Портреты. Близкая подруга

Корсакова Елена
  Когда-то мне отец говорил, что самые крепкие друзья – это друзья детства и юности, т.е. те, с кем рос вместе. Я тогда ничего не могла возразить ему, нужно было прожить какую-то часть жизни, чтобы с ним согласиться.

  Я счастлива от осознания, что в моей жизни была такая подруга. Хотя часто шутят, что не бывает женской дружбы, это все полная ерунда. Сейчас мы очень редко видимся – раз в несколько лет, между нами граница и расстояния, но в мыслях мы часто вместе…

  Вспоминаю, как мы с ней подружились. Мы учились в одном классе. У меня были трения с некоторыми одноклассницами. Будучи ранимым ребенком, я часто расстраивалась. Однажды, учась в классе  четвертом, я не сдержала свои чувства и в туалете расплакалась от очередной обиды. Невольными свидетелями моих переживаний были две мои одноклассницы-подружки. Они меня выслушали, успокоили и предложили дружить с ними. Т.к. они недавно записались в хоровой кружок в Доме пионеров, то предложили ходить туда вместе с ними. Я согласилась. Мы ходили вместе на репетиции. Ездили дважды с хором в Литву (как бы по обмену опыта с подобным детским коллективом).  Постепенно я больше сдружилась с одной из моих подруг:  Иркой. Нам было интересно общаться, шутить. Поначалу третья наша подруга обиделась на нас, считала, что я разбила их дружбу. Но затем она оставила нас в покое и подружилась с другой девочкой.

  В нашей дружбе все было гармонично. Как позже я поняла, что я была ведущей, она ведомой. Я постоянно тянула ее везде за собой. Пошла в драматический кружок, она позже присоединилась. Мы вместе ходили в библиотеку, я поощряла ее читать книги. Мы любили ходить каждое воскресенье в музыкальный отдел, брать грампластинки и слушать музыку. Мы часто по выходным ночевали друг у друга, хотя жили в совершенно разных районах города. Я была всегда говорливой, Ирка – хорошим слушателем. Я могла буквально часами, до поздней ночи размышлять о глубоких вещах. Она меня слушала, не засыпая, только соглашалась во всем… Позже, повзрослев, мне было уже мало ее покорного согласия. Я спрашивала у нее ее мнение. Она стала смелее высказываться.

  После восьмого класса она ушла учиться в училище, а я осталась учиться в школе. Грустно было, но мы виделись по выходным. Появились новые увлечения. Мой старший брат уехал учиться в другой крупный город, и по выходным, когда приезжал домой демонстрировал свои танцевальные способности, приобретенные в студенческой среде. Я смотрела, как он лихо танцует рок-н-ролл, и в его отсутствие тренировалась дома сама. Немного подучившись, можно было идти на дискотеку.

  Мы с Иркой были завсегдатаи некоторых дискотек города. По выходным, иногда даже в среду мы ходили с ней потанцевать на дискотеки. Некоторые наши ровесники шли туда кого-нибудь «подцепить», а мы любили танцевать. Точнее сказать, что любила я, а моя подруга всегда меня поддерживала. Я была, наверное, дерзкой (научилась у своего брата) и выходила танцевать на первый танец, Ирка со мной. Хотя она танцевала по-своему, у нее неплохо получалось. 

  Любовь в те годы? Была, конечно. Я была страдалицей от неразделенных чувств к одному знакомому. Мы с Иркой часто заходили в разные кафе, чтобы я могла с ним встретиться хотя бы взглядом и поздороваться. На большее я не рассчитывала, так как у него были постоянно девушки, а я была застенчивой (хотя это не мешало мне выходить на середину зала и первой начинать дискотеку). Ирке везло с этим больше. Она – симпатичная девчонка с большими карими глазами, простая в общении часто нравилась мальчишкам. У нее почти всегда появлялся ухажер, но кроме своих свиданий, в выходные она не оставляла меня одну. Я была с ней, она с ухажером, а у того бывали друзья. Так как компании нам никогда не нравились, постепенно мы опять оставались вместе, до нового ее ухажера.

  Когда после окончания школы я поехала поступать в институт в другой город -  Харьков, Ирка поехала со мной, чтобы меня поддержать. Мы жили на квартире знакомых моих родителей, с хозяином. До экзаменов в тот творческий ВУЗ были две недели консультации, на которые она ходила со мной, сидела в конце зала, ожидая меня. Однажды даже ее пригласили поучаствовать у кого-то в режиссерском этюде. А что? Внешность у нее яркая, даже опыт театральный был. Но она отказалась, т.к. не поступала вместе  со мной, а училась в своем портном училище.
  Мы любили гулять по  красивому Харькову. Ходили в кафе, даже ресторан – пообедать. Семнадцатилетние девчонки, часто смеющиеся, которым так хорошо было вместе мечтать о будущей взрослой жизни. Когда хозяина не было дома, мы любили вместе петь. Надо сказать, что эта привычка была у нас давно. Т.к. мы учились на хоре, то петь кое-как научились, я даже продолжила свое обучение музыке, поэтому могла петь по нотам. У Ирки было красивое сопрано, сильный грудной голос. У меня первый альт, сопрано я могла петь, только верхние ноты давались с трудом. У меня дома было пианино. Т.к. я жила в частном доме, можно было петь от души во весь голос, не боясь соседей. Приобретя несколько сборников песен с нотам, мы разучивали новые песни, романсы и пели их в два голоса. Однажды нам захлопали слушатели: соседский мальчишка вылез на забор и слушал, как из моего окна через открытую форточку было слышно наше душевное пение. Когда мы выглянули, он засмеялся и убежал.

  Иногда мы любили «шокировать» людей в вечернем нашем провинциальном городе. Я увлеклась авангардной модой, в подражание тогда любимой Жанне Агузаровой. Ирка, конечно, меня тогда поддержала. Я научилась у своего брата носить значки с изображением Ленина, красную косынку на шею элегантно завязывала, иногда на дискотеки – солдатский ремень сверху длинной юбки…
  Затем мы вместе ходили в театральную студию. Помню, как я отбивала от нее очередного ухажера. Помню, что был предновогодний капустник. Уже поздно вечером, мы танцевали в зале, играли в футбол воздушными шариками. Еще меня при этом больно ударили по ноге… Некоторые уже ушли домой. И вот в зал заходят двое незнакомых парней. Они были немного подвыпивши (наверное, тоже отмечали что-то). Они начали нас расспрашивать: что здесь происходит? Как всегда, я завязала беседу. Говорю, что мы уже уходим домой. Они предложили нас проводить. И хотя это было в центре города, и нас нужно было только провести до остановок (которые у нас с Иркой в разных направлениях), я согласилась. Все равно, я знала, что проведут Ирку, а я дойду с ними до остановки. Одному парню очень понравилась Ирка, а его друг мне не понравился. Поэтому я дошла с ними до своей остановки и попрощалась. За Ирку я была спокойна, они были офицерами, недавно после распределения  к нам на Украину из России. Взрослые спокойные парни, хоть и веселые. Да и не поздно еще было, люди вокруг…

  Затем к нам на репетиции стал заглядывать один из этих офицеров. Влюбился в Ирку. А казармы их были недалеко от нашей театральной студии. Вскоре вся труппа уже знала Иркиного поклонника. Он приносил ей конфеты, настаивал на свиданиях, а она была растерянна. Ведь у того серьезные намерения, а ей всего-то восемнадцать. Я ей советовала тогда: «Рубай!». Она «рубала, рубала», а он говорит: «Ты мне очень подходишь по гороскопу. Ты – моя судьба и все такое». В общем, они начали встречаться.

  После неудачного поступления в институт, я начала работать, искать себя… Мой духовный голод привел меня к Богу. Ирка опять пошла за мной. Но не надолго… Ее парень был атеистом, коммунистом, и совершенно неглупым человеком. Со временем он смог ее убедить, что ей это, оказывается, неинтересно. Т.к. их отношения были серьезными и шли к свадьбе, я не стала перечить. Обидевшись, я оставила ее…

  У меня были новые друзья, интересы, новая попытка поступить в ВУЗ и очередное разочарование. Она, по совету жениха, поступила заочно в ВУЗ и кроме работы, училась. Мы не виделись неделями, месяцами…

  Когда она собралась выходить замуж, то приехала меня пригласить быть на свадьбе дружкой. Она сказала, что могла бы пригласить другую какую-нибудь подругу, но я ее лучшая близкая подруга. Мне было это приятно.

 Затем у нее родились дети, с разрывом в полтора года: мальчик и девочка. У меня – поиски работы, новая безответная любовь, духовные интересы, а у нее – роды, беременности, дети. Я не была рядом с ней в трудный для нее период жизни. Они с мужем жили с родителями, были проблемы…

  Затем она сообщила, что муж ушел из армии, и они переезжают жить в Россию. Я даже не попрощалась с ней толком тогда. Только когда она приехала к свои родителям через несколько лет в гости, мы встретились. Я уже была замужем, они пришли к нам в гости…

 Всегда, когда мы виделись раз в несколько лет своими семьями, сценарий был один. Наши мужья  скупо разговаривают о жизни, т.к. мало знакомы и слишком серьезные. Наши дети почти не общаются, т.к. разного возраста. А мы были готовы бесконечно вспоминать наше детство, юность…

  Я часто ее вспоминаю. Она говорит, что тоже… Мы переписывались, созванивались. Только затем у меня сломался мобильник, а ее номер был в памяти телефона. Так я потеряла ее номер. Затем мы отключили стационарный телефон за ненадобностью, поэтому она не могла мне никак позвонить.  С Интернетом она не дружит, в отличии от меня, поэтому не пишет и нет ее нигде в соцсетях. Наверное, это  от мужа, ни он, ни их дети не маячат в Интернете. Может быть, это требование на работе у ее мужа, ведь он – главбух крупного банка.
  При последней встрече полтора года назад, она мне показалась другой. Может быть, потому что она стала домохозяйкой. Говорит, что ей это нравится. Получив два высших образования, одно специальное, она стала сидеть дома, имея двух взрослых детей. Спокойная, мудрая, душевная – такой она показалась на нашей встрече. Она говорила мне, что переживает за меня, расспрашивала про работу. По традиции, подарила мне красивые бусы. Мы в юности с ней любили бижутерию, часто покупали, носили.

  Я все думаю: что так тесно связало нас, даже когда мы не видимся, мы повязаны невидимыми нитями? Были же другие подруги, муж - лучший друг, но почему иногда так не хватает ее, близкой лучшей подруги? Наверное, оттого, что мы очень хорошо знали друг друга, были предельно открыты, искренни. Мы практически не обижали друг друга, умели прощать. Она сказала мне при последней встрече, что я обладаю редкими качествами, которых не встретишь у большинства, поэтому этим могут воспользоваться  недоброжелатели. И одновременно, эти качества привлекают других людей. Возможно, она права.

  Если бы она могла прочесть этот рассказ и вспомнить о нашей дружбе, я была бы счастлива…


  (Фото из Интернета)