Новая Инквизиция

Александр Орт
      30 ноября 2012 года Кузьминская межрайонная прокуратура сообщила о том, что внесла представление об устранении нарушений федерального законодательства в адрес генерального директора универсама «Магнит». На фасаде магазина на ул. Зеленодольской было обнаружено изображение свастики.
        По результатам рассмотрения представления администрация универсама «Магнит» привлечена к дисциплинарной ответственности, фасад приведен в надлежащий вид (по данным центра «Сова»).
       

        Странные, невероятные происшествия бывают на свете в последнее время.
        Вот, например, Государственная наша Власть решила воевать…  нет, воевать - это ещё не странно, Война - дело привычное… решила воевать с картинками. В том смысле, что не иллюстрировать картинками ратные свои подвиги, а картинкам объявить войну, войну до победного конца.
       
       Что-то подобное, конечно, уже бывало в истории…
       Нахлынувшие в стародавние времена на просторы Европы мавры уничтожали любые изображения человека или животных. Вера так велела (Надо заметить, что европейцы сумели использовать это в свою пользу - на картах рисовали различных аллегорических персонажей людского либо звериного облика, и, так как религиозные соображения перевешивали тактические интересы, важная топографическая информация не попадала в руки врага).
       
        А вообще, в большинстве древних примитивных культов и примитивных суеверий, изображениям, рисункам придавались многие волшебные свойства. Первые художники, безусловно, были сродни колдунам и шаманам…. И наши предки верили, что изображение человека, запечатлённое в камне, на холсте, на дереве, на бумаге и т.д. или объёмное подобие человечьей фигуры - вроде куклы, к примеру, - может способствовать оказанию различных воздействий на вполне реальную физическую персону. Воздействий, как полезных, для данной персоны, так и крайне вредоносных. Верили в это и, не слишком давние, предки. А кто-то, очевидно, верит, и по сей день.
       
         Как-то раз не безызвестные специалисты, знатные эксперты по экстремизму Батов и Крюкова признали противозаконной - со всеми вытекающими отсюда последствиями  некую листовку. Помимо всего прочего, на листовке присутствовал силуэт повешенного, верёвкой за шею повешенного, анонимного персонажа. Но зоркий глаз экспертов распознал в чёрном без деталей силуэте, облик тогдашнего (и нынешнего) президента РФ  В.В. Путина! Кстати, по некоторым (неподтверждённым) данным у нынешнего (и тогдашнего) президента РФ  В.В. Путина начались проблемы с позвоночным столбом… Со спиной, короче, проблемы. Вот оно как получается! Значит мало только 282-й статьи, злодеям! На костёр колдунов! Инквизиция, где ты?!
       
        Сразу же вспомнилась цитата из детской повести фантаста Кира Булычёва:
        «… она рисовала на песке колдовские фигуры!
        - Я рисовала картинки, - сказала девочка, - а не фигуры.
        - И одна из фигур была похожа на Ваше Величество, - сказал епископ. - Вы знаете, что это значит?
        -Чур, меня! Я мог от этого заболеть и даже умереть! - перепугался король. - Это всем известно.
        -Я доброго короля нарисовала, - сказала девочка».

        Часто, очень часто дело доходит до курьёзов, до абсурда доходит. Не так давно, в список экстремистских материалов попало изображение руны «Одал»…. Необходимы некоторые комментарии: руны, рунические знаки - древние сакральные символы, в Северной Европе, Скандинавии им приписывалась магическая сила, более того, пологали, что именно в рунах находился ключ к пониманию тайн природы, тайн мироздания. Тайное значение рун обрёл бог Один (Вотан), девять дней провисев на Мировом Дереве - Иггдрасиле (см. «Старшую Эдду») Отметим ещё, что рунические символы активно использовались в Третьем Рейхе, тот же «Одал» - был изображён на нагрудном знаке сотрудников Главного управления СС по вопросам расы, а так же был эмблемой 7-й добровольческой горнострелковой дивизии Ваффен СС «Принц Ойген». Собственно, в список экстремистских материалов «Одал» попал из-за использования этого символа некоторыми радикальными националистическим группировками. Но набор рун - футарк - в первую очередь древнейший германский алфавит. «Одал», в адекватной транскрипции, можно считать буквой «О». То есть уже начали запрещать отдельные буквы алфавита? А если какое-нибудь страшно экстремистское сообщество выберет своим символом изображение буквы «Р» или, скажем, буквы «А»? Тогда чего?
       
        Между тем, список экстремистских, запрещённых к распространению материалов, продолжает увеличиваться. До того, мы говорили только о «картинках», а есть ещё аудиовизуальные материалы, книги, статьи…. Перечислять все неожиданно возникшие казусы можно очень долго.
        И ещё между тем – между тем продолжают появляется новые уголовные дела (как правило по статье 282), основанные, формально, на том, что на знамёнах (плакатах, листовках) тех или иных организаций появляются, какие-то «не те» символы. В 2008 г. нескольких питерских Национал-большевиков пытались привлечь за «демонстрацию символики, сходной с нацистской до степени смешения». Символикой  «сходной с нацистской до степени смешения» оказались перекрещенные Серп и Молот. Суд, по счастью, прекратил это безумие. А вот в 2010 г. на Нацболов, сторонников «Другой России», было заведено уже уголовное дело – в обвинении так же фигурирует несколько странный взгляд на различные флаги и наглядную агитацию, а так же перлы типа «чёрные знамёна с символикой МОО НБП».
       
        Так что, получается наше государство - такой косный безумный мракобес, который устраивает аутодафе ближнему своему, уподозрив его в наведении экстремистской порчи при помощи колдовских свастик и серпов-и-молотов?!
        Да не, как обычно всё несколько сложнее….
       
       Отвлечёмся от политических и эстетических симпатий-антипатий – возьмём абстрактную правовую ситуацию. Допустим, некая организация понаделала нехороших злодейских дел (причём, полагаю, такими делами должны быть не несанкционированные митинги и мелкое хулиганство, а что-то более весомое). Государство признаёт эту некую организацию опасной, экстремистской и запрещает её деятельность, запрещает её название, символику. Некоторое время спустя появляется другая организация, которая тоже ведёт себя нехорошо. И её тоже запрещают. За действия (причём степень санкций – предупреждение, частичный запрет, полный запрет – должны быть адекватны степени социальной опасности организации, социальной опасности гражданам, а не только соответствовать интересам и пожеланиям руководящих органов). А не за сходность символики, реальную или мнимую. И уж, тем более не за «невосторженный образ мысли».
         
         Андрей Милюк, произнося последнее слово на громком «процессе двенадцати», упомянул о «порочной сути статьи 282». «Экстремизм», сказал Милюк, «переводится, как - «крайность». Это – люди с оружием в руках, подполье, террористы. Чтобы пресекать крайние проявления достаточно существовавших статей Уголовного Кодекса. Статья же 282 нужна, чтобы карать за убеждения, за инакомыслие».
          Но Государственной (или Государевой уже?) нашей Власти, похоже, скучно стало охранять (и соблюдать!) Закон и Конституцию. Скучно наказывать убийц за убийство, а бандитов за бандитизм. Ей, Власти, хочется «бить на опережение». И делает она это весьма грубо.
         
         Депутаты, Чины из МВД, Знатные Эксперты по экстремизму, Придворные Борзописцы хмурят брови и сурово назидательно качают указательным пальцем:
          - Нет, МЫ нашли корень зла! Это – опасное умствование!..  ОНИ понавыдумывают, понарисуют, понапишут! – и всех охмурят, зачаруют, разагитируют, чтобы шли разрывать и колоть! У нас народ такой: покажи любому, Ивану Петрову, какому-нибудь, плакат экстремистский или книгу недозволенную – он сразу же соберёт пулемёт из подручных деталей и: тра-та-та!! Нет, запретить! ЗАПРЕТИТЬ!!!
         
           Вот отсюда и «борьба с картинками».
          
           А, кстати, только ли в области политики так происходит? Похоже, нет. Вот, к примеру, проблема алкоголизма и наркомании – та же самая «борьба с картинками»: цензура, почти уже цензура, кинофильмов, других «аудиовизуальных материалов», уже начинается цензура в интернете, прикрывают сайты – причём во внесудебном порядке (более того, так называемый – «чёрный список сайтов», сам засекречен и доступен для ознакомления только сотрудникам соответствующих органов! Прямое нарушение статьи 15 Конституции РФ!)! Делается это всё, понятно, из благих побуждений: «Защита детей от негативной информации». Впрочем, один чиновник недавно оговорился, сказал – «защита от информации (sic!)». А что? – нет информации, нет проблемы.
           Да, хорошее решение проблемы…. Растёт число краж и фактов мошенничества? Надо запретить упоминать об этих безобразных явлениях, дабы не пропагандировать их. И не видать нам более «Повести о Ходже Насреддине», не читать Марка Твена и О’Генри….
         
           Хватают строгие Надзиратели Художника за обе руки и шепчут в оба уха:
           - А ну рисуй картинки, чтобы не дрались там, и не безобразничали. Чтобы телес голых не было. И чтоб богохульны не были. И чтоб тех картинка не оскорбила, и этих не обидела. Да чтоб лояльны были. И чтоб не хмурился там никто – а то решим, что на власть хмурятся. И, главное, чтоб никто, посмотрев на художества твои, не взялся ни за палку, ни за ружьё дедово, чтоб бунтовать идти. А лучше вообще не рисуй ничего – нет информации, нет проблемы.

          А если «борьбой с картинками» дело не ограничится? Над выводами знатных экспертов по экстремизму смеялись все более-менее здравомыслящие люди. Но за выводами этими стоят вполне реальные уголовные дела, а порой и реальные сроки. И это не очень смешно…. И творческая мысль законописателей -  на этот раз не ограничиваемая ничем, никакими Комитетами по противодействию безумию – постепенно приближается к формуле, которую огласил герой романа Замятина «Мы»: «Свобода человек =0, и он не совершает преступлений».

          Чтобы более не было изнасилований и педофилии – кастрируем всех, и всё. «Точка, и ша!», как говорил революционный комиссар у Льва Кассиля.
           А ещё лучше накачаем всех галоперидолом – и не будет ни драк, ни убийств, ни грабежей, ни экстремизма. Точка, и ша!

           Вывод у меня такой: тактика «держать и не пущать» обусловлена тем, что Власти Государственной, мало быть только Государственной. Она хочет править душами. Быть главным Учителем, быть Пастырем. Хочет быть Церковью. Но Церковью с полицейскими функциями.
           Это Инквизиция.
           «Там, где царствует серость – к власти приходят чёрные».

           Блюстители Нравственности и Борцы с Экстремизмом, Апологеты жизни-за-царя и власти-над-народом – не носите более пиджаки и мундиры с погонами. Наденьте плащи с капюшонами и возьмите факелы в руки. Так, по крайней мере, будет верно.


            P. S.  Суд Катара приговорил 29 ноября 2012 год подданного эмирата поэта Мухаммеда бен аз-Зиба аль-Аджами к пожизненному тюремному заключению за критику в адрес эмира и призывы к революции. В своих стихах аль-Аджами негативно высказывался в отношении абсолютной монархии. Что вроде такое далёкое, но, почему-то, такое близкое?