79. В. И. Агошков. Земство. О грунтовых дорогах

Василий Иванович Агошков
79. В.И.Агошков. Земство

О грунтовых больших дорогах.
 
 
И вновь мы видим нестыковку интересов Губернатора и гласных Орловского уезда.  Так, Губернская Управа решила пе-ревести некоторые дороги в разряд просёлочных. Однако уезд-ная управа не утвердила доклад губернской управы, поскольку дороги по-прежнему ремонтировались силами уезда, а не силами губернии. С приведённым постановлением уездного Собра-ния не согласился господин Орловский Губернатор, и его протест подлежал новому рассмотрению гласными уезда.

«С открытием движения по железным дорогам, говори-лось в Докладе Орловской уездной Управы, значение тех грунто-вых дорог, которые идут с ними по одному направлению, утра-тилось как сообщение между губернскими городами, но в большинстве случаев за ними остались, и они сохранили значе-ние как дороги торговые, скотопрогонные, а иногда необходи-мые для внутреннего сообщения, что для местных жителей не менее важно.

Так, Курская грунтовая дорога соединяет город Орёл со всеми южными хлебородными уездами, и, несмотря на открытие Московско-Курской дороги, она остаётся самою важ-ною дорогою в уезде в торговом отношении и никогда значение её как пути, соединяющего город Орёл с соседними хлебород-ными уездами не уменьшится, потому что Ливенский, Малоар-хангельский и южная часть Орловского уездов находятся не в таком расстоянии от Орла, чтобы им выгодно было перевозить местные произведения по железным дорогам.

Точно так же и Карачевская грунтовая дорога, с проведе-нием Витебской железной дороги, не имеет значения для внеш-него сообщения по отношению к Орловскому уезду; но, сущест-вуя более 100 лет, Карачевская и другие большие дороги поста-вили, может быть, известную местность в особые условия. Так, целые деревни, поселившись на Большой дороге, могли приспо-собить к ней своё полевое хозяйство.

Выгоды для земства от упразднения некоторых из суще-ствующих Больших дорог будут весьма незначительны, а унич-тожение их может иногда до крайности стеснить местных жите-лей. Управа, исходя из той мысли, что интересы земства не должны идти в разрез с интересами отдельных членов его, пола-гает оставить существующие Большие дороги в прежнем виде до положительного определения их значения».

Читаешь подобные рассуждения и радуешься тому, что были в Орловском уезде умные и справедливые люди, не «под-дающиеся» на сиюминутные веяния сверху. В самом деле, толь-ко что открыта Московско-Курская железная дорога, которая совершила огромный прорыв по многим направлениям, в том числе и в торговле. Не нужно теперь было отправлять то же зер-но по Оке в Москву и другие города Севера.

В радостном «угаре» казалось, что теперь не нужны и грунтовые дороги, идущие па-раллельно железным дорогам. Однако, кому как не жителям се-ла Становой Колодезь, видеть, насколько мудро поступила Уезд-ная Управа, не согласившись на протест Губернской Управы, решившей, видимо, сэкономить на поддержании таких дорог в исправном состоянии.

Нынешние станово-колодезьцы добираются в город Орёл как на электричках, так и автобусах. Первые следуют по желез-ной дороге, вторые по асфальту. Жизнь доказала, что права бы-ла Уездная Управа, поскольку сейчас проложена ещё одна доро-га, более скоростная – Орёл-Ливны. Проходит она с левой, вос-точной, стороны железной дороги. Есть объездная трасса и во-круг города Орла. Железные дороги делают своё благородное дело, а асфальтированные трассы – своё, не менее важное!

Следует заметить, что до сих пор(!) в селе Становой Коло-дезь, на улице Редькино, сохранился участок так называемого Екатерининского тракта. Всё это доказывает следующее: снача-ла здесь была проложена дорога, а потом рядом с трактом стали селиться люди. Напомним, что перед отменой крепостного пра-ва в России, в хуторе Редькин (Редькиных) проживало 10 семей (это по переписи 1859 года).

Если в других населённых пунктах существуют узкие ули-цы, то про Редькино этого никак не скажешь. Так, перед моим родовым домом находится большой палисадник, на территории которого можно было бы построить ещё один дом, не нарушая правил пожарной безопасности. Однако от края этого палисадника и до начала шоссе ещё имеется грунтовая дорога для про-гона скота. Вот она-то, на наш взгляд, и есть та самая «Екатери-нинка»! Известно, что ширина такого екатерининского тракта составляла 30 саженей, т.е. 60 метров.

Этого расстояния как раз и хватило, чтобы оставить в не-прикосновенности часть полотна екатерининского тракта и по-строить на второй его части асфальтированное шоссе Орёл-Ливны-Тамбов. И до сего времени редькинская «екатерининка», без всякого ремонта, продолжает верой и правдой служить ме-стным жителям. По ней, прежде всего, прогоняют летом скот на пастбища – утром и вечером, подвозят на тракторах к домам всевозможные грузы. Рядом с грунтовой трассой – тропа для пешеходов. Конечно, редькинцам с дорогами повезло.

Я, например, не помню, чтобы мы в самую весеннюю грязь надевали сапоги, как это делают в иных населённых пунк-тах, поскольку всегда можно найти прошлогоднюю траву. Осо-бая зона – железная дорога. Рядом с насыпью – террасы, на которых проложены пешеходные тропы. Ещё ниже – другие до-рожки. Бывало, что добирались мы до станции Становой Коло-дезь и по шпалам, если дули сильные метели.


(С) В.И. Агошков.