Парк Дзержинского в Останкино

Владимир Федоров 4
В Останкинском парке имени Дзержинского   

 Его чудесный парадный  вход исчез в конце прошедшего века,  остался только боковой,
так сказать, черный,  для сегодняшней прислуги и ее детей. Ново-господский вход
появился в  другом месте.
Старожилы любили старый вход у трамвайной площади- с возникающей панорамой древнего кедра, укрывающего крыло старинного дворца,  с россыпью аллей, ведущих к  деревянному, с высоким куполом, круглому театру, а затем  кинотеатру,  уютному детскому городку с ее ледяными скульптурами зимой, и веранде танцев, в самой  глубине парка, защищенной от всех ветров, кронами вековых дубов..
В то не столь давнее время большинство останкинских  граждан, минуя парадный вход направлялись по главной аллее к центральному месту развлечений и аттракционов , спрятанных в тени околопрудовых  деревьев.
    Старый садовый пруд был центром притяжения располагающим к  замкнутым неспешным  прогулкам. Его ландшафтным     узором были две обзорные площадки, выдвинутые  в акваторию пруда и смотрящие  друг на другу с противоположных берегов. Эти  окруженные водой террасы, с мачтами деревьев напоминали капитанские мостики с высоты которых, можно видеть всю чашу пруда, слившуюся из двух полукружий. Сейчас они неприметны и заставлены простыми скамеечками рассеянно и скучно смотрящих в разные стороны пруда.
   Когда то по всей видимости это террасная площадка было местом созерцательного отдыха и раздумий бывших хозяев и гостей графского имения. Туда ,  и  сейчас просятся выносные плетенные столики с холщовыми от солнца зонтами  и корзины с бутылками сельтерской воды или  лимонадом для дам.  Ближняя одноэтажная постройка,спрятанная в глубине от прогулочной аллеи, и похожая на столовую с кухней, вполне подходила для быстрых приготовления легких закусок и угощений для господ, сидящих на открытой террасе.
   В советское время вокруг  водного зеркала пруда выросли стандартные  палатки «СОКИ-ВОДЫ» «ПИВО-КВАС», вместо одинокой барской столовой родилась закусочная, затем переделанная в ресторан, далее соорудили сарай оформленный под  тир и комнату смеха.. В глубине, ближе к ограде возник каменный, многоместный туалет.
    На другой стороне пруда, ближе к территории  английского сада, перед аллеей уводящей в  глубь парка к танцевальной веранде, стояла одинокая  будка-закусочная,с тремя  круглыми, на металлических ножках, псевдо - мраморными столиками.
  В крошечном окошке ларька, всегда виднелась суровая Клава или Маруся с несвежими бутербродами, сладким крюшоном , соленными баранками или сушками. Для своих находилось сто грамм, а по праздникам пиво. Детей в ней тоже не забывали, и если был товар на складе, обычно по воскресеньям , подкидывали семикопеечное фруктовое мороженное, или пломбир на палочке. Точка была драчливая,  всем недоставало, врубится в очередь, считалось нормальным. Недалеко дежурил постовой, тогда их обзывали из-за формы -цветными. Несмотря на броскую форму, ребята были фронтовые и хулиганья или шпаны они не боялись,   порядок наводили мгновенно.
    Со временен общепитовская точка  с ее особым местонахождением меняла свое простое преднозначенье. На этом пятачке  началась многосерийная история сегодняшнего кафе ЛАВ,  которая прошла, через чайную, шашлычную, лаг манную, кафе, а в недалеком будущем, думаю, и ресторана с баней.
 На удаленной от парадного входа стороне пруда, по правую сторону были аттракционы для взрослых.    Во все времена, всегда находились охотники до острых ощущений .Среди них были увлекающиеся  вращениями всевозможных каруселей. С младенческого возраста они впитали любовь к круговороту. Их нежные родители упиваясь детским счастливым смехом кружили их сцепившись с ними кистями рук до полной потери ориентации.  Откуда у крошечного человека, такая любовь к потере привычного окружающего пространства, к быстрой смене кадров? Может быть извечная тяга к новизне ощущений.
  В их взрослой жизни,  работающий электромотор каруселей, сначала как бы убаюкивал жаждущих впечатлений взрослых детей , медленно ускоряясь, сначала показывая привычный мир, затем доводя круженье до сливавшуюся в единую круглую стену  мелькающих  предметов, доводя сидящих до оглушительного визга восторга и страха.
   Были поклонники и у простых качелей, исполненных в виде взлетающих широких досок, поочередно толкаемых равноотстоящей парой, обычно девушкой и парнем.  Лучшими считались большие лодочные качели, доводящих свой размах  взлета до высоты крон окружающих  деревьев. Всегда собиралась толпа ротозеев подбадривающих, толкающую ногами пару , увлекая их криками к опасному рубежу, за которым казалось, что они улетят на середину пруда или взлетят на территорию соседней Сельскохозяйственной выставки.     Положение всегда спасал дежуривший у качелей мужик, который молча, с серьезным лицом подходил к входной площадке и резким движением рукоятки выталкивал снизу деревянное колоду -тормоз. Трением об днище лодки он сбивал пыл готовых на все взлетающих пар, и толпа разочарованно расходилась.
В другой стороне располагались детские платные аттракционы, предусмотрительно упрятанные подальше от крутого края побережья. Их механизмы развлечений были схожими со взрослыми, только с значительно сниженными скоростями.
   И взрослый и детские аттракционы разделяла  огромная гипсовая скульптура Ленина, обращенная к фланирующей публике. Смысл его молчаливого послания, был запечатлен в монументальной цитате на прочно установленных щитах. Содержание я не помню, но смысл довольно ясный
"Мы придем к победе коммунистического   труда  или придем к слиянию города с деревней"
Или еще куда то.. 
      Жемчужиной   парка, его первые создатели и посетители   считали- Детский Городок, выстроенный вдоль берегов речки Каменки. Там было все, что находили нужным, ушедшие хозяева жизни - прежде всего спорт и возможность им заниматься. Это был любимый гражданами СССР футбол с зеленным полем и вытоптанными границами у ворот;
  - модный в то время волейбол с доступным инвентарем из сетки, мяча, очерченной площадкой и, всегда находящейся группы молодежи обоего пола, готовой играть и кокетничать одновременно;
   Не мудреный гимнастический турник,   крепко закрепленный, служивший чаще всего для подтягивания и выяснения отношений- кто сильней;
    -спортивное бревно, использующееся больше для игр и баловства, чем для серьезных упражнений.        Вспоминается озорной поединок того времени, кто кого столкнет с бревна, или ударом руки, или, размахиеваемой, как молотом, подушкой.
   Отдельно выделялся культурно-художественный участок, с концертной площадкой из нескольких рядов. Имел он простейшие набор из скамеек в виде досок-перекладин на зарытых в землю столбах. Оканчивались они неожиданно перед сооружением очень похожим на эстраду, с деревянным задником, являвшимся укрытием для юных артистов перед выходом на сцену. Эта не мудреная эстрада располагалась  в самой глубине детского городка, меж тенью двух огромных дубов, подступающих к городку со всех сторон парка.
 Была    обязательная, для всех культурных мест,  читальня мест на двадцать,  игротека летняя и зимняя, и замечательное   местечко для малышей с  необыкновенными деревянными скульптурами.   
   Официальным центром   городка, куда призывали на сбор, всех пришедших пионеров- считалась круглая асфальтовая "площадь торжественных линеек". На ней в особых случаях, происходил подъем пионерского флага и  прием рапортов на одноместной трибуне.
      Детский городок парка, как памятник романтическому социализму, возник еще в 1932 году. В последствии рассказывали, что до и во время  войны детям, кто первым приходил на зимнее представление, выдавали простейшие новогодние подарки-  несколько кусочков печенья и две или три ледяных конфетки (подушечки).   И это было событие
  по круче, чем сегодняшняя покупка роликовых коньков.
  В морозные дни каникул, к новогодним праздникам, вырубались изо льда сказочные фигуры героев, которые сверкали среди пушистых сугробов аллеи, ведущей на центральную круглую площадку - каток.   
     По его  центру возвышалась лесная наряженная елка, со стеклянными гирляндами из разукрашенных электроламп,  огромных самодельных  хлопушек, звезд и бумажных лент. Рядом с этим десятиметровым чудом находился неприметный, занесенный снежными сугробами, одноэтажный дом с теплой раздевалкой, игровыми комнатами,  и уголком для взрослых. Все это окружала, застывшая от холода, лесная дубрава, которая была частью этой сказочной детской страны.
     Из послевоенного детства  запомнился, занесенный снегом большой деревянный слон из городка,  сотворенный с большим искусством и любовью. Высотой он был два-три метра ,с великолепным, упершимся в землю хоботом, ушами накрывшими голову и квадратным лазом через брюхо. Это была не обычное сооружение ,а единственная в своем роде, игровая скульптура. Были и другие скульптуры, но они стерлись в памяти.
    Приметой того времени были холодные зимы и, схваченные ледяной коркой, стоявшие  во дворах, рукотворные снежные горки. В детском городке парка ледяная горка создавалась солидно и с размахом.  К ее вершине вела винтовая лестница из ледяных ступенек,  пьедестал ската огораживался валиком из снега, в ее желобе умещалась «куча мала» из трех, а иногда и из пяти ребятишек. Проносились они вниз с криками, метров на пятьдесят, залетая в сугроб, теряя шапки, а иногда и валенки.
  В детском распоряжении еще  оставались заново-залитые по ночам катки. Приносимые с собой коньки, прикручивались стягивающимися веревками к валенкам , и катание происходило вокруг елки. Если надоедало круженье или  становилось тесновато,  переходили на дальний большой каток, пока не укатывались до изнеможения.

 Сейчас найти, то место , где когда-то шумела детская жизнь трудно. Единственным памятником того времени осталась короткая березовая аллея, ведущая к бывшему входу городка ,закрытому сегодня шлагбаумом
   В самом углу парка, со стороны Щелкановской улицы была ,хорошо оборудованная спортивная база, то ли завода КАЛИБР, то ли  всего бывшего Щербаковского района. Ограничений для записи в любой спортивный кружок не было, занятия в секции были открыты для всех без исключения.
  Оценка работы тренера происходила в первую очередь по количеству привлеченной ребятни, если хотите шпаны. Основное преимущество этой базы, были ее безграничная территория и открытость мест нетронутой лесной дубравы. Мяч со стадиона залетал в траву или кустарник, где его мальчишки с трудом отыскивали. Спорт секции были соответственные, прежде всего волейбол или футбол, было несколько волейбольных площадок, гимнастических, затем появилась баскетбольная площадка. Была всеми любимая городковая площадка, тогда это был признанный дворовый спорт. Спортинвентарь- мяч, городки получали под залог, естественно бесплатно и в любое время.
   Предметом гордости ,в окружающих дворах, была личная принадлежность к какой нибудь секции.Об этом знали и отмечали все мальчишки. Дело в том, что просто придти и записаться, проделывали многие. Но удержаться хотя бы на год, удавалось не всем. Строгие правила режима, изнурительные по сути тренировки отсеивали и выковывали характер будущих     спортсменов.   Их было легко вычислить по подтянутому виду, сдержанному поведению и отсутствию во дворах. Мне думается, что в это время, к ним приходило осознание цели и успеха. Хорошо, если  эта удача соответствовала в их дальнейшей жизни. К сожалению мы знаем ,что это не так. Особенно у молодых людей, решившись посвятить себя профессианальному спорту. Первые спортивные неудачи во взрослой жизни, сбивали ориентиры, человек оказывался у разбитого корыта. Приходилось искать себе место в другой
жизни и хорошо если это удавалось.
      Замечательным воспоминанием остались в памяти воскресные праздники спорта - все флаги к нам , заводские духовые оркестры, толпы болельщиков занимающие скамейки трибун, праздничный гул наполнявший всю округу. Мороженщицы с ледовыми холодильниками на тележках, привезенные бочки кваса и пива, пончиковые постовые при укутанных корзинах, белоснежные буфетчицы и над всем этим праздником тревога ожидающих боя спортивных  гладиаторов , их нервная перетяжка шнурков,  подшивка номеров, не скрываемое волнение и наставления тренеров, цехового начальства-все это было, хотя сейчас представляется с трудом.
   Время отняло у парка простых отдыхающих работяг и студентов -рабфаковцев с их бесцеремонной привычкой накрыть скатертью  праздничную полянку и под гитару или гармонь устроить веселую пляску или спеть удалую песню. Исчезли   стайки их детей, свободно бегающих по зеленной траве, где угодно и куда угодно, парочек , ожидающих на укромных лавочках вечерней темноты и зазывных  ритмов танцверанды.
 Пришло другое, но кто может все это сравнить - милые старики, цепляющиеся за прошлое,  или  молодежь, потерявшая  романтический интерес к этим укороченным аллеям и комичным танцевальным затеям стариков.
   Исчезли графские угодья и их романтические аллеи, дворцы превратились в музеи, утекли в потоке времени социалистические детские городки и бесплатные спортивные базы, торговые павильоны спешат заполнить собой оставшиеся свободные места и только дети, всегда удивленные и восторженные, оценят то что им досталось и до конца не исчезло в потоке быстроменяющийся жизни и ее хозяев.

P.S. Прошло два года, и вход с аллеей чудесно изменился,появились великолепные узорные ворота,почувствовался простор основной аллеи, ожидаются положительные
перемены у паркового пруда. Спасибо