Вежливость Из цикла Поучительные рассказы

Евгения Хочинская
               

    Когда мама куда-нибудь идёт, она часто берёт меня с собой. Я думаю, она боится, что во время её отсутствия я буду сидеть за компьютером и играть в компьютерные игры.
Она так и говорит: „ Чем в свои стрелялки играть, лучше пройдись со мной по свежему воздуху.
    На этот раз мы шли к её подруге – тёте Оле. Тётя Оля очень весёлая, и ещё у неё есть замечательный пёс Черныш, с которым  я люблю играть.
    Когда мы вышли из подъезда, то увидели нашу соседку Веру Степановну.
 - Привет! – сказал я Вере Степановне.
 -Здравствуй, Леша,- ответила Вера Степановна - Гуляешь?
 -Да вот, решил с мамой прошвырнуться,- ответил я.
   Мама с Верой Степановной стали говорить про горячую воду, про то, что двери в подъезде не закрываются и ещё про какие-то домашние дела. Мне стало неинтересно, и я отошёл в сторону и стал пинать ногой камешек.
   Мама попрощалась с Верой Степановной, подошла ко мне и сказала:
  -Какой же ты невежливый, Леша! Разве можно взрослым, а тем более пожилым людям, говорить: «Привет!»? Так здороваются только сверстники. А что это за слово «Прошвырнуться!». Ты что, не мог другого слова подобрать?
  -А чем это плохое?
  -Не плохое, но есть лучшие. И отходить некрасиво, раз уж мы вдвоём.
  Не успели мы с мамой пройти несколько шагов, как я увидел, что нам навстречу идет Григорий Иванович, папин сосед по гаражу. Я уже знал, что говорить «Привет!» нельзя, поэтому я сказал:
 -Здравствуйте, Григорий Иванович,- и протягиваю ему руку.
 -Здравствуй, здравствуй, Леша. – Григорий Иванович пожал мою протянутую руку, а маме он просто улыбнулся и поклонился.
  Я увидел, что мама опять была чем-то недовольна. Когда мы распрощались с Григорием Ивановичем, мама сказала:
-Кто тебя учил старшим руку протягивать? Руку всегда первым подаёт старший по возрасту или женщина, если захочет. А ты мало того, что руку протянул первым, так ещё и трясти её стал! Это очень не вежливо. 
  -Ну, вот. То «привет!» не говори, то руку не протягивай! Не  знаешь, что и делать!
  К тёте Оле надо было ехать на автобусе. Когда подошел автобус, мы вошли, и я сразу увидел свободное место у окна и быстренько  на него уселся. Я очень люблю смотреть в окно, кажется, что не ты едешь, а дома бегут навстречу тебе. Мама села рядом со мной, но на следующей остановке в автобус вошёл дедушка с палочкой, и мама сразу уступила ему место.
  Ехали мы недолго, а когда вышли из автобуса, мама сказала:
-И не стыдно тебе? Вошёл инвалид, а ты даже не подумал уступить ему место. Пришлось мне вставать. А ведь ты уже большой, мог бы догадаться.
 - Что же я должен всё время по сторонам смотреть?- сказал я. Мало ли людей входит и выходит?
  -А как же!- возмутилась мама. Автобус – общественное место, и все должны вести себя так, чтобы всем было удобно. Особенно внимательно надо относиться к маленьким детям и инвалидам. Ведь они самые беззащитные.
 Мама мне за дорогу  столько замечаний сделала, что я уже и к тёте Оле расхотел идти.  «Опять что-нибудь не так сделаю»,- подумал я.
 Тётя Оля встретила нас радостно и с порога сказала:
 - Вот, вовремя вы пришли, я как раз торт испекла. Сейчас будем чай пить.
Она усадила нас за стол, а торт поставила посередине. Я взял руками кусочек торта, но он оказался таким мягким, что развалился прямо у меня  в руках. Кусочки упали на ковёр и мне на брюки. Мама строго посмотрела на меня и сказала:
-А ложка зачем? А тарелка?
Тётя Оля стала маму уговаривать:
-Ничего-ничего, с кем не бывает.?
Хорошо ещё, что меня выручил Черныш. Он подошёл, слизал все кусочки с ковра, и. кажется, был очень доволен. Настроение у меня  испортилось ещё больше. Я взял Черныша и пошёл с ним играть во двор. Мама с тётей Олей еще долго сидели и разговаривали.
 Когда мы шли домой, мама сказала:
 - Да, рано тебя ещё в люди выводить, вести себя совсем не умеешь.
 -Я не хуже других, - буркнул я.
 - А надо быть не хуже, а лучше. Ведь по тому, как ты себя ведёшь, люди судят  и о нас тоже. Если ребёнок плохо себя ведёт, значит, родители плохо его воспитывают.
 - И где я все эти премудрости узнаю? Так много всего понапридумывали, что всего и не запомнишь,- огрызнулся я.
-Для этого книжки специальные есть, где всё написано. Да и за окружающими тебя людьми наблюдать надо. Но ничего, не расстраивайся, ты ещё маленький, будешь расти, много чего узнаешь.
 -Не маленький я. Сама говорила, что я должен другим место уступать.
Но про себя я подумал, что надо будет эти книжки прочитать, а то неудобно как-то.