Что мы знаем о малых вещах?

Эксклюзив
    
     ЧТО МЫ ЗНАЕМ О МАЛЫХ ВЕЩАХ?

     -------------------
     *) Изображение – “Малые вещи”, из интернета.

    
     Ещё в древней Греции мудрецы подтверждали: "Ничтожный человек не в состоянии оценить замечательную вещь, даже если держит её в своих руках". Ксенофан (580-495 гг. до н.э.)

     Высшие силы рядом с нами, только мы их не замечаем... О великих вещах помогают составить понятие малые вещи, пути намечая для их постижения. (Лукреций).

     Что такое вещь, бесспорно, все знают. Говоря об этом, казалось бы, самом простом феномене – “вещь”, известном нам ещё и как предмет, мы подразумеваем о конкретной материальной либо моральной ценности, которая заложена в ней. Логически это так. “Вещь” – самое распространённое явление в нашей жизни, лежащее в основе всей бытовой суматохи.
     А приходилось ли вам встречаться с понятием “малые вещи”, и что это значит?
     Пожалуй, это тема, которую предстоит обсудить. И мы вместе этим займёмся.
     Для начала необходимо разобраться, что же вкладывают в понятие “вещи” философы и ученые, т.е. мудрейшие из мудрых.
     Итак, что же являет собой вещь?
     Многие исследователи сходятся во мнении, что вещь – это предмет, наделенный личностными индивидуальными характеристиками своего творца, производителя. Философия со своим методологическим походом логически обосновывает дефиницию самого понятия “вещи”, в которой учтены характерные черты правильного представления о ней: “ВЕЩЬ – отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность “Вещи” задаётся её качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением собственных характеристик “Вещи” являются её свойства”. [1]
     Вещь есть результат процесса осваивания человеком окружающего мира, результат ненахождения того существенного, которое нужно человеку здесь и сейчас. Более того, вещь является ответом на потребность человека, только при удовлетворении необходимой потребности человека вещь подтверждает свою “вещность”, только удовлетворяя человека, она обретает свою истинную ценность. “Вещь есть необходимая самостоятельная сущность, полнота бытия которой раскрывается только в отношении с человеком и через него”. [2]
     Сами вещи Аристотель понимал как единичные чувственно-воспринимаемые, реальные предметы, существующие независимо от чего бы то ни было: богов, идеи и т.д. Он считал, вещь есть единица, и мир представляет собой множество отдельных вещей. А в философской поэме Лукреция (около 99 – 55 гг. до н. э.) “О природе вещей” (“De rerum natura”) встречается аналогичная мысль:
     <...> Но продолжаю я нить своего рассуждения снова.
     Всю, самое по себе, составляют природу две вещи:
     Это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство,
     Где пребывают они и где двигаться могут различно. [3]
     В современном обществе использование вещей не исчерпывается их простым практическим применением(какое имело место всегда и всюду) или даже их семиотическим применением как знаков отличия, богатства, престижа и т.д. Потребление – это интенсивный процесс выбора, организации и регулярного обновления бытовых вещей, в котором неизбежно участвует каждый член общества.
     Каждая конкретная вещь представляет собой только точку в том бесконечном мире, в котором мы живём. В качестве таковой она имеет свою единичную форму. Материя же, из которой состоят все вещи, представляет собой нечто всеобщее. Натуралистически-предметное бытие вещи представляет собой мир, созданный человеком для трудовой деятельности, для обустройства своей обыденной жизни, – дом, место работы, отдыха и духовной жизни.
     Очень важно отметить, что каждая эпоха и социальная группа накладывают отпечаток на все вещи, в них существующие и их создающие. Интерьер представляет собой сложное взаимоотношение вещей друг с другом, между ними – сложные взаимодействия.
     Повсюду в мире человек сталкивается с разными вещами, порою не осознавая того, что первая и самая главная вещь, которую ему предстояло и еще предстоит изучать на протяжении всей жизни, это его собственное тело со всеми его особенностями.
     Для поиска “малых вещей” вам не следует бросаться в бытовую суматоху, а желательно искать их в духовной сфере. Надо отметить, что понятие “малые вещи” своим рождением обязано древнегреческому философу Лукрецию. В философской поэме Лукреция “О природе вещей” (“De rerum natura”), мы читаем:
     Так о великих вещах помогают составить понятье
     Малые вещи, пути намечая для их постиженья [4]
     Психологические опросы подтвердят, что людям особенно милы вещи маленькие, миниатюрные или как-то уменьшенные. Кто-то восклицает по этому поводу: «Но почему миниатюрные вещи исполняют нас какой-то особой радостью и блаженством?» – не знаю, не пойму как следует; может, это пережиток детства, когда все маленькое мы считали детским и своим. Маленькое содержит в себе что-то игриво-интимное и пробуждает в нас неукротимую нежность, а большое, мощное принадлежит к области серьезного и даже несколько пугающего. Человек питает нежность к малым вещам потому, что только по отношению к ним он может позволить себе эту нежность. Большие вещи – это вроде бы вещи без юмора; если бы слоны резвились, как котята, я думаю, это исполнило бы нас ужаса.
     Существует мнение, и не без основания, что вещи играют регулятивную роль в повседневной жизни человека. Они разряжают немало неврозов, поглощают немало напряжения и энергии скорби; именно это придает им "душу", именно это делает их "своими", но это же и превращает их в декорацию живучей мифологии - идеальную декорацию невротического равновесия.
     Завершая краткий обзор, хотелось бы отметить следующее.
     Рассуждая на затронутую тему, невольно задаёшься вопросом: что делать нам с вещью? Каждый человек – "гений бытия". [5] Эти слова означают, прежде всего, невероятную проявленность в нем и через него бытия. Но и малая вещь, пусть в отдалении своем, пусть в ничтожестве, взывает к нам. Все пребывающее в мире равно самим существованьем, но есть иерархия, заключающаяся в проявленности индивидуального бытия. Чтобы заметить это, надо начать с самых малых, мельчайших вещей. Обнаружить здесь едва уловимую, излучаемую сквозь эту щелку мира, бытийственную отдельность вещи и сомкнуть с бытием неисчезающим человека. Может быть, человек осуществляет предназначенное ему, склоняясь к незаметным, ибо перебирая песчинки бытия, мы подтверждаем себя у каждого места мира. Но мы не милость оказываем: спускаясь к малым предметам, мы восходим, мы ведем от груди световую границу, запыленную вещами, которая ищет смыкания с границей мира. То, что нам кажется незначительным, ничтожным, может быть на самом деле великим или, правильнее сказать, страшным для нас, если мы им пренебрежем, – от этого зависит наше спасение или наша погибель.

     ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
     --------------------------------------------
     [1]. dic.academic.ru›Вещь Перевод.
     [2]. Быстрова Т.Ю., Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001; с. 52.
     [3]. КНИГА 1. Отрывки воспроизводятся по изданию: Лукреций. О природе вещей, Т. 1. М., 1945.
     [4]. Лукреций. О природе вещей. Т. 2. Л., 1947, с. 24.
     [5]. См.: Владимир АРИСТОВ. О ПОЭТИКЕ МАЛЫХ ВЕЩЕЙ В "ЛИРИЧЕСКОМ" МУЗЕЕ, Эссе – Митин журнал Самиздат. Вып. 44 (январь – февраль 1992). С.56 – 65.
     +
     Хотелось бы выразить огромную благодарность всем посетителям моей страницы. Автор в большом долгу перед теми читателями, кто не остался равнодушным к его позиции.
     EXCLUSIF