В ожидании ку-ку

Инна Шолпо
                ПЬЕСА-СОН В ОДНОМ ДЕЙСТВИИ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Администрация школы «Диссонанс» – собирательный образ (материализуется и дематериализуется, как Чеширский кот)
Дарьсевна – специалист широкого профиля (3 штуки)
Т. С. – просто завуч (без спецэффектов)
Учителя: учительница литературы, учительница математики, учительница географии
Ученики: бедная Настя, мальчик Гена, группа учеников 11 класса (в полосатых купальниках), Отличник (чисто вымышленный персонаж), Денис и Майкл, трое опоздавших  одиннадцатиклассниц без имен, исхудавший Кирюша.

*ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ:
Все имена, характеры и события пьесы являются вымышленными. Любые совпадения являются чистой случайностью, и автор не несет за них уголовной, административной и моральной ответственности.

Сцена представляет собой часть коридора частной школы «Диссонанс» и учительскую. Между ними открытая дверь, на которой висит бумага с большим заголовком «РАСПИСАНИЕ».
В одном углу учительской сложены в кучу сменная обувь и учебники. В другом стоит стол, на котором помещается  электрический чайник и несколько чашек, рядом лежат классные журналы, а на них – одинокий полосатый носок и мобильный телефон школы. На стене – классная доска с надписью: «Путишевствее в страну знаний». Картину дополняют несколько парт, два шкафа и горшок с кактусом.
Светает.
По сцене проезжает Дарьсевна на велосипеде. Она в спортивном костюме и шлеме, во рту у нее сочень с творогом. Делает два круга по сцене и исчезает.
В коридоре материализуется Администрация. Несколько минут она поет в унисон, после чего снимает с двери бумагу с надписью «Расписание» и вешает на ее место бумагу с надписью «Дваписание». После чего дематериализуется.
На сцене появляется мальчик Гена и прячется в шкаф.
Входит Бедная Настя. Она легко одета. Останавливается перед дверью. Смотрит на «дваписание».

Бедная Настя (истошно): Почемууууу?????
Голос администрации свыше: Потому что!
Бедная Настя: Я не хочу идти на физкультуру! Я ненавижу физкультуру! Кто придумал эту идиотскую физкультуру и почему я должна туда идти, если я не хочу туда идти, потому что она идиотская?!!!

Отходит и стоит в коридоре в позе отчаяния.
Появляется Т.С. Снимает «дваписание» и вешает на его место листочек с надписью «триписание».

Бедная Настя (отчаянно): Вот почему все заняты только собой! Все люди – эгоисты! Никому нет дела до меня! Никто не спросит: «Настя, тебе не холодно?»
Т.С.: Настя, тебе не холодно?!!!
Бедная Настя (гордо): Нет! И почему никто мне не скажет: «Настя, у тебя не будет сегодня физкультуры!»
Т.С.: Настя, у тебя не будет сегодня физкультуры! У тебя будет две математики!
Бедная Настя: Я не хочу математику! Я не пойду на математику! Это идиотская математика, на ней нужно решать всякие дурацкие задачи! Я не хочу их решать! Я свободный человек! Я творческая натура!
Т.С. (робко): А на литературу пойдешь?
Бедная Настя: Не хочу я на эту идиотскую литературу! Я не могу читать это идиотское произведение, потому что автор кретин… и этот, не помню как, герой его – тоже шизофреник. Я не могу говорить о чужих произведениях! Только о своих!
Т.С.: А на русский пойдешь?
Бедная Настя (задумчиво): На русский… можно. А у Вас супчик есть? Горячий?
Т.С. (в порыве счастья): Сейчас приготовлю! (Ставит чайник, достает из сумки пакетик с супчиком, высыпает в чашку)

Появляется группа учеников 11 класса в полосатых купальниках, среди которых Отличник с огромной сумкой на колесиках. Изучают «триписание».

Ученики (вразнобой): Я не знал! Мне никто не позвонил! Меня не предупредили! Я протестую! Я не успел дочитать стихотворение Блока! Я только первую строчку прочитал! Да я его вообще не нашел: на полке искал, под кроватью, в шкафу… нет у меня никакого Блока! А кто это вообще?
Отличник. А я прочитал! До третьей строчки. И у меня есть текст…
Ученики (в унисон): Кааак? Ты знал расписание?
Отличник. Нет. Я просто из сумки ничего не вынимаю. На всякий случай (достает из сумки замызганный  листок со стихотворением и помахивает им). На математике дочитаю…

На сцене появляется Дарьсевна в мини-юбке с бантиком сбоку и со значком на груди «Хочешь сойти с ума? Спроси меня, как». Дожевывает сочень.

Ученики (в унисон): Дарьсевна!!! У нас проблемы! У нас нет текста!
Дарьсевна. Мы сейчас все исправим (отнимает листок у Отличника). Для этого нам нужен ксерокс!

Из шкафа появляется мальчик Гена с ксероксом. Ставит его на парту и подключает. После чего проваливается сквозь землю.
Дарьсевна пытается ксерокопировать листочек со стихотворением, взятый у Отличника.

Ксерокс (человеческим голосом). Не работаю я. Не работаю, давно сказал. Чего пристала?
Дарьсевна. А если стукнуть?
Ксерокс. Не покатит. Характер у меня сложный.

Дарьсевна продолжает жать на кнопку.

Ксерокс. Paper jam, я русским языком тебе говорю.

Дарьсевна вытаскивает бумагу, пытается вставить ее в слот сзади.

Ксерокс. Ну что ты ко мне заходишь, как Тургенев к мужику!
Дарьсевна. Ксерокс, не хами. Нахватался тут… грамотный. (Бьет кулаком по крышке.)
Ксерокс. А это уже непедагогично.

Дарьсевна продолжает борьбу с ксероксом.
Одновременно ее вторая ипостась появляется в другом конце учительской и встречается с входящими учительницей математики и учительницей литературы.

Дарьсевна 2: Коллеги, нам нужно срочно посовещаться по поводу нашей системы оценивания и принять резолюцию. Администрация считает, что мы слишком строго, недоступно и неясно оцениваем знания учеников. Поэтому вводится стобалльная оценка, которая переводится по десятибалльной шкале в пятибалльную отметку. То есть, если вы ставите ученику «2», то это не двойка, а два балла по пятибалльной шкале. Каковы ваши предложения?
Учительница математики: Я предлагаю рассчитывать так. Если ученик сказал, что дважды два – около четырех, то можно ставить пять. Если сказал, что три или пять, то это составит  75 процентов, то есть четыре. Если сказал, что это меньше трех или больше пяти – то тройка. А если сказал, что дважды два – стеариновая свечка, то это двойка.
Администрация (материализуясь): Это слишком строго. Может, у ребенка нестандартное мышление. Мы должны развивать детей, а не душить их! (дематериализуется)
Дарьсевна 2: А какие тесты предлагаются на уроке литературы?
Учительница литературы: Э… Тесты закрытого типа. Например: «Фамилия главного героя романа «Отцы и дети» - а)Базаров, б)Рыночников, в)Супермаркетов, г)А кто его знает». Ответ а –  правилен на 100 процентов, б –  на 75 процентов, в – на 50 процентов.
Администрация (материализуясь): А ответ г?
Учительница литературы: Ну… это… ответ г – это г…
Администрация: Какая разница, как его звали? Главное – реализовать творческий потенциал ученика! Провести мониторинг мотивационной сферы, отсканировать ситуацию, пробудить креативность, не забывая о толерантности. Тесты должны быть творческими! Любой ответ – правилен по-своему! (дематериализуется)
Дарьсевна 2: Итак, можно принять резолюцию. За любой ответ ставим пять и доступно и ясно объясняем ребенку, за что мы ставим ему оценку.

Из-под земли появляется мальчик Гена и кидается к учительнице литературы.

Мальчик Гена: Поставьте мне пятерку! Я отвечал!
Учительница литературы: Но ты отвечал неправильно!
Мальчик Гена: Зато много. Поставьте мне пятерку за то, что я отвечал, а то я за себя не отвечаю!
Дарьсевна 2: Если учесть только что принятую резолюцию…
Мальчик Гена: … то нужно мне поставить пять! (проваливается сквозь землю)
Т.С. (заливая кипятком супчик для Насти): Внимание! Послушали все объявление. Сегодня все, как обычно. Только вместо литературы в 11 классе будет география в 9 классе, а вместо географии в 9 классе – математика в 7 классе, после чего в 11 классе классный час (вместо естествознания), в 10 естествознание (вместо географии в 8 классе), а в 6 классе три литературы. Шестой класс занимается в учительской, одиннадцатый – в начальной школе, остальные – где кому больше нравится.
Бедная Настя (ест супчик): Почему, почему никто мне не скажет: «Какая у тебя красивая брошка!»???
Т.С.: Какая у тебя красивая брошка!
Бедная Настя: Вот,  никто не замечает меня… никто… все эгоисты!
Т.С.: Сейчас, сейчас мы с тобой напишем диктант из журнала Cosmopoliten…
Т.С. звонит в колокольчик, после чего уводит Бедную Настю на урок. Группа учащихся 11 класса лениво отходит от Дарьсевны 1, воюющей с ксероксом, и снова изучает «триписание».
Ученики: Чтоооо??? Математика??? Почемууууу???
Учительница математики: Идемте все в начальную школу. По дороге заходим в магазин для повышения мотивации. Кто сумеет без калькулятора умножить один на десять – тому шоколадка.
Отличник: Две!

Они уходят. По коридору пробегают Майкл и Денис, подпрыгивая  на одной руке.

Учительница литературы (кричит): Денис, Майкл, у нас урок!

Денис и Майкл разворачиваются и возвращаются. Денис достает учебник, тетрадь и встает на голову. Майкл сидит в задумчивости.

Учительница литературы: Дети, кто такой Пушкин?
Денис (крутясь на голове): Писатель. С бакенбардами. Его стулом убили.
Учительница литературы: Кто убил???
Денис: Враги. Этот, который на дуэли, он его ранил только. Легко. Ну, Пушкин уже поправляться стал, а враги  в его дом пришли, его стулом добили.
Учительница литературы: А как они туда попали?
Денис (взлетая под потолок): У них крюк был. С веревкой. В окно закинули, по веревке забрались…
Учительница литературы: Зачем?
Денис (спускается на пол и делает стойку на ушах): У них конфликт был. Конфликт – это столкновение двух сил. Например, перчатки и лица дамы….
Учительница литературы: Молодцы. Денис – пять, за творческое переосмысление литературного процесса. Майкл – тоже пять, за то, что не сказал ничего неправильного.

Майкл начинает доставать из портфеля тетрадь и учебник.

Мальчик Гена (появляясь из-под земли) И мне пять! С плюсом!

Дарьсевна 1 продолжает воевать с ксероксом. Дарьсевна 2 – пишет протокол педсовета. В это время в коридоре появляется ее третья ипостась. Она направляется навстречу опоздавшим одиннадцатиклассницам.

Дарьсевна 3: Почему вы опаздываете?
Опоздавшая 1: Я переводила бабушку через дорогу.
Опоздавшая 2: Я застегивала новые сапоги, у них молния заела.
Опоздавшая 3: Я задумалась о смысле жизни.
Дарьсевна 3: Идите скорее на урок.
Администрация (материализуется): Нет, сперва пусть напишут объяснительные записки! (дематериализуется)

Опоздавшие садятся писать объяснительные записки. Входит учительница географии.

Учительница географии: Я не очень опоздала? Никак не могла застегнуть новые сапоги, потом бабушку пришлось через дорогу переводить… а тут еще мысли такие… о смысле жизни… (берет журнал, глобус и уходит)
Дарьсевна 3 (вслед): Не спешите, ученики еще не пришли…
Опоздавшая 1: А как пишется  «потому что»? После «ш» черточка?

Появляется Т.С. с колокольчиком. Звонит.

Т.С.: Урок окончен! Кто хочет чаю? (накрывает на стол)

Школьный  телефон начинает отчаянно куковать: «Ку-ку! Ку-ку! Снимите трубку-ку!» Одновременно в учительскую вваливается Исхудавший Кирюша и лезет в шкаф.

Исхудавший Кирюша: А чего тут есть пожрать?

Дарьсевна 1 бросает ксерокс и подходит к телефону, Дарьсевна  2  достает бутерброд и затыкает рот Кирюше, Дарьсевна 3 собирает объяснительные записки.

Дарьсевна 1: Школа слушает.
Телефон: Ку-ку…

Ксерокс начинает энергично выплевывать напечатанные копии.
Сцена погружается во мрак.


                ЗАНАВЕС