Крещатик. Театр Пэл-Мэл

Влад Каганов
 
В 1916 году,на  углу Крещатика 29 и улицы Лютеранской 1, в громадном доме Николая Попова, где в конце 19 века находился  клуб Дворянского со зрительным залом на 400 мест,  распложился театр «Пэл-Мэл».
Свое название, скорее всего, театр получил от улицы в Лондоне, на которой в 1807 году появились первые газовые фонари. Это было столь важным событием, что все газеты того времени сообщали об этом. Более того — те самые фонари стоят до сих пор и по-прежнему освещают улицу на удивление ярким газовым светом.

       В 1916 -1918 годы осуществлял постановки в театре - театральный деятель, актёр КОНСТАНТИН ТИМОФЕЕВИЧ БЕРЕЖНОЙ (?-1954)
В 1900 году окончил Петербургские драматические курсы (класс В.И.Давыдова).
В 1902–1906 годы - в Петербурге актер и режиссер в Василеостровском театре. С 1909 года - режиссер в Новом драматическом театре Петербурга.
В 1912 году - режиссер Казанского городского драматического театра.
С 1919 года - главный режиссер Черниговского Советского театра.
С 1920 года - главный режиссер в Первом театре Украинской Республики им. Т.Шевченко.
В начале 1920-х гг. - режиссер театра «Красный Факел».
С 1923 года - режиссер Полтавского театра украинской драмы им. И.П.Котляревского.
В 1925 году - режиссер-постановщик Одесского украинского муздрамтеатра.
В середине 1920-х гг. - главный режиссер Воронежского театра.
В 1927–1928 гг. - режиссер в Тульском театре им. Горького.
В 1928 году - главный режиссер и заведующий художественной частью Иркутского драматического театра.
В 1928–1929 гг. - режиссер Тамбовского областного драмтеатра.
В 1929–1930 гг. - главный режиссер театра имени Ф.Волкова в Ярославле.
С 1932 года - главный режиссер в Архангельском Большом театре (театр драмы им. М. В. Ломоносова).
В 1936–1939 годы - главный режиссер в Таганрогском драмтеатре им. Чехова.
В 1940 году - художественный руководитель Свердловского ТЮЗа.
С 1945 по 1953 гг. - режиссер Березниковского драмтеатра Пермской области.
С 1953 года жил в Ленинградском доме ветеранов сцены.

В репертуаре театра были, преимущественно, одноактные комедии, оперетты, фарсы, скетчи, а также сольные выступления. Среди выступавших здесь, в разное время, артистов были: популярная пародистка  Маргарита Ивановна Ртищева,  блестящая комедийная актриса Елена Маврикиевна Грановская,  актеры и режиссеры Василий Михайлович Вронский и Аксель Францевич Лундин, писатель-сатирик и театральный критик Аркадий Тимофеевич Аверченко, балерина А. С. Легат, а также немецкая опереточная труппа во главе с известными премьерами — Корди Миллович и Нестельбергером.

ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВРОНСКИЙ (1883-1952)
С 28 мая  и до конца августа 1918 года одним из режиссёров и ведущим актёром театра «Пэлл-Мэлл»  был Василий Михайлович Вронский.
     Василий Вронский выступал в театрах многих городов России. Одно время, совместно с  Михаилом Ильичем Черновым, возглавлял одесский театр «Фарс», который пользовался большим успехом. При этом оба были его премьерами, причем Вронский играл роли любовников, а Чернов — комиков.
           В  Киеве, большой  успех имел бенефис Вронского, в оригинальной комедии фарсового актера и умелого антрепренера Симона Фёдоровича Сабурова «Аромат греха», а также в комедиях «Лента любви» и «Бабник». «На фоне общего исполнения,- писал один из критиков,- выделяется яркий комедийный актер г.В. Вронский. Мягкий, благодушный юмор артиста в ролях Пилубье — «Лента любви» и Бодаев — «Бабник» был вполне уместен. Вронский одарил аудиторию моментами искреннего оживления и самой непосредственной веселости.».
Сохранился также отзыв известного киевского журналиста  и писателя Григория Наумовича Брейтмана  о поставленном в Киеве фарсе «Бабник». «В. Вронский в этой невысокого качества пьесе показал настоящую утончённую комедийную игру, проявил талант... способный облагородить гадость».
В театре «Пэлл-Мэлл»  состоялись два вечера с участием В. Вронского и А. Аверченко. Известный киевский журналист и театральный критик Всеволод Андреевич Чаговец назвал их встречей «короля смеха» и «короля веселья». Вронский и ранее блестяще воплощал на сцене пьесы Аверченко, например, одноактное представление «Старики».

        Партнершами Василия Вронского на сцене «Пэл-Мэл» были актрисы Е. Н. Астрова  и  Лина Семеновна Самборская .
 
 ЛИНА СЕМЕНОВНА САМБОРСКАЯ( 1890 -1955)
        Л.С.Самборская, впоследствии- заслуженный деятель искусств РСФСР- в юности занималась у знаменитой актрисы Марьи Гавриловны Савиной, работала в
провинциальных антрепризах, преподавала в драматических студиях Одессы и Киева. Замечательно владела всеми жанрами — от водевиля до трагедии.  Как бы ни различались ее героини, в них все было предельным, на максимальном накале чувств. Критики особенно отмечали её поэтическую  женственность, искреннюю весёлость наряду с глубоко трогающим драматизмом и развитую, до высокой степени совершенства, мимику.

       «Лина Семеновна Самборская поразила меня с первого взгляда:  импозантная, эффектная, уверенная в себе. Я  бы назвал её актрисой в самом ярком смысле слова. Уже немолодая женщина, она умела эффектно вести себя и в жизни и на сцене. Умела быть обворожительно-обаятельной, женственно-беззащитной и при этом была наделена властной твердостью характера. И актриса она была эффектная, смелая, неожиданная: вот вылетает на сцену ослепительная Мамаева в постановке «На всякого мудреца довольно простоты», вот степенно выходит мудрая и спокойная Греч из «Так и будет», вот стоит потрясенная встречей с сыном Кручинина. Лина Семеновна играла много и убедительно. Мы, студийцы, глядели во все глаза на этого мастера, понимая, что Самборская - вершина, для нас недосягаемая.» - вспоминал Михаил Ульянов.

        АКСЕЛЬ ФРАНЦЕВИЧ ЛУНДИН (1886- 1943)
        Родился в Швеции. С 1905 года жил в России.
        В 1912 году окончил драматическую школу в Петербурге, был театральным актером в Петербурге, затем в провинции.
       Служил в Харькове в труппе театрального режиссёра и актераНиколая Николаевича Синельникова (1855-1939)
       В 1912 году впервые был привлечен в числе актеров труппы Синельникова к работе в кино . Затем сыграл несколько второстепенных ролей в фильмах киевских частных студий.
        После 1917 года участвовал в создании кинопроизводства в Украине. Работал в киносекции Наркомвоена Украины и киноорганизации «Красная звезда», поставил в 1919 году несколько агитфильмов на темы, связанные с гражданской войной.
        В 1922—1923 годы работал в театре.
       С 1924 года работал на Одесской и Киевской кинофабриках.
       С 1929 года окончательно посвятил себя театральной режиссуре. Работал в Ивановском театре.
        С 1933 года - художественный руководитель Сталинского (Новокузнецкого) драматического театра.
        В 1940-1942 годы режиссёр Ярославского театра драмы им. Ф.Г. Волкова.

         Актриса театра и эстрады МАРГАРИТА ИВАНОВНА РТИЩЕВА (наст. фамилия Лебедева ; 1884-1938)
        Происходила из богатой семьи, отец — председатель Кредитного общества И. А. Цветухин.
         Рано увлеклась театром и, бросив все, стала участвовать в любительских кружках. Потом перешла на профессиональную сцену, работала в театрах Симферополя и Гельсингфорса.
         В 1907 году приехала попытать счастья в Москву. Через посредничество Театрального бюро смогла устроиться в летний «Интимный театр»,  которым руководил театральный журналист, издатель журнала «Рампа и жизнь» Л. Мунштейн, на эпизодические роли. На одном из вечеров кабаре, устроенном в театре, прочла пародийный рассказ «Анатэма» . Рассказ имел шумный успех и был записан на граммофонную пластинку.
        В сезоне 1912-1913 годов актриса в Петербургском театре «Кривое зеркало», которым руководил Н. Евреинов.
        В 1914 году открыла в Москве собственный театр миниатюр, но вскоре оказалась в долгах и театр пришлось закрыть.
         После 1917 года не сумела попасть «в тон» времени, почти не работала и отчаянно боролась за то, чтобы выжить.
         Популярность на эстраде снискала как незаурядная рассказчица, имитатор и пародистка.Те короткие зарисовки и наблюдения, с которыми она выступала на эстраде, были не рассказами, в привычном смысле, а сценками, в которых она одна играла за всех персонажей.       
        М.И.Ртищева вынесла на подмостки столичных эстрад новую речь, интонационный строй языка мещанских окраин.
        Самым блистательным в ее репертуаре был номер «Русская шансонетка», или, как он еще назывался, «Эволюция Аннушки», в котором она показывала превращение «деревенской девки в модную даму, с успехом выступавшую на эстраде, уморительно демонстрируя  каждую стурень превращения: огород, балаган, столичная эстрада».
        «Эта бедная русская «шансонетка» балагана, поющая под гармонику, — положительно маленький шедевр. – Писали критики.- Что-то во всей этой фигурке, во всем существе этой Дуньки Комаровой — Ртищевой есть схожее с какой-то затасканной, попорченной, убогой и смешной шарманкой. Все в ней механическое, отупелое — овечье покорное лицо, жалко притертое грошовыми румянами, жалкие и смешные механические телодвижения. Так и схвачена тут сама улица, породившая такое жалкое увеселительное существо».
       Не меньшим успехом публики пользовались подражания Ртищевой, невероятно популярной в те годы исполнительнице русских народных песен и романсов Надежде Васильевне Плевицкой, поражающими сходством с оригиналом манере держаться на сцене. Актриса появлялась перед публикой в костюме, в точности повторявшем наряд, в котором выходила обычно Плевицкая и с ее же песнями. «В гриме, движениях, в интонациях голоса артистка на столько мастерски копирует оригинал, - признавался очевидец, - что иногда с трудом верится, что на эстраде не сама Плевицкая».
      Любопытно, что нередко сама Надежда Васильевна приглашала пародистку в свои концерты и тогда обе — и Плевицкая, и Ртищева — устраивали публике нечто вроде мистификации. Они по очереди выходили на сцену— и публика терялась в догадках: где копия, а где оригинал.

ЕЛЕНА МАВРИКИЕВНА ГРАНОВСКАЯ (1877—1968)   
    Е. М. Грановская- в будущем Народная артистка РСФСР- получила известность как блестящая комедийная актриса, в совершенстве владеющая способностью к перевоплощению, выразительными мимикой и жестом и искусством диалога, позволявшими обогащать роли нотками лирики, и пародии, и шаржа. Грано;вская играла  преимущественно в фарсах и комедиях роли изящных, элегантных легкомысленных светских женщин.
«Абсолютный слух, чистейший голос, талантливое тело, руки, укравшие дар слова. Над всем- пристальная художественная совесть в брезгливых белых перчатках», — писала о Грановской актриса Вера Леонидовна Юренева в книге «Женщины театра». А журналист Вадим Додонов писал об игре  Грановской: «Необычайная естественность… Грановская играет прежде всего просто, скупо на движения. Но для этой простоты требуется громадная уверенность. Эта простота очень немногим дается».
         «Посмотреть только, как Грановская играет Маргариту Готье! Будучи по преимуществу все-таки чисто комедийной актрисой, ибо в ней— неисчерпаемый запас тончайшего юмора, Грановская играет «Даму с камелиями» в таких простых и удивительно мягких, сплошь музыкальных тонах, что весь образ получает совершенно особенное освещение, становясь на свое законное место среди образов Маргариты, созданных другими знаменитейшими актрисами»- отмечал  известный театральный критик и искусствовед Эдуард Александрович Старк, подписывавшийся псевдонимом Зигфрид.
         Комедийное мастерство Грановской, доведшей до высокого совершенства технику своей игры неустанной работой над собой и тщательным изучением сценических приемов ряда крупнейших русских и западных артистов, включило ее в ряды первоклассных актрис не только России. Ее игра отмечена богатством интонаций, искусством диалога, использованием песенок по ходу действия и игрой диалектами и акцентами (например в комедии Гольдони «Хитрая вдовушка и ее четыре поклонника»).
      
         Грановская с успехом играла роль прачки Катрин в пьесе французских драматургов Викторьена Сарду и Эмиля Моро «Мадам Сан-Жен».  Пьеса базируется на реальной биографии жены наполеоновского маршала  Лефевра Катрин Юбшер - бывшей прачки, которая получила прозвище Мадам Сан-Жен (Мадам «Бесцеремонность» или мадам «без предрассудков».
          Не меньшее место в актерской жизни  Грановской занимали выступления на эстраде, где она неизменно блистала  и в фарсе, и в комедии. Так , в номере «Золотая рыбка» Грановская «закидывала в публику удочку и вытягивала «рыб» — шаржи на общественных, литературных и артистических деятелей». При этом, и пародии, и песенки, и скетчи Грановской свободно входили в само действие, которое она исполняла-разыгрывала.

        В 1922 году, театр «Пэлл-Мэлл» был реорганизован в театр «Художественной комедии»  во главе с директором М. З. Адамовым, администратором В.Я.Зайдманом  и главным режиссёром – А.В. Роксановым, однако, уже через год - закрылся, как сказано в документах, «из-за неплатёжеспособности арендатора.»

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
Тихвинская  Л. « Ртищева Маргарита Ивановна» https://www.ruscircus.ru/encyc?func=text&sellet=&selword=2521