Пополнил коллекцию

Борис Воронин
               
      Часть моего детства прошла на Колыме. Поселок, где мы жили, представлял безрадостное зрелище: несколько одноэтажных домов из дикого местного камня, клуб, детский сад, контора, а на окраине  -  огромный лагерь заключенных с запретными зонами, вышками, колючей проволокой. Поселок со всех сторон зажат высокими, голыми, мрачными сопками. Говорили, что на нашем руднике добывали серебро и олово. Мы со сверстниками коллекционировали красивые камни ( увлечение осталось на всю жизнь). Мама этому радовалась и даже подарила книгу А. Ферсмана « Занимательная минералогия», ставшую для меня настольной. Мама была убеждена, что я стану геологом. Я  -  тоже, но жизнь распорядилась по-своему  -  стал  инженером строителем.
       Собирали камни на рудничных отвалах, и что только ни находили! Великолепные кристаллы дымчатого кварца, мориона, цитрина, пирита, касситерита, плавикового шпата. Они не сохранились, но только теперь понимаю, насколько эти камни были совершенны! Особенно интересны большие кристаллы дымчатого кварца  -  фантомы. На просвет в них можно увидеть другой кристалл. Я первым из ребят узнал о таком свойстве минералов, как флюоресценция. И когда продемонстрировал ее ребятам, восторгу не было предела.
Решили провести эксперимент. В клубе во время киносеансов в конце зрительного зала топилась печь, плита всегда раскалена. Лучшими местами считались те, что рядом с печкой.  Перед сеансом мы заготовили мелкое крошево из флюорита. В тот день фильм смотрела рота солдат. И когда выключили свет, мы высыпали крошку на плиту. Она мгновенно засветилась зелено-голубым сиянием. Солдаты ахнули! Киномеханик остановил фильм, включил свет, а на плите  -  лишь серенький песочек. Выключает свет  -  снова сияние…
На отвалах находили флюорит зеленый и фиолетовый. Однажды я нашел минерал, чем-то похожий на темно-фиолетовый флюорит, но плотный и тяжелый. Принес домой и положил на полочку рядом с другими  камнями. Когда мама пришла с работы, показал находку. Такого испуганного выражения лица я никогда не видел. Она вырвала камень из рук и выбежала на улицу. Вернувшись, дрожащим голосом попросила не притрагиваться к таким камням, а тем более  -  не держать в коллекции. Позже я узнал, что это был кусок урановой руды.