Двадцатый век - глазами очевидца

Всеволод Архангельский
     Мне 92-ой год. 79 лет я жил в ХХ веке. Моя супруга была на год младше меня. Она умерла в январе 2012 года, значит, прожила в ХХ веке 78 лет. В прошлом году мы отметили 65 -ую годовщину нашей свадьбы. Значит, наша семья прожила в ХХ веке почти 54 года. Родители моей супруги и мои уже в первом десятилетии ХХ века жили активной жизнью. В той или иной мере они оказывались соучастниками событий в России 1905-1920-г годов, в том числе и Первой мировой и гражданской войн. В строительстве новых отношений между людьми в СССР и развитии старых отношений в Эстонской республике. Жизнь их в первые 45 лет ХХ века, со всеми переживаниями, отложились в нашей памяти. Мы с супругой люди ХХ века, очевидно вправе таковыми себя считать.

Почему я об этом сейчас говорю?  Да потому, что идет попытка дать характеристику ХХ века. Как века, только грозных и разрушительных событий, - мировые войны, революции, репрессии, геноцид, ГУЛАГ,  развал империй, крах коммунистической империи зла и т.п. Даже при упоминании достижений науки, техники, выхода человека в космос - забывается морально - этическая сторона, характеризующая ХХ век. Здесь ярко выражены две стороны - героизм, самопожертвование, поиски и предложения выхода из возникающих тупиковых ситуаций, и соответствующие действия, с одной стороны, и с другой стороны -  предательства, провокации, ложь, обман, подаваемый и открыто и прикрытый полуправдой, отказ от человеческих ценностей, подмена их внешним видом или чувственностью. Ведь это второе сейчас в ХХ1 веке продолжает расцветать. Поэтому забывать об упомянутых характерных двух чертах ХХ века недопустимо. Сейчас о них остановлюсь подробнее, опираясь на память человека ХХ века..

Первое, на что хотелось бы обратить внимание - следующее:
Великая Французская революция конца 18-го века , выдвинула лозунг, говорящий об обществе будущего, к чему стремится человечество – «Свобода, равенство, братство». В середине 19-го века К. Маркс и Ф. Энгельс, подняли идею Коммунистического общества. Характеризуя его, был сформулирован его основной принцип - «Никто не сможет переложить свои общественные обязанности на плечи других людей, и каждый сможет удовлетворять свои потребности и развивать свои способности». Как названные две формулировки будущего общества связаны друг с другом? Мне представляется, что здесь надо иметь в виду следующее.
                1) Свобода , равенство, братство должны характеризовать отношение людей, т.е. отношение человека и общества, общественные отношения, в которых он существует. А это означает, что у каждого человека неизбежно имеется какое то положение в обществе, и отсюда - не только права, но и определенные обязанности, а следовательно и ответственность перед другими людьми, обществом. Формулировка Маркса в своей первой части это и подчеркивает. Перекладывание своих общественных обязанностей на плечи других означает жить за счет других. И в то же время - высокую организованность общества и сознания людей. («захотят, даже может быть попытаются, но не смогут жить за счет других»).
                2 ) Вторая часть формулировки Маркса фактически раскрывает понятие триединого лозунга французской революции. То есть - Свобода, Равенство, Братство могут воплощаться только во взаимосвязи, а не как-то разрозненно, они воплощаются на практике тогда, когда люди, каждый человек сможет (имеются общественные условия)  удовлетворять свои потребности и развивать и совершенствовать свои способности на практике, в жизни, в обществе, а не в «пустыне чахлой», там можно только «влачиться» человеку.
Таким образом, 19 век в частности характеризуется тем, что были сформулированы неизбежные направления дальнейшего прогрессивного развития человеческого общества. Не просто СВОБОДА, а в сочетании с Равенством и Братством, с уточнением  содержания этого понятия, включая необходимую организованность  самого общества и человека. В противном случае « свобода» будет только в интересах кого-то, кого-либо, либо подменена анархией, будет только видимой. Таким образом К. Маркс и Ф.Энгельс фактически развили дальше содержание лозунгов Французской Революции, наполнили их конкретным содержанием, выдвинув социальные проблемы, проблемы отношения людей в их взаимосвязи с обществом, с другими людьми.

А также показали место и роль классов современного общества. Человек никогда не существовал в одиночку. Даже герою фильмов о Тарзане, не говоря о библейском предании , нужна была подруга, а на практике - целый коллектив людей, чтобы выжить, существовать, хотя что бы проявлять себя, сравнивать, оценивать себя и понимать самого себя, а следовательно, и делать выводы, учиться, совершенствоваться. Поэтому само понятие «свободы» неотделимо от братства, от других людей. Ведь иначе понятие « равенства» вообще теряет смысл. Таким образом, в 19 веке были заложены не просто социальные, а социалистические идеи. А они стали воплощаться в возникновении социал-демократических политических организаций. Вот именно эти идеи и организации в 20-м веке, в отличие от 19-го, и стали распространяться. Возник даже Социалистический Интернационал. Не только Коммунистический.

Нельзя забывать, что и коммунистическая идеология предполагала и предполагает победу и становление в первую очередь именно социалистических отношений между людьми. Подчас в это понятие вкладывалось различное конкретное содержание, но суть-то оставалась. Вот почему понять все процессы, происходившие в мире в 20-ом веке, невозможно не учитывая этой особенности века предыдущего. Ведь даже Гитлер называл свою партию «национал-социалистической». Но поскольку в понятие «социалистическое» вкладывалось различное содержание, то неизбежны были и политические бои. Как мы знаем, вплоть до военных конфликтов. Вторая Мировая война - тому пример.
 
Второе. Поскольку политика требует привлечения масс на свою сторону, а вопрос стоит о более современном обществе, чем построенное на частной собственности, власти денег, то необходимо было завуалировать те или иные стороны своих истинных (или ложных) убеждений. Отсюда неизбежно использование лжи, фальсификаций, полуправды, даже прямого обмана и провокаций всякого рода - и военных в том числе. Одним из важнейших событий начала 20-го века была Первая мировая война. Характерно, что в заключенных международных пактах, как между Англией и Францией, также и Германией и Австро-Венгрией, в первую очередь утверждалось, что пакты заключаются во имя «МИРА» в Европе.
А началась она с провокационных действий на Балканах.

Вторая мировая война. В 30-ые годы Лига Наций ничего не предприняла против вмешательства Гитлеровской Германии в Гражданскую войну в Испании, (также ради сохранения мира!) а сама Германия объявила о необходимости установления « справедливого»  порядка в Европе и мире. А началась с провокационных действий Германии на границе с Польшей. Англия же и Франция в 1939 году во время переговоров с Москвой, вели переговоры с Японией, союзницей Германии и начавшей уже военные действия в Монголии против Советской Армии. А переговоры в Москве затягивались. Ничего не предпринималось Западными державами и в связи с аннексией Австрии и Судетских областей в Чехословакии. И все, опять, под лозунгами сохранения МИРА. Открытый обман и провокации.
                А в СССР? Примеров привести, к сожалению, много возможно. К сожалению, потому что, говоря о научном подходе к решению проблем конкретной жизни, сама эта наука забывалась и подменялась текущей   практической политикой, проводимой руководством ЦК Партии.  Чтобы не быть голословным, приведу то, что известно мне лично.

 В 1945-46  годах мне удалось прослушать два самостоятельных курса лекций - по теоретическим проблемам политэкономии социализма и по проблемам экономической политики Компартии. Это было два самостоятельных предмета. Но уже через несколько лет эти два предмета объединили в один, правда под общим названием курса политэкономии, то есть теории, хотя практически рассматривались проблемы политики партии в этой сфере деятельности.

Одним из частных результатов этого слияния оказался вопрос, поднятый еще К.М. и Ф.Э. -  о так называемых «родимых пятнах» капитализма в условиях социализма. Насколько мне известно, споры по этому вопросу велись, но четкого теоретического ответа дано не было. Фактически же «родимыми пятнами» - с одной стороны - наличие и использование денег, а с другой - сохранение бюрократического госаппарата.  А слияние этих двух «наследий» неизбежно приводит к использованию денег в личных целях. То есть к коррупции и просто воровству.

Второе:  изучая вопросы 70-х годов , обратил внимание на данные статистики о производстве тракторов и наличия тракторного парка в колхозах и совхозах страны.  Цифры говорили о том, что производство громадного количества тракторов не приводило к увеличению численности их в этих организациях. А ведь они были основными потребителями этой продукции. Значит срок службы использования нового трактора исчислялся 5 годами. Маловато.

 Далее, Находясь на Первом Московском Подшипниковом заводе, где наши студенты из Таллиннского Политехнического Института проходили производственную практику, в моей беседе с начальником цеха по производству подшипников, мне сказали, что в брак уходит 95% подшипников, 5% идет на машины, продаваемые на экспорт, остальные, бракованные, на машины для внутригосударственного потребления. Неудивительно, что трактора быстро выходили из строя.  И это в условиях создания «материально-технической базы коммунизма».
Но официальные реляции о нашей промышленности были только положительные. Можно поверить, что простой обыватель этим сообщениям поверит, но людям, связанным с производством и использованием этих машин, лапшу на уши не повесишь.
                Изучая работу Таллиннских промпредприятий - Машиностроительного завода и завода Вольта за 1952-1962 годы, обратил внимание, что в период т. н. предоктябрьского и предмайского соцсоревнований выпуск продукции в абсолютном объеме снижался, падала и производительность труда. Но отчеты, статьи, и награды за победы в соцсоревнованиях - были на первом месте.    
 Я не говорю о высших эшелонах власти. Пришлось только соприкоснуться с руководством ЦК Всесоюзной Комсомольской организации. Я тогда работал секретарем ЦК Комсомола Эстонии по вопросам агитации и пропаганды.  Осенью 1948 год я должен был отчитываться о проводимой среди молодежи полит-воспитательной работе.

В октябре мы постарались детально изучить положение дел на местах, в уездах и городах. Своих кадров-то было мало, да и коммунистов, которые могли бы помочь, было мало. Положение было сложное, тем более, что в лесах еще сохранялись т.н. «лесные братья». А за время немецкой оккупации фашисты пытались как можно больше людей скомпрометировать политически перед советской властью, чтобы привлечь их на свою сторону. Мой доклад, поэтому был довольно пессимистичным. Поехал с ним в Москву, представил доклад на ознакомление. Результат - рассматривать его на Бюро ЦК ВЛКСМ отказались, дали взбучку руководству Комсомола Эстонии - как оно допустило такой отчет и с таким количеством отрицательных фактов, а меня отправили назад в Таллинн. Через два месяца я уже в ЦК комсомола не работал.  Я об этом не жалел, перешел на преподавательскую работу.

И работал в вузах республики до января 1991 года. В Москве не пожелали обсуждать (открыто) сложностей реального положения дел. Почему? Боязнь высших руководителей? Нежелание или неумение решать сложные реальные вопросы жизни? Стремление выслужиться перед начальством?                Пример, к чему это иногда приводило. В 1975 году был в Москве на курсах повышения квалификации и удалось встретиться с К. Берзень, с  которым вместе в одной группе учился в 1945-46 годах. Берзень тогда работал в Министерстве Сельского хозяйства СССР. В беседе со мной он рассказал следующее: в предыдущие годы руководство страны предпринимало меры для увеличения производства, выращивания зерна. Отовсюду шли реляции о количестве гектаров, используемых под посевы зерновых.

Каков результат? Берзень сказал, что Министерство попало в тяжелое положение - на местах под посевы зерновых пошли луга и покосы. Колоссально снизилась заготовка сена для скота. А это основной корм. Что делать? Невольно вспоминается старинная поговорка - «заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет!». Но только не свой лоб, а коровушек! С руководством более высокого ранга страны мне встречаться не приходилось.

Наряду с  вышесказанным остановлюсь еще на вопросе о т.н. диссидентах и политических эмигрантах. Что заставляло многих из вышеназванных покинуть Родину, уехать не в Китай или Кубу, а в страны с другой социально-экономической системой и враждебной идеологией?  Брат моего родного деда, Александр Андреевич Архангельский уехал из Советской России в Прагу, Чехословакию в 1923 году. Что его заставило это сделать? В 1921году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Республики (РСФСР). Но в 1922 году он оказался безработным, дирижером его хора был назначен другой человек. Если я не ошибаюсь, то Глазунов предложил А.А.А. уехать в Прагу, где было много русских, в том числе и студентов, и стать там руководителем хора. Так он и сделал.  Других предложений не было, а бросать свою профессию он считал, что еще рано. Но в Праге он заболел, лечение не помогло, и в декабре 1924 года он скончался. Его супруга перевезла его прах в Петроград, где он и был похоронен рядом с могилой Чайковского на Александро-Невском кладбище. (Потом всех композиторов перезахоронили в один участок).

Очевидно, его супруга это сделала не случайно. А.А.А. не хотел навсегда покидать родную землю. Итак, основная причина - невозможность продолжать свою творческую деятельность, а также надежда на свои силы, которая не сбылась. Ведь все его близкие - семья моего деда - оставались в России, а других родственников у него не было. Итак - желание продолжать свою работу дирижером хора и доверие к Глазунову, известному русскому композитору - вот причины, толкнувшие ААА на такой поступок. Как и почему ААА заменили на посту дирижера, созданного им же хора, мне не известна.    
            
Что заставляло покидать Страну Советов диссидентов и желающих получить политическое пристанище в последующие годы? Во всяком случае мой дед - Александр Боков, отец моей матери, в 1926-м году уехал вместе со своей семьей из Эстонии в Ленинград, где сразу нашел работу. В 1937 году его в местной печати отметили как передовика производства. В 1938 году , правда, его сына и зятя арестовали и они погибли (в последствии реабилитированы, так как их основная вина заключалась, насколько мне известно, в нелегальном переходе границы в СССР в поисках работы себе и родителям). И никто из оставшихся членов семьи не стремился поэтому покинуть страну, а младший в семье - Леонид, прошел всю Великую Отечественную и закончил её подполковником медицинской службы. А моя двоюродная сестра Вера, в рядах Советской армии провела все годы блокады Ленинграда. Видите, как по разному люди реагируют на проблемы эмиграции.       
                Итак, диссиденты 50-тых -80-тых годов. Что их толкало? Насколько я понимаю - в основном две вещи - несправедливое отношение тех или иных представителей власти к их профессиональной деятельности и неприемлемость господствующей идеологии и соответствующей политики , ставя знак равенства между конкретной деятельностью тех или иных людей или партийных и государственных органов с одной стороны, и сущностью марксистской теории и идеологии с другой, приписывая все то негативное, что имелось на практике, сути советской власти и идеям коммунизма. Или не понимая ничего, плывя по ветру, находясь под влиянием случая. Различный подход к действительности объективно ставил вопрос ребром: или отказаться от всего или стремиться исправить все, что данному человеку оказывается нужным и возможным. Можно уехать подальше и там «свободно» критиковать совершавшееся в СССР, подчас получая за это солидные вознаграждения, а можно было и на месте стремиться сделать все возможное для совершенствования этой действительности, справедливости решения конкретных подчас проблем отдельных личностей и возникающих конфликтов, нарушающих эту справедливость.

Два совершенно разных подхода. Вопрос - кого считать более достойными для подражания? Кто неизбежно найдет большую поддержку со стороны «простого человека», неважно, кто он - высококвалифицированный специалист или простой трудяга. И как оценить поддержку именно таких «простых» людей! Мне представляется, что эта вторая группа людей гораздо более достойна высоких оценок и уважения, чем те, кто уехав заграницу, в «свободном»  мире за материальные блага критикуют, подчас для этого даже искажают  действительность, имевшую место в СССР. Каким диссонансом звучат призывы к походам против «коммунизма» и критика всего, что было и не было в СССР, с одной и с другой стороны. Сохранение доброй памяти о советском строе, находящее свое выражение и в интересах к советским фильмам (не только детским), и географическим названиям, и вообще к отношениям между людьми того периода. Ведь не случайно среди политической оппозиции в Парламенте России две партии социалистической ориентации (одна из них так и называется Коммунистическая), и одна партия придерживается прямо противоположных взглядов.  Все вышесказанное характеризует 20 век.  От этого не уйти. Почему?               
 
СССР не единственное явление 20 го века. Но! Что бы делали политики и СМИ сейчас в 21 -м веке, если бы в 20-м не было Октябрьской революции, существования СССР на протяжении фактически более 70-ти лет.  Не было бы социалистических государств? И т.д. В свое время ни Гитлеру, ни Трумену, ни Черчилю нечего было бы делать ( во всяком случае в идеологическом плане). Ведь даже сейчас, к Сталинским репрессиям возвращаются гораздо чаще, чем к Гитлеровским. События в России и соответствующие в мире, оставили неизгладимый отпечаток на весь 20-ый век. Но кто же был бы достоин большего уважения - Страны и политические организации, боровшиеся с результатами Октябрьской революции, диссиденты или идеологические перерождения (некоторым за это присвоили даже Нобелевскую премию мира), или люди в самих этих странах, стремящиеся отдать свои силы и знания для преодоления всех недостатков действительности, стремясь воплотить в жизнь великие идеи гуманизма и демократии, заложенные еще Французской революцией и развитые, так сказать приземленные к реалиям – еще Марксом и Энгельсом.

Вспоминается рассказанный мне разговор моего друга - Михаила Макарова с Юркой Богдановым, активным участником партизанского движения и бывшим учеником нашей Нарвской русской гимназии, имевший место вскоре после событий начала 90-х годов в России. Он позвонил Мише Макарову и с большим возбуждением сказал : - «что, надо опять идти в Ленинградские леса и собирать партизанские отряды!» Он душой болел за Советскую власть! А в годы существования этой власти, несмотря ни на что, сколько людей стремились не допускать или исправлять допущенные, даже не знаю, как сказать, безобразия. И по моему, благодаря именно этим людям - миллионам советских граждан, сама Советская власть могла так долго просуществовать, многого добиться, победить во Второй мировой и оставить наследство, которое не удастся уничтожить никому. Слова «паспорта» Маяковского многие повторяют с гордостью - « Смотрите, завидуйте, Я гражданин Советского Союза.»

 О некоторых, мне лично знакомых таких людях и пойдет речь.    Двоих я уже фактически назвал - Георгий Богданов и Михаил Макаров.  Из нарвитян назову еще комсомольцев, вступивших в эту организацию еще летом 1940 года в Нарве, собиравшиеся на свои слёты до 1992 года.. Йоханнес Фершел и Михаил Рассадкин, участники ВОВ. Комсомольцы Николай Давидовский и Игорь Вольмер, оставшиеся в 1941 году в Таллинне на подпольной работе и погибшие из-за «умелого» руководства этой работой секретаря ЦК КП Эстонии Сяре. Знакомые мне по совместной работе в Таллинском Политехническом институте - полковник Назиянс, Полковник Пауль (первый из дивизии Панфилова, второй из 7 -ой Эстонской дивазии), доктор исторических наук Юло Тайгро, преподаватель и секретарь парткома - Август Клемент. Х. Кунинг - первый председатель первого послевоенного колхоза (в Сааремаа), члены которого еще долго величали его Herbert Kuning Esimene, что в переводе означало Король- Герберт Первый. Особенно вспоминается Эртис-Николаева.

Она была в 30-ые годы рабочей на Нарвской фабрике – ткачихой, и пела в хоре моего отца. У неё было приятное сопрано, и она часто солировала, как и другая молодая рабочая - Валя Кутикова. В послевоенные годы, в Нарве Валя стала директором кинотеатра, а Николаева - продолжала работать на Кренгольме, стала передовиком производства, почетным жителем города Нарвы. Мне с ней пришлось встречаться уже в1992 году, когда в Нарве отмечалось 100 лет со дня рождения моего отца, известного в Эстонии хорового дирижера.

Николаева была таким же простым , но достойным представителем своей профессии, как и все предыдущие годы. Не могу не упомянуть Ивана Дроздова и Василия Сиренева - из деревни «Долгая Нива». Что около Псковского шоссе, в Ивангороде. Оба участники партизанского движения. Иван погиб в боях в марте 1944 года недалеко от Изаку. Василий после войны жил в деревне Кароли, работал в местном лесном хозяйстве. Не могу не упомянут Лидию Ламбакахар, члена КПСС с 20-х годов. В 1957 году зав. кафедрами общественных наук у нас в ТПИ должны были избираться на Ученом Совете института. На конкурс поступило два заявления, в том числе - один был рекомендован ЦК КП Эстонии. А Комиссия Ученого совета, которая должна была принять решение о рекомендации, состояла из беспартийных профессоров.

Что делать? Профессора ломали головы, наконец решили обратиться к Ламбакахар, преподавателя этой кафедры - узнать её мнение. Она не поддержала кандидатуру ЦК партии и, в конце - концов, был избран человек, не рекомендованный свыше. Честные, принципиальные товарищи.. Сколько было таких!.               

В том числе беспартийных профессоров, хотя и критически относились ко многим конкретным явлениям реальной жизни, но в то же время поддерживали активных коммунистов. Здесь мне хотелось бы назвать профессоров тогда еще Ветеринарного факультета Тартуского университета – профессоров - мужа и жены Ридала.  А Ученый совет Таллинского Политехнического института в 1950-тые годы забаллотировал Ректора, коммуниста, на должность зав кафедрой.                Из профессоров Политехнического Института, особенно вспоминаются профессор Альтма (физик) и профессор Лауль (строитель). О профессоре Альтма несколько слов. В начале войны он уехал на Урал, где в Свердловске ему удалось, по его словам, заняться больше наукой, чем когда-либо раньше. Но его супруга оставалась в Таллинне. Из Свердловска он уже в первые месяцы войны, позвонил в Стокгольм своему хорошо знакомому профессору и попросил узнать о здоровье жены, (назвав только её имя).

Через пару дней позвонил снова и узнал, что все в порядке. Только в своей личной дальнейшей судьбе для Альтма этот разговор прошел без последствий (выговор от секретаря ЦК КПЭ). После освобождения Таллинна от немецких войск профессор стал директором  уже в ноябре1944 года продолжавшего свою работу Политехнического института. Самые трудные годы, когда большинство студентов оставались еще с прошлых лет, а молодые, демобилизующиеся только начали поступать.
                Настал 1991 -ый год. СССР разрушается. Что делают преподаватели кафедр общественных наук? В своем большинстве перевоплощаются и готовы преподавать что угодно. Для этого покидают ряды КПСС. Ведь это пятно на их репутации. В чем причина такого перерождения? Очевидно она крылась в их взглядах и поступках еще раньше, когда они преподавали Марксизм. (!) ( во всяком случае для части из них). Но также в том, что они видели в действительности, когда руководство самой Компартии зачастую показывало пример неспособности здраво рассуждать, логически мыслить и действовать, на примере руководства КП Эстонии мы видим, как год от года личные качества Первых секретарей ЦК постепенно снижалось.

Со всеми ими мне приходилось так или иначе сталкиваться лично. Последний Вяльяс взял себе секретарем по идеологии человека, сказавшего в последствии, что его целью было уничтожить существующий строи. А секретарь до Вяльяса  был просто несамостоятельным человеком. Мне с ним пришлось как то разговаривать на волнующую меня тему, о работе парторганизаций  промышленных предприятий, с которыми я был знаком. А он был тогда секретарем по вопросам промышленности. И не проявил никакого интереса к поднятым вопросам совершенствования работы парторганизаций промпредприятий.
               
Трудно бывает объяснить причины поведения тех или иных политических партий и их руководства, тем более отдельных людей. Но одна из них очевидно кроется в чрезвычайно сложной жизни, самой действительности, разобраться в которой бывает очень трудно, проще идти по шаблону , избегая инициативы снизу. То-ли дело указания сверху.                Меня всегда прельщала математика своей четкостью и логикой. Эта четкость и внутренняя логика в частности говорит, что различные связи и отношения и т.д бывают настолько сложными, что их подчас математически описать просто невозможно. Я как то составил график роста членского состава КПСС за все годы, на основании официально опубликованных данных съездов Партии, других материалов. Получилась кривая, подобная синусоиду, построенному на параболе. На плоскости мы встречаемся уже с двумя неизвестными -Х и У, причем во второй степени. Обратился к кафедре математики нашего вуза - составьте уравнение этой кривой - вот данные. Не смогли, (или не захотели?), отказались. Но ведь действительность гораздо сложнее, чем график, построенный на плоскости, где существую только два измерения . Мы живем в пространстве , а не на бумаге. Это третий неизвестный, живем во времени, когда имеются качественные особенности. Вот вам еще два измерения. Итого я насчитал 5.

А ведь существуют еще такие факторы как- специфические условия мест, особенности и качества руководителей (субъективный фактор), наличие промежуточных слоев населения, обывателей и наконец- вообще - невозможное предвидеть, а только предугадать в лучшем случае.  Сколько же это неизвестных?! Изменения одно-направленности - в математике связаны с понятием Х в первой степени. На плоскости, вместо черты мы имеем либо круг, эллипс, и параболу, гиперболу (хватит перечислять). Они уже с двумя неизвестными и второй степени -Х.У. В пространстве добавляется третья неизвестность и их третья степень - Куб, шар - простые примеры. Эйнштейн доказал связь пространства и времени. Вот вам уже новая неизвестность и четвертая степень. В математике добавляются интегралы, дифференциалы. Добавьте сюда хотя бы еще качество, особенности его (связанное с громадными прорывами в науке и технике, в производстве, энергетике, связи) - что это N степень и N-ая неизвестность? А как связаны эти «неизвестные» от первой до N степени в самой математике, что нового в связи с этим?  Здесь можно поломать головы. А политики, призванные подсказывать решения практикам в конкретной действительности? Вот здесь мы и встречаемся с различными категориями политиков и политологов, предлагающих те или иные решения проблем, многосторонне развивающейся действительности.
 
Кто такие консерваторы, зачастую даже радикалы? Они в основе своих взглядов и действий ставят вопрос о прямолинейном развитии, при сохранении всего предыдущего. Для них подчас неизвестность существует только в Первой степен. Две партии США - у которых основы внешней и внутренней политики совпадают, это прямые, (чуть-чуть) кривые на плоскости с двумя неизвестными Х даже не во второй степени. Кто знает - которая из партий на следующих выборах победит? Третьей все равно нет.. Тандем, у руля то одни, то другие. Тех, кто пытается что то добавить - просто выставляются за дверь, фигурально выражаясь.
                Полит- система с тремя « силами» правые, центр, левые уже некое более объемное представление действительности. Но что изменилось во времени? Ведь такие три партии возникли еще в конце 18-го века? Практически - ничего. Они так же, как в США- за статус-кво. За сохранение существующего без изменений. К тому же «Левые» здесь скорее левые или правые центристы. Нет 4-го, подчас даже третьего неизвестного «(Некое наличие третьей силы мы видим только в тех странах, где сохранились компартии или левые пытаются играть самостоятельную роль). Даже простое географическое пространство не учитывается. Если у тебя не так как у нас в Западной Европе - ты не демократ!.. Тебя можно даже разбомбить.

Вот вам третья группа политиков и идеологий. Политических систем, (не гнушающихся подчас использовать и провокации), как это наблюдается сейчас во взаимоотношениях Израиля и Палестины, убийство  политического противника, на его же территории, спровоцировало военный конфликт, в котором убито на сегодня 3 израильтянина и100 арабов, не считая сотен раненых.               

Октябрьская революция означала попытку прорваться в «четвертое измерение». Но время далеко не всегда учитывалось. Возьмите простой пример. Крупные теоретические, географические т.д. открытия вели к крупным переменам в социальном составе населения. 19 век - быстрый рост крупных промышленных предприятий и возникновение современного рабочего класса. Возникает Марксизм (не случайно).   Середина 20 века - Научно-техническая революция - возрастание и быстрый рост интеллигенции, технической, научной и т.д. Кто то из любителей статистики тогда даже подсчитал, что если эти темпы сохранятся, то научно- техническими работниками станут в 21 веке все жители земли, включая детей (и даже домашних собак и кошек). А что в теории в СССР произошло? А ведь НТР фактически означала, что прибавочную стоимость создают и ИТР и ученые. Их социальный статус сближается с рабочими, а как растет техническая квалификация рабочих и колхозников. К тому же нельзя забывать, что в СССР после ВОВ до 40 % населения села, было еще неграмотно. Получаются колоссальные разрывы, а в Марксистской литературе это не нашло должного отражения.

Хотя еще Энгельс писал, что с великими открытиями и преобразованиями теория должна совершенствоваться, следовательно и практика. Стали форсировать количественный рост партии, в том числе за счет лаборантов, приравнивая их к рабочим. Но количественный рост - это проблемы линейного развития первой степени. Качественных изменений не произошло, рост влияния партии не увеличился, а следовательно и авторитет. И это только один пример. Теория политэкономии зачастую подменялась экономической политикой партии. В конце концов произошла «мирная» ликвидация завоеваний социализма.
                Сейчас мы переживаем новый громадный этап развития человеческого общества, связанного с кибернетикой и международной системой всемирного вида связи -интернетом! Неизбежно некоторые социально-политические движения данной страны подчас превращаются в международные. Хотя бы тех же антиглобалисты. А что нового в марксисткой теории? К сожалению это широко не известно. Не удивительно, что мы наблюдаем различные политические шатания, конфликты, «независимо мыслящих» - вроде колумнистов. Это наследние 20-го века в новом 21-м. Но оно преодолимо. «Математики»  (то есть логики, теоретически мыслящие) тут помогут.. Современная техника может помочь. В общественных науках это наверное сложнее. Опять стоит извечный «русский» вопрос - «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Надо в первую очередь осмыслить все происходящее. Интернет здесь даже может помочь! Ведь есть возможность обсуждать серьёзные теоретические проблемы и дискутировать в международном масштабе. Но и здесь необходим «человеческий фактор» - смелые пионеры, организаторы , начинатели. Мир так обширен, многообразен, интересен, что может увлечь любого теоретически мыслящего человека. 21 век - «не конец света «а шаг в дальнейшем развитии человеческого общества.
   
Всеволод Архагельский 12 ноября 2012 года. Таллинн
 
ДОПОЛНЕНИЕ.

Наследие 20-го века 21-му. Подготовка и разжигание войн (гражданских) во имя МИРА. Премии МИРА за предательство своих товарищей и идей.. Итог - ценность мира и «политики» мира ставится под сомнение. Неизбежное падение доверия ко власть имущим и стоящим во главе государств политическим силам. Не потому ли - так распространяется терроризм во всех своих сочетаниях. Когда то терроризм был уделом только одиночек и отдельных группировок. (анархического толка).  В.А.14.11.12.

Второе дополнение.
 
Всё сказанное выше никак не связано с умалением геройских поступков отдельных личностей, отдававших все свои силы и моральные и физические для решения определенных насущных задач, решить которые либо не удавалось, либо они не осмеливались. Героизм как проявление смелости и отваги для преодоления каких либо препятствий, проблем, необходимостей всегда был присущ человеку. Он не одинок и не случаен. Он вдохновлял людей на решение многих проблем глобального характера. На пыльных дорожках дальних планет - останутся ваши следы. В вышесказанном хотелось только подчеркнуть, что самоотверженность, готовность отдать свои знания и физические силы - это качества не отдельных людей и не только в глобальных вопросах, как это мы видим на примере тех же защитников Сталинграда, Панфиловцев и др.

Хотелось подчеркнуть роль многих миллионов, стремящихся преодолеть различные препятствия, пусть самые малые, подчас большинству незаметные, и сделать это многое не ради себя, своих частных интересов. Хотя они могут здесь присутствовать, но и для других, для людей, для Человека. Это нашло свое проявление в 20-м  веке. И взгляды и интересы и порывы этих людей выражали своими поступками отдельные герои. Но наряду с этим, к сожалению  в 20-м веке наблюдались и прямо противоположные явления, которые подчас процветали, находя поддержку у власть имущих. И во многом характерные для самих власть имущих. Эти две стороны 20-го века, мне кажется более полно характеризуют прошедший век. Войны, насилия, ложь, предательства и многое другое, подчас объясняются именно тем, что одна из названных выше черт становилась господствующей. В одном случае проходили прогрессивные изменения, и даже революции, в другом - воины, измены и стремления или осуществление поворота назад, вплоть до потери тех или иных прогрессивных завоеваний.      
                Хотя и первая черта больше, чем когда-либо характеризует события прошлого века. Она охватила весь мир и повлияла на происходившие события. Она и сегодня оказывает свое влияние на происходящее 21 век способен превратить ее в доминирующую, наиболее влиятельную, чем в прошлом веке! Поэтому, без понимания и без учета названных двух тенденций, особенностей прошлого, невозможно понять происходящие попытки стереть связывающее нас с прошлым, заставить забыть его.   Можете возражать. В.А.  Тоже 14-ое ноября.

Дополнение 17го ноября.
 
Наследие 20-го века подтверждается и продолжает жить . Получил ноябрьский номер журнала « Наука и Жизнь». В статье об отречении от престола Николаем Вторым, говорится о массовых выступлениях солдат в Петрограде фактически с требованиями установления республиканского строя. Во главе выступавших были Эссеры, а их лидером был Керенский. Массовые выступления заставили и брата царя - Михаила Романова, отказаться от престола. В России росло недовольство царским режимом. Свершилась Февральская революция Ни немецкими деньгами , ни коварством большевиков тогда не пахло, Но Советы заявили о своей все-государственной силе. Ничего удивительного, что в России установилась в том же году Власть Советов!
                Второе - в передаче « Постскриптум» Пушкова, приводились сообщения, что во время Карибского кризиса в США готовилась провокация против Кубы, которую собирались использовать для подавления «режима» Кастро. Кеннеди этому помешал совершиться. Не потому ли его убили? И третье. В Таллинне, сегодня прошла тысячная демонстрация и митинг с основным лозунгом : «Хватит лгать!», направленная против правящих политических партий.  Как видите- события 20 го века дают о себе знать и сейчас!
В.А.