Неконструктивный диалог

Степаныч Казахский
Конечно, эта ситуация - хорошо понятна авиатору, но если вникнуть простому читателю, и сравнить "весовые категории" нашей вертушки-крохи и Лайнёра Ту-154, то можно и прочувствовать - так сказать :)

                ********************

Прослушиваю погоду на «старте»,… и понимаю, что нас будут принуждать,  в  который  раз, летать «задом-наперёд» после посадки. Поэтому, предвосхищая события и поменявшись радиогарнитурами с Мишей - я не могу выйти в эфир, т.к. у меня нет кнопки «радио» (могу переговариваться только с пилотом), поэтому я - говорю в микрофон,  а Миша кнопку »радио» жмёт.
Спокойно объясняю «старту» (диспетчеру стартового командного пункта), что меня, т.е. вертушку, лучше и безопаснее завести на посадку против ветра, прямо на перрон,  потому,  что сила  и  направление  ветра  не  позволят  безопасно  рулить по рулёжной дорожке (РД) после нашей посадки.
Ветер - сильный и дует поперёк полосы. Если мы сядем на посадочную полосу, то перрон и стоянки будут строго сзади нас. Между нами и стоянками - ряд освещающих перрон столбов с фонарями. Шаг между ними - метров двадцать- двадцать пять, плюс - на стоянке за столбами, стоят воздушные суда, то бишь, самолёты.

Диспетчер вроде попался понятливый, и я успокоился.

                ****************

   Мы возвращаемся сегодня,  с очередного маршрута  по  «трубе» со стороны Оренбурга, и идём на посадку в аэропорт «Подстёпный»,  г.Уральска.
Мы - это пилот нашей авиаэскадрильи Миша Б. и я, командир звена. 
Идёт обычная «обкатка» летчика по маршрутам предполагаемых работ в ближайшие аэропорты, плюс - решение некоторых задач с «заказчиком», и утрясание вопросов взаимодействия со службами аэропортов Уральск и Оренбург.

Миша за «рулём», а я - сзади, на диване, с наушниками на голове.
Слышу, что нас "заводят" на полосу "как обычно".
Значит зря я только что «эфир сотрясал»:.. Ветер сесть позволяет, а рулить - ни в коем случае!
Говорю Мише по СПУ:  Напомни им об ограничениях.
Он кивает и на очередном сеансе связи напоминает «о ветре».
Диспетчер «пропускает сказанное мимо ушей», а в эфир выходит, заходящий на посадку лайнер Ту-154.

Нам разрешают посадку на пересечении РД и ВПП (взлётно-посадочной полосы) против ветра.
- Садись - говорю - куда сказали.
«Посадка!» - говорит Миша приземлив вертушку, и диспетчер жизнерадостно
сообщает: -«Посадка ваша во столько то; по эРДэ на перрон, по указанию встречающего».
Михаил смотрит на меня - Что мол, делать-то?
Спрашиваю его:
- Рулить можно при ветре 15 порывы 17 метров в секунду, да ещё и 
«в хвост?»
Он машет головой:
- Нет, мол!
Говорю: Ну так объясни это «старту».
Миша «объясняет».

В эфире появляется Ту-154 и докладывает о намерении захода  на посадку.
«Старт» ответил ему, разрешая построение захода, и говорит нам: - «Такой то» борт, подлёт с полосы на перрон - разрешаю.
Миша смотрит на меня, а я терпеливо снова спрашиваю: - Сможешь «задом - наперёд», между столбов, на стоянку, через самолёты переместиться?

Мотает головой: Нет, не рискну.
Вижу, что он - сильно нервничает.
- Так «старту» и скажи - говорю.
Миша повторяет "Сказку про белого бычка".

В голосе «старта» появились дребезжащие нотки: - Сейчас к вам подойдёт машина-буксировщик и отбуксирует на стоянку.
- Да? Хорошо - говорю.
Ну-ка запроси его:
- Нам что, выключаться на посадочной полосе для буксировки?

Миша запрашивает.

...Что ж, пора  учиться отстаивать,  то, что укладывается в простое понятие  «Здравый смысл и знание руководящих документов».

Борт Ту-154  докладывает:
- «на четвёртом».
То есть, он сейчас начнёт окончательное снижение на полосу, на которой стоим и мы по её центру.

Диспетчер «старта» говорит нам: 
- Да, выключайтесь.

Ну вы блин, даёте! - развожу руками.

Мишу трясёт как в лихорадке.
Говорю ему:  Давай дружище, я сяду вместо тебя. Успокойся! За всё происходящее на борту, все-равно несу ответственность я.

Мы - меняемся местами, и я выключаю только один двигатель, оставляя возможность выйти всем нам из этой сгущающейся ситуации.

Подлетает машина для буксировки и машина РП (руководителя полётов).
РП из машины не выходит, а мы, еле видя друг-друга через стёкла кабин, переговариваемся «по-рации», на частоте «старта».

РП - мне: 
- борт такой то, давайте «ваш прицеп»!
Это он, так «водило» называет - специальную «трубу», с помощью которой, зацепив её одной стороной за вертолёт, а другой за автомашину осуществляют буксировку.

Отвечаю: Мы не возим «водило» с собой; оно должно быть у машины которая осуществляет буксировку (тесно будет в нашей маленькой вертушке, если мы ещё и «трубу эту» возить будем).

РП-мне: 
- тогда сруливайте с полосы!  И, машет машине-буксировщику: уезжай мол!
Тот - уезжает.

Ту-154 говорит:   
- "На прямой, шасси выпущены, к посадке готовы".
РП - ТУ-154 му: 
- "Минуточку".

РП - мне:   
- Борт такой то, освободите полосу!
Отвечаю: 
- Каким образом?

РП - мне:   
- Срулите с ВПП на грунт, вперёд, против ветра.

Я - РП:   
- Выходите из машины, и управляйте моим рулением. Вся ответственность за безопасность ляжет на вас, если мы засосём в двигатель что-нибудь или провалимся в нору.
РП - мне: 
- Тогда улетайте куда-нибудь! (дословно)

Запустив второй двигатель и готовый  в любую секунду оторваться от земли - керосина мало, ветер сумасшедший - в помощь вертолёту, и машина мгновенно  взлетит – все-таки для "протокола" спрашиваю у РП: 
- Куда конкретно?  Я ведь дал «посадку» и у меня «конец работы» по-"заданию на полёт".

Ту-154 говорит:   
- Так нам посадку разрешили?
РП-154 му:      
- Минуточку

РП - мне,  кричит:   
- «Борт такой то», взлетайте, сделайте  круг и заходите на перрон, на свою стоянку против ветра (дословно).

Миша глянул налево. Там - «Туполев» уже над «ближним» приводом. Один километр значит, до полосы. С его то скоростью!

Я - РП:   
- Борт такой то, взлётаю! И сразу, без перерыва: Взлёт произвёл, захожу на посадку на стоянку.

Ту154  говорит:   
- Посадка!
РП - Ту 154 му:   
- Посадка во  столько то минут, на перрон, по указанию дежурного.
154:   
- Понял!

Диспетчер «старта» -  мне: 
- Посадку на стоянку разрешаю.

Я - «старту»:   
- Посадка. На стоянке, конец!
Диспетчер:   
- Посадка во столько то, конец!


Иду в АДП ставить в план на завтра, и готовлюсь к серьёзной перепалке.
Злость и напряжение прошли, и я иду опустошённый.
Мне навстречу – руководитель полетов.
Говорю ему: 
- Привет! Куда бежишь?
- Привет! – говорит. - Да, понимаешь, какой то мудак-вертолетчик, нас всех на уши поставил. Бегу разбираться на «старт», а потом - на вертолётную стоянку.

Я ему:   
- тебе не надо бежать на стоянку, он - уже здесь!
Он оторопело  смотрит на меня минуту другую.

Думаю: Бедный! «Крыша» совсем худая!
А он как засмеётся! Сначала тихонько, а потом всё сильней.
«Ну и побегали мы!» - говорит.

- Слушай – отвечаю,  «дружба», научи своих «движенцев» гибко управлять вертушками.
Ведь я мог спокойно выключиться на полосе и вы толкали бы вертолёт руками, как когда то в Чимкенте пожарники и вохровцы, катали меня и мой вертолёт, в подобной ситуации.

- Если успели бы утолкать - это я ему. А  «Туполев» ушёл бы на второй круг. Вот тогда, всем «тесно» было бы.

Он согласно кивает.
- Ну да ладно. Всяко бывает в жизни. Пока! Я домой полетел - говорю.
- «Пока» - говорит.

А  Михаил прилетев из командировки, рассказал, что работал относительно спокойно. Правда один раз была ещё «попытка», но потом, одумались и разрешили сесть прямо на стоянку.
- Ну и слава Богу!  Если сильно захотеть можно всё решить миром!

(С) Я,  так думаю! - только вы не обижайтесь! (Рубик-джан, к\ф "Мимино")