Мои внучки, Катя и Саша, оказались с явно выраженным художественно-музыкальным уклоном, и обычные знания на них прививаются очень слабо. Приходится что-то придумывать, чтобы дети, в 4-й класс музыкально-художественной перешедшие, не выглядели слишком отсталыми.
Удачным вариантом игры в блошки (см. в сб. Педновации), но уже без блошек, оказалась экспромтом придуманная игра, где играющие, конкретные К. и С., по очереди заказывали мне буквы, а я из заранее подготовленного списка 33 позиций (по числу букв русского алфавита) озвучивал им вопросы, называя при этом и баллы, которые они при правильных ответах могли заработать. Интерес к игре подогревался у детей тем, что выявлялся ее победитель и даже велся ее текущий счет.
Например:
-- Ж!
-- Ж5. Какой металл дороже золота?
-- Ы!
-- Ы7. После каких букв в белорусском языке Ы пишется, а в русском, если напишешь, будет ошибка?
-- Мягкий знак!
-- Ь2. Столица Украины?
-- У!
-- У1. Самое крупное наземное животное?
-- А!
-- А5. В какой жидкости железо не тонет?
-- Я!
-- Я10. Пятью пять, да еще дважды пять, да все удвоить – сколько будет?
-- Ч!
-- Ч5. Сколько балетов у П.Чайковского?
-- Г!
-- Г5. Кто написал «Приключения Тома Сойера»?
-- Р!
-- Р15. Сколько получится в результате, если 1000 трижды разделить пополам?
-- И краткое!
-- Й8. В чем разница между созвучием и аккордом?
-- Л!
-- Л5. Кто автор «Вредных советов»?
-- Э!
-- Э10. Что такое натюрморт?
-- Ю!
-- Ю20. Сколько диагоналей в 5-угольнике?
-- М!
-- М7. Как называется муз. инструмент, где играют не только руками, но и ногами?
И т.д.
Для поддержания интереса к игре придумывались и шуточные вопросы, вроде нижеследующих:
-- Ё!
-- Ё5. Какая утка «живет» под кроватью?
-- П!
-- П10. Чем пастель отличается от постели?
-- Х!
-- Х5. Может ли человек прыгнуть выше дома?
(Предполагается ответ: Может. Ведь дома же не прыгают).
Для удобства игры можно ввести такие правила:
* Если играющий называет уже сыгравшую букву, ведущий продвигается по вопроснику до ближайшей следующей буквы, которая еще не выпадала.
* Если играющий затрудняется с ответом, он может получить одну или несколько подсказок, что каждый раз на 1 балл снижает цену вопроса.
Психологическая тонкость, использовавшаяся в этой игре: у обеих играющих, т.е. у внучек Кати и Саши, было полное ощущение, что вопросы они выбирают себе сами. Ну, а уже не тонкость, а прямолинейный расчет, -- на то, что между ними получится соревнование.