Из песни слова не выкинешь
Как только вспомню этот эпизод, так сразу во мне начинает борьбу стыдливость с правдивостью. Да, действительно, мне стыдно, что в самом начале армейской службы я допустил грубейшее нарушение Устава гарнизонной и караульной службы Советской армии. Это нарушение грозило отстранением от учёбы в училище и… совсем другой судьбой для нас с Борей. Но этот факт, к моему с другом счастью, прошёл без всяких для нас последствий.
С другой же стороны, меня подбадривает русская пословица «Из песни слова не выкинешь». Следовательно, если писать о себе, то нельзя умалчивать отдельные факты, «приглаживать» своё прошлое. Да и «срок давности» этого нарушения позволяет мне безбоязненно публиковать его.
Итак, смело рассказываю.
1949 год. Военное училище. Наш взвод курсантов вместо праздничной встречи Нового, 1950 года, заступает в караул. Меня же, участника драматического спектакля, от наряда в караул освободили, так как в этом праздничном вечере я занят в спектакле.
Стояла настоящая зима: лёгонький морозец, обильно выпавший снег.
Настроение чудесное. Но не мог же я забыть своего друга, Борю, который заступил на пост по охране склада вещевого довольствия совсем недалеко от Дома офицеров, в котором должна состояться премьера спектакля. И я, выбрал удобное время, чтоб успеть поздравить друга с наступающим годом.
Вхожу во двор, посреди которого возвышается фигура часового в тулупе с винтовкой в руке. Раздаётся грозный окрик:
– Стой! Кто идёт!?
– Боря, это я.
– А чего ты…
Подхожу к нему, ладошкой сгребаю снег с маленького багажника стоящего в углу двора «Москвича» самого–самого первого выпуска, ставлю на него пластмассовые стаканчики для бритья, кулёк конфет, кулёк пряников, и достаю из кармана бутылку любимого нами «Саперави».
– Ты что?
– Новый же год, Боря.
Не срываться же мероприятию из–за отсутствия штопора. Снимаю с Бориной винтовки штык.
– Что делаешь?
– Сейчас отдам…
Протолкнул пробку в бутылку, примкнул штык на законное место «для охраны и обороны вверенного объекта» и наполнил «хрусталь».
– За полёты в Новом году, Бориска!
К началу спектакля я был за кулисами. В пьесе Чепурина «Последние рубежи» мне была доверена роль американского лейтенанта Стивенса.
Первый акт пьесы – выпивка американских офицеров. В этой сцене я «был в теме». Да и в остальных актах роль мне довольно удалась. Так что часть бурной овации зрителей в финале спектакля я принял на себя, считаю, заслуженно.
Труднее пришлось моему другу. После смены с поста, в жарко натопленной караулке ему вдруг захотелось отбивать чечётку (её истинного названия «Степ» тогда ещё мы не знали, но «болели» ею все, и «бацали» в кирзовых сапогах везде и всегда). К «сценическому выступлению» Бори, в караульное помещение прибыл проверяющий офицер. Он никак не мог понять, «с чего» этот курсант так самозабвенно лихо «отплясывает». Но ничего крамольного в чечётке не усмотрев, отправился проверять следующие караулы.
Слово из песни о моём военном опыте я не выбросил. Хотя, даже в узком кругу, если просили рассказать о необычных новогодних празднествах, я и тогда ни разу не вспоминал о встрече 1950 года.
Примечания:
– пьеса была актуальной в послевоенные годы. В ней показаны взаимоотношения американских и советских офицеров на территории поверженной Германии, «верность» фашистов Гитлеру, их уверенность в превосходстве арийской расы.
– руководителем драмкружка был старший лейтенант медицинской службы
Шлафман.
– патронаж над постановкой проводил актёр русского драматического театра. Правда, он часто впадал в длительные запои, и нам приходилось разыскивать его в трущобах Шанхай–города близ г. Фрунзе.
– костюмы и реквизит брали на прокат в театре русской драмы.
Очень хорошо исполнили роли Александр Остреров (советский генерал), Владимир Дашевич (советский поковник), Александр Коган (фашистский генерал). Наш генерал был неторопливым, рассудительным – впечатляющим. А Саша Коган был надменным и преданным своим партии, идеям, фюреру. Да и внешний образ его был потрясающе «немецким». Он, хоть и играл отрицательную роль, но собрал аплодисментов более всех.
Единственная женская роль – письмоносец Наташа. Откуда была эта девушка, я не помню, но в неё была влюблена вся труппа.
Вспоминается, что зритель искренне восторгался спектаклем.
Иллюстрация - В.В. Верещагин "Солдат на снегу"
© Copyright:
Игорь Теряев 2, 2012
Свидетельство о публикации №212113000932