серым утром я двинулся в неизвестном направлении.
     22 декабря. На дворе канун Рождества. Витрины магазинов пестрели красными рождественскими носками, Санта-Клаусами, тросточками, искуственными ёлками, рождественскими венками, яркими герляднами и прочей атрибутикой Самого Главного Праздника в году. Я был потрясён тем, что по пути на работу я не встретил ни одного Деда Мороза, и ни одной Снегурочки. По всей видимости, ещё не время - до Нового года оставалось несколько больше времени, нежели до католического Рождества. В целом, улица выглядела так, как она и должна была выглядеть в это время года. Если б не эта реклама…
     На торце дома номер 32 во весь размер висел огромный яркий рекламный баннер. Задний план украшало роскошное рождественское дерево, под которыми россыпью лежали подарки разных размеров и форм, видимо с нетерпением ожидающие, когда счастливые ребятишки начнуть их распаковывать. Ближе к зрителю был изображён мужчина презентабельной внешности со старчески добродушной улыбкой. На вид ему было лет 50. Его нос венчали дорогие очки в золотой оправе, за которыми  на аудиторию взирали добрые голубые глаза. Надпись снизу гласила: «Вы уже почувствовали Дух Рождества?! Корпорация «Деловой Санта»  позаботилась о Вашем счастье. Вам осталось лишь подписать контракт». Ниже был телефон.
     Не знаю почему, но как-то машинально я вытащил из своего кармана свой старенький Siemens и записал номер под именем «Деловой Санта». Что было причиной такого действия – для меня до сих пор остаётся загадкой. Я испытал странное волнующее чувство, будто что-то магическое проникло в моё нутро. Меня эта реклама каким-то необъяснимым способом притягивала, словно огромный магнит. Не знаю, может своей колоссальностью и яркими цветами, или, быть может, композиционными особенностями - я не мог разобраться в своих эмоциях в тот момент. Через некоторое время я очнулся и осознал, что пялюсь на неё уже около 15 минут. «Чёрт, я же на работу опаздываю!» - и ринулся к вокзалу.
     Благо на поезд успел. Добрался вовремя. Как обычно, сел в погрузчик в 11-15 и начал загружать фуру. Знаете, в чём прелесть работы на погрузчике? У тебя всегда есть время для своих собственных мыслей. Данная работа не требует особых интеллектуальных навыков. Всю работу выполняют конечности. Мозг отдыхает. В голову, словно змеи в нору, забираются различные мысли. В тот день меня волновали две вещи. Серёгина болезнь и та реклама. Я очень хотел помочь Сергею, но я не доктор, не врач, даже не медбрат. Я даже собственную простуду без постороней помощи вылечить не смог бы. Я грузил рыбу и думал, как ему сейчас должно быть тяжело. Ведь врачи посадили его на голодную диету. Только вода и капельницы. Такого Рождества врагу не пожелаешь. Бедный Серёжа…
     Рабочий день длился до 6 вечера. Я сдал кар главному механику, переоделся и пошёл на вокзал ждать свою электричку. До поезда оставалось полчаса. И я решил позвонить по тому сомнительноу телефону. Вопреки моим ожиданиям они до сих пор работали, хотя был уже седьмой час.
- Офис Делового Санты. Наталья. Чем могу помочь? - защебетал приятный женский голос.
- Добрый вечер, девушка. Я сегодня утром наткнулся на Вашу рекламу на Гоголевском бульваре, такая… огромная. Возник вопрос. Вы занимаетесь организацией рождественских праздников?
-  Нет, мы продаём Дух Рождества.
-  Дух Рождества… продаёте… как это?! - смутился я.
-  Вы знаете, молодой человек…
-  Вадим, - вставил я.
-  Вадим… я не компетентна рассказывать о продукции нашей компании по телефону. Давайте я назначу Вам встречу в любое удобное для Вас время. Как насчёт завтра?
-  Хорошо. Во сколько? – спросил я,  хотя мне было всё равно, следующие два дня были выходными.
-  14-00 Вас устроит?
-  Без проблем.
-  Ну тогда ждём Вас завтра в 14-00 по адресу: Советский переулок, дом 10, кабинет 401
-  Секундочку, - я быстро достал блокнот из внутреннего кармана, - … дом 10, кабинет 401. Записал. Спасибо. Завтра буду.
-  До встречи. Всего доброго.
«Какая приятная девушка», - подумал я. Она мне напомнила одну мою знакомую, у которой тоже были весьма приятный голос и манеры.
     Жене я решил ничего не рассказывать по поводу этой… корпорации (что за странное название?.. «корпорация»…. ) Я подумал, что стоит сперва разобраться с этим «Духом Рождества».
    
                ***

     На следующий день я отправился по указанному адресу. Был достаточно тёплый день для декабря. Кругом белыми сугробами лежал недавно выпавший снег. Не дуновения ветра. Кристально чистый воздух был достаточно влажным и морозным. В общем, погода весьма приятно располагала к себе. Я чувствовал себя великолепно. Ощущал какой-то подъём, надежду. Вот только не понимал на что. Чувство предвкушения охватило меня с головы до пят.
     Я добрался до адреса. Это было типичное шестиэтажное офисное здание, ни чем не приметное, за исключением палитры рекламных щитов, которые разноцветным ковром украшали добрую часть фасада. Среди них была и та самая реклама, что я видел вчера на Гоголевском.
     Поднявшись на 4 этаж, я быстро отыскал нужный мне кабинет, вздохнул и со стуком вошёл.
- Добрый день. Мне назначено на два часа, - начал я, одновременно осматривая приличного размера приёмную и милую секретаршу, с которой по всей видимости я вчера беседовал по телефону.
- Здравствуйте. Вы, очевидно, Вадим.
- Да, он самый.
- Это мы с Вами вчера вечером разговаривали. Я Наталья. Присаживайтесь, пожалуйста, вот здесь, - она указал на кресло у окна, рядом с которым стоял небольшой стекляный журнальный столик. – Вы не спешите? Санта в данный момент работает с клиентом. Могли бы вы подождать пару минут? Вас не заставят долго ждать.
-  Конечно, ничего страшного. Времени у меня вагон.
- Почитайте покамест наши проспекты, - секретарша указала на брошюры, лежащие на журнальном столе. – Кофе?
- Нет, спасибо. Очень мило с Вашей стороны, но я недавно обедал.
     Я уселся в кресло и раскрыл брошюру. Она содержала примерно ту же абстрактную информацию, что и рекламный пиллон. Так что ответов на мои вопросы я там не нашёл.
 - Дай Вам бог здоровья… дай Вам бог здоровья, - из кабинета напротив вышел пожилой мужчина с довольным и благодарным видом, - я никогда не забуду то, что вы сделали для меня. А годов мне не жалко, у меня их много было. Ради такого дела не жалко. Ну всё. Пошёл. До свидания.
     Честно признаться, слова старика меня слегка озадачили. Но не успел я обдумать услышанное, как Наталья попросила меня к Санте:
- Вадим, проходите, Санта готов Вас принять.
     Я вошёл в кабинет: самый обычный деловой офис, выполненый в строгих консервативных тонах. Белые обои, деревяный паркет, хрустальная люстра, большое окно, возле которого расположился огромный дубовый стол. Западную стену подпирала пара шкафов с книгами и папками. Ну и конечно же шикарная ёлка, красиво украшеная герляндами и шарами. За столом сидел тот самый Санта с плаката. Поразительно, какое сходство! Словно его вчера сфотографировали и поместили его фото на баннер. Он был одет в деловой костюм чёрного цвета, а его чело венчал красный рождественский тряпичный конус с белым бубончиком и подворотником того же цвета
- Добрый день… Вадим, если я не ошибаюсь, - Санта вышел из-за стола и с улыбкой протянул мне руку.
- Да, Вадим. А Вы…
- Деловой Санта. Ну, в миру Анатолий Сергеевич. Можете называть меня и так, и так, - улыбка не сползала с его лика ни на секунду. И, признаться, улыбка ему была весьма к лицу.
- Анатолий Сергеевич, - я решил, что так будет проще обращаться к нему, - я увидел Вашу рекламу на Гоголевском вчера утром и, буду откровенен, она меня поразила. И вот, движимый интригой, я в Вашем кабинете…
- Скажите конкретней, что именно Вас сюда привело? Любопытство или Ваше сердце, - после этих слов он немного переменился в лице.
- Не знаю точно, я не могу в этом разобраться. Судя по всему, любопытство.
- Я так не думаю, - он пристально посмотрел мне в глаза, будто что-то увидел там, - Вас что-то тревожит, я это вижу.
- Возможно. Но прежде я хотел бы узнать, какие именно услуги Вы предоставляете.
- Моя корпорация продаёт Дух Рождества. Это наш бренд и гордость, - Санта отошёл от меня и направился к окну.
- Я не совсем понимаю. Что вы имеете ввиду под словами «Дух Рождества».
- Можно Вас попросить, - он махнул мне рукой, чтобы я вместе с ним посмотрел в окно. Это окно выходило на оживлённую торговую улицу.
- Видите всех этих людей, - Санта указал на прохожих, несущих перевязанные верёвкой ели. - Посмотрите на их лица, как они сияют, как они полны надежды и оптимизма. В обычное время года не встретишь столько счастливых лиц. Они спешат домой, чтобы подвести итоги прошедшего года и построить планы на будущее. И не важно, что большинство из них не будут соблюдать рождественскую клятву. Важен процесс, а не результат. Мне приятно наблюдать за этой картиной. Многие из них мои клиенты.
- Другими словами, вы продаёте людям хорошее настроение?
- Нет. Я продаю людям надежду. Наша корпорация считает, что в это замечательное время у каждого человека должна быть надежда. Человек, не имеющий надежд – мёртвый человек.
- Интересно, но не совсем понятно. Что конкретно вы можете сделать для меня и сколько это будет стоить?
- Для Вас?... А может для Вашего друга?
- Что?.. Откуда?.. Откуда вы узнали? Я же Вам не говорил…
- Санта всё знает.
     Признаться, данный поворот событий меня слегка напугал. А Вас бы не напугал человек, читающий Ваши мысли?! Но я собрался и решил обдумать это позже.
- Хорошо. Что Вы можете сделать для моего друга?
- Вы можете купить Дух Рождества для Вашего друга.
- Мой друг сильно болен, можно сказать безнадёжно. Гастроэнтеролог поставил диагноз «язва желудка в острой форме».
- Ай, ай, ай. Бедный парень, - Санта начал качать головой. – В это время года нельзя болеть. В любое другое можно. Но в канун Рождества ни в коем случае. Этому человеку определённо не хватает Духа Рождества.
- Вы как-то можете ему помочь? У Вас есть опытные доктора?
- Нет. Я не доктор. Моё образование мне не позволяет. Но, думаю, Вашему другу я смогу помочь.
- Интересно каким образом? - откровенно говоря, мне этот разговор начал докучать.
- Каждый человек имеет право на рождественское чудо.
- Хорошо, сколько будет стоить ваше «рождественское чудо»? Или Ваш «Дух Родждества»?
- Один год.
- Один год чего? – удивился я.
- Один год жизни, - продолжил Санта.
- Чьей жизни, моей или Сергея? Да, кстати, моего товарища зовут Ягудин Сергей. Хотя, судя по всему, Вам ведома эта информация.
- Вашей, Вадим, Вашей жизни. Мы же сейчас с Вами разговариваем. И, в случае Вашего согласия, контракт с Вами будем заключать.
- Бред какой-то. Какой ещё один год жизни?! Я что, в военкомат попал? В рядах российской армии я уже побывал.
- Нет. Это не военкомат. Один год Вашей жизни в обмен на счастье друга. Вы проживёте на один год меньше положенного Вам срока.
- Подождите. Вы предсказатель? Что-то типа цыган? Вы можете определить сколько мне осталось жить? Хотя нет. Пожалуй этого я не хочу знать.
     В этот момент мне показалось, что меня, видимо, разыгрывают. Появилось желание побыстрей отделаться от этого человека. И всё же я решил поддаться воле случая. Будь что будет.
- Хорошо. Давайте подпишем с Вами контракт. Хотя я слабо верю в реальность его исполнения, - не верю, что я на это согласился.
     Анатолий Сергеевич подошёл к шкафу и вытащил из него два экземпляра договора.
- Вот пожалуйста, ознакомьтесь и подпишите.
     Я быстренько пробежал глазами незамысловатый текст. Это был обычный договор купил-продажи. Примерно такой же, как при покупке автомобиля. Вот только товар и оплата наводили сомнения. Я подписал контракт.
- Замечательно. Мы с Вами отлично поработаем, - произнёс Санта.
- Сомневаюсь. Я не верю в чудо. Я верю в человеческие возможности.
- А разве чудо ни есть одна из человеческих возможностей?! Делать чудо – моя профессия.
- Будем надеятся. Ладно. Мне пора, - мы попрощались и я вышел.
     «Что за жестокий розыгрыш, - думал я по пути домой. – Как можно шутить над больным человеком. А если это не розыгрыш. Что если… Нет. Я в это не верю».

                ***

     Спустя два дня после этого чрезвычайно странного события в моей жизни я, наконец, добрался до больницы, чтобы поздравить захворавшего друга.
- Здравствуйте, девушка, - обратился я к администратору, - мне в 203, к Ягудину.
- Секундочку, - девушка начала рыться в больничных картах, - тааак, Ягудин Сергей Викторович, 82-го года рождения. Диагноз «Язва»… А его уже выписали.
- То есть как это выписали?... Он же серьёзно болен.
- Вот так. Резко пошёл на поправку. Исключительный случай. Доктора в недоумении. Язва так быстро не лечится. Чудо какое-то. Кстати, сегодня из медицинского института приходили. Хотели Сергея на исследование научное назначить. Но он к тому времени уже ушёл. Вы не могли бы… Мужчина…
     Я оставил девушке купленные для друга мандарины и, грубо проигнорировав её просьбу, с радостным чувством ринулся домой. По пути я сделал звонок Серёже, но его телефон, по всей видимости, был разряжен. Я решил, заскачу быстренько домой, перекушу что-нибудь и отправлюсь к Серёге.
     Когда я подходил к своему дому, было уже около 7 вечера, час как стемнело. Большинство горожан уже сидели дома за праздничными столами в ожидании ужина. Я вошёл в свой подъезд, поднялся на второй этаж, вынул ключи из внутреннего кармана моего пальто и принялся открывать дверь. Когда я её открыл, я обнаружил, что в прихожей было темно. «Странно, - подумал я, - Анжела должна быть дома. Куда она…»
- Сюрприз! – раздались голоса в сопровождении вспышки яркого света. Я слегка напугался, но это чувство быстро улетучилось. В прихожей, увешаной венками и мишурой, радостные и улыбающиеся, меня встречали Анжела, недавно выписавшийся из больницы Серёга и его жена Анфиса. Я был в шоке. Моему счастью не было предела.
- Серёга!... – обрадовался я, обнимая друга, - как ты?
- Да всё хорошо, последние два дня были просто лучшими днями в моей жизни. Я резко пошёл на поправку. Доктора в недоумении. Говорят, что такое явление впервые в их практике.
- Да это просто чудо! Как я рад за тебя! Вот теперь-то мы заживём! Анжела, веди гостей к столу.
- Шампанского, - предложила Анжела.
- Нет уж, - отказался Серёжа, - к алкоголю я теперь долго не притронусь. Налей-ка мне лучше морсика.
     Мы наполнили бокалы, чокнулись, пожелали друг другу счастья и принялись ужинать. За ужином мы вспоминали наши школьные годы, как мы познакомились, как встретили наших жён, наши выезды на природу, встречи, - в общем все наши приятные моменты.
- Анжела, а что это там под ёлкой? -  я заметил небольшую перевязаную ленточкой коробочку, стоящую у подножья нашей ёлки.
- Ах да, Вадик, совсем забыла тебе сказать. Сегодня прислали. На твоё имя.
- А от кого?
- Не знаю, обратного адреса не было.
     Я оставил гостей, подошёл к ёлке, присел и принялся распаковывать подарок. Внутри коробки я нашёл фарфоровое сердце с надписью «Счастливого Рождества». Под ним была записка:
     «Думаю, теперь ты понял, что такое Дух Рождества. Будь счастлив. Цени дружбу, цени любовь близких тебе людей. Не жалей для них ничего, даже собственного времени. Пусть это сердце напоминает тебе о самом главном, что есть в этой жизни. Ты проживёшь долгую счастливую жизнь в окружении семьи и друзей. А тот год, что ты мне отдал… Я передам его в надёжные руки. Тот человек, что жертвует время во благо близких – достоин звания Человека. Ты подарил надежду. Поистине бескорыстный и добрый поступок. Береги себя, паренёк.
                Деловой Санта».
    
     Лёгкая слеза прокатилась по моей щеке. Это были слёзы счастья. Я сидел, с улыбкой глядя на это красивое красное сердечко. Я решил, что поставлю его рядом с фотографиями в рамках. «Дух Рождества, - прошептал я, - так вот что это означает…»
- Вадик, - позвала меня жена, - ну сколько можно там сидеть? Иди к нам. Покажи, что там тебе прислали.
    
                ***

     На следующий день я решил отблагодарить Санту. Я отправился в корпорацию, где был намедни. Я поднялся в офис, но никого там не обнаружил. Офис был закрыт до следующего года, о чём говорила висящая на двери табличка.