Бедная девочка

Карпова Ира
    Ближе к ночи обнаружилось, что моему шестикласснику требуется все бросить и немедленно заняться написанием сочинения по картине Татьяны Яблонской «Утро». Он это сочинение, якобы, "дома забыл". То есть еще вчера наврал учительнице русского языка, что сочинение готово, только вот незадача - оставил на столе. Склероз проклятый, несобранность...

- Завтра по любому надо сдавать! Ты сочиняй, а я потом проверю и перепишу в тетрадь! – доверил мне ребенок спасение своей деловой репутации. – И уже хватит мыть посуду, а то не успеешь!

   И  правда,  не успею. Надо браться. Отыскала и открыла репродукцию, испытывая острое чувство ностальгии по прошлому. Снова, как тридцать пять лет назад, погрузилась в изучение "Утра". Ведь когда-то я уже воспевала указанное произведение Татьяны Ниловны. Воспевала, как пионерка, как ученица шестого класса, воспевала с горячей душой, искренне желая научиться только хорошему у юной героини Татьяны Яблонской.
 
  Знать бы тогда, что мне это "Утро", еще воспевать и воспевать. С каждым своим новым ребенком, изучающим русский язык по нетленной программе. Да еще с внуками, если так и дальше пойдет. Хорошо хоть, это занятие необременительное, даже приятное, как и сама  картина с незатейливым названием "Утро".
   
   Милая, золотисто-розовая, звонкая. Как на родную посмотрела я на чистенькую, светлую комнату, на хорошенькую девочку, делающую зарядку. Порадовалась, что как и встарь, солнцем залито все пространство, балконная дверь  распахнута, и по-прежнему трудно избавиться от ощущения, что в комнате отчетливо слышно, как чирикают на улице воробьи.

   Ребеночек в это время занимался чтением моих мыслей, тревожно поглядывая то на меня, то на произведение искусства.

- Еще скажи, что я зарядку не делаю! – проворчал отличник.

- У нее и в комнате порядок! - не преминула я заметить.

- Ну, тогда скажи, что я в комнате не убираю, - упорствовал мой шестиклассник.

- И вещи на девочкином стульчике аккуратно сложены! - продолжала я давить.

- Конечно, у нее там какая-то юбочка. Она бы попробовала брюки по стрелочкам каждый день на плечико вешать. Опухла бы!

  Я решила пока ослабить воспитательный натиск, наблюдая, как прочно  занял оборонительную позицию мой герой.
 
-  Смотри, завтрак на столе. Мама его принесла, пока девочка еще спала, а сама убежала на работу,  - я решила привлечь внимание и к своей скромной персоне, - У этой девочки мама такая же заботливая, как и у тебя!

- И аккуратная! Смотри, какой чистый пол в комнате!- перешел в наступление "сочинитель".

- Эта девочка сама моет пол! И пыль протирает! Маме некогда!

    Можно было начинать писать план. Как мне думалось, предварить рассказ о картине следовало небольшой биографической справкой.

- Давай напишем, что Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске, что ее папа преподавал словесность и прекрасно рисовал. Что она от него унаследовала способность к живописи.

- А к словесности? Так вот почему я плохо рисую! Мама, а я хоть какие-то сверхспособности унаследовал? - Началось. Опять разговор о сверхспособностях. Насмотрелся всякой лабуды про "Героев".

- Какие-то унаследовал. Пока еще не проявились. Ждем.

    Ребенок глубоко задумался. Когда  они уже проявятся, эти способности? Долго еще ждать?

- Ты все про биографию не пиши. Учительница сразу догадается, что это не я додумался биографию писать.

- Важно понять, где находятся истоки творчества…  Смотри, Татьяна Ниловна написала картину в 1954 году. Год, как умер Сталин, семь лет, как закончилась война. Папа девочки мог погибнуть на фронте. Мама ее воспитывает одна. Живут скромно. Но не жалуются -  все в такой ситуации. Главное, что живы, главное – жизнь продолжается! - у меня аж слезы навернулись на глаза, я словно впервые увидела это "Утро".

- Ты меня совсем запутала. Какая война?

- Великая Отечественная.

- Ну ладно. Давай про войну не будем, только  про папу-художника напишем, и все, и пусть радуется.
 
- Кто?

- Учительница!

    Далее, после биографии, следовало уделить внимание самой картине – где девочка, где мебель, где кашпо.

- Кашпо? - ребенок подозрительно прищурился.

- Горшок с цветами, который на стенку вешают.

- Смешное слово. Не пиши. Все прикалываться будут.

    Я уделила внимание скромному убранству. Потом удивилась, что в комнате нет настенных часов. Явно, их место занимает раскрашенная керамическая тарелка.

-  Бомбили, наверное, - сказала я сыну, - часы разбились. Вещь дорогая. Вот, пока денег не накопили , повесили на их место тарелочку.

- Ты опять начинаешь? Пиши в заключении про мое впечатление от картины.

- А какое у тебя впечатление?

- Грустное. Сталин умер. Папа, наверное, с войны не пришел. Часы разбомбило. Да еще в школу идти надо… Бедная девочка. Ладно, хоть на картине май, скоро каникулы!