Новый Эллинизм

Александр Гончаров Красс
Все время, пока рассуждал о современности и капитализме, в голову лезла парадоксальная мысль: «Уж больно чем-то XX  и XXI века напоминают пору эллинизма». Конечно, аналогии всегда неполны и приблизительны, но идея не давала покоя…
Сам термин «эллинизм» появился в трудах известного историка И. Дройзена. Период эллинизма немецким ученым был ограничен в рамках 334-30 гг. до Р. Х. Зачин эллинизма – это, собственно говоря, начало походов Александра Македонского против Персидской державы, а конец – захват Римом эллинистического Египта. Впрочем, есть и иная точка зрения. Если первая временная граница не оспаривается, то в отношении окончательного исхода эллинизма из мировой истории часто предлагается 529 год – год закрытия императором Юстинианом Новой Платоновской Академии. Я придерживаюсь данного подхода просто потому, что культура часто переживает породившую ее эпоху. А Древний Рим сам подвергся серьезной эллинизации, да и воздвиг свое могущество не только на пепелище Карфагена, но и на осколках чисто эллинистических государств, созданных греками.
Попробую провести некоторые аналогии между нынешним веком и эллинизмом.
Александр Македонский разгромил персов и далеко продвинулся на Восток, остановившись на пороге Индии (Пенджаб, Гедросия и Арахосия). В Средней Азии завоевателю удалось подчинить Согдиану. Но империя Александра оказалась недолговечной. Она развалилась после смерти царя. Диадохи, убив его наследников, спокойно поделили государство на части и начали разборки между собой…
Походы Александра привели к возникновению смешанной культуры (западно-восточной) и синкретизму в религиозной сфере. Тьмы восточных богов слетелись на пиршество в Грецию и Рим. Экстатические культы были восприняты очень легко. Даже рациональный античный ум капитулировал…
Эллинистическая эпоха отличалась серьезными успехами в градостроительстве. Города растут как грибы: Александрия, Антиохия, Селевкия и др. Резко увеличилось и городское население. Даже в малых городах античной Эллады возникают дома «с удобствами»: водопроводом, ванными комнатами и канализацией. Тяга к комфорту начинает все более и более доминировать в жизни эллинов. Но вот с образованием намечается провал. Да, была создана великая Александрийская библиотека, но вот школа превращается в нечто аморфное, при полном господстве частной инициативы. Риторические и философские школы Афин и Родоса, которые по меркам XXI века можно причислить к высшей школе, давали неплохое образование, но вот с общей школьной подготовкой дело значительно ухудшилось. Правителям эллинистических государств явно не по вкусу приходились грамотные люди. И еще. В школах Египта, держав Селевкидов и Атталидов преимущественно для обучения использовались тексты греческих авторов, а гимнасии стали местами распространения греческого образа жизни. Однако грециизированное местное общество очень вяло порождало самобытных ученых, поэтов, философов и т. д. Только после торжества Римской империи почувствовалась хоть какая-то существенная отдача: Плотин, Филон, Аммоний, Ориген и другие известные люди. До этого встречаются лишь имена Зенона Стоика и Манефона. Ну, наверное, и Бероэса, добавим…
Значительно пострадала и литература. Достаточно сказать, что некий эллинистический «литератор» спокойно из кусков поэм Гомера лепил свои собственные произведения и благополучно пользовался успехом у читающей публики. Образы же гомеровских героев другими авторами часто переделывались в угоду публике, гламуризировались, если угодно. И лишь после римского завоевания «пир творцов» несколько утихает…
Часто принято ругать Древний Рим за захваты государств на востоке Средиземноморья. Прилизанный Голливудом облик Клеопатры заслоняет все. А Октавиан Август выставляется чуть ли не подонком. В реальности было не так. Жители покоренных стран ведь не оказывали (за редким исключением) жестокого сопротивления римлянам. Многим, очень многим осточертели те порядки, которые установили эллинистические правители. Постоянные военные разборки, грабежи и мятежи вызвали настоящую усталость среди простонародья. Римский порядок, далеко не всегда справедливый, давал хоть какие-то гарантии на покой. Впрочем, и сам Рим успешно (до окончательного завоевания) сеял хаос, стравливая между собой эллинистические царства и союзы. Никогда бы римляне легко не подчинили Элладу, если бы им не помогали в разные годы, то Этолийский союз, то Ахейский, то Родос, то Пергам. Но и с бывшими союзниками Рим не церемонился. Например, именно римляне организовали экономический упадок Родосу (заподозрив последний в неверности), выдвинув в качестве центра транзита и торговли рабами остров Делос…
Но перенесемся в наши времена. Современный мир буквально прошит массовой культурой (в основе которой лежит европейская, разбавленная элементами иных культур). Литература особых шедевров не поставляет. Герои разных наций «подправлены» под определенные стандарты, достаточно вспомнить американский новодел «300 спартанцев». На Ближнем Востоке, в Северной Африке нарастает искусственная хаотизация военно-политических процессов.
Во всем мире в религиозной сфере параллельно идут два процесса: создание суррогатных  религий (с возникновением нового фундаментализма, фундаментализма липового и неестественного) и синкретизация религий восточных и западных (открылся путь для Кибел и Сераписов в ином обличии).
Образование и в Европе, и в США, и в России в загоне. Оно значительно упрощено и лишено универсальности. Люди с устойчивым мировоззрением не нужны новым «эллинистическим» элитам.
Вольно или невольно, но приходиться констатировать, что Новое Средневековье мы проскочили на большой скорости и перепрыгнули сразу в Новый Эллинизм – эпоху хаоса в странах, культурах и человеческих головах. Если пойдет так и дальше, то люди могут и возмечтать, чтобы пришел Новый Рим и все устаканилось, утихомирилось. Но вот ждать новейших Вергилиев и Овидиев вряд ли стоит потому, что Нового Рима на самом деле нет, а на его месте располагается Новый Карфаген. Как и на месте Юпитера сидит Ваал…
Но есть и маленькая толика оптимизма в нынешней ситуации. И опять ее находим по аналогии. Александр Великий разбил Персию. Но у нее появился наследник – Парфия. Персия возродилась, пусть и несколько в ином виде. А ныне существует Иран, который совсем не отказывается от древнего персидского наследства…
Россия, по моему мнению, по своей исторической судьбе гораздо ближе к Персии, чем к Афинам или Македонии.
(Впервые опубликовано на сайте "Однако")