Иван-Дурак IV

Никита Ломоносов
IV

Первый рассмотренный вариант толкования символического Ивана-Дурака кажется настолько само собой разумеющимся, простым и логичным, что возникает сомнение в необходимости дальнейшего рассмотрения имеющихся интерпретаций. Однако рано подаваться унынию, продолжим дальше изучение Ивана-Дурака, поскольку приведенная версия толкования мало удовлетворительна в соотношении со многим другим мифологическим образами и темами.

Кроме этого, невозможно отделаться от ощущения, что вряд ли подобное обывательское понимание, причем оскорбляющее достоинство русской нации, оставило настолько глубокий след в творениях народного фольклора, имеющего важное значение не только для русского человека.

Все же вероятно, что в сказочном герое Иване-Дураке содержатся более серьезные предпосылки, обнаружить которые весьма затруднительно в имеющемся количестве толкований, которые будут затронуты ниже. 

Приступим к осмыслению второй категории толкований сказочного образа Ивана-Дурака.

b.
Следующий вариант толкования Ивана-Дурака, по нашему мнению, в обобщенной форме изображает противопоставление отношения личности и общества. Выводы, которые приходят в связи с данной интерпретацией, заслуживают более пристального внимания.
 
Это весьма показательная интерпретация образа Ивана-Дурака показывает направление, в котором сказочный герой символизирует собой решение жизненных проблем, представленными сказочными мотивами, нетрадиционным подходом. Под этим подразумевается использование Иваном-Дураком необычных решений, выбор неизвестного пути, требующего особого мыслительного напряжения.
 
Следуя известному толкованию, Иван-Дурак представляет собой личность, которая не следует общепринятым рамкам поведения, а выбирает собственный, непонятный и поэтому рискованный путь.

Напомним, что зачастую нестандартные решения обнаруживают действительно редкий разум, малопонятный окружающим. Такое нестандартное поведение часто является признаком гениальности.

Вынуждены констатировать очевидную предрасположенность общественных масс к мнению, согласно которому человек считается разумным в том случае, когда знает порядок поведения в определенном положении. Понятно, что это положение представляет собой соответствие обычаям и законам, принятыми самим обществом. Все это кажется верным, если бы не одно важное обстоятельство, как правило отрицаемое обществом.

В качестве этого обстоятельства следует отметить, что само общество зачастую слепо следует направлению иллюзий и фантазий, выставляя их за истину. Массам чуждо стремление к реальному положению вещей, истина презираема массовым сознанием.

С другой стороны, если человек разумом проявляет инициативу в нахождении новых, альтернативных и боле эффективных путей решения жизненно важных вопросов, такой человек может воспринимается обществом неоднозначно.

В этом случае с внешней стороны поведение Ивана-Дурака представляется странным, в некоторой степени даже опасным. Общество, не предполагая истинных мотивов поведения героя, принимает его за чудака, заведомо следующего обособленным, непонятным и неверным путем только потому, что этот путь отличается от направления большинства. Выбор личного пути, отличного от общепринятого со стороны зрителя и обывателя, может быть принят за глупость.

Нередко, особенно в прошлые времена, такого выскочку признавали враждебным всему обществу. Окружающие обвиняют Ивана в самохвальстве, называют его умалишенным и идиотом, а в итоге выставляют дураком.

                Продолжение следует ...