31. антисемитизм и цыганофобия

Феликс Рахлин
                По следам моей статьи "Переписка с юдофобом

Благодарю всех, прямо или косвенно откликнувшихся на мою статью "Переписка с юдофобом" и последующие реплики относительно цыганофобии. Хотел бы уточнить свою позицию в отношении к расизму. Да, как правильно указал один из уважаемых оппонентов, это, действительно, "универсальное неприятие" расизма и любой национально-этнической фобии. Я убеждён в том, что, при всём существующем  различии в хозяйственном, культурном и всяческом ином развитии и положении разных рас и народов, разнице в их телесном сложении, внешности, привычках, гастрономических традициях (я не имею здесь в виду каннибализма –  этапа, пройденного на заре развития всеми народами и ныне всеми же  преодолённого), все они без исключения должны иметь полное и одинаковое право на жизнь, свободу и  счастье – при условии, что и сами признают это право за другими. Это моё убеждение основывается, прежде всего, на одном и, насколько знаю, неоспоримом факте: человечество представляет собою единый биологический вид. что доказывается потенциальной способностью  воспроизведения от двух даже самых расово "дальних" индивидов мужского и женского пола полноценного, жизнеспособного потомства.
Различный уровень реального положения разных народов и этносов, даже населения разных континентов - это результат действия не биологических факторов, а всяческих иных причин: геолого-географических, климатических и прочих, в том числе и социальных.

Последние особенно исказили путь развития человечества, сделав возможными, например, трагедии коренных народов  американского и австралийского континентов, вывоз чернокожих рабов из Африки и т. д.

К факторам, искажающим пути развития цивилизации, относятся и всяческие национальные и этнические фобии, из числа которых объективно выделилась и представляет нечто вроде "эталонной" (разумеется, в негативном смысле)  юдофобия  (враждебное отношение к евреям).

Термин антисемитизм , введённый, кстати, одним из юдофобов, неточен, т. к. семитами являются и арабы, и ряд других народов). Я утверждаю, что любая национально-этническая фобия несёт в себе черты юдофобии. Вместе с тем, именно последняя (так сложилось по причинам преимущественно историко-конфессиональным: иудаизм евреев был первичен по отношению к своим (родившимся из него) ересям, превратившимся затем также в мировые  религии, а народ - носитель первой монотеистической религии,  на тысячелетия лишился родины) - именно юдофобия (наряду разве что с цыганофобией, также направленной против народа-скитальца, не имеющего в мире собственного угла) стала явлением мировым. (Даже среди японцев, евреев не видавших, существует юдофобия!)

Увы, никакого преимущества  в таком явлении нет, уж в этом-то   евреям и цыганам не позавидуешь. В частности, именно они стали первыми  жертвами гитлеровского практического расизма (кто-то из моих оппонентов возразил, что-де ещё «первее» нацизм подверг уничтожению психически больных, но это напоминает спор о том, кому лучше живётся на свете: блондинам - или курносым?)

Русский  писатель-еврей советского времени Вас. Гроссман в рассказе "Старый учитель" устами своего заглавного героя выразил поразительно верную мысль о том, что нацизм создал целую иерархическую  "лестницу" народов: пусть каждому из них при "новом порядке" будет  легче от того, что не ему приходится хуже всех. На этой лестнице ниже всех были поставлены евреи - в соответствии с вековой евроазиатской традицией.  Именно они были обречены на 100-процентное уничтожение. То, что Гитлер выделил из них особо ценных полукровок (или даже "чистопородных") и выправил таковым фальшивые бумаги о принадлежности к арийской расе,  лишь доказывает последовательную подлость  фюрера и других нацистских бонз: подарить еврею жизнь как еврею они не находили возможным - и потому совершали подлог.

При самом самокритичном подходе к  своей реплике о цыганских жертвах геноцида я не могу признать, что сказал нечто недостойное. Ведь если  евреи, по воле нацистов, заняли на лестнице угнетения и геноцида самую низшую ступеньку. а цыгане - предпоследнюю, то, объективно, у цыганских наших братьев должно было оказаться некое "преимущество". Вот оно и было: я ссылаюсь на свидетельство моей землячки-харьковчанки Людмилы Гурченко, которая в своих великолепных и правдивых воспоминаниях "Моё взрослое детство" (часть первая мемуаров «Аплодисменты»)  пишет о том, что в самый разгар второй немецкой оккупации Харькова (он в Отечественную дважды переходил из рук в руки) рядом c Благовещенским (центральным) рынком существовала в открытую пивная "Споём, цыгане", которой владела и в которой выступала цыганская семья. К этому времени все евреи города были уже уничтожены в течение двух-трёх недель в Дробицком яру (у восточной окраины города), и появление на "Благбазе" пивной, да ещё пивной в виде  еврейской собственности,   с надписью "Споём, евреи!", нельзя представить даже как плохую шутку.  Означает  ли это сравнение, что я принижаю или приуменьшаю  муки наших братьев цыган, подвергшихся варварскому уничтожению, или  украинцев и русских жителей, расстрелянных или повешенных в сёлах области или в том же городе Харькове? - Ничуть не бывало! Однако широко известно, что для славян нацистами была установлена более "мягкая" норма уничтожения: предполагалось сократить их общую численность на 30 процентов, а остальных заставить работать на Великую Германию. Евреи же в самом деле подлежали полному, 100-процентному уничтожению, и если оно не свершилось, то, в основном, благодаря самым разным ухищрениям спасшихся и безумной храбрости и неистребимой человечности спасителей. Говорю об этом с полным знанием дела, так как и среди спасшихся, и в числе погибших были родственники и знакомые. Да я и сам спасшийся (без кавычек)! Ведь только безоглядное бегство из обречённого на оккупацию Харькова спасло и меня, тогда 10-летнего мальчика,  от неизбежного расстрела.

Меня не удивляет, но озадачивает та поза "объективности", которую занял один из моих оппонентов, упрекая (издали!) своих  еврейских "собратьев" израильтян в том, как  скудно и  тесно живут арабы Палестины. Вы пишете, что побывали у них, а я вот (если говорить о  «Палестинской автономии»), не решаюсь и подумать об этом: любое неожиданное и самостоятельное, не обеспеченное вооружённой охраной, появление там (скажем, в Газе) еврея, весьма вероятно, завершится бессудной и немедленной расправой над ним... Между тем, в самом Израиле  я свободно появляюсь  в местах компактного проживания арабов, и большинство арабских граждан страны занимает лояльную позицию в отношении еврейского населения. Да это и не удивительно: их реальное положение гораздо благополучнее не только чем у  жителей ПА, но и соседних арабских стран. После операции мне швы накладывал врач еврей, а снимал их врач араб.  В нашем районе города, где я живу, практикует отличный зубопротезист-еврей, репатриант из Белоруссии, а готовит полость рта к протезированию великолепный стоматолог-араб, и оба очень довольны друг другом, как и пациенты довольны их услугами.  Вот и я с успехом и уже несколько лет ношу во рту «арабо-еврейские зубы»…Арабы-строители, арабы-водители и т. д. работают наряду с евреями таких же специальностей..  А случалось ли вам бывать, скажем, в черкесских сёлах Израиля? Благополучие и зажиточность их бросаются в глаза. А ведь и они - мусульмане. Однако служат (как и друзы, и бедуины) в израильской армии, полиции... Если и бывают эксцессы, то ведь и среди еврейских граждан страны они случаются. Несмотря на продолжающиеся обстрелы нашего Юга экстремистами Хамаса и на другие вылазки врагов, Израиль продолжает снабжать ПА электроэнергией, водой и другими необходимыми благами. Разве не так? Несчастья палестинских арабов на территориях «автономии» проистекают от феодального бесправия тамошнего большинства и  бессовестной коррупции  верхушки. Культивируется  всё та же юдофобия, прямо заимствованная у российских черносотенцев и немецких фашистов. Щедрые вливания в экономику со стороны  Запада  отчасти расхищаются уже много лет  по карманам шейхов, отчасти перегоняются в оружие, в  ракеты   Касам... И при этом крайние мусульманские ортодоксы заняли непримиримую позицию по отношению к Израилю. Кто-то из  моих оппонентов намекает на то. что еврейская сторона "использует"  историю Холокоста  как обоснование легитимности нашего государства. Но ведь и само оно потому и провозглашено ООН, что минувшая мировая война поставила нашу древнюю нацию на грань исчезновения, уничтожения. Еврейская юдофобия - увы, не редкость: действует комплекс внушённой вины, однако это парадоксальное явление не менее постыдное и самоубийственное, нежели любая другая юдофобия. Как и любое другое национальное самоедство. Неужели, живя, подобно одному из моих критиков, в Англии, которая уже была атакована мировым терроризмом, так трудно сделать вывод о родстве всемирного экстремизма: ближневосточного, иранского, бин-ладеновского? Говорят о "войне цивилизаций", а мне более близка другая формула: борьба  мировой цивилизации со всемирной средневековой дикостью.

Я далёк от идеализации еврейского мира, еврейского общества, но не считаю переход на позиции толстовства или христианства («подставления другой щеки») выходом из ближневосточного тупика. Демонстративные заявления палестинских и иных экстремистов о том, что Израиль  - «незаконное образование», «раковая опухоль». отрицание Холокоста ещё при жизни поколения, его испытавшего (или – его организовавшего!)  никак не могут быть основой  для мирного договора.

Ещё одно моё возражение – тем, кто считает чуть ли не смертным грехом  подсчёт и сравнение тяжести жертв гитлеровской агрессии, разгула практического расизма и гитлеровского империализма. Отсутствие точных «математических» оценок  губительной политики тоталитарных режимов привело к тому, что до сих пор нет ясной картины на этот счёт. Например, за десятилетия, минувшие  после  разгрома нацизма несколько раз менялись итоговые цифры людских потерь, скажем, советского населения – и КАК менялись: в масштабе миллионов! До сих пор, и тоже оперируя миллионами, ведут спор о том, сколько же всё-таки народу пострадало от преступной коллективизации сельского хозяйства в СССР.  «Разоблачители» евреев давно уже  оспаривают истинность количественной оценки жертв еврейской «Шоа» - Катастрофы: 6 млн загубленных душ. Уверен, что  установление истины никогда не может работать против памяти безвинных жертв любого террора. Изучение любых подробностей истории, в том числе и тех, которые поддаются количественному учёту, лишь содействуют объективным оценкам прошлого, правильным суждениям об особенностях гитлеровского расизма, тем более при  учёте того, что он (расизм) имеет тенденцию к возрождению.

Отдельно хочу сказать об изучении  геноцида цыган. Согласен с тем из моих партнёров по переписке, кто высказал пожелание усилить эту струю деятельности историков. Именно с этой целью я сообщил (конечно, с риском в сотый раз «открыть Америку») о наличии в архиве музея «Лохамей Агеттаот» (узников-борцов  европейских «гетт») сведений о геноциде цыган. Мне приятно обнаружить  в Израиле инициативных, образованных представителей этого этноса, притом и молодых.. Если в названном музее ещё работает д-р Иосиф Маляр, он может подтвердить, что у меня было  намерение заняться  изучением этих документов, но мне такое оказалось не по силам. Хотел бы надеяться, что найдутся исследователи более энергичные и эрудированные.    

В заключение ещё раз хочу поблагодарить гг. оппонентов - особенно за то, что дали мне почувствовать пробелы в знаниях, благодаря чему я увлёкся чтением сведений  в Интернете о цыганском народе.
 
Дружески - Феликс Рахлин, журналист. Израиль.