День благодарения

Ник Никин 2
Странный сон

Работаю летом на море спасателем. Работа тяжёлая, опасная, вредная и даже мучительная. И я не об утопленниках веду речь. Тут всё в порядке. Сейчас хорошо стало, не то, что в советские времена. Тогда народ летом на море валил валом, любой желающий мог себе позволить поехать в отпуск на море покупаться. Естественно, безобразничали, купались пьяные, тонули. Сейчас дело другое – приехать могут только богатые, а они свою жизнь ценят.
Опасность для спасателя на пляже представляют собой девушки.  Я бы тех негодяев, которые для них купальники придумывают, сам топил бы без малейшего сожаления. Вот идёт красавица – спереди тремя крошечными треугольничками прикрыта, сзади и вовсе ничем, какие-то ниточки на теле. И все выдающиеся части её фигуры так привлекательно колышутся, что в голове моментально образуется какой-то приятный туман, а каждый глаз начинает вращаться по своей самостоятельной орбите, чтобы ничего интересного не упустить.
Я, конечно, вида не подаю, волнения не выказываю, только ладони на плавках держу, чтобы никто не догадался, что спасателя сейчас самого спасать надо, и совсем ему не до того, что на море происходит. Это ведь совершенно те муки, которые мусульмане для своих самых отъявленных грешников придумали. И вот в тот момент, когда у меня руки заняты, начало у меня ухо чесаться. Подёргал я головой – без толку, только ещё хуже. И вдруг чувствую – кто-то мне в ухо пальцем лезет и почёсывает. Оглядываюсь – мужчина нелепого вида, с длинными седыми волосами и седой бородкой клинышком, на голове цилиндр, разукрашенный звёздами и полосами, во фраке и полосатых штанах. "Ты чё,-говорю, -мужик, одурел, что ли? Какого ты мне пальцем в ухе ковыряешь?" А тот улыбается, ну прямо как на плакате с рекламой зубной пасты, и говорит: "Так у тебя же в ухе свербит, а я людям помогать люблю". "А с чего это ты решил, что у меня ухо чешется, и кто ты вообще такой?" А мужик опять улыбается, зубы идеальные демонстрирует и отвечает: "Я всё знаю, для этого у меня ЦРУ есть, а ты что, до сих пор не догадался, кто я такой?" Одолеваемый нехорошим подозрением, отступил я на шаг, оглядел ещё раз странного типа с головы до ног, и ахнул: "Да это же дядя Сэм! Он же, наверное, знает, что я вчера двенадцать бутылок, на пляже подобранных, буфетчику сдал, а выручку в книгу учёта доходов не записал, чтобы налогов не платить! Заложит!" Начал я вертеться, чтобы первым его пограничникам сдать, и тут проснулся.
"Господи, - думаю, ну девушки снятся, - это понятно, а дядя Сэм тут при чём? Уж не стала ли у меня ориентация с пути истинного сбиваться?" Вскочил с лежака и начал газету просматривать. Ну так и есть! На первой странице США к нам наблюдателей на выборы посылает и санкциями грозит, на второй американский корабль в Севастополе ошвартовался, на третьей американцы кого-то бомбят в интересах демократии, на четвёртой посредством эмбарго для Билла Гейтса денежки выколачивают. Начитался, я значит, вечером про дядю Сэма, вот и явился он мне посредине интересного сна о загорелых девушках.
Ну, делать нечего, всё равно не сплю, вот и начал я думать, с чего это американцы такие беспокойные, и до всего им дело есть? И чего они такие на расправу скорые?

Весёлый праздник
 
Это ж просто счастье, что у нас есть такой мудрец, у которого можно найти совет на любую тему. Козьма Прутков наш незабвенный, прямо для меня и сказал: "отыщи всему начало, и ты многое поймешь". Для начала, решил я, надо узнать, чему американцы радуются, то есть, какие у них праздники? По календарю ближайший праздник у американцев – День благодарения (Thankgivings Day), отмечается неизменно в последний четверг ноября в течение вот уже 383 лет. По значению является третьим праздником после Рождества и Пасхи. В этот день американские хозяйки готовят много еды и непременно должно быть традиционное блюдо – жареный индюк. Этот день надо провести с семьей, даже если живешь в другом штате. Возникновение этого праздника американцы связывают со своими первыми колонистами, прибывшими в Америку в декабре 1620 года на корабле "Мэйфлауэр" (Mayflower). Обосновались они в местечке, которое назвали Нью-Плимут. Позднее оно стало известно как нью-плимутская колония. Зима была суровой и жестокой, из 102 поселенцев выжило всего 56. Выжившие на следующий год и установили праздник, который назвали Днём благодарения. Официальная информация об этом празднике довольно скупа, но меня заинтересовала в ней одна не слишком внятная фраза: "К сожалению, история богата жестокими парадоксами, один из которых с горечью констатировал знаменитый американский писатель Вашингтон Ирвинг: “поступь цивилизации оставляла за собой следы, пропитанные кровью аборигенов”".
Начал я тогда расследование, в результате которого и выяснил, почему же американцы так мало знают об одном из самых популярных своих праздников.

Появление настоящих американцев

Колонисты с "Мэйфлуэра" были религиозными диссидентами – протестантами и прибыли они на землю, на которой раньше жили индейцы. Но за несколько лет до того они все поголовно вымерли от болезней, занесенных белыми. Корь и оспа выкосили несколько многочисленных племён без остатка. Пилигримам достались их обработанные поля.  Сначала поселенцы начали сажать привычные для них злаки, но вскоре обнаружили, что посевы пшеницы и ячменя не дадут ожидаемого результата. Возможно, первые поселенцы не смогли бы выжить, но им на помощь пришли индейцы. Да-да, те самые индейцы, которые в американских вестернах всегда предстают такими злобными, коварными и кровожадными. Это было случайно уцелевшее от мора племя вампаноагов (Wampanoag). Они заключили обоюдный мир с поселенцами, поклялись помогать друг другу. Индейцы добросовестно выполняли условия договора. Они дали колонистам в пищу и для возделывания кукурузу, научили особенностям выращивания кукурузы в условиях холмистой местности, используя рыбу в качестве удобрения, способам лова диких индюшек, научили выращивать табак, бобы и тыквы, отличать съедобные растения от ядовитых, показали родники с питьевой водой, охотничьи тропы и рыбные места.

Индеец-добряк

Особенно интересна история одного из индейцев по имени Скуанто (Squanto) - индеец племени Патсуикет (Patuxet) был насильно белыми увезен в Англию. В 1614 г. вернулся в Америку, но через некоторое время был вновь похищен завоевателями с другими индейцами и отправлен в Испанию. В Испании его вначале пытались продать в рабство, а затем обратить в христианство. В конце концов в 1619 г. он вернулся в родные места на юге современной Новой Англии. Там он обнаружил, что все его племя вымерло  в результате инфекции, занесенной первыми завоевателями. Тем не менее, он стал не просто другом и переводчиком колонистов, но их ангелом–хранителем.
Чем-то мне его поведение напоминает поступки представителей другого племени – русских. Их тоже бьют все, кому не лень, отнимают у них земли, на которых потом их же объявляют оккупантами, уводят в рабство,  запрещают говорить на родном языке, оскорбляют не только большие, но и маленькие народы, а они всё рвутся кому-то помогать. Добавлю ещё, что добрый человек Скуанто умер в 1622 году, заразившись занесенной его новыми друзьями инфекцией.

Праздник урожая

Благодаря помощи индейцев урожай в октябре был очень обильным, и поселенцы смогли запастись достаточным количеством пропитания на всю зиму. У них было вдоволь кукурузы, фруктов и овощей, вяленой рыбы и копченого мяса. Переполненные чувством благодарности к богу пилигримы решили провести трёхдневный праздник в честь урожая. Пришёл и вождь племени вампаноаг Массасойт (Massasoit), а с ним 90 воинов – они принесли с собой для празднества пять оленей. С этого события и началась традиция празднования Дня благодарения в Америке. Такой благостной картинкой и заканчивается официальное описание истории возникновения популярного праздника.
Но о каких же пропитанных кровью следах говорил Ирвинг?

Кровавая благодарность

Да, у этой истории было продолжение, и совсем не такое пасторальное, как начало. Не зря официальная американская история о нём глухо молчит. В 1622 году из Лейдена и из Англии прибыло ещё больше пилигримов. Позднее причалили корабли, на борту которых были единоверцы первых колонистов из разных европейских стран. В 1630 году к ним присоединились их единоверцы из Лейдена, в результате чего общее число поселенцев достигло 300 человек. Разросшаяся колония ещё через несколько лет объединилась со значительно большей колонией – Массачусетс Бей, которая находилась несколько севернее.
Переселенцы бежали в Новый Свет, чтобы найти спасение от религиозного преследования. Кажется, уж они-то должны были терпимо относиться к людям, исповедующим отличающуюся религию. Но пуритане были религиозными фанатиками. Кроме того, как и все европейцы, они других людей, то есть в данном случае индейцев, считали представителями низшей расы и дикарями. Соответственно, к людям, которые ещё недавно оказали им столько дружеских услуг и просто спасли их от голодной смерти, пилигримы стали относиться с крайним высокомерием и всячески помыкать ими. Пуритане начали третировать своих союзников, отнимать у них земли и охотничьи угодья. Естественно, индейцы напомнили колонистам о данном ими слове не причинять друг другу зла. Но пуритане верили, что сам бог предначертал им властвовать на новой земле. Конечно, отношения обострились и перешли в открытую вражду.
Предки нынешних американцев вскоре объединились с ещё тремя колониями и развязали жестокую войну с сыном умершего к тому времени Массасойта. В результате неравной борьбы три тысячи членов племени вампаноагов – мужчины, женщины и дети,- были истреблены, а сотни уцелевших индейцев были проданы столь истово веровавшими в Христово учение пуританами в рабство. Племя вампаноагов было полностью уничтожено. Такова была благодарность отцов-основателей нынешней Америки спасшим их индейцам.

Геноцид индейцев

Но на этом отцы-основатели Соединённых Штатов Америки не остановились. Они развязали войну для полного уничтожения коренных жителей Америки. Для убийства индейцев применялись различные методы, но предпочтение отдавалось массовым и быстрым. Использовалось одеяла с бациллами чумы, подбрасывавшиеся индейцам. Поскольку бизоны были очень важны для пропитания индейцев, колонисты загоняли стада этих животных, количеством до 20 тыс. голов в каньоны. Бизоны падали туда и разбивались насмерть. Индейцы, лишенные пищи, массово начали вымирать. Немалую роль и войны на истребление. Для геноцида коренных жителей Америки предки нынешних борцов за демократию применяли зачастую ту же тактику, что и их потомки. Они стравливали индейские племена, и таким образом уничтожали их. Очень действенным способом истребления индейцев было и остаётся спаивание. Европейские переселенцы приучали индейцев к виски, в результате чего они утрачивали волю к сопротивлению. За "огненную воду" индейцы подписывали документы на передачу огромных территорий колонизаторам. В частности, остров Манхеттен, вокруг которого был построен нынешний Нью-Йорк, был куплен за побрякушки общей ценой 17 долларов.
Сколько всего было уничтожено индейцев, установить сейчас, конечно, трудно. Но этнографы оценивают их численность на момент открытия Америки в 80-120 миллионов человек. В результате геноцида на территории Северной Америки их осталось всего несколько сотен тысяч человек. Живут они в резервациях на неплодородных землях. Фотография иллюстрирует условия жизни в резервации племени навахо. Это каменистая безводная пустыня, в которой невозможно вырастить никакой урожай. Навахо выживают за счёт разведения овец и производства сувениров. Живут они в покрытых землёй хижинах.
В 70-годах 20-го века состоялось последнее восстание индейцев. Вождь Леонард Пэлтиер в посёлке Вундед-Ни потребовал соблюдения прав индейцев. Методы подавления были применены те же, что ранее. Непокорных перестреляли, а Пэлтиера приговорили к пожизненному заключению. Этот политический узник находится в тюрьме до сих пор.
Из печальной истории коренных жителей Америки видно, почему к американцам так плохо относятся жители других стран. Ведь потомки истребивших коренное население пилигримов также считают, что сам бог предначертал им повелевать миром, вот и не гнушаются никакими средствами.

Достойны своих предков

Поэтому и обращаются они с теми, кто не согласен с божественностью их прав, как их предки с индейцами. Не знаю, стоит ли удивляться тому, что находятся в некоторых странах руководители, которые также, как и в своё время иные индейские вожди в Америке, посылают своих граждан воевать за интересы новых хозяев в развязываемых ими многочисленных войнах. Неужто не догадываются, что им будет та же награда?
Помнят ли американцы о тех миллионах коренных жителей Америки, которые были истреблены их предками? Каются ли? Мне показалось очень знаменательным, что американцы настолько плохо знают свою историю, что многие считают, будто индейки были привезены из Европы. Где тут уж помнить, какие следы оставляла за собой поступь цивилизации.
Впрочем, совсем отказывать в чувстве милосердия американцам нельзя. Раз в год одной из миллионов индеек лично президент США дарует жизнь. Она до конца своих дней будет жить в зоопарке. Ввел эту милосердную традицию президент Гарри Трумэн, тот самый, который приказал сбросить две атомные бомбы на Японию.