19. Агония нищеты и одиночества

Борис Жуков
" Я ИЗ "ТРЕТЬЕГО СОСЛОВИЯ" СТРАНЫ СОВЕТОВ "

( автобиографическая повесть )




ГЛАВА 19.   АГОНИЯ НИЩЕТЫ И ОДИНОЧЕСТВА


        В  Одинцовском  районном  суде  процедура  расторжения  брака  завершилась  быстро  и  безболезненно в конце  1998  года, мне  даже  не  потребовалось  для  этого встречаться  с  женой. С  этого же  времени  пошёл  отсчёт  судебного  марафона  по  разделу  имущества.

 В одиночестве  я  прожил  уже  два  года  и  на  что-то  иное  не рассчитывал. Сын  и  бывшая  жена  оставались  совладельцами  одинцовской  квартиры, а  я  её – сторожевым  псом. Хорошо продуманная  акция  получилась  у  заговорщиков!

       Уволившись  из  военного  госпиталя,я лишился прибавки  к  жалкой  пенсии  и  столовского  питания. К  дикой  инфляции  добавились  судебные  издержки,  и произошла  деноминация  рубля. Цены  на  продукты  и  другие  товары  стали  измеряться  в  сотнях  и  тысячах рублей. Денег  не  хватало  на  самые  необходимые  потребности.

Я  решил воспользоваться  денежной  эмиссией  и  неразберихой,  чтобы  продать  пианино. Это единственное, чем  я  дорожил  в  квартире. Посетил  магазин  музыкальных  инструментов  и  узнал  цену: 3-6  миллионов  рублей. Это  был  уже  не  отцовский подарок, который  достойно  отслужил  свой  срок.

 Мне часто  приходилось  его  настраивать  и  после смерти отца я  постиг  эту  премудрость почти профессионально, но  когда  наметился переезд  на  жительство  в Донецк, я  пригласил профессионального  мастера  по  музыкальным  инструментам. Мастер, оценив состояние пианино, посоветовал его продать.

 Я  это  сделал  быстро  и за  смешную  цену – 100 рублей,  и купил  новый  инструмент  ростовской  фабрики – « Чайковский».  Теперь  мне  жаль  было  расставаться с пианино,  ведь  с  9- летнего  возраста  я не  расставался с божественными  звуками  этого инструмента.

 Я  расклеил  в  Одинцово  объявления  о  продаже за  2  миллиона  рублей. По  объявлению  было  несколько  звонков  с  вопросом  о  возрасте  инструмента, а  на  визит  желающих  так  и  не  нашлось. Только  после  этого  я  осознал – какую  глупость  хотел  совершить!

        Одиночество  и  нищета  вынуждали  искать  какой-то  выход, и  я  стал  уделять  внимание кулинарии  и  импровизации в этом: готовил  тесто  для  булочек, пирожков, запас  делал  на 2-3  недели, а  блины мог  есть  ежедневно;

 борщ  варил  и каждый  раз  совершенствовал  технологию  приготовления. Проще  было  варить различные каши, вермишель  и  макароны. Особое  внимание  уделял мясу – без  него  я  оставался  голодным, как  до  обеда, так  и  после него.

Но  пенсия  не  позволяла  мне  быть  плотоядным  млекопитающим. В  моей  бывшей  семье  часто  готовились котлеты  и я  с  удовольствие  их ел , не  задумываясь  о  технологии  приготовления.  Теперь  меня  мучила  старая  мясорубка.  Пищевые  добавки  к  фаршу: хлеб, лук  и картошка  создавали  тот  божественный  шарм, который  был  в столовых    в  далёкие  годы  студенчества.

 Зимнее  время  благоприятствовало  делать  холодец  из свиных  ножек  и  делать  запас   питания  на  целый  месяц , потому  что  за окном  был  вмонтирован  большой  короб  для  хранения  всевозможных  продуктов. И  всё-таки  готовить  я  не  любил, как  и  стирку  белья с бритьем.. Последнее  делал  раз  в  неделю,  если  нет  необходимости.

       Судебный  процесс  в  Тушинском  районе  Москвы  сменился  Одинцовским – сын  после  раздела  имущества оставался  прописанным  у  меня, а  это  не  позволяло мне  что-либо  предпринимать. На заседание  суда приехал  не  сын, а  мать, чтобы  сохранить право собственности, но  судья не  позволила оставить прописку: за  семилетнее отсутствие в  квартире и необщение с отцом.

 Это  был  честный и справедливый вердикт  судьи  и он дал  мне право  самостоятельно  распоряжаться квартирой. Я  перестал  быть заложником подлых  и  меркантильных  интересов бывшей семьи. К лету 2003  года на  квартирном  рынке  в  Москве  стало  происходить что-то невероятное: цены    начали  расти вскачь – такого  не наблюдалось  все  ранее прожитые  годы.

 В  Одинцово я  когда-то  попал  по неизбежности, и  теперь  оставаться  здесь, прожив  19  лет, мне  не имело  смысла  и не было желания – я  тоже  заслужил  право  жить  в  столице своим  долготерпением  и  лишениями  провинциального  быта. Я   этого  добился  для  членов  семьи  и  теперь хочу это сделать  для  себя.

       С  бешеным  ростом цен на  жильё  мне надо  было  торопиться  с  продажей  квартиры  в  Одинцово, а  иначе   цены убегут  вперёд  и  мне их не догнать. Сейчас мне никто не  мешает  быстро  реализовать  идею. Квартира «на  продажу» должна быть юридически  «чистой», то  есть  никто  не  должен  остаться  прописанным.

 У  меня  в Москве  никого  нет, кроме  Стаса, чтобы  там  временно  прописаться;  еду к  нему  на  работу и объясняю ситуацию. Он  всё  понимает  и  соглашается с моей просьбой, но это дело поручил жене.

       Я  начинаю  действовать: заключаю договор с риэлторской  конторой, где директором  стал  бывший одноклассник  моего  сына  и  сосед . Это  придаёт  уверенности в успехе, ведь этот одноклассник  у  нас  в квартире  бывал  ещё в школьные  годы.

 Теперь от меня  требовалось  собрать  все документы на продажу, а маклерам  найти   покупателей.  Исходной  инстанцией был  паспортный  стол, и я устремился туда, но… старые паспорта  советского образца  подлежат  обмену, и эта процедура длится около месяца.

 С этой  ужасной  новостью  прибегаю  в контору. Там  меня  успокаивают: за 100  долларов  паспорт  будет  готов  завтра. Это, действительно, правда. Звоню  домой Стасу по поводу прописки, но днём  телефон не отвечает. Утром и вечером следующего дня – тоже. Я еду на квартиру Стаса  и от соседей  узнаю, что вся семья на две недели уехали  на дачу.

 Такая  «интеллигентная» пакость  в традициях москвичей: отказа не было  и  дела – тоже. Маклеры  и  здесь  успокоили – 700  долларов, и прописка  в  Московской  области  гарантирована. Для  меня это слишком  высокая цена. Резерв в несколько тысяч был мне необходим, чтобы  доплатить к цене московской квартиры, после продажи одинцовской. Вся  затея из-за прописки остановилась бы на неопределённый срок, но меня спасла  случайность.

      Возвращалась  из заграницы в отпуск, одна  из «красоток кабаре», Катя, и попросила её встретить. Около года назад я ей помогал с документами на визу и теперь привёз к себе домой. За обеденным столом обменивались впечатлениями  и новостями за прошедший год.

 Когда сказал о затее с переездом в Москву и паспортной проблеме, Катя, не задумываясь заявила: поехали вместе в  Саратовскую  область, и я пропишу вас у мамы. Так просто и бескорыстно оказать мне помощь – это было неожиданно, и  через два дня я вернулся в Одинцово с  новой пропиской.

 Маклерам  дан оперативный простор на  поиски покупателей, а я стал внимательно изучать объявления  продаж московских квартир. Цены росли очень быстро, и я терялся в догадках  причин такого явления. Если  маклеры запоздают с поисками покупателей, то после продажи своей квартиры, я не в состоянии буду купить в Москве  самую плохую и в самом плохом  районе.

 Покупатели  нашлись, но цену давали на 10 тысяч долларов меньше, чем в Москве,- это 100-процентный шанс продать и ничего не купить. Случилось всё худшее, что предвидел:  отказаться  от  продажи  или  остаться  с деньгами  без  квартиры?

 Иду  на  авантюрный  риск: даю «добро» маклерам на продажу, а сам  устремляюсь на поиски самых дешёвых квартир. Нахожу квартиру  в том же доме, где 7 лет назад сам купил, стоит   на 15 тысяч дороже, чем продажа одинцовской. Продолжаю  поиски  дальше, звоню: либо  уже продана, либо  внесён залог.

 По моим возможностям предложений в столице вообще  не нахожу. Я был почти в панике и  раскаивался, что  дал команду на продажу. В очередной раз утром открываю свежий выпуск газеты «Из рук в руки»и начинаю штудировать квартирные продажи.

 Мельком вижу повторное объявление о продаже в доме, где сам покупал квартиру, смотрю дальше, а думаю о повторном объявлении: что-то  в нём  было не так, как  раньше. Вернулся к этому объявлению: действительно, в нем  был другой этаж:1-й, на той же улице - значит, будет дешевле?

 Эврика! Звоню, спрашиваю цену  и когда можно посмотреть, если мне подходит – сразу оформляем залог. Стоимость на 10 тысяч больше моих возможностей, но лучшего варианта уже не будет, а время будет потеряно. Квартира была в скотском состоянии  и жил в ней забулдыга- квартирант, поэтому  и цена была  сносной.

Однако 10 тысяч долларов у меня нет и брать не у кого. Звоню Кате, которая уже раз выручала меня из беды, и объясняю, что есть квартира в Москве, внесён залог, обратного пути уже нет или залоговые деньги   пропадут.

 Она всё поняла: «Сколько  надо?» Я  боялся  её напугать  и  всё-таки сказал: « 10 тысяч  долларов». Наступила тишина, а затем: « Приезжайте, Борис Михайлович, я дам деньги, но при условии: не вернёте долг – в квартире  буду жить я. Ведь вы прописаны  у  меня,  а я буду  прописана  в  Москве».

      Долг я возвращал по частям в течение 3 лет. Катя вернулась в Швейцарию, и через какое-то время закрутила любовный роман, за ним беременность; рожать   приехала  домой, калейдоскоп событий опять продолжился в Швейцарии в комедийно-драматическом  жанре: выходит замуж, потом развод  и возвращение домой. Вот так я был свидетелем житейских передряг одной  из  «красоток  кабаре».

          Когда  договор  купли-продажи  состоялся, маклер, я и  хозяин квартиры  приехали подписывать акт  приёмки.  Квартира  без ковров  и  мебели  выглядела  хуже  сарая: новая  газовая  плита  исчезла, а  появилась  со свалки коробка железа  с единственной рабочей  конфоркой, паркет – цвета уличных  тротуаров, в ванной  кафельная  плитка частично  держится  на  стенах, а остальная в куче    мусора на полу.

В  таком свинарнике и свинья не захотела бы  жить. Хозяин с маклером  явно  были в сговоре  и молча  ждали  моей реакции на купленный сарай. В день  оформления  Купчего  акта  мне  умышленно назначили  встречу  в юридической  конторе. Теперь  моё состояние  было на грани  взрыва  бомбы, но сказал только: «Не подпишу Акт  пока из ванной  не  уберёте мусор».

        Ремонтом  занимался  две недели: мыл, красил, циклевал  паркет  и  дважды  покрывал  лаком, клеил обои, мастерил  антресоли  и купил газовую печь. Подошёл срок выселения  из одинцовской  квартиры. В  госпитале  договорился  с комендантом  на  аренду  машины и солдат- грузчиков. Все мы в военной форме приехали  из Одинцово  в Москву  и всё  имущество  выгрузили  у моего подъезда.

 Солдаты  габаритные и тяжёлые  вещи  занесли  в квартиру  и  уехали. Остальные  вещи  я занёс  без помощников. Как  это  могло случится -  не знаю, но  исчез  пылесос, некоторые  хозяйственные  вещи, а  главное, большой  лист  кровельного железа,  оставшийся от дачи. Я  им хотел  накрыть  входную дверь  квартиры. Итак, теперь я  и сын с матерью  живём в одном доме, но в разных подъездах.


       Через  несколько  дней  я  встретил  Виталика, он шёл мимо  моего  подъезда  и  увидев  меня  искренне  обрадовался. Я  сказал, что  теперь  живу в этом доме.Следующая  встреча  не  состоялась: сын шёл навстречу  и, увидев  меня  издалека, свернул в сторону. Так  продолжалось три года. Мать  тоже избегала со  мной встреч  на прямом пути.

 В  первое время пребывания в Москве  у меня часто появлялись в мыслях воспоминания  о не столь далёком прошлом. Когда  состоялся  переезд               из  индустриального  Донбасса  в полу-провинциальную  обстановку  Подмосковья, мы  восприняли это с  положительными эмоциями. Здесь  был  не  дачный  ландшафт, но наш дом был   близко к окраине города.

 Пограничную  зону  занимали: госпиталь  ракетных войск  и  весь  медицинский комплекс  подмосковного  района, за  ними лес, луга, озёра с чистой водой. Летом –рыбалка, резиновая лодка с водными  и  пляжными развлечениями, шашлыки  у  костра; осенью – по грибы; зимой – лыжные прогулки.

 Это всё уже в невозвратном прошлом. Теперь столичная обстановка резко контрастировала с прошлой идиллией, откуда мы, в силу       обстоятельств, стремились выбраться. Этого  мы добились, но уже не единой семьёй, а порознь и врагами. Почему?


    В один из осенних  дней 2007 года, когда ностальгия  особенно овладела мной, я вспомнил время командировки  на Кубу. Тогда у меня  и остальных членов
семьи не осуществилась мечта красивой и счастливой жизни. Эти воспоминания и раньше возникали, но сейчас  пришла идея осуществить повторно поездку без  участия   министерских  интриг  и туристических  агентств.

 Я написал   « Контрактное  предложение», где  упомянул события 1987 года, когда  институтом «Союзгипроводхоз»  Минводхоза СССР на Кубе  выполнялись  проектно-изыскательские работы, а я был  не последним участником этих событий. Теперь программы  освоения  водно- земельных ресурсов давно находятся в производственных разработках, и я по индивидуальному  контракту, на  взаимоприемлемых условиях, мог бы оказывать  консультативную помощь.

 Этот документ с  моими реквизитами я отнёс в Посольство. В это время делегация России, во главе с премьер-министром  Фрадковым  отбыла на Кубу, и  весь дипломатический персонал  тоже отбыл на свою родину. Мою депешу приняли, без каких-либо обещаний  и гарантий.

 Через полгода я  повторно отнёс свое предложение, его опять приняли , не сказав  - «маньяна», т.е. –«завтра», как на Кубе  принято  обещать.  Но  и  на этот раз ответа не дождался. Видно, эта латиноамериканская страна, принявшая от нас эстафету   строительства развитого коммунистического общества,   заодно позаимствовало  у  нас  нравы и традиции  административно – бюрократической системы и нашу  служебную этику.