9, 23 Харпичан

Луцор Верас
                (Сестра Валентина с мужем Александром Харитоновым, Харпичан, 1982 г.)




                Прибыв в Харпичан, я десять дней отдыхал, не устраиваясь на работу. Ко мне присматривались, а я сам, или же в сопровождении родственников, знакомился с местными достопримечательностями. В четырёх километрах севернее подсобного хозяйства «Харпичан» находится озеро Эворон. Посёлок подсобного хозяйства Харпичан находится на правом берегу реки Девятки, которая вытекает из озера Эворон. Я спросил у местных жителей:
     – Почему реку назвали Девяткой?
     Мне ответили:
     – Потому что в озеро Эворон впадает восемь рек, а из озера вытекает девятая река. Нанайское название этой реки Ху*нка, но оно неблагозвучное, поэтому мы эту реку называем Девяткой.
     Странно слышать от русского человека, который двух слов без мата связать не может, выражение «неблагозвучное название».
     Километрах в шести ниже сельхоза по течению реки Девятка располагается нанайский посёлок Кондон. Долина, по которой река Девятка течёт от озера до нанайского посёлка Кондон, заболочена, но болото не опасное, ибо в нём нет трясин, в которых можно утонуть. Такие болота летом пересыхают и называются марями. Летом на марях пасут скотину. Я приехал в эти места тогда, когда половодьем вся марь от озера и до Кондона была затоплена, поэтому здесь текла не река, а плескалось огромное озеро, до противоположного берега, которого было не менее четырёх километров. Возле Кондона сопки вплотную приближаются к реке, поэтому в этом месте и ниже по течению реки, весенние воды не заливают луга. Отсюда можно сделать вывод, что племя самар поселилось на берегу реки в те далёкие времена, когда вся площадь нынешнего болота-мари была сплошным озером. С тех пор прошло несколько тысяч лет. Озеро Эворон зарастает болотной растительностью, заиливается и, сокращая площадь, удаляется от Кондона. В настоящее время от Кондона до озера около десяти километров. Эвур, Эворон, Х*инка и Кондон – исторически священные места и священные галльские названия, но об этом я расскажу в разделе книги, посвящённому расселению галлов по земной поверхности.
     Возле железнодорожной станции Эворон есть штольня и обогатительная фабрика, но кто на этой фабрике и в штольне работает – никто не знает. Никто не знает и то, что там добывают – предприятие это строго охраняется. На северо-восток-восток в ста километрах от озера Эворон находятся золотые прииски возле населённого пункта имени Полины Осипенко. Золота в этих краях много. Золотые изделия кустарного производства можно купить у староверов-молоканов, но это чревато большими неприятностями. Река Эвур, впадающая в озеро Эворон, течёт со стороны посёлка имени Полины Осипенко среди гряды горных сопок. В недрах сопок залегают редкоземельные и радиоактивные элементы.
     В бассейне реки Эвур из земных глубин на поверхность выходят радиоактивные газы, поэтому над Эвуром иногда бывают сияния. Однажды белым летним днём после полудня я наблюдал над Эвуром малиновую зарницу. От Харпичана до того места, где была зарница, было около сорока километров. Над Эвуром стояли кучевые облака. Облака не двигались, ибо не было ветра. Каждое облако по краям заканчивалось вертикальными стенами. Облака были небольшими, но по вертикали они были очень мощными. Между облаками были проходы, напоминающие горные расселины. В узком пространстве между ближними облаками плавно загоралось малиновое свечение. Когда малиновое энергетическое облако достигло максимальной яркости, оно двинулось по проходу между облаками, удаляясь и повторяя все изгибы свободного пространства. Плавно двигаясь, малиновое сияние удалилось и исчезало из виду среди туч. Через двадцать секунд на прежнем месте зажигалось новое малиновое сияние. Достигнув максимальной яркости, зарница удалялась вслед за своей предшественницей. Через равные промежутки времени рождались всё новые и новые малиновые энергетические облака, а затем, уходя вслед за своими предшественницами, исчезали из виду. Здесь широта Харькова – 50 градусов северной широты, поэтому северное сияние на такой широте – явление трудно объяснимое. Как долго продолжалось рождения энергетических образований в ионизированной излучением земных недр и солнечного ветра атмосфере, я не знаю. Минут двадцать я смотрел на это чудо природы, а затем занялся земными делами.
     Летнее тепло в этих краях наступает в конце июня. Двадцатого июня здесь сажают картошку. Какая огромная разница климатических условий между Харьковом и этой местностью! В трудовой книжке рабочему этой местности ставят штамп «район, приравнен к Крайнему Северу», ибо это район вечной мерзлоты. В этих краях чудесная солнечная погода стоит в марте и апреле, а в мае месяце начинаются весенние дожди. Вся снеговая масса на сопках насыщается водой, а затем лавиной устремляется в речные долины – озеро Эворон переполняется. Под водой исчезают все мари и пастбища. Вместо привычной зелёной равнины жители сельхоза видят перед собой раскинувшееся, до дальних на горизонте сопок, море. Надо полтора месяца, чтоб озеро и река снова вошли в свои берега. Только после этого наступает настоящее летнее тепло.  Этот район имеет административное название «Солнечный». Район этот действительно солнечный, потому что в этих краях 300 дней в году на небе нет ни единого облачка.
     В июле наступают безоблачные солнечные дни, и появляется огромное количество кровососущих насекомых. Не так страшны комары, как страшны оводы и едва видимые на коже мелкие москиты, которых в этих краях называют «мокрицами». Человек чувствует, когда на него сядет овод, и отгоняет его, но когда человек искупается в реке, чувствительность кожи падает, а на мокрое человеческое тело оводы летят с большой охотой. На месте, где ужалит овод, появляется нестерпимый зуд и огромная опухоль. Более месяца будет беспокоить человека опухоль. Опухоль может и загноиться, если овод в месте укуса успеет отложить своё яйцо. В таком случае нужно оперативное вмешательство хирурга.
Мокрицы тоже доставляют неприятности, особенно женщинам. Мокрица садится на тело, но её не видно и не слышно – уж слишком она мала. По телу мокрица забирается глубоко под одежду, а затем кусает. Укусы её болезненны и вызывают сильное раздражение кожи. Женщины в этих краях вынуждены в летнюю жару носить толстые длинные чулки и мужские брюки.
От комаров иногда спасает стрекоза. Однажды я был с племянником на рыбалке. В жаркую погоду, закутавшись в одежды и спрятавшись от гнуса, мы с племянником сидели в лодке и ловили рыбу. Вдруг в воздухе послышался и стал нарастать незнакомый мне звук низкой частоты. Племянник начал раздеваться. Я удивился, а племянник сказал:
     – Сейчас нам будет некоторое время хорошо и уютно.
Комары и оводы исчезли. Через минуту над нашими головами и кустами тальника появилась серая туча, производящая сухой шелестящий звук. Это были стрекозы. Огромная туча стрекоз! Эти хищники гонялись за насекомыми и уничтожали их.
     С наступлением солнечной погоды, первые две недели люди и животные  вдыхают насыщенный лесными ароматами воздух. За это время солнце высушит торфяники и опавшую хвою лиственниц до такой степени, что от малейшей искры возникают лесные пожары, поэтому на выхлопных трубах автомобилей устанавливаются искрогасители. Пожары возникают от неосторожного и бездумного обращения человека с огнём, от молний и от солнечных лучей, сконцентрированных капелькой утренней росы. Горит тайга – воздух приобретает сизый оттенок, а дышать становится тяжело. Летние дожди здесь такие же сильные, как и во всех местах, где мало промышленных предприятий. Дождь притушит пожары, воздух снова станет чистым и приятным, но через неделю после дождя пожары снова разгораются в полную силу. Однажды с расстояния в десять километров я наблюдал лесной пожар возле сопки. Огонь добрался до подножия сопки и устремился по склону сопки вверх. Звук, производимый огнём, достиг того предела, когда на десятки километров вокруг слышен был рев огромного огненного и страшного зверя. Меньше минуты понадобилось пожару, чтоб своим пламенем охватить и уничтожить всю растительность на огромной сопке. Что могло убежать от такой стихии?
     В озере Эворон много рыбы. В озере есть сазан, но нет леща. Есть вьюн, сом и есть сорога, которую местные жители называют «чебаком». Есть щука, карась, ротан и касатка, о которой я расскажу немного позже.
     Зима здесь начинается в конце октября. Зимой озеро и река промерзают до дна, поэтому рыба вынуждена мигрировать. Первым озеро покидает сом. Он уходит в дождливую осеннюю погоду, а когда на реке вдоль берегов появляется первый лёд, из озера в сонном состоянии по реке уходят щуки. Люди ставят на реке сети, в которых запутываются огромные сонные щуки. Мясо у этих щук необычайно вкусное. К тому времени, когда на реке появится лёд, по которому можно ходить, щуки из озера уйдут полностью. Теперь наступает очередь за сорогой. Сорога более живая и не так боится холода, как сом и щука. Сорога медленно покидает озеро до тех пор, пока озеро и река не промёрзнут до дна. Карась остаётся в озере, зарывшись в ил, или же опускается в подземное озеро, в существование которого поверить трудно.
     – Эворон – озеро многоэтажное, – говорили местные жители.
     – Как это надо понимать? – спросил я.
     – Озеро неглубокое, мелкое, а дно у него дырявое. Через отверстия в дне можно проникнуть в другое озеро, лежащее под верхним озером, – ответили мне.
     Все рыбы, покинувшие озеро, опускаются по течению в Амур. Сорога в Амур не опускается. Она опускается по течению реки Девятка до реки Горин и здесь зимует до весны.
Река Горин течёт из горной гряды. Эта река до дна не промерзает, поэтому сорога здесь и зимует. В Горине есть хариус, а также есть и лень – рыба мне неизвестная. В Горине есть и другие рыбы, живущие в быстрых горных реках, но кета сюда не заходит.
     Нам известно со школьной скамьи, что когда вода превращается в лёд, то объём её увеличивается. Но когда лёд охлаждается, то реагирует он на охлаждение уже не как вода, а как металл – он сжимается, уменьшаясь в объёме. Напряжение в толще льда из-за сжатия накапливается, а затем внезапно происходит освобождение накопленной энергии – в толще льда внезапно появляется огромная трещина, а в воздухе слышен звук орудийного выстрела. Лёд на реке прогибается и ложится на дно, так как река промерзает до дна.
     Зимой, когда река промёрзнет до дна, люди из сельхоза едут на тракторах до реки Горин. Здесь они топором прорубывают во льду длинную узкую канаву. В одном конце канавы они пробивают лёд до воды. Вода наполняет канаву, а люди уходят на берег к костру погреться и полакомиться водкой. Через десять минут люди возвращаются к канаве. За те десять минут, пока люди грелись у костра, рыба заполняет канаву почти битком, для того чтоб избавится от кислородного голодания. Вернувшись к канаве, люди затыкают сеном отверстие, сообщающее канаву с подлёдным пространством, и черпаками выбрасывают из канавы на лёд рыбу. За ночь человек может заготовить пять-шесть мешков рыбы.
     На Дальнем Востоке особенно ценится пряжа из пуховых собак. Такой породы собак нет. Пуховые щенки рождаются в редких случаях. Бывают такие редкие случаи, когда среди восьми родившихся щенков один щенок окажется пуховым. Такие явления закономерны для Природы. Природа таким способом вслепую ищет рациональные пути выживания. В районах Крайнего Севера, где есть необходимость в ездовых собаках, люди давно уже использовали то, что им предлагала Природа, и вывели сильных морозостойких пуховых собак. Из собачьей шерсти вяжут носки. В таких носках ноги никогда не потеют и слегка «горят» сухим огнём. У моей сестры из трёх собак один пёс был пуховым. Даже в Комсомольске-на-Амуре люди знали о том, что у моей сестры есть такой пёс, и приезжали к ней за собачьим пухом. Собачий пух стоит дороже канадского мохера.
     Зимы здесь морозные. Ранним утром, выйдя из дому, я смотрел на термометр, осматривал посёлок и небо. На термометре минус 45 градусов. Я смотрю вдоль улицы в ту сторону, где улица уходит вниз к берегу реки. В пятидесяти метрах от моего дома уровень земной поверхности на два метра ниже, нежели в моем дворе. В этом месте начинается зона синего по цвету воздуха. В том месте, где воздух приобретает синий оттенок, его температура уже минус 47 градусов, а у самого берега реки температура воздуха падает до 57 градусов. Над посёлком из печных труб в небо поднимаются тонкие струи дыма – люди проснулись и спешат обогреть свои жилища. Независимо от того, на каком уровне земной поверхности стоят дома, дым поднимается вверх до одного уровня. На высоте около ста метров от поверхности земли дым останавливается и расползается во все стороны тонким слоем, создавая в воздухе над посёлком тонкое серое покрывало. В феврале месяце ночью господствует мороз, но днём становится тепло от яркого солнца – утром взойдёт малиновое солнце, поднимется по чистейшему без единого облачка небу и согреет уснувший на морозе мир природы. В десять часов дня у стен домов, обогретых солнцем, можно будет раздеться и загорать, но это опасно, потому что через двадцать минут можно получить солнечные ожоги кожи. Загорать здесь можно до мая месяца.
     В мае месяце наступает дождливая холодная погода.
Весной лёд начинает таять изначально вдоль берегов реки, образуя небольшие по ширине неглубокие канавы, по которым течёт вода. Рыба-сорога пользуется случаем и старается по этим ручейкам поскорее добраться до родных ей мест. Люди выходят на берег реки с мешками и черпают из ручья черпаками рыбу, заготавливая себе еду на чёрный день в этом голодном краю.
     Во всех реках бассейна реки Амур водится змееголов, ротан и касатка. Ротан – рыба, похожая на азовского бычка и величиною такая же, как бычок, но зубы у неё огромные и острые. Ротан пожирает всё, что можно сожрать, но главная пища его – рыбья икра. Какой-то дурень привёз ротана в Москву и выпустил его в Москву-реку. Ротаном теперь в бассейне реки Волга нарушена экосистема. В 2006 году ротан появился и в Днепре в районе Киева.
     Однажды я ловил с племянником на реке рыбу. Племянник поймал незнакомую мне рыбу, похожую на сома. Рыба эта невелика – вырастает до двадцати пяти сантиметров длиной. Голова у неё такая же, как и у сома – с усами и маленькими глазами. Рыба пятнистая, с зелёными и белыми пятнами, как у маскировочного халата. Боковые плавники возле головы костяные, толстые и острые. Спинной плавник тоже костяной, толстый и острый. Из-за этого плавника рыба похожа на дельфина-касатку, поэтому эту рыбу назвали «касаткой». Племянник поймал касатку, снял рыбу с крючка и бросил её на дно лодки. Рыба на племянника зарычала как собака – я удивился. Увидев на моём лице удивление, племянник стал рыбе грозить пальцем, а рыба в ответ ему рычать – зрелище фантастичное! Удивительная рыба. Плавники у рыбы ядовитые, но мясо её необычайно нежное и вкусное.