Талончик

Сергей Хайлов
« …благодаря Системе Управления Очередями  посетитель избавляется от необходимости отстаивать свое место в очереди. Это полностью ликвидирует нервозность и конфликты в зале обслуживания, кардинально меняя атмосферу ожидания».

Из рекламы.

Петербург. Сберкасса. Вечер.  Пусть вас не смущает название «Сберкасса», мы так привыкли называть эти небольшие отделения самого народного финансового учреждения  в стране. На самом деле, это отделение Сбербанка. Большого банка, в большом городе. В помещении много людей, ну прямо битком. Две очереди к банкоматам и восемь окошек с операционистками. Душновато. Кондиционер не работает. Хотя на улице и поздняя осень двери открыты настежь.


В середине зала стоит это чудо техники - терминал «Системы Управления Очередями». Экран монитора и принтер. Всё встроено в красивый зеленый ящик. Управление сенсорное. Надо выбрать из списка тему своего визита: платежи, оформление договоров, снятие наличных или другое, нажать на кнопку и из щели выскочит талончик.

Дальше всё просто: на табло высветится ваш номер, женский голос из динамика пригласит «посетителя с талоном номер…» к ожидающему его свободному окошку, за которым горит нетерпеливый взор операционистки. Ясно дело – прогресс, ясно дело – технологии! Да мы же только и мечтали об этом!  Вот!  Всё!  Канули в лету скандалы в очередях.


Итак, вечер, сберкасса. В помещение, забитое людьми, входит мужчина с собакой. Ничего так кобелёк, дворняга чуть поменьше немецкой овчарки. Без намордника. А зачем? У нас в Петербурге даже кобели и сучки – все сплошь воспитанные и интеллигентные, даже если беспородные. Я бы даже сказал - намордник оскорбляет псину! А если вы скажете про намордник хозяину, то сразу поймете, что намордник оскорбляет и хозяина. Кстати, вот он этот хозяин!
Мужчина лет за пятьдесят, после долгих вопросов  на тему «Кто последний?»,  наконец  был направлен к зеленому автомату за талончиком, где ткнул пальцем  в первый попавшийся пункт списка на экране, после чего необходимый талончик и получил.
Номер «Б192».
Мужчина прислонился к стенке между окошками и стал ждать. Кобель улегся рядом и задремал. Недалеко расположилась дама с талончиком «Б193».


-  Посетитель    с  талоном номер «А164» пройдите к окну номер шесть, - произнес голос   компьютерной женщины. 
Очередь двигалась. Талончики с номерами на А, Б, Г – назывались один за другим. Шло время.
- Посетитель    с  талоном номер «А191» пройдите к окну номер семь, - мужчина насторожился.
- Скоро наши, - сказал он соседке.
Но по какой - то причине наступила пауза, долго никого не вызывали.  Все окна были заняты. Потом, вдруг вызовы пошли один за другим:
- Посетитель    с  талоном номер «Г190», номер «А192», номер «А193», посетитель    с  талоном номер «А194»,…


Потом очень долго вызывали «Г193», потому что он плюнул и ушел. Не в смысле «плюнул и ушел», а плюнул прямо на пол, сказал в пространство: «Уроды!»  и ушел.
В конце концов, мужчина и женщина возмутились:
- Что же это такое! Стоим здесь уже полдня, все уже прошли, только мы тут паримся. Никто ничего не делает, спросить некого!
При этих словах к ним подскочил консультант и открыл было рот, намереваясь сказать стандартную фразу  «Могу ли я чем-нибудь..?» Но не успел.
- Вот, слоняются без дела, - показала на него женщина, - люди стоят, а они не работают.
- Да работают они, только не успевают, - вяло ответил кто-то из посетителей.
- Работают? А почему такая очередь? Кто здесь работает? Кто? – ещё больше распалялась женщина. Её лицо покраснело, из-под вязаной шапочки на лоб повисла прядь волос.
- Да я здесь работаю,  я, - сказал консультант, - чем могу вам ….
- Вот идите и работайте! – как отрезала дама.
Пёс улегся на бок и смачно зевнул.


Они подошли к окошку, которое освободилось, и наперебой стали возмущаться в переговорник:
- Вы неправильно работаете. Вы хитрите. Где наши номера? Почему не вызвали? Вон уже «А 194» прошел, а у меня «192»,-
грохотал мужчина в микрофон, несмотря на то, что у него был «Б192».
- Не кричите! Вы или пропустили свою очередь или ещё не дождались, - сказала усталая операционистка.
- Я не дождался?! – поднял брови мужчина.
- Я не дождалась?! – округлила глаза женщина.
- Не надо ля-ля! Вы сами берете, кого выгоднее, знаю я вас!
- А почему вы со мной так разговариваете? Что это за «ля-ля»? Я не ваша дочь! – осадила его операционистка.
- Не, ну вы видели! Она не моя дочь! – Мужчина заводился.
- Хамство какое! Невоспитанность! Сначала мурыжат, потом хамят! – заголосила женщина.
Операционистка поняла, что проще будет их обслужить вне очереди, тем более, что никто не возражает.
- Давайте квитанции или книжку, что у вас?
Мужчина, бурча, сунул в окно документы и они стали ждать, обсуждая безобразия, весьма бурно. 


- Вот ведь дожили. И как с ними говорить? Ни воспитания, ни уважения.
- А ещё Петербург, никакой культуры, – поддакивала женщина.
- Где улыбка? Где вежливость? Вот во Франции…Даа..
Кобель, лежавший у ног, вскочил и начал лаять на всю сберкассу. Девушка у дверей закрыла руками уши.
- Лежать! Тварь! – заорал мужчина таким голосом, что все в сберкассе присели.
Пёс прижал хвост и рухнул на пол от страха. Было слышно, как шлепнулось о кафель его брюхо.
Но на лице джентльмена уже снова была маска воспитанности.
- Вот  я и говорю. Во Франции все улыбаются. Представляете?
Он получил свои деньги и стал прощаться с женщиной.
- Всего доброго, до свидания. Удачи вам.
- До свидания, - сказала женщина, - всего хорошего.


Он повернулся к кобелю.
- Ну, чо разлегся! Жопу свою подымай!  Домой пошли. Жрать дам.  Уродина!
Они двинулись к выходу. Но дойти не успели. Чуть не сбив их с ног, в сберкассу въехал розовощекий парень на велосипеде. Скрипнув тормозами, он спешился и, улыбаясь странной улыбкой,  сказал:
- Ни фига себе очередь! Велик негде поставить!
Кобель залился лаем. Мужчина - матом.   Парень потащил велик назад и припарковал его между дверей сберкассы. Стало тихо. И в этом затишье прозвучало финальное:
-  Посетитель    с  талоном номер «Б192» пройдите к окну номер четыре!