Изобразительное искусство в Чеченской Республике

Зура Итсмиолорд
Культурная революция и состояние изобразительного искусства в Чеченской Республике

Несмотря на все потери из-за трагических событий в истории чеченского народа,  продолжаю верить в сказку о фениксе, восставшего из пепла.В любом случае  не отпускаю синюю птицу, чтобы не терять надежду на культурную революцию в нашем обществе. Время, когда земля гудела и взрывалась, а небо плакало навзрыд, к счастью, осталось позади, а теперь я жду, когда солнце начнет улыбаться, и мы научимся воспринимать красоту окружающего  мира не только осязанием и обаянием, но и сердцем, пропуская величие красоты через тонкие струны своей души.
     Безусловно, события последних десятилетий внесли отпечаток на творчество и личную жизнь художников, не говоря уже о том, что многие потеряли то, что было создано ими.
     Работая над каталогом о деятелях культуры в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Чеченской Республики, пришлось проделать огромную работу в поисках информации о тех, кто уже ушел из жизни, но оставил след в культурном наследии народа. Штудируя мемуары, общаясь с соратниками и родственниками, родными и близкими, знакомыми и поклонниками таланта культурных героев, обнаружила, что тема возрождения и расцвета художественно-прикладного искусства наряду с другими видами волнует людей разного возраста и пола, рода деятельности и уровня образования.
     Создавая словесные портреты мастеров, осознаю, что помимо профессионального взгляда на то или иное творение, присутствует мое личное субъективное мнение о  художественной ценности предмета. И, конечно же, мне не удалось собрать  в одном альбоме, как в одной экспозиции, все  культурные портреты художников, вносящих свой вклад в сокровищницу чеченского изобразительного искусства. Но работа над этим проектом будет продолжаться. Приглашаю к участию в создании подобных альбомов не только искусствоведов, журналистов, ученых, писателей, но и любителей.
      Выражаю искреннюю благодарность всем, кто был рядом, делился информацией, поддержал словом. После небольшого экскурса в историю изобразительного искусства,  было бы несправедливым, начать настоящий альбом  не с  первого чеченца-профессионала  изобразительного искусства Петра Захаровича Захарова(1816-1846(1852). Жаль, что мы не знаем настоящего имени этого человека, вернее, не знаем каким именем он был наречен при рождении, из какой семьи вышел. Маленький пленник Кавказской войны был передан на воспитание в чужую семью,  наречен другим именем и крещен, хотя всю свою сознательную жизнь он оставался ЧЕЧЕНЦЕМ из Дады-Юрта. 
         Автор попытался нарисовать словами то, что художники написали кистью.
Признаю, что не все художники являются профессионалами высочайшего уровня, но все они оставили в своих полотнах частичку своей души, палитру мироощущения, внутренней потребности передачи красоты посредством мазка.
 


 Продолжение следует