Введение во храм. Ангелы служили ей при входе...

Екатерина Домбровская
4 декабря н.с. Церковь празднует
Введение Пресвятой Богородицы во храм

«Человек есть дыхание жизни Божественной, и потому
не может он жить духовною жизнью, отделившись от Божества,
вне Дома Божиего».
Свщмч. Фаддей (Успенский) архиепископ Тверской

ДИТЯ ОБЕТОВАННОЕ

Когда Пречистой Богоотроковице, Преблагословенной Деве Марии Богородице, исполнилось три года от рождения, святые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, решились исполнить данный ими обет — отдать на служение Богу рожденное ими дитя. Событие это не отмечено в Евангелии, однако  память о нем сохранили устные предания, апокрифические тексты и подробности из библейских книг. Празднование Введения во храм установилось сравнительно поздно, хотя первые упоминания о нем относят предположительно к VI веку. Окончательно статус праздника Введения как двунадесятого определился в Византии к XIV веку. Во всяком случае, именно в этом веке великий святитель Григорий Палама произносил свои замечательные омилии (беседы- проповеди), посвященные этому празднику, в которых  как никто глубоко и духовно раскрыл сокровенный смысл Введения.

Богородица  была дитем обетованным – Святая Анна, мать Пречистой Девы, когда молилась Богу о даровании дитя, обещала, если Бог дарует ей такую радость, отдать свое дите на служение Господу. И вот пришло время обет исполнить. А ведь этому благословенному ребенку было всего три года…
Древние источники  по крупицам позволяют восстановить черты этого удивительного, трогательного и глубоко тАинственного пророческого праздника.

Родители Пречистой Девы – святые и праведные Иоаким и Анна жили в Назарете. До Иерусалима - до храма им было три дня пути.  Предание свидетельствует о том, что дите сопровождали не только родственники, но и хор дев с зажженными свечами, окружая ее как звезды луну. А святые церковные списатели этого события, древние тексты церковного богослужения сообщают о том, что не только граждане земного Иерусалима шествовали за этим удивительным младенцем, но и сонм Ангелов, которые «вхождение Пречистыя зрящее, удивишася: како Дева вниде во святая святых» (припев 9 песни канона).
Святая мать – праведная Анна напутствовала пред папертью храма свое дивное чадо так (о том сообщает святитель Тарасий, Патриарх Констанинопольский – VIII век): «Иди, Дщерь моя, к Тому, Кто даровал мне Тебя; иди, Священный Кивот, к милостивому Владыке; иди, Дверь жизни, к милосердному Дателю; иди, Ковчег Слова, к храму Господню; войди в церковь Господню, Радость и Веселие мира».

Стоило бы задуматься над этими словами материнской любви и пророчества… Нет оснований не доверять Патриарху Тарасию, произносившему это в проповеди перед огромным числом молящихся византийцев. Если бы подобные речи были недоступны пониманию людей, не могли бы они стать предметом живой, горячей сердечной веры, если бы язык этой проповеди был слишком высок, символичен и не доступен пониманию народа, он бы так не говорил. Но Патриарх именно так и мыслил и говорил, и Бог донес это слово до нас. И мы можем только трепетать и дивиться великой вере праведных предков, красоте их умов, способных так высоко воздвигаться от земного дрязга, как выразился бы Н.В. Гоголь, к высочайшим понятиям уже неземного свойства.

Не говоря о том, что два престарелых родителя так светло и мужественно, с такой преданностью Богу ведут свое дитя во храм, оставаясь в миру доживать свою старость, вновь, как и раньше, когда были они бездетными. Великая милость Божия – дарованное на старости лет праведным Иоакиму и Анне дитя и великое ответное самопожертвование родителей – красота Священной Истории, высочайшие и непреложные нравственные истины человеческого бытия, мерило праведности, закон спасения…

***
ПЯТНАДЦАТЬ СТУПЕНЕЙ ВОСХОЖДЕНИЯ

Пречистую Деву вышли встречать священники. По преданию – эта череда служения принадлежала святому Захарии. Пророк и архиерей, он был сродником праведной Анны – она была из рода священнического, а супруг ее Иоаким – из рода царского. Из рук в руки передавала эта праведная мать дитя свое Захарии… Но дальше произошло чудо – одно из первых в ряду дивных чудес, связанных с этим праздником… В том великом храме было пятнадцать высоких ступеней – по числу пятнадцати степенных псалмов – был обычай священниками на каждой ступени петь свой псалом. И вот как только родители поставили дите на первую ступень – она сама, без чьей-либо помощи пошла легко и проворно на самый верх. А ведь трехлетнему младенцу и на одну ступень вскарабкаться  казалось, было бы очень трудно. Дух потворствовал чудному Младенцу, как о том скажет Сын Ее: «Дух животворит, плоть не пользует нимало» (Ин.6:63).

Святитель Григорий Палама утверждал, что и в этом раннем возрасте будущая Царица Небесная уже была исполнена благодати и не лишена зрелого ума, несомненно под умом разумея не рассудок взрослого человека, а глубинный разум, разум духа которым ведом человек. Поэтому он говорил, что это восхождение свидетельствовало, что она не была никем ведома, а «Сама по Себе приступала к Богу», ведомая благодатью, которой была вся освящена.   
И Захарию, - по слову Блаженного Феофилакта, - видевшего это чудесное многозначительное и пророческое восхождение, объял Святой Дух, и он впервые – о том уже свидетельствовал святитель Тарасий, - поименовал Деву «благословенной между женами», а затем совершил невероятное и непостижимое: взяв на руки Избранное Богом Дите, ввел ее во Святая Святых…

Святая Святых, сокровенное место Иерусалимского храма, в котором хранился Ковчег Завета. Именно там являлся Господь первосвященникам для провозглашения Своей воли народу. Входить в Святая Святых разрешалось только первосвященнику, и то раз в году. Считалось, что Святая святых – это место, где физически ощущается присутствие Божье.
И вот теперь свершилось небывалое: в святая Святых внесли ребенка, младенца, Деву, но внесли не просто для освящения Ее, но для жизни в Святая Святых: Пресвятой Деве предстояли многие годы жизни  в этом сокровенном месте и возрастания в Боге.

«Провидение, дабы показать непогрешительность путей Своих, - учил святитель Филарет Московский, - нередко предваряет существенные Свои действия некоторыми знаменательными событиями, вразумляющими о будущем». Так, по слову святителя, опирающемуся на благочестивое предание еще  при самом введении Пресвятой Девы в Храм, Она была уже оглашена пророческими словами из псалма Царепророка Давида: «Слыши дщи и виждъ и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает царь доброты твоея; зане той есть Господь твой; и поклонишися Ему».

***
ЗА ВТОРОЙ ЗАВЕСОЙ

Святые отцы учили, что Богородица есть образ и идеал души человеческой. Ее крестный путь – есть путь души человека, устремленного к восхождению в духе и соединению с Богом. Можно поэтому, человеку, молитвенно всматриваясь в каждый шаг Ее жизни, примечать и для себя глубинные смыслы событий…
Праздник Введения во храм – есть великий и многозначимый символ введения души человеческой в Царствие Небесное, которое начинается здесь на земле, еще в этой жизни, и, несомненно, должно именно здесь быть совершено, следуя по стопам Богородицы, с максимальной для каждого полнотой и осознанием величия того, что знаменует собой вступление человека в жизнь церковную…

Дева Мария воспитывалась до самого Ее обручения со святым праведным Иосифом во храме. Храм хранил ее чистоту, храм украшал ее душу высокими чувствами и понятиями, храм стал ее невестоводителем к великому Ее предназначению стать Матерью Божией.
Из священных преданий мы знаем, что уже в храме в отрочестве Ее она узнала пророчество Исайи: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Дух Пресвятой девы напитывался в храме чтением Божественного Писания, - «крепкою пищею Божественной мудрости» (свт. Филарет).

Итак, Будущая Матерь Божия воспитывалась во храме. Но что такое воспитание как не вся человеческая земная жизнь, данная людям исключительно для подготовки к жизни райской? В храме и совершается наша подготовка к вечности. Входя в храм мы становимся причастником этой вечной небесной жизни. «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно и во веки веков» - священник произносит первый возглас литургии и мы преодолеваем тесные узы времени и перед нами отверзается Вечность…

В отличие от Богородицы, помещенной в Святая Святых храма, все остальные девы, жившие при храме, помещались по свидетельствам святителей Кирилла александрийского и святителя Григория Нисского в некоем месте между церковью и алтарем. Ни одна из дев не смела даже подойти к алтарю. А Деве Марии не было запрещено входить даже во внутреннюю часть алтаря – за вторую завесу – и молиться там.
К Ней были приставлены девы – они обучали Ее письму и рукоделию, причем именно так – непременно вместе: письмо и рукоделие. В этом виделся священниками особый смысл. Святой Епифаний Кипрский (V век) писал по сохранившимся источникам и устным преданиям, что Пречистая дева отличалась силою ума и любовью к учению; не только поучалась в Священном Писании, но и упражнялась в прядении шерсти и льна и в шитье шелком. Благоразумием своим Она удивляла всех; занималась преимущественно такими трудами, которые могли бы быть потребны священникам в служении при храме; рукоделью этому Она так научилась, что им могла впоследствии, при Сыне своем, добывать себе пропитание. Она своими руками сделала Господу Иисусу хитон, не сшитый, но весь тканый.

Пречистой Деве, как и другим девицам, обычная пища подавалась от храма; но ее съедали нищие и странники, ибо Она, как воспевает Церковь, питалась хлебом небесным. Святой Герман говорит о Ней, что Она пребывала обыкновенно во Святом Святых, принимая сладкую необычайную и нетленную пищу от Ангела. Об этом общении Девы с Ангелами узнал первосвященник Захария, заставший момент общения Марии с Ангелом и пришедший в глубокое недоумение: бесплотный приносит плотскую пищу в корзине, приносит девице, в то время как ангелы только священникам могли являться… Что Она такое, что ей в младенчестве Ангелы служат? Не на ней ли скажутся ожидания пророков?
Возрастая в летах и мудрости, Дева большую часть своего времени проводила на молитве за второй завесой и так жила она до двенадцатого года…

***
ХЛЕБ АНГЕЛЬСКИЙ ЯДЕ ЧЕЛОВЕК

Пресвятая Дева в храме постилась. Всегда. При вступлении в подвиг поста тайна Ее будущего Материнства Ей еще открыта не была. Сама ли она предприняла этот подвиг, или внушил Ей Ангел – неизвестно. Но несомненно, что она уже волевым решением пренебрегала телесными ощущениями ради духовных. Святитель Филарет Московский называет этот подвиг юной отроковицы беспримерным и бесподражательным.

Предание, дошедшее до нас через блаженного Иеронима и Святителя Димитрия Ростовского, сообщает нам трепетные подробности этой блаженной отроческой и в то же время ангельской уже жизни. «От утра даже до третьяго часа дне стояше на молитве: от третьяго же даже до девятаго в рукоделии или чтении книг упраздняшеся; от десятого же часа паки начинаше Свою молитву, от неяже не преставаше, дондеже являшеся Ей Ангел, от егоже рук пищу взимати обыче" (Четь-Мин.). Если перевести на наше исчисление времени, то день Пречистой Девы строился так: с шести утра до девяти Она стояла на молитве, с девяти часов утра до трех дня трудилась в рукоделии или чтении книг, а отчетырех часов дня вновь становилась на молитву и молилась до тех пор, пока Ангел не приносил Ей пищу. Таким был ежедневный строй жизни и поста Матери Божией – во все время ее воспитания во храме. Это о Ней было сказано, как предвидение, в псалме Царя Давида: «Хлеб ангельский яде человек» (Пс.77:25).

Евреям в пустыне воздух доставлял божественную манну. Святому пророку Илии приносил пищу ворон (святитель Григорий Палама называет ворона детоненавистническим символом бессердечности к близким). А Деве Марии пищу приносил Ангел, несравнимо лучший ворона и несомненно лучший воздуха.
О чем еще говорит нам это служение Ангелов Богородице во храме?
Между прочим и о том, - и это всем полезно знать не только в связи с проблемой пропитания, - что не постящийся, без сомнения, сам позаботится для себя о пище - не только необходимой, но и обильной и приятной, и потому ему не требуется Ангельского попечения. Но кто, пренебрегая и отвергая требования плоти, приближается к жительству бесплотных, к тому и бесплотные взаимно приближаются, так комментировал эту подробность святитель Филарет Московский.

***
НЕБО И ЗЕМЛЯ БЫЛИ ОТВЕРСТЫ ПРЕД НЕЙ

Как чувствовала себя Пресвятая Дева, о чем билось Ее сердце в те годы ее таинственного приуготовления  к предстоящему Ей подвигу во храме? Люди, сохранявшие бережно каждую подробность, штрих и деталь Ее земного пути, оставляли свои свидетельства и передавали их из уст в уста как величайшее сокровище Истины. Пречистая Дева считала Себя поистине низшею всех служительниц Божиих. И только разве что позволяла Себе возможным всех поощрять к молитве. Святитель Амвросий Медиоланский утверждал, что ни один человек, рожденный от жены, не имел в столь высокой степени, как Она, дара созерцательной молитвы. Она вся была пронизана молитвой – Ее молитва была ее духом, а дух – молитвой. Она возрастала духовным вЕдением в своих занятиях и по мере занятий – распалялась ее любовь к Богу. Вот потому-то перед ней разверзалось Небо и все для Нее было отверстым и на земле.

Пресвятая Дева жила подвижнически – не причастно ни к земным скорбям и заботам, не причастно низменным страстям. Только для Бога и в Боге. Великие святители прошлого, собиравшие устные предания о жизни Богоматери во храме рассказывают и следующее…
Глубоко погружаясь в чтение и слушание писаний Моисея, в изречения пророков – а это было обычаем в храме по субботам собирать народ для слушания Божественных Писаний,  Мария узнала о трагедии Адама и Евы – о том, как пали они, обманутые лукавым, об изгнании из рая, и замене исконного нетления человека – жизнью тленной, смертной, горькой…

Ее потрясло это страшное преемство смертности, снисходящее поколениями вплоть до Нее, это ужасное искажение и погубление первоначальной добрОты человека, что он все более удаляется от Бога и все  теснее соединяется со своим губителем-сатаною. Ее чистейшее сердце было открыто великому состраданию человеку и человечеству и Она решила взять на себя, - как говорит святитель Григорий Палама, - посольство за человека, чтобы Невынуждаемого принудить и скорее привлечь Его милость к нам, чтобы, как поется в Церкви в праздник Рождества Богородицы «разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный», чтобы исцелив немощное человеческое – соединил бы с Собою Свое творение.
С такой мыслью вступала Пресвятая Дева в молитвенный подвиг, в котором Она стала Первопроходцем – проложив совершенно новый путь в Небеса…

***
ПОСОЛЬСТВО ЗА ЛЮДЕЙ

Первым, кто узрел эту тайну подвига Пресвятой Девы Марии и его неизреченную молитвенную суть был святитель Григорий Палама. По его слову, Мария искала этот особый молитвенный путь к Богу и не находила его во всем опыте человечества. Не владела такой молитвой и Она Сама, хотя, кажется уже все духовное, что накопило человечество со времен Моисея, Она уже знала и усвоила. И  вот Она сама изобретает и «прорубает» (так у Паламы!) лучший и совершеннейший молитвенный путь к Богу, Сама исполняет его и передает людям открытое Ею ВЫСШЕЕ ДЕЛАНИЕ СОЗЕРЦАНИЯ, созерцания (богомыслия), которое настолько же превосходит все прежде известное, насколько истина превосходит фантазию…

Одно дело – говорить о Боге, а другое дело – встретиться с Богом. Святитель Палама дает пояснения: первое дело нуждается в слове, в красноречии, в навыках мышления и методах умозаключений. А стать близким Богу – это означает иное, совсем иное делание, то делание, с которого и начинается вся аскетика. И начинается она с подвига юной Пречистой Девы Марии. С того делания, которое вскоре, уже через несколько десятков лет провозгласит Ее Сын: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25).

Стать  поистине близким Богу, следовательно, - поясняет Палама, означает то, что в процессе очищения себя человек должен стать ВНЕ самого себя, ВЫШЕ самого себя, оставив при чувствах все то, что воспринимается чувствами, подняться выше рассуждений и умозаключений и самих мыслей всецело войдя и подчинившись ДУХОВНОМУ ЧУВСТВУ, которое Соломон предрек, назвав его для многих поколений подвижников «Божественным чувством» (Притч. 1:7).
Божественное чувство – духовная близость к Богу…

Григорий Палама пишет, что Дева в этом делании обрела руководителя в этом священном делании: им стало молчание. Молчание, как путь очищения и движения к таким высоким добродетелям как постоянство ума и порядка, забвение дольных вещей, погружение в высшие тайны, всегдашнее обращение помыслов на лучшие, - делание, единственно свидетельствующее о приближающемся здравии души, - состоянии, позволяющем человеку войти в созерцание. Но никак не раньше очищения и исцеления души, зараженной страстями и не способной ни к сосредоточению, ни к чистоте помышлений, ни к высокой собранности и долгом пребывании в растворенности в  «Божественном чувстве».


***
ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ – ПЕРВАЯ МОНАХИНЯ

Из рассказанного ясно, что Дева избрала путь отреченного жития, что есть на нашем человеческом языке – путь монашества. Монос (греч.) – один. Один с Богом. Она избрала этот путь не ради него самого, а ради предстательства за народ, о котором  горько и нестерпимо сострадало еще на земле Ее сердце. Она отреклась от земных радостей с самых ранних юных лет, принесла Себя в жертву Богу. Ради страданий людей, ради любви к ближним и дальним, бывшим и будущим она взошла на высоту молитвенного подвига, на крест распятия собственной души и собственного ума, запретив ему блуждать, подчинив его только одному деланию – молитве за народ. В этом подвиге всесовершенной и всежертвенной Любви Она уподобилась Богу, чтобы позже благодаря Ей, Бог смог соделаться по образу человека, вочеловечиться. Она, первая монахиня, первая и непревзойденная молитвенница – вечная молитвенница Царствия Небесного, осуществила в своем человеческом естестве Бога. Посему ей и было возвещено на веки веков «радоваться».
… До явления в мир Христа Спасителя оставались считанные годы.


Иллюстрация: фреска Мануила Панселина ( конец XIII — начало XIV веков) — византийского живописца, иконописца Палеологовского периода.