Контроль

Алла Игнатенко
Юра, вчера некоторое время спустя после нашего разговора у меня словно вспышка в уме прозвучала: КОНТРОЛЬ. Сегодня отправила тебе письмо и стала размышлять над этой темой. Контроль в жизни человека. И, ты представляешь (!), столкнулась с тааакими трудностями!

Ну что ж, к делу.

Чувствую, что контроль – это вообще тотально, касается вообще всех жизненных проявлений человека вплоть до физиологии. Чувствую, что контроль – это система, внедренная в наши бедные головы не родителями, а ЧЕРЕЗ РОДИТЕЛЕЙ… КЕМ? Социумом? Так ведь социум сам ПОД КОНТРОЛЕМ…

Вот одна из трудностей: искала в нэте определение, что же такое вообще чистый контроль, но не нашла подходящего. А почему? У нас что, мало разных наук о социуме? Социология, психология, антропология, педагогика, менеджмент в конце концов… а определения, что такое контроль в чистом виде нет…

Юр, я в растерянности… чует моё сердце, что мы с тобой коснулись ГЛОБАЛЬНОЙ темы… которую НЕЖЕЛАТЕЛЬНО рассматривать вообще. Словно это жесткий диск, куда не рекомендуется лазить, чтоб не разрушить весь информационный банк.

КЕМ не желательно рассматривать эту тему?!

Попробую сама определить, что же такое контроль в чистом виде.

Это постоянно действующий ЗАПРЕТ на НЕжелательные действия, мысли, чувства, социально неодобряемые и осуждаемые, и ВЕЛЕНИЕ производить другие, социально одобряемые действия, мысли, чувства.

По-другому:

Контроль – это ВЕЛЕНИЕ, ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ, выраженное в разных формах (от прямого приказа – жесткого запрета или стимула –  до уговоров и рекламы – мягкого и скрытого запрета или стимула),  на проявление личности в русле конкретных ОЖИДАНИЙ.

Вот что пишет по поводу СОЦИАЛЬНОГО контроля Википедия:

«Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает  свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля».

Юра, на мой взгляд, чтобы прояснить ситуацию, целесообразно рассмотреть, что такое контроль, на примере взаимоотношений взрослого и ребенка.

Из каких побуждений взрослый контролирует жизнь ребенка? – Из стремления вырастить из него социально причесанную личность, в идеале – ИДЕАЛ (пардон за тавтологию).

А что такое ИДЕАЛ? – Это сумма ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в уме, каким ДОЛЖЕН быть человек.

То есть, взрослый, воспитывая ребенка, имеет в виду ЗАВЕДОМО ИЛЛЮЗОРНУЮ ЦЕЛЬ, поскольку ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УМА о жизни и реальности – это вовсе не сама жизнь или реальность, а лишь более или менее похожее ОТРАЖЕНИЕ В УМЕ жизни и реальности.

Другими словами, человек значительно отличается от своей фотографии… в первую очередь тем, что он ЖИВОЙ.

И вот тут-то в психику ребенка и внедряется ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ, поскольку «Ребенка воспитывает то, чем взрослый ЯВЛЯЕТСЯ, а не то, что он БОЛТАЕТ», как говорил старый добрый Карл Густав Юнг.

Таким образом, ребенок усваивает: а) с одной стороны – сознательное (условно) стремление к идеалу (совершенству), и б) подсознательное СОПРОТИВЛЕНИЕ этому стремлению, так как он ЧУВСТВУЕТ заведомую лживость своего же стремления, что выражается в БУНТЕ против навязанных социумом представлений, каким он быть ДОЛЖЕН.

То есть, создание из самого себя идеального, совершенного человека – заведомо ложная цель. И взрослый, несомненно, это чувствует…

Тогда какая НАСТОЯЩАЯ ЦЕЛЬ преследуется социумом, если идеал – заведомо недостижимая по причине своей ИЛЛЮЗОРНОСТИ цель?

Отвечая на этот вопрос, я напомню о двух противоположных стремлениях, заложенных в психику ребенка: стремление СООТВЕТСТВОВАТЬ идеалу и стремление НЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ идеалу. И первое, и второе стремление содержат в себе СТРАХ.

То есть, человек с одной стороны БОИТСЯ НЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ, потому что хочет быть таким, как все В СВОЁМ КРУГУ, а с другой – БОИТСЯ СООТВЕТСТВОВАТЬ, потому что не хочет быть таким, как все, чувствуя в глубине Души свою УНИКАЛЬНОСТЬ.

А сейчас я подойду к вопросу с другой стороны.

Что олицетворяет собою контроль?

Да вообще-то это просто: ПРАВО ВЛАДЕНИЯ. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.

Я не могу контролировать то, что мне НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ. Ну, например, климат. Чужой банковский счет. Или политику Зимбабве. Или просто чужой огород.

На МОЁМ огороде ДОЛЖНЫ расти одни растения, и уж никак не другие – типа бурьяна. И я этот процесс контролирую, потому что ВПРАВЕ это делать, потому что мой огород – МОЯ СОБСТВЕННОСТЬ.

Так вот, взрослый осуществляет тотальный контроль над всей жизнью ребенка потому и тогда, когда (и потому что) воспринимает ребенка СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ.

Одно дело, когда человек ЛЮБИТ другого человека, и совсем другое – когда один воспринимает другого СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ.

А как часто в вашей жизни осуществляется замещение одного «дела» другим или, по крайней мере, смешение этих двух «дел»?

Впрочем, это можно достаточно легко определить, честно ответив себе на вопрос: как часто и с какой интенсивностью меня посещает… РЕВНОСТЬ.

Ведь ревность – это и есть ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ ЕЛИНО-ЛИЧНУЮ ВЛАСТЬ над кем-то или чем-то  и СТРАХ эту ВЛАСТЬ ПОТЕРЯТЬ.

А как же ребенок реагирует на такое отношение к себе? Он ведь это отношение ЧУВСТВУЕТ,… даже не понимая.

Ответ тоже прост: ребенок платит взрослому той же монетой, которую взрослый чеканит.

Контроль над явлением или процессом олицетворяет собой право владения и является, по сути, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ВЛАСТИ над явлением или процессом.

Вот, уперлись. Дуальность власть – подчинение.

А теперь подчеркну абсурдность внутреннего конфликта на своем примере:

С одной стороны во мне заложен контроль над собой просто потому, что я – собственность… своя ли?

А с другой стороны во мне заложено и сопротивление отношению к себе как к собственности… чьему отношению? Другая сторона во мне одной (!) сопротивляется тому, чтобы БЫТЬ ЧЬЕЙ-ТО СОБСТВЕННОСТЬЮ… ведь не своей же.

То есть, во мне ЧЕМ-ТО заложен контролирующий механизм, внедренный извне этим самым ЧЕМ-ТО, которое считает меня своей собственностью.

А зачем мне этот контролирующий механизм в моей психике? Почему я внутренне СОГЛАСИЛАСЬ на его внедрение в свою голову?

Что ж, рассмотрю, по какой ПРИЧИНЕ у меня возникает необходимость контроля над собой.

По причине НЕДОВЕРИЯ к себе. Я НЕ доверяю типа кому-то, и потому у меня всегда есть страх, что этот типа кто-то сделает что-то не так. Ясно, что на самом деле я считаю, что это я могу сделать что-то не так (неправильно), я БОЮСЬ того, что мои чувства, мысли, поступки могут быть НЕПРАВИЛЬНЫМИ, значит, я сама не доверяю себе же.

Забавно. Своей собственностью я быть не могу, потому что это абсурдно, а недоверие к себе я испытывать могу, и оно вполне реально.

Итого: Я ВЕРЮ СОБСТВЕННОМУ СТРАХУ – В СОБСТВЕННЫЙ СТРАХ.

Так в какого Бога мы верим по-настоящему? В СТРАХ?!

Юра, у меня сейчас аж мурашки бегают по всей голове… и наверняка у этих мурашек обувь с твердыми колючими шипами.

То есть, получается…

Напомню определение контроля из Википедии:

«Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов».

А кто или что применяет систему методов и стратегий в отношении поведения общества? Кто или что направляет поведение общества в целом? Куда и для чего направляет?

Однако система методов и стратегий – это уже вторично, как и необходимость со стороны общества направлять поведение индивидов.

Первично же НЕДОВЕРИЕ каждого человека (члена общества) САМОМУ СЕБЕ вследствие ТОТАЛЬНОГО СТРАХА ПЕРЕД СПОНТАННО ТЕКУЩЕЙ ЖИЗНЬЮ (а вдруг пойдет не так и не туда!), то есть, ИЛЛЮЗИЯ И ВЕРА В ЕЕ НЕЗЫБЛЕМОСТЬ. Ведь то, что человек о себе и жизни думает - это его ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, а вовсе не то, чем он же и его жизнь вообще являются, о чем я писала ранее.

Так во что мы верим по-настоящему? В Бога? Или в СОБСТВЕННЫЙ СТРАХ? Ведь любая иллюзия, претендующая на статус реальности, которую имеет человек и которая имеет человека (!), содержит в себе СТРАХ РАЗОБЛАЧЕНИЯ - РАЗРУШЕНИЯ.

МЫ – ЛЮДИ ЗАЛОЖНИКИ СОБСТВЕННОГО СТРАХА. МЫ – ЕГО СОБСТВЕННОСТЬ. Нами ВЛАДЕЕТ ИЛЛЮЗИЯ.

Потому мы находимся ПОД КОНТРОЛЕМ СТРАХА ПОТЕРЯТЬ СОБСТВЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ. ЭТО ИЛЛЮЗИЯ имеет над нами власть.

Так ведь это значит, что МЫ ПРИДУМАЛИ ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ МИР… СОЗДАЛИ феноменальный мир таким, какой он есть сейчас, ВЕРОЙ в свои представления о том, что мир таким БЫТЬ ДОЛЖЕН.

И теперь ИЛЛЮЗИЯ НЕЗЫБЛЕМОСТИ МИРОУСТРОЙСТВА через встроенный в психику человека – члена общества - механизм контроля регулярно активизирует борьбу и за контроль, и против этого контроля – активизирует внутренний конфликт для того, чтобы постоянно поддерживать в человеке определенный уровень СТРАХА, который нужен для поддержания любой иллюзии.

То есть, МАССОВАЯ ИЛЛЮЗИЯ направляет общество В СОСТОЯНИЕ ВНУТРИ СОЦИАЛЬНОЙ БОРЬБЫ для того, чтобы люди производили эмоциональную энергию определенного рода – СТРАХ – необходимый ИЛЛЮЗИИ ДЛЯ СОБСТВЕННОГО ПОДДЕРЖАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА.

(Кстати, эту тему замечательно осветил гениальный писатель современности – фантаст Сергей Лукьяненко в своих «Дозорах»… особенно в "Новом ...". Сказка-то, разумеется, ложь…)

Вот почему у нас всегда присутствует ИЛЛЮЗОРНЫЙ СТРАХ... РАЗРУШЕНИЯ ИЛЛЮЗИЙ. Потому что мы ВЕРИМ, что МИР (а на самом деле - ЖИЗНЬ) таким быть ДОЛЖЕН (ДОЛЖНА)...

Так реализуется первый закон философии: единство и борьба противоположностей.

"В моей душе еще присутствует джихад;
Булат свершает мщения обряд,
Единство хрупкое борьбой дробя…
И я казню себя".

Вывод: человек такой, какой он есть сейчас – марионетка «собственных» иллюзий.

Следует заметить, что у людей представления о том, каким что-то или кто-то должны быть, зачастую существенно отличаются друг от друга вплоть до (иногда или чаще всего?) прямо противоположных друг другу. Впрочем, жизнь (природа) в этом деле сама поддерживает баланс, благополучно обходясь совершенно без контроля человека над этим процессом. Потому в социуме всегда и по любому вопросу столько «ЗА», сколько же и «ПРОТИВ».

Тогда чем же контроль отличается от наблюдения?

Наблюдение – всегда БЕЗЛИЧНОСТНО, а контроль осуществляется с позиции ПРАВА его осуществлять, контроль всегда предполагает ВЛАСТЬ ЛИЧНОСТИ и ПОДВЛАСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ… одновременно.

Следовательно, контроль и сопротивление – это овеществление дуальности власть – подчинение.

«Я свободен, словно птица в небесах,
Я свободен! Я забыл, что значит страх!»

    О3.12.1912 г.