По главной улице с оркестром. Часть 7

Елена Вислова
Когда Борисов сообщил нам,что с нашим оркестром будет петь Алибек Днишев никакого "вау" у меня в душе не случилось.Вам что-нибудь говорит это имя?А мне и тогда оно ничего не говорило.
Между тем,Алибек Днишев был академическим певцом мирового уровня.Народным артистом СССР.Его нежный лирический тенор ставили в один ряд с лучшими европейскими тенорами.Он проходил стажировку в Ла Скала.Короче,это было всё равно как если бы с нами спел Муслим Магомаев.
Программа была не сложной и не новой для нас.Итальянские песни,русские романсы,песни военных лет,кое что из оперных арий.К приезду артиста мы были готовы.

Я всегда считала казахов далеко не самым красивым народом.Казалось,что все они на одно лицо.Но Днишев своей приятной наружностью мало напоминал казаха.Глядя на этого красивого интелигентного мужчину,я всё пыталась уловить хоть какой-нибудь пафос.Народный артист всё-таки!Но манеры его были безупречны.Он даже появился в зале как-то не заметно.
Позже,вспоминая этот эпизод мы с мужем спорили.Мне было не понятно.Как артист такого класса согласился приехать в провинцию и петь с неизвестным в широких кругах оркестром?Закат былой славы?Хватается за любую работу?
--Да почему это?--не согласился муж--Это же ещё СССР был!Артисты зависели от ГОСконцерта,от Мин культуры.Я когда в Каратау жил(малюсенький городок на юге Казахстана),кого там только не было!Всё звёзды эстрады приезжали!А что такое Каратау?Деревня!Так и тут.Сказали ехать-и поехал.А с кем ему тут ещё петь?Только с нами.
Может и так.Но когда Днишев запел,мне стало всё равно по какой причине он приехал.От первых же звуков его чудного голоса у оркестра перехватило дыхание.Я говорю "у оркестра",потому что,конечно,мы потом делились впечатлениями.И именно этими словами описывали музыканты свои чувства.
Как объяснить,что бы вы поняли?Те,кто проходил музыкальную школу,изучали такой предмет,как музыкальная литература.На нём рассказывают о различной музыке и слушают записи известных музыкантов и певцов.В училище мы всего этого слушали в три раза больше.Казалось,что всё уже слышали,весь золотой фонд,и удивляться уже не чему.Но это всё теория,записи...
Но когда живое пение,когда на сцене в двух шагах от тебя стоит второй Лемешев,когда ты к искусству почти прикасаешься рукой.....Это,поверьте,совсем другие ощущения и эмоции!
Мы отыграли с Алибеком Днишевым два концерта.Один из которых,как мне кажется,был заказной.На каком-то предприятии.И оба раза оглушительный успех.
Позже Днишев приезжал ещё.Но пел уже с Великорусским оркестром.

Вскоре Боьшой оркестр музыкального училища приступил к подготовке к экзамену по дирижированию.Собственно,всё,что нужно оркестром было уже не раз сыграно.Нам,выпускникам,оставалось только изучить партитуру,услышать в голове звучание каждой группы инструментов и взмахнуть руками там,где требовалось.Казалось бы всё очень просто.Нет....не просто...
Я поняла это в первый же раз,как только встала за дирижёрский пульт.Палочка дрогнула в руках,когда я увидела десятки пар глаз,внимательно смотрящих на меня в ожидании первого взмаха.
Как в кошмарном сне,плохо соображая, я сделала этот неловкий взмах и оркестр ответил мне таким же неловким,разнобойным "трям!".
Под общий смех ко мне подошёл разгневанный Пупсик,который кроме специальности преподавал мне и дирижирование.
---Ты за два года не научилась чётко давать первую долю?Соберись!
Я собралась и второй раз получилось лучше.Но всё равно это было больше похоже на тупое махание руками.И я вздохнула с облегчением,когда мои 15 мин истекли и наступила очередь другого "дирижёра".
Беда была ещё в том,что всем преподавателям по дирижированию кровь из носу хотелось,что бы их студенты не копировали Борисова,а превносили что-то своё.Мы и не старались копировать.Мы тянулись за ним подсознательно.А уж привнести что-то своё после Главного Дирижёра было практически не возможно.В результате педагоги поправляли нас иногда на ровном месте.А Евгений Иванович со снисходительной улыбкой наблюдал за этой борьбой из зала.
Через пару репетиций наше "махание руками" стало более осознанным и программу решили обкатать.И устроили концерт в том же клубе Лётного Училища,где теперь базировался Городской оркестр.

Ах,Лётное Училище!Государство в государстве!
За высоким чёрным с позолотой забором были сосредоточены мечты огромного количества девушек о муже-офицере,об интересной и обеспеченной жизни офицерской жены.Сколько усилий прилагалось,что бы мечты эти стали явью!За первым пропуском  к цели-билетом на дискотеку в Лётное-шла настоящая охота.Получить его было не так просто.Этой чести удостаивались почему-то только студентки пед училищ.Часть билетов Лётное выделяло им по какой-то договорённости.Остальные сами курсанты раздавали по своему усмотрению.
Мои однокурсницы тоже грезили о муже-военном.Шансов попасть в нужное место почти не было.Но им повезло.У них была я!А мой папа был очень большой шишкой в Лётном Училище и,естественно,доставал мне билеты легко и в нужном количестве.
Юные мальчики,едва надев курсантские погоны,ощущали себя властителями мира,элитой общества и безусловными покорителями женских сердец.Действительно,военная форма и выправка сразу делала обычных мальчишек взрослыми и привлекательными.Казалось,что среди них нет некрасивых,тем более глупых.Но полные собственной значимости и неотразимости,курсанты были в большинстве своём придирчивы,высокомерны,а иногда и снисходительно-грубыми с девушками.И юные леди сами были в этом виноваты.Прыгая через забор училища,повисая на руках проходящих через турникет курсантов с просьбой "проведи!",рисуя на снегу перед проходной клятвы "Умру,но выйду за лётчика"--разве не дали они повод будущим офицерам считать,что ради даже очень туманной перспективы замужества,девушки закроют глаза на все их недостатки.
Каждый мой поход на эти дискотеки сводил к нулю надежды мамы на "нужного зятя",так сказать,продолжателя династии военных.Кроме того,что популярностью у будущих лётчиков я не пользовалась(они таких красавиц динамили,что куда уж нам уж замуж!),те немногие,что всё-таки приглашали меня на танец,всем своим видом демонстрировали какое великое одолжение делают и искали на моём непривлекательном лице следы щенячьего восторга.
Это не прибавляло энтузиазма.А метаморфоза,произошедшая однажды с курсантом,который со мной танцевал,когда я "случайно" проболталась кто мой отец,задушила этот энтузиазм на смерть.
Я продолжала ходить на эти мероприятия по настоянию мамы,дома мастерски врала,теша её самолюбие,как было весело и сколько внимания.Но уже точно знала,что мужа-военного у меня не будет.И,честно сказать, не сильно об этом жалела.

Всё это я вспоминала,пока вместе со всеми шла к Никольской церкви,где на концерте я (и ещё несколько моих однокурсников) должна была продирижировать свою экзаменационную программу.В этот раз,слава Богу,не нужно было проходить на территорию училища.Годом раньше мы играли такой же концерт в  учебном корпусе Лётного.Оркестранты подошли  к проходной и оказалось,что нас там никто не ждёт.Пока все топтались в нерешительности,не зная что делать,я прошла на КПП.
За стеклом дежурного помещения симпатичный второкурсник с красной повязкой на рукаве кителя нажал на кнопочку и застопорил турникет.
---Куда?---надменно спросил курсант,глядя на меня,как на насекомое.
---Здравствуйте--очень вежливо начала я---у нас тут концерт должен быть,а никого не пропускают.Можно это как-то решить?
---Ничего не знаю.---сухо процедил курсант---меня не предупреждали.
---Но вы же можете позвонить тому,кто знает,что делать?
---Например кому?--он смотрел на меня с насмешкой.
---Ну тогда пропустите только меня,мой отец тут работает,он сможет помочь.
---Встречайтесь со своим отцом на проходной!--отрезал наглый курсант,даже не спросив,кого позвать.Я не разозлилась,потому что точно знала,что будет дальше.
---Очень хорошо!--с улыбкой произнесла я,предвкушая развязку.---Вызовите сюда полковника хххх,пожалуйста.
Лицо курсанта смешно вытянулось
---Ой...а что же вы сразу не сказали?--совсем другим голосом заговорил он---Проходите,пожалуйста!Я сейчас по телефону его предупрежу.
Но этого уже не понадобилось.К проходной шёл начальник штаба училища.Красивый,статный полковник,которого подчинённые считали "с приветом".
Увидев меня на проходной он громко воскликнул
---Лена!Ты тут откуда?К папе пришла?Не пускают что ли?!--он строго обернулся к дежурному курсанту,который за стеклом вытянулся по стойке смирно.
Я спешно объяснила ситуацию с оркестром.Про перепалку с дежурным,конечно,не сказала,решив,что и так произвела на парня неизгладимое впечатление.
Большие красивые ворота медленно раскрылись и оркестранты смогли пройти.В сопровождение нам дали молодого лейтенанта,который проводил всех в зал учебного корпуса.

В этот раз мы зашли в клуб с улицы,расположились на сцене и в зал стали заходить курсанты.Когда настала моя очередь встать за дирижёрский пульт,девочка-ведущая объявила моё имя,по залу прокатился шёпот и первый раз я испытала неловкость из-за своей "громкой" фамилии.
Панический страх на какое-то время железными тисками сжал сердце.На ватных непослушных ногах я подошла к пульту,вместо чинного поклона неловко кивнула залу,взяла палочку и посмотрела на оркестр.
И в этот момент ко мне вдруг пришло понимание,что мои руки--правая и левая--это не то,чем я машу и держу палочку.Это люди! "Первые скрипки",которые сидят с обеих сторон.И даже если я сделаю ошибку,они ошибки не допустят и сыграют как надо.Руки перестали дрожать,пришло спокойствие,я выступила хорошо и уверенно.
Курсанты громко аплодировали и в этот раз я поклонилась залу с достоинством настоящего дирижёра.