Навстречу

Игорь Мосунов
               

                Посвящается Яну Бжехве
                и Стивену Кингу


     В последнее время пан Клякса был сильно озабочен. После обеда он куда-то уходил, не говоря ни слова своим ученикам. Возвращался всегда задумчивый и рассеянный, путал их имена, а, однажды, приготовил на ужин торт из копченой рыбы. Ученики понимали, что происходит что-то нехорошее, непривычное, но не решались заговорить с профессором первыми. И тогда первым заговорил пан Клякса.
     Как-то после ужина в спальню к мальчикам влетел Матеуш и сообщил, что профессор зовет к себе Адама, Артура и Альберта. Трое учеников поспешили в кабинет пана Кляксы. Профессор был взволнован, но в его глазах читалась твердая решимость. Он велел своим подопечным сесть на диван, сам расположился в кресле и начал разговор:
- Я позвал вас троих потому, что вы - мои лучшие ученики, и вместе нам предстоит решить нелегкую задачу.
- Мы отправляемся в путешествие? – осторожно спросил Альберт.
- И да, и нет, - ответил профессор, - мы отправляемся в сказку.
- Что же здесь особенного? – выразил недоумение Артур, - мы ведь не раз бывали в сказках.
- Я не совсем точно выразился, - голос профессора сделался тише и он продолжил, - это не  сказка, это взрослый роман.
- Взрослый роман? - удивился Адам, - но что мы будем делать во взрослом романе? И кто нас там ждет?
Профессор встал и зашагал по кабинету. «Ты прав, Адам, нас там никто не ждет. И все-таки мы туда отправимся. Я чувствую, что нужно вмешаться, не то станет совсем худо. А сейчас возвращайтесь в спальню, соберите все необходимое в дорогу и ложитесь спать. Выходим завтра на рассвете». Ученики встали, пожелали учителю спокойной ночи и вышли из кабинета. Последним выходил Адам. Профессор поманил его пальцем и прошептал что-то на ушко. Адам кивнул и побежал догонять остальных.
     Спальня гудела, как пчелиный улей. Все гадали в какой же роман собирается отправиться профессор и зачем вообще понадобилось идти в какой-то роман да еще и вмешиваться в ход событий. Внезапно шум смолк. На пороге стоял пан Клякса с Матеушем на плече. «Во всем слушайтесь Матеуша и не пропускайте занятий, - тихим голосом обратился к ученикам профессор, - я надеюся, что мы скоро вернемся. Пожелайте нам удачи». «Удачи!» - крикнули ученики. «А теперь спать», - улыбнулся пан Клякса, выключил свет и вышел.
     Адам, Артур и Альберт проснулись, когда все остальные еще спали. Их осторожно разбудил Матеуш. Ученики быстро собрались, умылись, надели рюкзаки, сложенные накануне, и поспешили к выходу. Профессор уже ждал их на крыльце. Он тоже был с рюкзаком. «Доброе утро, - поздоровался он, - а теперь идите за мной». Пан Клякса повел их в парк к каменной стене, где находились железные двери, ведущие в сказки. Ученики не были здесь уже две недели. Стена потрескалась и потемнела. Профессор остановился, обернулся и заговорил таинственным голосом: «Недавно в этой стене появилась новая дверь. Я каждый день прихожу сюда и наблюдаю за ней. Дверь увеличивается. Она и ведет в тот самый роман, в который мы отправимся. Если мы не вмешаемся, то в один прекрасный день эта дверь займет всю стену и вытеснит все сказки». «Профессор, объясните, что это за роман? О чем он?» - попросил Артур. Пан Клякса потрепал его по голове и ответил: «Это роман о безумии, мальчики. Мы с вами должны остановить безумие». Затем он обратился к Адаму: «Ты не забыл взять то, о чем я просил тебя вчера?» «Не беспокойтесь, пан профессор, не забыл», - Адам похлопал по своему  рюкзаку. «Хорошо, тогда пошли». Пан Клякса повел учеников в дальний конец каменной стены и остановился возле большой черной двери. Надпись на двери гласила:

СТИВЕН  КИНГ  «ТЕМНАЯ  БАШНЯ»

Профессор достал из кармана серебряный ключ, открывающий любые двери, повернул его и открыл тяжелую дверь. Из-за двери на путешественников пахнуло жарой. Перед ними расстилалась пустыня.

«Человек в черном пытался укрыться в пустыне, а стрелок преследовал его»*.
 
     Пан Клякса и ученики ступили на твердый сланец и зашагали вглубь пустыни. День только начинался и солнце было еще не высоко. «Нам далеко идти?» - спросил Альберт.
«Мы должны найти заброшенную хижину. Там мы сможем укрыться от жары, - ответил пан Клякса и продолжил, - далеко заходить мы не можем: здесь очень опасно. Найдем хижину и будем их ждать». «Их?» - Адам вопросительно посмотрел на профессора. «Да, их. Я имею ввиду человека в черном и стрелка. Я должен с ними побеседовать». «Они живут в этой пустыне? Что они здесь делают?» «Нет, мальчики, они путешествуют по разным мирам, иногда их пути сходятся, иногда расходятся на долгое время. Но, в ближайшие дни они должны пройти здесь - мимо хижины. Там мы и будем их ждать. И старайтесь поменьше болтать в их присутствии, а лучше вообще молчите». 
     Спутники увидели хижину ближе к обеду и поспешили к ней. Рядом была конюшня, вернее то, что от нее осталось. Они зашли в хижину и уселись на солому. Солнце поднималось все выше и все уже изрядно устали. Подкрепившись, путешественники уснули и не заметили, как наступил вечер. Их разбудил мягкий вкрадчивый голос: «Кто вы такие и что вам здесь нужно?» Это был человек в черном. Он стоял на пороге, одетый в сутану. Капюшон был надет на голову, его глаза светились в темноте белым светом. Профессор и ученики поднялись и поклонились. «Я профессор пан Клякса, а это – мои ученики: Адам, Альберт и Артур. Мы путешествуем», - представился пан Клякса. «Нехорошее вы выбрали место для путешествия», - недовольно проворчал человек в черном. «Да мы и сами не рады, что зашли сюда, - вздохнул пан Клякса, - переночуем и утром же уберемся прочь». «Сэр, разделите с нами трапезу», - пригласил гостя Адам. «Да-да, мы вас очень просим, - приятным голосом поддержал Адама профессор, - у нас есть жареное мясо, вино, сыр, овощи, сладкие булочки». Человек в черном недоверчиво посмотрел на гостеприимных путешественников, снял капюшон с головы и промолвил: «Что ж, будь по-вашему, да и с дороги надо отдохнуть, притомился я малость». «Вот и хорошо», - кивнул профессор, и мальчики стали раскладывать продукты на скатерть, постеленную прямо на соломе.
     Когда «стол» был накрыт, пан Клякса налил по кружке вина себе и гостю, ученикам - лимонад, потом легонько толкнул плечом человека в черном и спросил: «За что выпьем?»
«За удачу!» - оскалился тот и засмеялся. Выпили, закусили мясом и  овощами. «Кто вы и куда путь держите?» - начал беседу профессор. «Я – человек в черном, иду по важному делу». Тут он наклонился к пану Кляксе и зашептал ему на ухо: «Заманиваю в ловушку стрелка, будь он неладен». «Выходит, вы здесь важная персона?» «А то!» Человек в черном выпил вторую кружку вина, отведал сыра и продолжил: «Я все здесь знаю, каждый кустик, каждую травинку». Он опять наклонился к уху профессора и зашептал: «Я даже знаю, где находится Темная Башня. Только я никому не скажу». После этих слов он злобно захихикал, подцепил ножом большой кусок жареного мяса, отправил его в рот и принялся с удовольствием жевать. «А стрелок? - спросил профессор, - что если он заставит тебя рассказать о Темной Башне?» «Да ни в жисть! Я его вокруг пальца обведу. Этот стрелок – простофиля. А ежели чего, то можно и бес-траву применить». Гость стал серьезным и снова зашептал: «Зажигаешь бес-траву, а в ее пламени демоны пляшут. Посмотрел на них, и считай - проиграл! Твоя душа у меня в кармане». Человек в черном откинулся на стену хижины, вытер тыльной стороной ладони жирный рот и зевнул. «Ловко», - пан Клякса притворился удивленным. Он еще о чем-то хотел спросить у гостя, но тот надвинул капюшон на глаза и захрапел. Профессор с учениками убрали еду и тоже улеглись спать.   
     Когда они проснулись, человек в черном уже отбыл. Путешественники вышли в пустыню, побродили вокруг, и, не найдя ничего интересного, вернулись в хижину, где  хоть и стоял сырой воздух, но все же была спасительная прохлада. А на улице начиналась страшная жара.
     Стрелок изнемогал от жары, но не подавал вида. Держался он прямо и уверенно, шел,  постоянно всматриваясь вдаль. На бедрах в такт шагам покачивались револьверы. «Он где-то рядом, - думал стрелок, - где-то совсем рядом». Увидев хижину, стрелок ускорил шаг. «Пожалуй, передохну», - подумал он. Незаметно вошел, незаметно сел возле спутников и закурил. Пан Клякса, заметив его, вздрогнул. «Вы – стрелок?» «Он самый, - нехотя ответил тот и тоже спросил: - когда он ушел?» «Либо ночью, либо на рассвете, - предположил профессор, - мы спали. Проснулись, а его уже нет». Стрелок расслабился, вытянул ноги и прислонился к стене. Пан Клякса встал и представился: «Я – профессор пан Клякса, а это – мои ученики: Адам, Артур и Альберт. Мы путешествуем». Стрелок приподнял шляпу со словами: «Роланд Дискейн, последний из ордена стрелков». «А мы как раз собирались пообедать», - засуетился пан Клякса. «Обедайте без меня, - объявил стрелок, - я немного отдохну и в путь. Человек в черном совсем близко, я это чувствую». «Куда вам спешить? - стал уговаривать его профессор, - солнце еще высоко, а человек в черном никуда не денется. Далеко ему не уйти. Вы его в два счета настигните». «И то правда, - согласился стрелок, - от меня не уйдешь». Мальчики стали раскладывать еду на скатерти, а пан Клякса разливал напитки. Налил две кружки вина и одну протянул Роланду. «За Темную Башню!» - произнес тост стрелок и залпом выпил вино. Потом неторопливо взял кусок мяса, положил в рот и стал медленно пережевывать, наслаждаясь его вкусом. «Так значит вы ищете Темную Башню?» - спросил профессор. «Да! - уверенно ответил стрелок, - и я найду ее! Тогда все встанет на свои места». «А что потом? - осторожно продолжал пан Клякса, - что станешь делать потом?» «Еще не знаю, - неопределенно ответил Роланд, - устроюсь куда-нибудь на работу, женюсь, детишек заведу». «Хорошее дело, - закивал профессор, - а то давай к нам в академию, пристроим тебя кем-нибудь. У нас весело и интересно». Стрелок усмехнулся: «Сначала я должен отыскать Темную Башню. Такова моя цель, таково мое предназначение». «Так, так… - размышлял профессор, - а человек в черном? Не боишься его?» «А это видал? - Роланд выхватил револьверы и прицелился в воображаемую цель, - стреляю без промаха. И ведь какой негодяй этот человек в черном! Он может сказать вам, что пойдет направо, а сам отправится налево». «Ай-яй-яй», - возмутился пан Клякса. Ученики покачали головами. «Да! – продолжал стрелок, - но ничего, я его все равно поймаю и он мне все расскажет». «А ну как Темной Башни вовсе не существует?» - ляпнул Альберт. Профессор с укоризной посмотрел на него. Роланд легонько надвинул Альберту шляпу на глаза и задумчиво произнес: «Нет, малыш, существует. Предание гласит».
     Наступил вечер, стемнело. Стрелок попрощался с путешественниками, принял от них еду и питье в дорогу и зашагал по следу человека в черном. Он шел прямо и уверенно, постоянно всматриваясь вдаль. На бедрах в такт шагам покачивались револьверы.
     «Вот так они и ходят друг за другом, - пояснил пан Клякса ученикам, - тлен это все и мишура». «А чем заканчивается этот роман?» - спросил Адам. «В том то и дело, что ничем, - ответил профессор, - книга завершается первой строчкой и все опять идет по кругу. Поэтому мы здесь. Мы должны закончить этот роман, закончить раз и навсегда». «Но почему дверь в стене увеличивается?» «Она увеличивается, мальчики, потому что этот роман находит все больше почитателей. Люди увлечены алогичными поступками, неоправданной жестокостью, мистикой. Они перестали читать сказки, верить в доброе и светлое. Пришло время, когда людям необходимо помочь. Этот наш долг. А сейчас берите одеяло, кружки и идем на улицу. Адам, а ты захвати то, что я тебе велел взять в академии». Адам достал из рюкзака бутылку какой-то жидкости и поспешил вслед за остальными на улицу. Стояла теплая ночь, в небе были видны тусклые звезды. «Расстелите одеяло, садитесь в кружок и возьмите по кружке», - скомандовал пан Клякса. Когда все уселись на одеяло, профессор открыл таинственную бутылку и стал наливать всем по полной. Альберт попробовал языком и скривился: «Это что, алкоголь?» Адам и Артур тоже стали пробовать жидкость на язык. «Да, мальчики, это алкоголь. Абрикотин. Волшебный напиток. Я против того, чтобы детям давали спиртные напитки, но сегодня можно. Необходимо освободить сознание». Профессор подал знак и все выпили. Пан Клякса посидел, подумал, прислушался к своему разуму. «Мало, - решил он, - надо выпить еще». Выпили еще по кружке. «Теперь в самый раз. Возьмитесь за руки, друзья мои, и думайте только о хорошем. Мы должны помочь людям, должны закончить этот бестолковый роман. Думайте о хорошем…».
     Профессор и ученики взялись за руки и образовали магический круг. Единое целое. Их тела ощутили воздушную легкость, а мысли свободно перетекали от одного к другому, усиливаясь и нарастая… Вот Адам отдает бездомной собаке свой завтрак, гладит ее, а собака заглядывает ему в глаза… Альберт купается в море, внезапно его накрывает волной, он захлебывается и тонет. Но чья-то сильная рука хватает его и вырывает из морских объятий. Он на берегу, он спасен… Тихая улица. Артур еще совсем ребенок. Он  играет с мячом у края тротуара. Мяч катится на проезжую часть, Артур бежит за ним. Из-за поворота неожиданно выезжает машина. Визг тормозов, крики. В последний момент водитель сворачивает в сторону, врезается в дерево и разбивается насмерть, чтобы не убить ребенка. «Разве смерть – это хорошо?» - мысленно спрашивает Артур. «Иногда да, - отвечает профессор, - этот человек поступил очень мужественно, он пожертвовал собой ради твоей жизни. И ты не зря об этом вспомнил… Пан Клякса вспоминает свою первую любовь, цветы, признания, окрыленность, ощущение того, что ты можешь все…Постепенно образы расплываются... Луч солнца…Букашка ползет по руке, а ты смотришь на нее и улыбаешься… Первый крик новорожденного…Облака в небе…Теплый дождь…Голос матери…Смех…Рождество, елка, подарки…Светлые сны…Звезды…
     Высоко в небе вспыхнула звезда. Она начала двигаться с востока на запад.
     Роланд вдруг почувствовал непреодолимую грусть. Он остановился и простоял на одном месте несколько минут. В его сердце происходило какое-то неясное движение.
     Человек в черном снял капюшон, посмотрел на звезды и замедлил шаг. Одна звезда двигалась. Он глядел на нее как зачарованный. Затем не спеша обернулся и посмотрел в то место, где находился стрелок. Их разделяло несколько десятков миль, но человек в черном увидел его. Увидел сердцем. Нерешительно сделал шаг, потом другой, третий. Впервые они пошли навстречу друг другу.
     Звезда наконец остановилась и вспыхнула с новой силой. Это была Вифлеемская звезда. Где-то в пустыне заплакал младенец. Стрелок и человек в черном поспешили на плач.
     «Пожалуй, не стоило мне мешать вино с абрикотином», - сказал пан Клякса в дверях с надписью «Стивен Кинг. Темная башня». Ученики пожали плечами.
     На следующий день профессор по обыкновению прогуливался после обеда в парке. Первым делом он решил взглянуть на каменную стену, в которой располагались двери в сказки. Дойдя до конца стены, пан Клякса удовлетворенно вздохнул. Дверь в роман исчезла, а на ее месте вился молодой зеленый плющ.


* строка из романа С.Кинга «Стрелок»