26. Сопромат

Юрий Ерусалимский
Поговорка «Сопромат сдал – можешь жениться» для многих была актуальна, как ничто другое. На втором курсе немало вылетело из-за этой каверзной науки (при том что главное правило сопромата предельно простое - "Где тонко, там и рвётся")) – примерно столько же на первом курсе отсеяла математика, которую давали на очень приличном уровне. Так же жёстко преподавали и сопромат, преподы стояли стеной, поблажек я не помню. У нас вёл практику по этому предмету Александр Юрьевич Цвей, представительный, уже в возрасте (участник войны), не терпящий никакой халтуры – он ничего не пропускал, пока не исправишь и объяснишь.

     У меня больших проблем с этой наукой не было, но на втором курсе перед весенней сессией я задержался с каким-то зачётом, пришлось сдавать позже других. Решил отложить экзамен по сопромату на конец сессии, чтобы это не мешало подготовке к другим экзаменам. Но как-то поехал  в институт на консультацию. Стоял после неё, трепался со своими на кругу  (круглый холл на первом этаже). Подходит приятель - Беня с аэропортов, ему надо было сдать тот же сопромат (задержался, как и я), а он знал, что он у меня тоже висит. Пойдём, говорит, сдавать, мне одному скучно. Этот случай был потом как очень неплохая хохма. Беня был силён в сопромате, хорошо готов и уверен поэтому в успехе. Я книг не открывал, сдавать не собирался, о чём и сказал ему в доступной форме. Но Беня не хотел идти один, это было для него плохой приметой (у многих в сессию - свои приметы). Ребята встали на Бенину сторону (надо помочь человеку), пришлось откликнуться. В деканате взяли допуски, пришли в кабинет, взяли билеты. Мне улыбнулось – тему я знал, не в лучшем виде, конечно, но терпимо, Бене же достался теоретический вопрос, в котором он плавал. Уже готовясь, он попытался подсмотреть в шпорах, препод заметил и выгнал тут же, ничего не стал слушать. У меня же всё прошло нормально. Беня, само собой, позже сопромат сдал, но после того экзамена ребята ржали до упаду. То, что экзамены – во многом лотерея (если что-то знаешь, конечно), этот случай – лишнее тому подтверждение.