Брейк, бананы и кейтары

Джеймс Александр Даркфорс
  - А в чём там суть претензий?
  - Не претензий, а недопонимания. Она не поняла, при чём её персона в политических баталиях, к которым она отношения не имеет, – я поясняю Тане Флауэр Пауэр ту историю с Фрау Китти, которая неожиданно списалась со мной после того, как обнаружила своё имя в списке тех, кем некая противница PUSSY RIOT не является. – Я объяснил ей, в чём соль Упячки, вопрос был исчерпан, потому что всё сразу на свои места встало. Вообще – просто я прослоупочил то, что она уже с Хэнком вместе не выступает. У неё свои замуты…
  Мы сидим за столиком «Перестройки», где проходит саундчек ЧЕТЫРЕЖДЫ ЧЕТЫРЕ и прочих, кто участвует сегодня в мероприятии. Анжей сейчас за пультом, а Габи, которая успела нас всех поприветствовать, быстренько сдёрнула в подсобку – переодеться: ей выступать в первом сете, где будет сеанс «старошкольного брейка», как кто-то говорил, кажется, это был Ник.
  Да, именно тот самый вариант брейк-данса, который был в годы, когда деревья, конечно, были большими, но не было старых пустырей прямо за двором – там уже давно была соседняя улица, и часть магазинов с продуктами, которыми и лично я пользовался. Тогда очень многие пытались этот танец освоить, но на самом деле немногие сумели сохранить прежний интерес к нему тогда, когда спортивные костюмы в сочетании с тёмными очками и велосипедными перчатками начали потихоньку смотреться, как нечто устаревающее.
  Да, именно так – кроссовки (часто светлые, хотя и тот же «Адидас» был в настоящей моде), велоперчатки, каплевидные или большие, но «зеркальные» тёмные очки, яркие цвета в одежде, спортивные кепки (бейсболки позже войдут в настоящую моду). И те самые «механические» движения, больше похожие на Марселя Марсо, чем на DA BOOGIE CREW и прилежащих, чья отточенная акробатика определит стиль последующих «баттлов», уже в новом сезоне.
  Тогда ещё не было такой подкованности в том, что это за художественные шорохи применялись у Херби Хэнкока (это уже потом многие из нас узнавали, кто написал ту вещицу из «Курьера», ставшую едва ли не гимном тогдашних брейкеров). Да и само по себе, что это такое, что за музыка, это потом было, не тогда. Тогда для многих это просто было чем-то новым, невероятно привлекательным. Впрочем, не только это.
  Я очень хорошо помню, как моей однокласснице, сейчас обзаведшейся семьёй и торгующей на рынке хозтоварами (так иногда и встречаемся), устроили разнос на школьной линейке за причёску и манеру одеваться (тогда старшие классы уже начинали получать лёгкие послабления по части формы). Этот случай в нашей среде стал известным, как «Бродяж», и я не знаю, в курсе ли теперь Сергей Минаев и Дезайрлесс (если она ещё жива и поёт), но те, кто был в курсе – долго смеялись над двумя дурными бабами, рассуждавшими о культурности человека, как феномене, ни разу не удосужившись запомнить слово, которое в русский язык вошло так давно, что Макаренко не было в проекте, как и Сухомлинского, зиг им обоим и хайль, а путешествие вояжем называли.
  Кстати, именно француженка с английским псевдонимом, подразумевающим отсутствие у неё желаний каких-то, тогда для многих стала визуальным откровением – её классическая причёска и мужланистая внешность открыли массам, не особо сведущим в глубинах стилей «новой волны» (любителей которой тогда и у нас хватало), травестийный стиль одежды с такой экзотикой, как коротко выстриженные виски и затылок в сочетании с высоко поставленными волосами. Я себе такое начал делать уже тогда, когда закончил школу, но это совсем другая история, у нас одного появления с такой причёской хватило бы на несколько учительских инфарктов (хотя как раз тогда нечто подобное в мужском варианте уже было у чернокожих баскетболистов из NBA – лично я оттуда срисовал).
  - …Джимми, иди, я тебе сейчас покажу синтезаторы, – Эльмира Саад оказывается рядом со мной. Я, разумеется, иду. За одним из столиков второго этажа сидят Спаун и Фукс, а на столе стоит коричневый чемоданчик, рядом с которым лежит какой-то пенал, ну, или что-то вроде. Реверансы не упоминаются, они естественны. Эльмира открывает чемоданчик, в котором виднеется нечто, по виду напоминающее весьма навороченную аналоговую «голову». – Вот, собственно, это и есть моё последнее приобретение, копила на него месяца четыре. Почти две тысячи евро выложила только за сам синтезатор, там ещё «булавки» отдельно, в футлярчике лежат. Английский.
  - «Analogue Solutions», – дежурно сообщает Фукс. – Фирма довольно дорогая, но дешевле, чем у Буклы или Черепнина.
  - Димка, Серж Черепнин давно к этому отношения не имеет, продал схемы компаньонам ещё когда, – возражает Спаун. – Но у этих парней цены «от самолёта», даже Букла дерёт не больше трёх шкур, а эти – все десять. И никакого, ели уж об этом, конвейера. Анжей не так давно разорился на «Buchla Skylab», Джоселин ему помогла найти хорошую подработку в Англии для этих целей. Это единственный за Уралом инструмент данной фирмы и второй в России. Мы в Москву ездили, Морозов нас позвал участвовать в акции – взяли опробовать инструмент. Как полагается, с переключениями такой геморрой, что просто кошмар. Но стоит того, Эльмира в курсе.
  - Я пробовала с ним работать на синт-митинге, ездила для этого в Коттбус, – поясняет ведьма, усмехаясь. – Мама удивлялась, что я там забыла, у меня там особо друзей никаких никогда не было, вроде бы. Я сказала, куда еду, она всё поняла. Кстати, именно после этого мне подарили «Synthy AKS» на день рождения. Сейчас покажу его.
  Она временно закрывает и убирает вниз «Vostok», достаёт и ставит на стол другой «чемоданчик», светлой окраски, с яркими ручками настройки. На внутренней части крышки виднеется сине-чёрная «нарисованная» клавиатура. Знакомая штучка, уже не раз находил.
  - Вот, можешь посмотреть, – арабка показывает свою «игрушку». – Проводков, как видишь, нет, только штырьки, как их попросту называют, «булавки». Но у него сильный недостаток, его надо минут десять прогревать перед работой.
  - Да уж, я на данный момент в «железных» синтезаторах массового класса ещё путаюсь, а как это чудо техники настраивать, для меня и вовсе загадка, – говорю я…
  Да, тоже были модные штуки, хотя их сложно было достать. Многие себе хотели (в телевизоре увидели) кейтар – эти синтезаторы называли «носимыми» или «расчёсками». Или электронные барабаны-«многоугольники». То и другое в Союзе, кстати, производилось, хотя насчёт качества их звучания и работоспособности говорилось не так много хорошего. Но даже электрогитара из числа доступных в продаже – это было очень дорого. Тем более – действительно приличный орган или синтезатор. Обычному человеку чаще всего были доступны акустические инструменты, которые годились разве что для защиты от хулиганов. И именно они не вызывали особого энтузиазма.
  - …О, привет, – Габи уже в рабочей (для номера) одежде – белые перчатки, спортивный костюм в гамме красного и жёлтого, белые кроссовки или кеды, не очень разберёшь. – Ты же тоже сегодня будешь?
  - С Анжеем и Фуксом.
  - Поняла. А то думаю, для кого это там машинка заготовлена. Эльмира же свои барабаны сюда притащила.
  - Посмотришь в действии, – отвечает на это Эльмира. – Я же второй «Wave Drum» купила себе в прошлом году. А драм-машина – это для Джимми, Анжей привёз. Они тут недели две уже сидят, готовятся, делают номера. Я для той же цели сюда оба синтезатора привезла…
  Ещё одна мода, раз уж я затронул между делом и арабскую тему. Помню очень хорошо, как в советское время слегка поругивали, но очень массово крутили «Болливуд» (только не надо меня поправлять насчёт телугу и тамилов – уже в курсе, что у них свои производства сильные). И это привело к тому, что очень многие увлекались этими фильмами, актёрами (так посмотрю на некоторых своих знакомых из танцевальной сферы, у них и их друзей до сих пор живая тема – индийское кино и его звёзды, причём, не только те, которых тогда показывали, но и молодые). В моём окружении, конечно, любителей этих фильмов особо не было, хотя довольно давнишний даже для тех лет «Танцор диско» стал настоящим символом не только Болливуда, но чуть ли не Индии. А кое-кто на этой почве стал увлекаться и танцами (благо, и это часто шло с экранов, причём, в эфир ставилась передача с целым концертом, в котором даже шли объяснения, о том, что был за танец такой, каков его сюжет). И отчасти поэтому в России долго не прививалась (хотя были и другие причины) традиционная для храмовых танцев Индии раскраска рук и ног.
  Курьёз или нет, но уже немолодой грузчик из Узбекистана или ещё откуда (точно скажу, что его ошибочно называют таджиком) стал звездой любительского видео в наши дни, благодаря песням из «Танцора диско», которые он сопровождал стучанием по подвернувшимся предметам – стало легендой то, как он вместо барабана использовал обычное оцинкованное ведро.
  Среди тех же ведьм были и те, кто довольно хорошо разбирался в этом всём, даже вплоть до того, что один раз я рассказал о дискуссии в Интернете о каком-то рисунке хной на чьих-то ногах (на фотографии) – откуда этот рисунок. И в разговоре в Омске принимала участие Аля Байбулатова, которая на момент разговора не знала, что я уже проверил информацию из Новосибирска и убедился, что вышла ошибка, и рисунок не арабский, а именно индийский (сомнение с моей стороны было выражено по причине того, что рисунок был очень тонким по исполнению, обычно индийские «менди» проще).
  - Было бы неплохо глянуть этот рисунок, – сказала ведьма. – Я не индолог, но кое-какие в этом плане знания имею.
  - Уже проверено, это на какой-то актрисе, по-моему, было, вот какого конкретно контингента, не скажу, сам хотел бы знать.
  Не на уровне просмотра фильмов, а уже дальше этим увлекалась больше всё-таки женская часть населения. А вот мужская «брала восточнее», особенно – когда видеомагнитофон вошёл в жизнь советского человека, и вхождение это было, мягко говоря, непростым. Как раз тогда, когда уже видеобары стали легальными, и многие кафе становились ещё и точками показа видео (билет с комплексом в районе двух рублей), началось увлечение Гонконгом, благо, помимо уже давно ставших легендами американских и английских «антигероев» (кое-кто из них стал и героями молодёжи) стали популярными и актёры из этого китайского города. Или те, кто частично связан с его киноиндустрией. Для многих тогда «гигантом» был низкорослый, не богатырского сложения персонаж по имени, как вы сами догадались, Брюс Ли. Его боевая акробатика стала предметом подражания очень многих, а МВД даже пришлось решать вопрос нунчаков, как оружия – их тогда себе многие делали.
  А уж как был не по чину популярен качок Шварценеггер, говорить не стоит. Самый курящий культурист, чемпион по демонстрации мускулатуры, и если говорить о его ролях в фильмах, то это и есть его заслуги – хотя сейчас, если смотреть в общем и целом, там хватало таких дурацких штампов, что посмотришь, и вопрос возникнет, под чем «Красного копа» создавали, к примеру («Красная жара» – это слишком прямой перевод основанного на жаргоне названия фильма). Но нельзя недооценивать влияние «мифа Шварценеггера», который для многих в Союзе стал веской причиной создать в каком-нибудь подвале «качалку», чтобы «стать, как Шварц» (знали бы они все минусы такой «накачки», подумали бы двадцать раз, но тогда о подобных вещах говорили весьма осторожно – это входило в моду).
  Что касается темы, с которой я начал обсуждение – тут тоже был свой «гигант», и тогда никто не обсуждал его причуды, его слушали и даже пытались ему подражать. Знаменитая волнообразная походка, резкие развороты, махи «на полную руку»… Если кто-то вспомнил Майкла Джексона, то он прав, речь как раз о нём. Это стало модой и частым объектом обсуждения во всех отношениях.
  - …Ты не забыл, что тебе третьим на сцену?
  - Нет.
  - Сейчас, тебя Таня проводит, переоденешься. Сумки оставь здесь, их никто не тронет.
  Анжей подзывает Таню Флауэр Пауэр, и та отводит меня в помещение, в котором наши переодевались перед выступлением. Это нужно было для того, чтобы увести данный процесс из зала, где никому не будет интересно видеть эту часть работы артиста, только и всего…
  Не знаю, насколько это сюда относится, но у нас был случай, парень увлекающийся «попсой 90-х» (на «Пейсбуке» подружился с Сергеем Кузнецовым) и поющий песни на стихи собственного сочинения, его звали Игорь. К нашей компании он никогда не клеился – да и не пытался это делать. Не омич, из Подольска. Получилось так, что он написал в своё время мне – это был вопль отчаяния на самом деле, у него на тот момент не было аранжировщика, а песни были для Игоря не просто «отдушиной», это был смысл его жизни, если говорить по большому счёту. Он даже прозу пытался писать.
  Так вот, его история как-то стала известна Ленке Сухоруковой, которую я попросил не сильно распространяться, что у парня ДЦП в тяжёлой форме. Этого Язычнице было достаточно, чтобы не сильно чесать на эту тему языком, пока не пошёл разговор, что надо помочь (естественно, Анжея, как звукорежиссёра и аранжировщика, привлекать не рискнули). И этот разговор про помощь, без лишних подробностей дошёл до кого-то ещё из наших, той же Анны Андреевны. И она решила написать Игорю письмо, в котором предложила ему, если он не против, приехать и выступить. Тут возникла Металлика, которая уже во всех подробностях разузнала по этой ситуации, что там можно и нужно было, и эта информация попала ещё кому-то из её знакомых.
  Анжей, узнав о ситуации, сказал, что поможет с оплатой проезда туда-обратно и аппаратурой, но сам аранжировки делать не будет. Игорь, когда узнал об этом, не обиделся, просто его мать взяла с собой фонограммы, с которыми он должен был выступать. И вот тут уже на горизонте возникла фигура Сергея Быструшкина, с которым Анжей и Ленка были знакомы, благодаря Га-Баде-Паняй-Заворотню, одно время пытавшемуся рекрутировать кого-то из них на клавишные в КАБАРЕ, чтобы не иметь проблем с ограниченной памятью рабочей станции «Korg», на которой играл Быструшкин. Сергей согласился (ясно, что не по особой доброте какой-то, договорились об оплате работы). КАБАРЕ же играли, что заказывают – блатняк, «Песню года», фольклор, что там «массы» любят. А у Игоря этого как раз эти все дискотечные стандарты 1990-х годов, а то и кавера тех лет (тот же ЛАСКОВЫЙ МАЙ, который он всё же один раз подстебнул). Вопрос аранжировки не был воспринят как-то в духе «не знаю, что получится». В итоге были сделаны фонограммы, которые были сброшены на флэшку мне (попросила Лена, сказав, что в долгу не останется). Я-то к этой музыке в своё время заработал из-за «семейных разнарядок» (родственников сопровождать) принципиальную аллергию, и на момент моего знакомства с той же Леной лет с того периода прошло не так много, чтобы я со своей консервативностью сильно изменил отношение к этой музыке. И она это помнила. А в 2001 году была эта история с КАБАРЕ, которая стала причиной того, что я зарёкся связываться с подобными проектами. Опять же – это знали все мои знакомые.
  Нет, я тогда приехал в заведение, где должно было проходить шоу, и привёз с собой ноут и карту. Не для того, чтобы самому там выступить, даже не планировал ничего, потому что предполагал «чужую» публику. Единственное, что сделал всё-таки, так на флэшке был ещё мой материал «на потенциальный концерт», плюс я туда же сбросил – Лена опять же предложила, – «дискотеку» из всяких «нововолновых» треков редких из личной коллекции.
  В итоге публика оказалась смешанная, много приехало наших, которые хотели посмотреть на Игоря (раз о нём было так много разговоров), приехали друзья Металлики (по большей части всё же подруги, многие из которых учились в школах и прочих заведениях как раз во время, когда это «ретро» было на пике популярности). Полчаса пел Игорь, который приехал к нам с матерью (по понятной причине). А пока делали саундчек, Анжей (на полной ставке звукооператора) сказал:
  - Включи что-нибудь из «дискотеки» пока, я посмотрю, что тут можно сделать.
  Я это сделал чисто из технических соображений, раз уж договорились насчёт техники. И когда выключилась вторая или третья песня, подошла Металлика и предложила эти песни поставить под конец мероприятия. Я, конечно, никогда не считал себя даже стопятисотым Фонарём, поэтому в первый момент замялся, но Ленка сказала на это, что «всё гут» (Александр Шанин, «Барабаны, “кларксы” и мотороллер»). Так всё и вышло, кстати.
  - …Давай, твой выход, – меня слегка торкает за плечо Спайс. Я собираю сумки и выхожу на «монтаж» ноутбука: карта, конечно, на месте, но вот остальное пока при мне (для экономии места на сцене). С этого момента для меня существует по большей части музыка и микрофон передо мной, остальное – как бы во-вторых…
  Вот, возвращаясь к той вечеринке, где выступал Игорь. Там была не первая такая вечеринка, которые наши делали в стиле «ретро» (хотя у наших свои были темы в этом разделе). Первая она была в городе и в таком формате, потому что обычно организаторы со стороны наших не особо рвались участвовать в «попсовых» ретро-вечеринках из-за блатняка и того, что там совершенно чужая для них публика. А «своё» выставлять (тот же электронный фанк или артефакты тех лет всякие) было долгое время почти негде, поэтому наши проводили вечеринки в домах отдыха, где особо никого на тот момент не было, и это были закрытые мероприятия. А тут был особый случай, и интересный материал как раз подвернулся, не тривиальный, вроде той же АЛИНЫ и подобных проектов. И был ещё момент, о котором я упомяну отдельно.
  Я-то не знал тогда, кого туда принесёт кроме той публики, о которой Анжей с Ленкой говорили. И, естественно, не мог предполагать, что туда приедут (и не лень же им было) одноклассники мои, с некоторыми из каковых я отношения поддерживал и после школы, а некоторых мог и не узнать после того, как нас разбросало. Они тоже ничего не предполагали тогда. Как вы понимаете, они были крайне удивлены тем, что «я сам это всё писал», то же самое касается этого Игоря (в смысле, что он эти стихи пишет). В принципе, всё было не так плохо в итоге.
  - …Ты тут говорил, как бы между прочим, про какой-то фильм про те видеолекции.
  - Камеру надо. И чтобы кто-то снимал. А с этим напряжёнка. Что касается Олега, то ты и сам понимаешь, почему он так поступил. Он не хочет завершения этого проекта. Отсюда то, что он пообещал, а к теме не вернулся.
  - Чего он боится-то? – удивлённо спрашивает Таня Флауэр Пауэр. – Того, что там будет сказано что-то не то, что ли?
  - Тогда ему бояться нечего, потому что там просто будет сказано, что я не считаю этот проект перспективным. Отношения-то останутся. «Ansus» накрылся медным тазом закономерно, я это уже говорил…
  - Уходя от посторонних тем, – в разговор вступает Аля. – Как тебе вечеринка.
  - Очень хорошо, номера интересные. И спасибо за предоставленную сцену.
  - Не стоит. Если что – я на связи…