Продавщица и профессор философии

Ильгиз Тухватуллин
Продавщица и профессор философии

Я продавщица. Где только ни работала! Чем только ни торговала! Естественно, много смешных случаев набралось.

Хотите, расскажу вам, как я продавала хлеб профессору философии.

 Стою за прилавком, отпускаю хлеб народу. Как обычно, небольшая очередь выстроилась. Доходит черёд до представительного вида мужчины, уже несколько в годах, в плаще и шляпе, в руках массивный кожаный портфель. Спрашиваю:
--- Чего желаете?
--- Мне, пожалуйста, хлеба ржаного, --- говорит он.

И тут я допустила ошибку, которая надолго дезорганизовала мою торговлю. Вам же наперёд хочу дать совет: попадётся вам на жизненном пути профессор философии, никогда не произносите при нём слова ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ --- заест. Итак, передо мной как раз оказался профессор философии и я, ничего не подозревая, эти слова и вкючила в свой вопрос:
--- А вам какой формы --- круглой или кирпичной? Содержание, --- говорю я, --- одно: ржаная мука.

И тут началось! И тут его понесло! Вот, что будет, если профессор философии услышит слова ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ. Как будто я на кнопку нажала, и он вкючился.

--- Да, девушка, --- начал он, --- форма и содержание, какая, казалось бы, разница,что за форма, раз содержание одно? Но не так-то всё просто. Это один из извечных вопросов нашего мироздания...

И пошло и поехало. И он как-то машинально стал оборачиваься в сторону очереди и уже к ней обратил свою речь. А один мальчик, видимо студент, рефлекторно среагировал на сигнал, что лекция началась, выхватил из сумки ручку и тетрадь и стал в неё строчить, что профессор диктовал. А он в это время молол о каких-то субстанциях, трансценденциях, Гегелях, Шлегелях.
 
Это в хлебном-то магазине!

 Уже полчаса он несёт эту ахинею. И никак его не остановить, он просто ничего не слышит и при этом машет руками, никак к нему не подойти.

А я в руках держу по буханке хлеба --- в одной кирпичной, в другой круглой формы, и, думаю, может долбануть буханкой его по башке. При этом рассуждаю про себя: вот две буханки разной формы, но одного содержания, и нет никакой разницы, какой лучше бить. И всё же, думаю, форма имеет значение: если я размахнусь на профессора буханкой кирпичной, он испугается, потому что подумает, что это кирпич. Фу ты, спохватываюсь я, дура --- сама стала философствовать!

Однако бить хлебным кирпичом по голове профессора я не стала. Взглянула на часы --- он уже час тут разглагольствует, посмотрела вокруг --- народа собралось: хвост очереди снаружи торчит! В ужасе я кричу и произношу на сей раз спасительные для себя слова, но которые в присутствии профессора философии в иной ситуации лучше не произносить --- заест.

 Я кричу:
--- Слышь, вы! Знаете сколько сейчас ВРЕМЯ, В-Р-Е-М-Я?! Посмотрите вокруг, всё ПРОСТРАНСТВО, всё ПРОСТРАНСТВО людьми занято!

Слова ВРЕМЯ и ПРОСТРАНСТВО, как резкая вспышка прожектора, действуют на сознание профессора и ввергают его в кратковременное оцепенение. Он, видимо, переключал свою мысль с понятий ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ на понятия ВРЕМЯ и ПРОСТРАНСТВО. Он уже хотел было начать читать новую лекцию. Однако его слова "Да, девушка, понятия время и пространство это, знаете ли..." я резко оборвала:
--- Вот, профессор фи-ло-со-фии, держите свой ржаной батон и идите с богом! В университете будете лекции читать о своих пространствах сколько хотите времени, а наше пространство покиньте, пока ещё есть время уйти здоровым и невредимым!

июнь, 2009, Кильдебяк