По главной улице с оркестром. Часть 10

Елена Вислова
Перед поездкой Борисов попросил нас вместе с партиями Ялбаковой положить ещё несколько,из другого репертуара.Зачем-не объяснил,а мы не спрашивали.
А в  Горном,оказывается,в это же время проходил международный сплав-рафт на плотах "Чуя-ралли".14 стран участниц!И Борисов намеревался устроить  им концерт.
Для вас,привыкших легко пересекать Российские границы в любом направлении,сложно сейчас понять каким шоком для наших не окрепших душ была встреча с таким количеством иностранцев.
Сплав как раз закончился и в ожидании отправки в Барнаул,гости нашей страны съехались в одну из гостиниц Горно-Алтайска.Концерт в зале этой гостиницы Борисов рассматривал,как возможность "прорубить окно в Европу",а может и в Америку.Среди сплавщиков не было ни одного профессионального спортсмена.Учителя,врачи,менеджеры,сотрудники разных фирм....Кто-нибудь,возможно,мог принести пользу,через кого-нибудь можно было получить приглашение на гастроли.
Мы проходили через фойе в зал в своих бордовых бархатных платьях(мужчины в смокингах) и с инструментами в руках,с любопытством вслушиваясь в многоголосую,многоязычную речь толпившихся там туристов.
Увидев балалайки и услышав слово "концерт",иностранцы оживились и пошли за нами в зал.
Ещё один вечер открытий.Не только для меня.Для всех.Мы увидели на сколько отличаемся от людей Запада.Внешностью,манерами,раскрепощённостью.
У иностранцев не было комплексов,которые мы называем воспитанностью.Я не знаю хорошо это или плохо.В тот момент они показались мне несколько безцеремонными.
Одна женщина,когда я проходила мимо,схватила меня за платье,пытаясь понять из чего оно сшито.Никакого "сорри"!Просто схватила-пощупала-отпустила.
Какой-то парень ходил по залу с пивом в стеклянном графине.Другой,решив вскипятить чайник,воткнул его в розетку прямо возле сцены.
Похоже,они чувствовали себя всё ещё в тайге,а от нас не ожидали ничего,кроме примитивного балалечного треньканья.
Борисов вышел к дирижёрскому пульту и зрители затихли.После первой пьесы(мы играли "Лезгинку"Хачатуряна)на секунду воцарилась пауза,а потом зал взорвался.Оказывается мы и понятия не имели,что такое "бурные аплодисменты" и "овации".Советский зритель так не реагировал!Не умел!Был зажат психологически.
Иностранцы хлопали,вопили "браво!",топали ногами,просто орали от восторга.Мы,ошарашенные такой реакцией,забыли про дикую усталость и что время первый час ночи,и отыграли весь концерт на "Ура!" под громкие крики восхищённых слушателей.
Могу поспорить,что они не ожидали такого диапазона в репертуаре ,от "Калинки-малинки"(они,кстати,пели её вместе с нами)до классики.Два раза пришлось играть "Светит месяц".Иностранцы были в диком восторге,потому что мы играли её без дирижёра.Как прикол.Борисов делал первый взмах,а потом его "как буд-то" звали к телефону и он уходил со сцены,а мы продолжали играть.Вроде простенькая,неказистая пьеска,но сыграть её без дирижёра очень-очень сложно.Это своеобразный показатель профессионализма оркестрантов.
В общем,мы смогли удивить западных гостей.Думаю,этим вечером и они открыли много нового.
Ах,как хотелось пообщаться с людьми из другого мира!Не только нам с ними,но и им с нами.Ведь мы же друг для друга были практически инопланетяне.
Наспех сложив инструменты,мы спустились в зал и скоро образовались небольшие кучки людей,которые при полном незнании языка всё-таки пытались поговрить друг с другом.На сцене один из наших ребят наяривал на балалайке известные всему миру вариации Паганини,а несколько иностранцев сидели перед ним по турецки и заворожённо следили за его руками.
Но хоть и была в  стране уже демократия и гласность,однако люди,пытавшиеся отслеживать наши контакты с иностранцами,стоящие на страже советской морали,ещё оставались на своих должностях.Тихо и аккуратно нас стали оттирать,собирать в кучу и заставлять поторопиться на посадку в автобус.Ночевать мы должны были в другой гостинице.В пяти минутах ходьбы.Да бог с ним,с автобусом!Мы и пешком дошли бы!Но нет...Пришлось уходить.
Ночью от перевозбуждения многие не могли заснуть.Мы собирались компаниями в номерах и обсуждали всё,что произошло.Ругали тех,кто на самом интересном месте заставил нас уехать.
Утром,после завтрака,Борисов собрал оркестр и объявил
---У вас есть несколько часов погулять по городу,зайти на базар.Собираемся возле гостиницы,где вчера играли в 11.30.В 12 наш автобус отправляется.Прошу вас следить за временем и не опаздывать.
Все разошлись.А мне не интересен был город и базары.Мне хотелось ещё раз увидеть иностранцев и рассмотреть их по ближе.Почему нет?Нам всё равно потом в их гостиницу идти.Какая разница-сейчас или потом?
Одной было страшновато.Подруги мне компанию составить категорически отказались.
--К иностранцам?Сами?Да за кого нас там примут?!
Однако неожиданная компаньонка всё-таки нашлась.Такая же чокнутая,неординарная личность,Оля Лебедева, была курсом младше меня.Мы называли её "девушка прошлого столетия".Не сказать,что бы красивая,но очень необычная,с тонкими чертами лица,волнистыми волосами и длинными ресницами,которые она почему-то красила синей тушью,Ольга напоминала мне хрупкую фарфоровую статуэтку.Мы мало общались.Но в этом,неподобающем с точки зрения советской морали мероприятии,оказались союзницами.
С замиранием сердца мы подошли к гостинице,где туристы уже во всю паковали и грузили свои пожитки.Они тоже уезжали.
Нас сразу узнали.Со всех сторон неслось "хелло" и "гуд мьюзик".И это было чертовски приятно.Не желая путаться под ногами мы встали в сторонке и просто наблюдали.Интересно,что ни одной красивой женщины среди иностранок мы не увидели.Может быть потому,что все они были без макияжа.Зато мужчины все как на подбор.Высокие,крепкие,привлекательные,с ослепительными "голливудскими" улыбками.
Знаю,ЧТО вы сейчас подумали.))))Но мне не показалось.Я и сейчас,вспоминая без юношеского восторга,скажу,что западные мужчины разительно отличались от наших.
К нам с Ольгой подошли двое молодых людей.Никогда не забуду,как без переводчика,на жестах и немного на английском в рамках нашей школьной программы,мы разговаривали и всё-таки понимали друг друга.Один был из Новой Зеландии,другой американец,штат Аризона.Имя моей спутницы они легко запомнили.Зато простое имя Лена им никак не давалось.Сейчас я просто назвалась бы Хелен и дело с концом.Но тогда мне и в голову не пришло.
Один из них вытащил из сумки целлофановый мешок,в котором лежало много маленьких колбочек с жидкостью.Вы уже догадались что это было?А я в тот момент--нет.И Ольга не поняла.Парень достал одну колбочку,открыл пробку и сунул её мне под нос.От неожиданности я отстранилась и ударилась головой о стенку,возле которой стояла.Он засмеялся и жестами,как будто за ушами помазал.Это были пробники с туалетной водой.На колбочке,которую мне подарили,было написано Живанши.Но это мне уже в Барнауле перевели.
Для них,иностранцев,это были стеклянные бусы,которые они дарили "папуасам".А для нас--первые настоящие французские духи,которые мало у кого тогда были.
Пока мы разбирались с колбочками-пробниками,перед нами вдруг возникла моя напарница Люда.
--Девочки!Вы на часы смотрите?!Все давно уже в автобусе!Только вас ждём!
Мы сказали "гудбай" заморским принцам и поспешили в автобус.
Обе счастливые до невозможности,мы продемонстрировали духи женской половине оркестра,отбиваясь от настойчивых "дай посмотреть","дай понюхать" и "дай помазаться".А лично я стала ещё счастливей,когда увидела,что место рядом с Толиком--свободно.И он встаёт,что бы пропустить меня к окну.Хотя во взгляде у него я прочитала снисходительное "детский сад!".Ну и что!Я в 18 лет и была "детский сад"!Маленькая,глупая и по уши влюблённая!Разве это плохо?