Вопросы по буквам

Уладзимир Траццякоу
Мои внучки, Катя и Саша, оказались с явно выраженным художественно-музыкальным уклоном, и обычные знания на них прививаются очень слабо. Приходится что-то придумывать, чтобы дети, в 4-й класс музыкально-художественной перешедшие, не выглядели слишком отсталыми.
Удачным вариантом игры в блошки (см. в сб. Педновации), но уже без блошек, оказалась экспромтом придуманная игра, где играющие, конкретные К. и С., по очереди заказывали мне буквы, а я из заранее подготовленного списка 33 позиций (по числу букв русского алфавита) озвучивал им вопросы, называя при этом и баллы, которые они при правильных ответах могли заработать. Интерес к игре подогревался у детей тем, что выявлялся ее победитель и даже велся ее текущий счет.

Например:
 -- Ж!
 -- Ж5. Какой металл дороже золота?

-- Ы!
 -- Ы7. После каких букв в белорусском языке Ы пишется, а в русском, если напишешь, будет ошибка?

-- Мягкий знак!
 -- Ь2. Столица Украины?

-- У!
 -- У1. Самое крупное наземное животное?

-- А!
 -- А5. В какой жидкости железо не тонет?

-- Я!
 -- Я10. Пятью пять, да еще дважды пять, да все удвоить – сколько будет?

-- Ч!
 -- Ч5. Сколько балетов у П.Чайковского?

-- Г!
 -- Г5. Кто написал «Приключения Тома Сойера»?

-- Р!
 -- Р15. Сколько получится в результате, если 1000 трижды разделить пополам?

-- И краткое!
 -- Й8. В чем разница между созвучием и аккордом?

-- Л!
 -- Л5. Кто автор «Вредных советов»?

-- Э!
 -- Э10. Что такое натюрморт?

-- Ю!
 -- Ю20. Сколько диагоналей в 5-угольнике?

-- М!
 -- М7. Как называется муз. инструмент, где играют не только руками, но и ногами?

И т.д.

Для поддержания интереса к игре придумывались и шуточные вопросы, вроде нижеследующих:

-- Ё!
 -- Ё5. Какая утка «живет» под кроватью?

-- П!
 -- П10. Чем пастель отличается от постели?

-- Х!
 -- Х5. Может ли человек прыгнуть выше дома?

 (Предполагается ответ: Может. Ведь дома же не прыгают).

Для удобства игры можно ввести такие правила:
 * Если играющий называет уже сыгравшую букву, ведущий продвигается по вопроснику до ближайшей следующей буквы, которая еще не выпадала.
 * Если играющий затрудняется с ответом, он может получить одну или несколько подсказок, что каждый раз на 1 балл снижает цену вопроса.

Психологическая тонкость, использовавшаяся в этой игре: у обеих играющих, т.е. у внучек Кати и Саши, было полное ощущение, что вопросы они выбирают себе сами. Ну, а уже не тонкость, а прямолинейный расчет, -- на то, что  между ними получится соревнование.