Отшельник. 5. Поиск выхода

Олан Дуг
       Начало http://www.proza.ru/2012/10/29/1243

Сергей попробовал было заняться программированием, но через несколько дней запас нерешенных задач иссяк, новые не возникали, и не было никакой обратной связи, чтобы определить эффективность найденных решений. Сергей понял, что не он искал задачи, а те находили его, выстраиваясь до настоящего времени в очередь, казавшуюся, иногда, бесконечной. И вот эта очередь иссякла. Он ломал голову - что бы ещё придумать?

От нечего делать он загнал одну из редких здесь Пикушек в автоматическую лабораторию и начал разбирать её на атомы. Работа не  была творческой. Начался долгий процесс сканирования. Хоть объект был значительно меньше его самого маленького творения, а скорость сканирования была на пределе возможности его автоматической лаборатории, даже примерная оценка показывала, что полное сканирование может занять несколько месяцев, а разбивка на однородные области, формирование блоков и их анализ потребует ещё столько же времени.

Сергей оставил эту задачу Сим-Симу, дав команду оповестить по окончанию операций, и забыл о ней. Его внимание переключилось на поиск выхода из этого замкнутого пространства.

В первую очередь он обратил свое внимание на канал пневмопровода. Получить к нему доступ не составило труда, благо полная инвентаризация всего имущества подходила к концу и Сим-Сим быстро находил нужный инструмент, после нескольких минут «размышлений» выдавая  номера склада, стеллажа и ящика, а так же схему кратчайшего пути, а пару заряженных миникаров всегда были под рукой.

Основной свой лагерь Сергей перенес в первое помещение, в надежде быть все-таки замеченным, и ещё потому, что там включался особенно яркий свет – Сергей помнил, что произошло со стойким часовым. Ещё он не хотел пропустить момента, если кто-нибудь вдруг надумает посетить этот терминал. Получить доступ в канал оказалось довольно просто. Разведчики двинулись по нему и вскоре уперлись в первую диафрагму.

Нанороботы умели многое, но не умели работать с обычным гаечным ключом. Сергей несколько часов в полусогнутом состоянии добирался до диафрагмы, а затем назад. Поняв, что с нужным инструментом не сможет повторить пройденный путь, он из двух миникаров сконструировал небольшую платформу, разместившись на которой он мог управлять её движением, а ещё из двух грузовой прицеп для инструмента.

Провозившись пару дней, он разобрался с принципом действия диафрагмы, которая без всяких внешних источников энергии автоматически открывалась энергией движения самой капсулы и, разобрав её, понял, что диафрагма открывается с обратной стороны, а он находится в канале встречного движения к терминалу.

Пару дней ушло на то, чтобы найти и вскрыть исходящий канал. Оборудуя тележки системой рычагов, для автоматического открытия диафрагмы, он вдруг сообразил, что это система ниппеля и, пройдя первую диафрагму, он  вновь окажется в ловушке, потому, что при возвращении её придется разбирать с обратной стороны.

Ещё день ушел на изобретение системы заклинивания диафрагм.
Разбирая и собирая диафрагмы он понял устройство и принцип работы пневмосистемы.

Она состояла из участков  двухтрубного пути, отделенных друг от друга диафрагмами. Вначале и конце участков трубы соединялись турбокомпрессорами, которые перекачивали воздух между трубами обеспечивая быстрый поток воздуха по обоим трубам во встречных направлениях.
Перегрузившись в исходящий канал, он предпринял разведывательный поход, легко пройдя две диафрагмы, и возвратился назад. Все это заняло у него всего полчаса. Результат был обнадеживающий. Но он, опять-таки, вовремя сообразил, что за любой из диафрагм может оказаться участок работающего пути и его просто раздавит несущимися капсулами.

Дальше он продвигался осторожнее, вначале слегка приоткрывая новые диафрагмы и пуская вперед разведчиков, никто в шею его не гнал. Так он дошел до развилки. Прошел её в одном направлении и дошел до косой диафрагмы, которая открывалась в действующую магистраль. Понять это можно было, не открывая диафрагму. Шум проносившихся капсул был слышен задолго на подходе.

Сергей продумал методику анализа и конструкцию датчиков, установил их на диафрагмах обоих ветвей и Сим-Сим буквально через полчаса определил, по какой ветке шли груженые капсулы, а по какой пустые. Дальнейшее движение, пока работала магистральная ветка, было невозможно. А этот участок работал безостановочно. Запущенные разведчики бесследно исчезали, скорее всего, гоняемые компрессорами по бесконечному кругу.

Оставив датчики движения и разблокировав все диафрагмы, Сергей восстановил пневмосеть, а так же приемный механизм, на случай посещения своего портала. Предварительно разобравшись в конструкции и найдя метод выхода изнутри трубопровода, он занялся поиском других вариантов.
Следующую надежду давало подземное озеро.


Он перенес свою стоянку на берег озера. Он уже оставил надежду на то, что его обнаружат, а при включении пневмосистемы Сим-Сим оповестит его. Кары с запасом заряженных батарей стояли всегда под рукой.

 В естественной пещере, наверное, случайно обнаруженной строителями и оставленной в своем первоначальном виде, находилось единственное место, отличающееся от утомительного однообразия бесконечных коридоров и километров стеллажей. Шершавые необработанные поверхности стен, куполообразные своды потолка украшенные несколькими небольшими сталагмитами, с которых редкими каплями падала вода, разбивая на  круги идеально ровное зеркало водной глади.

Надежду вселял небольшой ручей, вбирающий в себя сочащуюся из различных щелей талую воду. Он был довольно обилен, но уровень воды в озере оставался неизменным. Значит должен быть подводный сток, скорее всего, перекрытый естественным сифоном. А раз есть сток, вода где-то выходит на поверхность. Следовательно можно создать канал связи с внешним миром и, если  не подать о себе знать, то, хотя бы, получить весточку о том, что там делается.

Он потратил несколько дней, разрабатывая в модуле визуального программирования алгоритм создания подводного канала связи в неравномерно текущем потоке, запустил его реализацию и столкнулся со старой проблемой: канал создавался слишком медленно. Источников энергии и сырья на острие  создания канала не было, и то и другое нужно было доставлять из начальной точки. По мере продвижения вперед скорость снизилась вначале до нескольких десятков метров в сутки, через неделю до нескольких метров, а потом уже счет шел на десятки сантиметров в день. Как ни парадоксально, но такая же программа по созданию канала связи вверх по течению ручья, реализовывалась в два раза быстрее и вскоре достигла точки, откуда брали свое начало все скопившиеся здесь воды – подошвы высокогорного ледника. Как преодолеть ледяной массив Сергей так и не придумал. Оставив медленно реализующуюся программу, как и несколько других таких же, под опеку Сим-Сима, Сергей просто предался воспоминаниям.

Он начал вновь не спеша просматривать всю рабочую информацию, сохраненную Сим-Симом по ФСБ и другим источникам наблюдения. Ничего нового привлекающего его внимание он не нашел за исключением одного. В одном из кабинетов у сотрудника постоянно было включено радио и все время звучала музыка.

Сергей неделю потратил, выбирая  музыку. Вокруг была мертвая тишина, но он постоянно слышал только ему одному доступные звуки. Когда начал угадывать следующие в случайном порядке мелодии по первым нотам, он попросил Сим-Сима поискать в памяти все звуковые файлы, содержащие музыку, и внезапно получил в подарок целых сто часов непрерывного звучания мировой инструментальной музыки с высочайшим качеством записи.

Музыка была сохранена ещё в самом начале работы с Системой, когда он калибровал свой звуковой интерфейс общения с Сим-Симом, использую диски дочери, приехавшей к ним погостить. По сравнению с тем неясным звуком, обрезанным радиоприемником, а потом ещё и его узкополосной линией связи, это было нечто божественное. С тех пор гитара, саксофон, рояль или аккордеон, постоянно сопровождали его в бесконечных пробежках по коридорам. Когда он не ходил или бегал, то сидел на берегу озера, наблюдая под звуки божественной музыки за бесконечно разбегающимися от падающих сверху капель кругами, которые, пересекаясь, образовывали замысловатые геометрические узоры, и предавался воспоминаниям.

     Продолжение http://www.proza.ru/2012/11/30/325