Риэлтор

Ирина Ивкина
рассказ опубликован в мае 2012 года в переводе на болгарский в литературном альманахе "Море". Болгария.


Меня зовут Клара и я вымотана. Беготня по квартирам с клиентами, впереди которых бегут их не определившиеся желания и переменчивые взгляды на цены раздражают похлеще месива под ногами. Сегодня мантру: «Клиент всегда прав» пришлось повторять раз сто, не вру - сто или двести.

Но они мои кормильцы, я терплю и подбрасываю очередные варианты. Клиенты кривят губы и уничтожающе показывают глазами: где же обещанная ванная с окном? Ковыряют носком туфли паркетную щель, придирчиво разглядывают соседние двери на лестничной площадке и принюхиваются к мусоропроводу. И они правы — отдавать миллионы за скромный метраж в столице занятие нервное. Кто-то   трепещет от самой мысли потратить кучу денег. Но это те, кто собирал крохи, продал домик любимой бабушки, поддался на уговоры супруги и влип в ипотеку, получил нежданное повышение по службе или чреватый последствиями бонус.

Бог мой, сапоги убиты. Зима ещё не кончилась, а трещина на мыске подбирается к подошве. Но я молодчина. Ненадёжных высчитываю сразу и логарифмическая линейка не нужна. Эти как маятники. Сами ещё не решили чего хотят и даже не предполагают где деньги возьмут, а истово таскаются на просмотры, раздувают щёки и особенно старательно изображают недовольство при виде отвалившихся обоев.

Десять лет как не бывало. В голове бесконечные квартиры, квартирки, этажность и окна во двор, малодушие продавцов и стойкое желание клиентов обойти риэлтора, не заплатив комиссионные. Ну вот, куртку испачкала, даже не заметила, где рукавом приложилась. На Куусинена, наверное, у лифта. Отметила же тогда, что краской пахнет и надо осторожнее. Всё-таки вляпалась, балда. Я хороший риэлтор, клиенты передают меня по наследству, рекомендуют друзьям. Работаю быстро и чётко, беру немного.

Особенно хорошо у меня с мужчинами получается работать. Я всегда прямо смотрю в глаза, не болтаю лишнего, и улыбаюсь. Но это не им, просто у меня характер такой, я и одна порой улыбаюсь, не идиотничаю, конечно, просто радуюсь жизни. Подумаешь, сапоги. Они часто на свой счёт принимают и тоже радуются, только виду не показывают, держат оборону, серьёзничают. Особенно приятно, если человек сомневался, мучился, а потом раз, и купил и мытарства закончились. Живёт в новой квартире и меня благодарит. Я почти уверена, что таких большинство. Дом  — это целый мир, даже важнее мира, придирчивость их понятна...

Только не надо думать, что работа, это цель моей жизни, я же не псих. Тем более, там тоже всякое случается. Лет пять назад меня чуть не пристрелили, но это по ошибке. Клиент решил, что я его сдала кому-то, не поняла до конца, что это было, кричал страшно, тыкал пистолетом. А год назад меня изнасиловали. Прямо в новостройке на бетонном полу. Лето было. У меня позвоночник тогда весь на косточках протёрся и саднил болячками ещё целый месяц, так на пляже и не смогла показаться, а потом дожди начались.

Люди разные попадаются, но в основном хорошие, загнанные немного, но это всё город. Он быстрый очень, стремительный и страшно дорогой. И не понятно, это он делает людей такими нервными или наоборот. Я комнату снимала у бабули. Прожили с ней вместе семь лет, хорошо прожили, дружно. Теперь у меня квартира двухкомнатная — бабуля подарила ещё когда жива была. И машина у меня есть. Красненькая, с хитро прищуренными глазищами. Мы с ней по городу мотаемся, работаем. У нас мечта есть — заработаем денег, продадим бабулину квартиру хорошим людям и уедем путешествовать. Сейчас туда едут, в сторону Европы, а мы хотим против движения. Океан, конечно, придётся пересекать потом, но, думаю, это не проблема, на корабли прямо с машинами берут. Ещё несколько контрактов и мир у нас в кармане.

Но с работой сейчас трудно, ушёл клиент куда-то в другие сферы. Покупают неохотно. Катька говорит, что и у них в фирме дела не идут, а они просто чайниками торгуют, утюгами, кухонной мелочью, но оптом. Зарплату ей как урезали пару лет назад, так и сидит, а уйти некуда. Немного в месяц получается, зато постоянный доход. А я бегаю всё, бегаю без толку, последняя сделка три месяца назад прошла. Проедаю накопленное. Ну вот, кто ещё в такую поздноту будет звонить.

Катька наглая, ей всё нипочём. Припрётся сейчас жаловаться, будет мне мозг выедать: аккуратно так, десертной ложечкой, причмокивая. У неё талант изводить окружающих. Мы когда экзамены в школе выпускные сдавали, так она перед каждым умудрялась такие истерики закатывать, чуть не топиться собиралась, грозилась с крыши нашей пятиэтажки сброситься. Страшно ей было, а другим как будто не страшно. Она всегда так делает. И что, в результате экзамены лучше меня сдала. Катька считает, что стресс нельзя в себе держать, его обязательно выплёскивать нужно, чтобы болезни внутренние не завелись, особенно в мозгах. А сапоги придётся новые покупать.

Он швед, - без обиняков начала Катька. - Я влюбилась, - просияла она. Катька с пирогами ворвалась в квартиру, пошла руки мыть. Вернулась, хитро прищурилась. Глаза у Катьки необычные, похожи на лисьи — завораживающее зрелище вкупе с насыщенным темно-серым пигментом зрачка, особенно, когда она подчёркивает контур чёрным карандашом. Катька вообще внешности незаурядной. Знает это и пользуется беззастенчиво. Третий раз уже развелась, неугомонная.

Подружка спохватилась и сдвинув брови тяжело опустилась на стул, всем видом демонстрируя скорбь и отчаяние. Стул скрипнул. Мебель осталась ещё бабулина, я почти ничего в квартире не меняла, только обновила немного, стены подкрасила и ванную переделала, старая совсем грустно выглядела. Катька стянула через голову свитер и привычно одёрнула кофточку на груди. Помимо необычных глаз, Катька носила серьёзный вес впереди себя - грудь четвёртого размера.

Телефон верещал на тумбочке в прихожей. Противный звонок, надо сменить на что-нибудь более нейтральное, но тогда в машине не услышу или на улице. Телефон, это мой рабочий инструмент, я номер уже десять лет не меняю. Буквально вчера вдруг позвонил один, я квартиру ему лет пять назад подобрала. Нашёл меня. Конечно, на это и рассчитываю. Теперь его другу однушка нужна, говорю же, мне люди доверяют. Не брать что-ли? Я ведь тоже не монашка и Катьку совсем не осуждаю. Бывший звонит. Что ему надо? Какая-то порочная связь, ведь понимаем, что вместе не можем, сколько раз уже пытались, а тянет, всплывает периодически в моей жизни.

Официально я ни с кем не расписывалась, сейчас многие так живут: в гражданском браке. Катька там елозит на стуле, скучает одна. Просто сунула телефон под подушку в спальне и вернулась слушать историю о коварстве шведов. Мне кажется, что у меня есть один непререкаемый талант, но зато редкий, это умение слушать. Слушатель-профессионал. Надо деньги за это брать. Но не с лучшей подруги, нет. Засунула пирог с мясом в микроволновку на полторы минутки, аромат такой пошёл, никак уже не отказаться. И незачем, я сегодня только салат в какой-то забегаловке успела перехватить.

Как твой Павел Сергеевич поживает? - почему-то поинтересовалась Катька. Ей вообще-то не свойственно такие вопросы задавать, обычно она всё о своём, о наболевшем. Павел Сергеевич интересный тип, нестандартный. У него жена и официально одобренная семьёй любовница. Она действительно, официальная, он везде с ней появляется. Не знаю, как ему удается улаживать это дома, но жена вроде бы, не против. Кстати, красавица, ну, и любовница само собой, тоже хороша. Я у них домашний риэлтор.

Павел Сергеевич, как первую квартиру через меня приобрёл, ещё когда только перебирался из..., не помню точно название, какой-то городок под Тюменью, теперь уже третью купил и Люсиньде его тоже я подбирала, и друзьям по бизнесу. Они смело себя друзьями называют, а сами норовят ещё бонус с продажи получить. Правда. Не гнушаются набросить несколько тыщёнок за то, что хорошего риэлтора посоветовали. Тайно естественно, об этом только я знаю, просто приходится врать о своём гонораре. Но платят же. Павел Сергеевич  ко мне частенько друзей отправляет, а я потом к нему с конвертиком. Он любовно денежки пересчитывает и присказку о копеечке всё бубнит, которая рубль бережёт. Я не осуждаю ни в коем и за клиентов благодарна. Катька с ним как-то случайно столкнулась, мы на осмотр собрались. Ждала его в кафе, а Катька прибежала поболтать, у неё офис рядом где-то был. Она уже наслышана была, очень хотела глянуть на живого миллионера. Может и планы имела. Она своего не упустит. Её дело, вмешиваться не стану. Повертела она хвостом, порадовала мужика кокетством и всё вроде. Но ручаться не стану. Может и было что потом. Он тогда явно заинтересовался, даже спросил, не артистка ли она. Но Катька мне ни слова. Иногда только спрашивает приносит ли любимый клиент доходы, переживает за меня.

Катькины дела меня всегда немного настораживали. Конечно, новая шубка была куплена не на зарплату, которую давно заморозили, а любовники особо не баловали, хотя и не бедные. Катька с нищетой никогда не водилась. Всегда она что-то там прокручивала, выкручивала, городила сложные схемы, но, как правило, все планы шли прахом, хотя иногда на приятности перепадало. Шубка хорошая. Белая. Но я пуховики предпочитаю, у меня элегантные вещи совершенно не приживаются, не умею носить. Пацанский стиль комфортнее. Димке нравилось. Димка, это бывший. Такое впечатление, что больше и вспомнить некого. Были, были, но к теме отношения не имеют. Димка с Катькой сразу снюхались, оба аферюги ещё те. Это закреплённый рефлекс или наследственное, трудно понять, у Димки на авантюры нюх. Правда, вместе у них ничего не получалось, слишком энергичные оба. Они как огромные валуны, катящиеся друг на друга — много пыли и шума от столкновения, а движение вперёд уже невозможно. Мутили что-то с бюджетными деньгами на капитальный ремонт жилого фонда, сводили трясущихся от страха и жадности чиновников с заинтересованными строителями. Была ещё история с недвижимостью для военных, они тогда и меня пытались впутать, как специалиста, но я сразу отбрыкалась. Я всегда в стороне, даже слушать не хочу о фантастических планах.

Катька расположилась с комфортом, трескала пироги  и продолжала ныть, выдавливать из меня номер телефона. Уверяла, что Павел Сергеевич сам ей визитку давал, но она потеряла. Напирала, что он ждёт звонка и это в первую очередь в его интересах.
Несмотря ни на что, её напор меня восхищает. Я любуюсь подругой. Румянец пылает, движения становятся точными. Кошка перед прыжком ведёт себя также. Катька разве что ушами не подёргивает от нетерпения. Но именно терпения ей обычно и не хватает. И совершенно не смущается, что использует друзей. Хотя, зачем же ещё нужны друзья. Но если телефон дал, значит они встречались потом, а она ничего не говорила. Болтушка, болтушка, а молчит, как партизан, когда задумает что-нибудь.

Скинула ей телефон Павла Сергеевича и даже спрашивать у него не стала. Какой смысл, если у неё он и так был. Всё равно бы вырвала из меня. В конце концов, если и суждено ей разбогатеть с помощью этого миллионера, я только рада буду. Сколько можно батрачить. Бездельницей её точно не назовёшь, работает с семнадцати лет, а толку? До сих пор по съемным квартирам живёт. Так что, помоги ей бог. Заслужила она. Виду не показывает, хорохорится, но я то вижу. А мужья её бывшие все болванами оказались, такую женщину упустили, локоточки-то кусают, подкатывают обратно, но у Катьки строгое правило — к прошлому возврата нет. Даже квартиркой никто не поделился. Впрочем, прав у неё никаких и не было, и детей не родила. Но мы этой темы не касаемся. Никогда почти. Дети, это табу. Малодушно отмалчиваемся, либо огрызаемся на посягательства приятельниц научить уму-разуму как разжиться потомством.

Димка вроде бы хотел детей. Но вяло. Вот, не поймёшь его. Упомянул пару раз, что дети это чудо, что он хотел бы передать накопленный опыт, ещё всякое. Не серьезно говорил, с шуточками. То ли проверял меня, то ли с дуру брякал. Гормоны теребят, требуют своё, не страшатся прижить дитя, тюкают по сердцу, тянут душу. Но я твёрдо стою: не время значит, и не место, раз сам не родился случайно, чего теперь дёргаться. У меня другая мечта, а у Катьки на первом месте ребёнок. Верю я, если по-настоящему хочешь, обязательно получится, обязательно. Я в своей не сомневаюсь.

Катька с того вечера долго не появлялась, по телефону бодро отвечала и всё время грозилась большим сюрпризом в случае удачи. Буквально так и верещала в трубку, захлёбываясь тайной. У меня всё хорошо, как всегда в последнее время - через пень колоду. Сходила в театр. Хотела романтично всплакнуть и умильно растрогаться над историей Ромео и Джульетты, но здесь меня ждал подвох. Джульетту играл мужчина, на сцене бранились. Иногда, как в анабиозе прорывался шекспировский текст, потом герои вновь переходили на сленг подворотен и с оттягом били друг друга вовремя попадающимся под руки реквизитом. Ромео колошматил возлюбленную, она взвизгивала и защищалась табуретом. Когда драка перешла в побоище между всеми участниками драмы я с тяжёлым сердцем вышла из зала. На улице моросило. Это хорошо. Никакого сплина, просто дождь. Колючий, безразличный. Он успокаивает. Климат почти последний рубеж, и если весна не будет сменяться летом, а осень зимой, куда бежать, чего желать. А верить чему? Молния сломалась, а куртка почти новая. Но дешёвая и не жалко совершенно.

Подруга под разными предлогами избегала встреч, потом сообщила, что уезжает на несколько месяцев и не позволила себя провожать. Изредка писала электронные письма, полные то не свойственными ей умствованиями, то весёлые, дурашливые, со странным подтекстом возникшей вдруг психической нестабильности. Одно почти испугало меня, оно источало отчаяние и страх, но сразу за ним пришло смешливое, извиняющееся. Время шло, я с трудом наскребала на бензин, чтобы ехать на очередной просмотр. Недвижимость стояла неприступной цитаделью, движение замерло, словно помещения не желали больше менять владельцев и заточили их навеки в знакомых стенах, новостройки потеряли инвестиционную привлекательность. Я работала по инерции, впустую, не сразу сообразив пересесть на метро.

Младенец беспокойно причмокивал. Сунула в ротик выпавшую пустышку, продолжая непроизвольно раскачиваться. Наверное, это движение уже зашито где-то в генах: когда женщина держит на руках ребёнка, она, даже, если никогда не делала этого, начинает его укачивать. Приятное ощущение и всё же немного нервное, от повышенной ответственности, видимо. Катька отсутствовала уже полчаса, я ждала в машине и качала её дочку.

Это было последнее судебное заседание. Мальчик-близнец остался с няней. Катька с Димкой разводились, официально делили детей: ей девочка, ему — мальчик, а Павел Сергеевич сиротливо кусал губы где-то в одной из своих шикарных квартир. Они обвели его вокруг пальца, как дошкольника. Заранее всё продумали, подготовились. Не понятно только с Димкой. Зачем ему ребёнок, полученный подсадным путём? Катька хихикала, что возможно, современные мужчины рассуждают так же, как и женщины: чтобы иметь ребёнка, совсем не обязательно тащить обузу в виде супруга, а технологии позволяют. Оказалось, Павел Сергеевич когда-то сделал Катьке предложение стать суррогатной матерью, она тогда рассвирипела от его бесцеремонности.

Но подумала и решилась, и Димку втянула или он сам втянулся. Эта часть истории мне не очень ясна. Её приятельница работала сестрой в медицинском центре по планированию семьи, она-то и стала ключевой фигурой в афере. Вместо эмбриона заказчиков, ей подсадили для вынашивания заранее отобранных эмбрионов Катьки и Димки, их она и выносила, предварительно заключив с Димкой фиктивный брак, а деньги за процедуру и первый взнос, довольно крупную сумму оплатил Павел Сергеевич в надежде, наконец-то обзавестись потомством. Сразу после рождения детей Димка предъявил ему анализы, доказывающие, что дети не его и имеют законных генетических родителей. Павел Сергеевич, хоть и жучара, несовершенство законодательства по этому вопросу преодолеть не смог. Чужие дети ему ни к чему, конечно, а потраченные деньги оказались не возвратными, как запланированные риски. Двести тысяч рублей на саму процедуру, крошечную квартирку на окраине, сразу оформленную на катькино имя, миллион на время вынашивания Катька освоила даже не икнув, щедро поделилась с медицинской сестрой и осталась ещё с заначкой на первое время, проведя почти всю беременность у матери. .Димка вел все дела, бегал, суетился, выслушивал истерики несостоявшегося отца и получил своего мальчика совершенно законным путём. Ну, что с них взять — аферисты... Павла Сергеевича жаль. Нет, он не обеднел, конечно, но разрушенные надежды и несостоявшееся чудо... Но за Катьку я счастлива, да и за Димку тоже — стали родителями. А я почему откладываю, отодвигаю свою мечту? Всё, баста! И Димка больше не звонит.

Квартиру продала очень быстро, потому что выставила ниже рыночной цены, всех денег всё равно не заработаешь, как говорят. Шмоток у меня не много. Погрузила в свою ласточку красненькую и поехала. До Владивостока из Москвы долгий путь, но я никуда не тороплюсь, не гоню. И маршрут выбрала не совсем прямой, ведь столько мест интересных, всё хочется посмотреть, почувствовать их силу. Может и осяду где-нибудь на время, не знаю, не хочу планировать, буду просто жить и медленно двигаться в сторону океана, не сомневайтесь, перемахну и его, мой дом весь мир, хочу научиться его понимать. Я уже говорила, что надо просто хотеть? Так то! И у Катьки получилось! Мечты сбываются. А потом? Потом загоню планету по сходной цене заезжему клиенту с Марса и отправлюсь в другую галактику.