По стаканчику счастья?

Женя Портер
1. По стаканчику счастья.
2. Дынин. Пособие по архитектуре.
3.  Вамделишняя гостья.

1.По стаканчику счастья.

- Разливай.
- В ладошки что ли?
- Сразу в рот - слабо?
- Ты же захлебнешься!
- Захлебнуться счастьем - фраза для нас с тобой риторическая.
- Слушай, как жаль, что...
- Никогда ни о чем не жалейте вдогонку...
- Разве у Дементьева так было?
- А что - скажешь не захлебнулся?
- Ночь за окном похожа на первые карточки для компьютеров. Они тогда полкомнаты занимали. В карточках были дырочки... Окошки горят кое-где, как те отверстяи в карточках. Не поверишь, но мы их в макулатуру мешками сдавали и занимали первые места.
- Труженица ты моя, пионерочка.
- Я навсегда останусь этой пионерочкой доверчивой.
- Ну, не все, конечно, вещи настолько уж постоянны. Но отдельные бесценности встречаются.
- А ты был пионером?
- По заборам-то? Лазил, куда ж без этого.
- И пионерский галстучек у тебя был с ободранными краями...
- А ты откуда знаешь?
- У всех хулиганов галстуки были драные. Они концы грызли. Муки совести их заедали.
- Да ты что? И чем же мы так мучились?
- Двойками. Ты уроки прогуливал?
- Бывало. Не все, к сожалению, интересное в жизни, можно было познать на уроке. Отдельным аспектам бытия требовалось практическое погружение.
- А знаешь, я тоже прогуляла однажды урок истории. Вместе со всем классом. Сознательно. Было весело.
- Куда ходили?
- Да никуда. Сбежали и бродили по городу толпой. Смеялись. Скрывали ужас перед собственной выходкой. Потом разборки были. Но все равно не жалею.
- Слушай, а давай опять что-нибудь прогуляем?
- Что? Ты что?! Я не могу.
- Значит, все-таки, повзрослела. Ответственная стала.
- Ты не понимаешь. Дело даже не в ответственности.
- А в чем?
- А в том, что я делаю дело, частью которого сама же и являюсь. Я что - сама себя что ли подставлять буду?
- Да ладно, я пошутил. Давай целоваться?
- Давай.

(целуются)

- Все, хватит.
- А что так?
- Некогда.
- Что, опять съемки? Кастинг? Срочный созвон?
- Нет, просто хватит.
- Слушай, я все жду, ты когда-нибудь опять ненасытной станешь?
- Нет, я фигуру берегу.
- Так ты неправильно ее бережешь! Чтобы сберечь фигуру нужно все время ненасытно целоваться.
- Тогда приходи на кастинг. А лучше на съемки. Я там обычно бездельничаю.
- Куда приходить?
- Сообщу дополнительно. Причем в рабочем режиме - в 10.00.
- Согласен. Тогда целоваться будем в рабочем режиме.
- Слушай, какой же ты злопамятный.
- В 10.30 начало поцелуя. Не опаздывай.
- А то что?
- А то мимо рта прольется...


2.Дынин. Пособие по архитектуре

 Дынин. Пособие по архитектуре. Пролог


"ВМЕСТИЛИЩЕ ЖИЗНИ" (А.И.Некрасов, теоретик архитектуры)


- Послушай, Дынин...

Тереблю спящего Дынина. Кисть расслаблена. Тонкие пальцы легко заплетаются в косичку.

- М-м-м?

Дынин пытается реагировать на мое внедрение.

Дынин. пособие по архитектуре. пролог

- Ты бы хотел стать музыкантом?

Косичка расплелась.

- С какой это стати?

- Ну не знаю. Отображал бы в музыке свои пространственные нагромождения. По-моему, дешевле затраты обойдутся. Нет?

- Дай сигарету, а?

- А можно я тебе ее прикурю?

- А ты что - куришь что ли?

- А давай арендуем лес, настроим под каждым кусом шалашей и назовем наш поселок - Рай!

- Коммуникации какие?

- Солнечный свет, ручей в чаще и костер на полянке.

- Ладно, прикури. Только не слюнявь.

Прикуриваю "фаллоимитатор" и выразительно тьфу-тьфукаю на фильтр. Дынин затягивается и блаженно выпускает колечко. Прежде, чем он рассеялся, я успеваю натянуть "хулахуп" на палец.

- А туалет как-же, Дынин? В Раю бывают туалеты?

- "Где под каждым под кустом был готов и стол, и дом..."

- Нет, девочка, музыкант из меня никакой.

Мне почему-то становится жаль Дынина. Не столько самого Дынина, сколько его невыраженные нагромождения идей. Совершенно неожиданно прихожу к выводу, что на самом деле - это мои собственные нагромождения. Может, разобрать и выбросить все лишнее к чертовой матери? А в освободившейся тишине поселить щебет птиц и шум ветра? Неужели старею?

- Дынин, ты стареешь?

Дынин вздохнул и затушил окурок об какую-то щепопочку. Куда же он пепел-то стряхивал? Во, дает!

- Старею.

Значит, старею. Тогда тем более нужно срочно освободить пространство для чужих идейных нагромо...

- А свои куда же?

Дынин удивленно посмотрел на меня так, словно я какая-нибудь там идейная опора.

- Не подслушивай, Дынин!

- Не болтай вслух, когда рассуждаешь.

- Вслух я болтаю исключительно тогда, когда хочу, чтобы кто-нибудь стырил мою идею.

- Неужели нет другого способа поделиться с миром свежей мыслью?

- Может, и несвежей. Все продукты давным-давно просрочены.

- Может, ты и колонна, но очень-очень декоративная.

Ухожу в сторонку и делаю пяток приседаний. В конце-концов, человек едва проснулся. Нужно же ему пописать? А здесь я... Затянула с утра "Песнь ямщика". Удивительное дело! Молодежь нынче сидит в большой жопе. Потому что я знаю что у них в голове, а они о моей "Песне ямщика" слыхом не слыхивали.

- Дынин, не забудь поднять крышку на унитазе!

Надо же мне потом хоть к чему-то придраться? Нельзя, понимаете? Нельзя только и делать, что восхищаться мужиком. Важно, чтобы он знал свое место. И всегда-всегда стремился к свободе. Иначе у него крылья атрофируются!


Дынин. пособие по архитектуре. Архи

ARCHITEKTURA

Есть такое понятие - архитектоника, главное строение. Архитектура, в свою очередь, - искусство проектировать и строить. По сути, художественное обобщение, выражение представлений человека о пространстве и времени, о строении Вселенной, ощущения Вечности и своего места в преходящем материальном мире. Архитектура - символ времени. Ее невозможно отождествлять со строительством. Строительство - всего лишь способ выражения идеи.

- На что бы намазать твою лекцию, а?

- На блинчик намажь.

- На блинчик?

Дынин с превеликим удовольствием размазывает по блину мое архи-наслаждение от приятной компании и, свернув его в трубочку, макает нехитрое сооружение в прагматичность утилитарной идеи:

- Без формирования среды для жизнедеятельности человека - архитектура подобно подслушанной мелодии, которая не запомнилась.

- Я ненавижу глупых мужиков, Дынин! Они пытаются строить из камня и дерева.

- А из чего же строить-то?

- Из пространства и времени.

Дынин едва не поперхнулся. Влажный взгляд наполнился почти отцовской улыбкой.

- Так-так-так... А что там у нас со средствами выражения?

- Движение. Метр. И ритм.

Торжественно огласив троицу, лезу на стул.

- Смотри не навернись с пьедестала, крошка!

- Дынин, сделай мне стул с высокой спинкой, а? Я буду удерживать себя на должном уровне, а тебе не нужно будет напрасно беспокоиться.

- Вообще-то, спички на полке, в шкафу.

Складываю крылья, сползаю и набрасываю на Дынинскую шею петлю:

- Милый, как насчет пластических связей в выстроенности?

- Ничего не имею против целостности и чашки чая.

- Тогда не чавкай!

Дынин откладывает недоеденный блин и умиротворенно произносит:

- Спасибо.

Умышленно избегаю акцентации. Элементы композиции сливаются. Нужно будет по-четче контуры обвести: каждый имеет право видеть то, что сумеет рассмотреть.

- Дынин, у тебя есть отличная способность сливаться с пространством, не теряя лица.

- Это ты про систему подстройки что ли?

- Это я про игру в прятки. Тебя интересно искать.

Только не говори, что тебе пора уходить.

- Мне нужно идти.

- Иди, я тебя что - держу что ли?

Вчера, на Блошином рынке старушка-сморчок продавала шапку-невидимку. Двести рублей - и ты свободен, Дынин. Абсолютно свободен. Можешь идти куда вздумается, не оглядываясь. Имеешь полное право быть тем, кто ты есть. У шапки-невидимки всего один недостаток. Ее невозможно примерить перед зеркалом. Интересно, она мне к лицу?   


3. Всамделишная гостья

Я долго поднимаюсь по лестнице и останавливаюсь перед запертой дверью. Звоню. Слышатся легкие шаги, дверь распахивается. На пороге - женщина.

- Здравствуйте!

Хозяйка приветливо улыбается, словно знает меня сто лет, и с радостью впускает меня в дом. Пока она закрывает за мной дверь, бегло осматриваюсь и, прежде, чем успеваю осмыслить увиденное, понимаю, что попала к Валентине Осеевой. Той самой, которая написала "Динку" и "Васька Трубачева", помните? В детстве я любила перечитывать ее маленькие поучительные рассказы про детвору. Как там было-то? "Гости бывают разные. Динка делит их попросту на «всамделишных» и «гостиных». «Всамделишные» – это те гости, которым все радуются и жалеют, когда они начинают собираться домой; а «гостиные» – это те, которые мучают хозяев ненужными разговорами и, требуя к себе усиленного внимания, не только не вносят никакой радости в дом, а словно вбирают в себя все силы хозяев и уходят довольные собой."

Мне так захотелось оказаться "всамделишной" гостьей в доме Валентины Александровны. Но раньше, чем соберусь уходить - не узнаю...

« – А какой писатель пишет про супы, - поинтересовалась Динка.
- Не знаю… - пожала плечами Мышка. – Я никогда не читала.
- Я думаю, какой-нибудь голодный, - серьезно предположила Динка, потому что когда человек голодный, то ему представляется какое-нибудь кушанье.
[…] – Да. Я могу много насочинять таких загадок… Я могу стать даже писателем супов, если меня не кормить! – похвасталась она.»

И я подумала - так вот почему я все время пишу о любви? Валентина Александровна не стала приглашать меня сесть. Она, как почувствовала, что я не люблю ходить по гостям, потому что предпочитаю быть в гостях, как дома. А это не всегда-то удобно. Она улыбнулась и сказала:

- Женя, здесь можно курить и пить кофе. Или чай. Или ключевую воду. Здесь можно все.

Значит, писатели знают читателей, которым они нравятся? Удивительное дело. Все это у них на ладони. Но, видимо, только после смерти. Не могу понять только одного - если это не сама Валентина Осеева, а всего лишь ее душа, то я-то как с ней сейчас общаюсь?

"Взрослые люди всего боятся. Боятся драки, боятся лазить в чужие сады, боятся всяких болезней и многого такого, что детям даже не приходит в голову." Время от времени я кажусь себе сущим ребенком. Далеко не сразу я научилась просчитывать последствия, чтобы вовремя остановиться. Или вовсе не начинать. Если бы не ты, я бы навсегда осталась испуганной взрослой. А когда ты исчез, мне всего лишь оставалось научиться помнить - какого это - оставаться ребенком. Продолжать оставаться ребенком, не взрослея, не теряя желания познавать мир...

- Валентина Александровна, здесь столько книг! Неужели Вы их все прочитали?
- Только те, что успела...

Глаза - зеркало души?