Великий Дракон

Марта-Иванна Жарова
ВЕЛИКИЙ ДРАКОН

(по мотивам древнего предания перуанских индейцев)

Когда-то самыми могущественными существами, рожденными Землей, были драконы. Они вышли из сокровенных недр ее чрева и от рождения обладали мудростью нашей общей Матери. Драконы жили в горных пещерах. Они были бережными хранителями материнского знания и неусыпными стражами земных сокровищ. Люди в те далекие времена обитали в лесах и трепетали перед пернатыми змеями как перед богами.
Сначала, когда люди только появились на свет, драконы их даже не заметили. Постепенно людей становилось все больше, они стали расселяться по лицу Земли. И хоть места они выбирали самые укромные, под защитой скал и деревьев, с высоты драконьего полета не разглядеть их присутствия было уже невозможно. Драконы сразу почувствовали неприязнь к бескрылым существам, тогда еще беспомощным и слабым, только-только поднявшим с земли обломок сухой ветки, чтобы сбивать плоды с дерева.
- Глядите, сестры и братья! – стали говорить драконы один другому, слетаясь на Драконью Гору. – Эта лысая двуногая обезьяна подняла палку на дерево, чтобы с помощью ударов отнять у него то, что еще не готово отдать себя ей в пищу. Сегодня она бьет палкой по веткам, а завтра полезет по ним на небо, возжелав стать подобной нам! Не покончить ли нам с нею и ее потомством сразу, пока она не расплодилась и не наделала бед?
И только один Великий Дракон, самый мудрый из всех, не соглашался с такими речами.
- Люди не враги нам! – возражал он своим ропщущим сестрам и братьям. – Они, как и мы – дети нашей общей Матери. Они малы и слабы, и нам, тем, кто старше и сильнее, подобает скорее наставлять и охранять их, чем идти на них войною. Да и что за война может быть у крылатых с бескрылыми? Она стала бы подлой расправой над беззащитными, покрыв нас вечным позором!
Этот довод задел драконью гордость и на время успокоил воинственный пыл. Но Великий Дракон обладал провидческим даром и знал, что в сердцах его сородичей ненависть к людям не угасла, а лишь затаилась, подобно огню в горячих углях. Поэтому он оставил свое жилище в горах и полетел во влажную сельву. Великий Дракон старался лететь тихо и, как мог, затаивал дыхание, чтобы не поранить деревья и не распугать людей огнем из своих огромных ноздрей. Опускаясь все ниже, он увидел Женщину, занятую сбором плодов. Она была так увлечена, что не заметила Великого Дракона, пока он не опустился прямо перед нею, рядом с деревом, и не заговорил раньше, чем она успела испугаться.
- Мои сородичи недовольны тем, что вы, люди, сбиваете палками плоды, которые, созрев, упадут на землю сами, – сказал он.
Женщина застыла, Завороженно глядя на Великого Дракона. Он был огромен и весь покрыт ослепительно сверкающей золотой чешуей.
- Прости нас, о прекрасный и могучий Пернатый Змей! Но если я не собью эти плоды палкой, то птицы склюют их прежде, чем они созреют и сами упадут к моим ногам. Нам не хватает пищи. У меня много детей, но нет крыльев, как у птицы или у тебя. С крыльями за спиной я никогда бы не подняла на Дерево палки, ведь оно – наша кормилица! – ответила ему Женщина.
Великому Дракону понравилась ее почтительность и благодарность к материнской щедрости Дерева.
- Мы все – дети Великой Матери Земли, и у нее для каждого найдется вдоволь пищи, если только он причастен к ее плодородной силе. Я помогу тебе прокормить твоих детей и внуков, и их далеких потомков, – решил Великий Дракон. – Разломи пополам плод, который у тебя в руках. Видишь зернышко? Из него может вырасти такое же дерево, как то, которое породило этот плод, если посадить его в мягкую землю.
Великий Дракон вырвал дикую траву у себя под лапами и разрыхлил когтями почву:
- Закопай его здесь и полей водой. Если ты будешь поливать его, так, чтобы земля не пересыхала, оно вырастет в дерево. Ты сможешь посадить столько деревьев, сколько нужно для пропитания. Пройдет время, и ты увидишь, как все они станут приносить плоды, которых хватит и зверям, и людям, и птицам.
Так сказал Великий Дракон и поднялся в воздух.
- Благодарю тебя за добрый совет, Пернатый Змей. Я так и сделаю! – крикнула Женщина ему вдогонку.
И она посадила зерно в землю, полила его водою из родника и стала искать другие подходящие места для будущих деревьев.
Женщина научила сажать деревья всех своих сородичей. Прошло немного времени, и плодовые деревья разрослись в таком изобилии, что пищи стало вдоволь и людям, и животным, и птицам. Все они стали плодиться и размножаться.
Пустынные прежде земли превратились в сады, полные жизни, песен и веселья. Видя это, драконы снова начали возмущаться и роптать.
- Того и гляди, этих лысых обезьян станет так много, что они покроют всю землю! – говорили они. – Размножаясь с такой быстротой, они доберутся и до наших горных пещер. Не лучше ли сразу истребить их, не дожидаясь, пока нам придется держать оборону, защищая наши сокровища?
И снова вступился за людей один лишь Великий Дракон:
- Сестры и братья, мои, отчего в вас так много страха перед столь беззащитными существами? У них нет ни огня, ни острых когтей. Они миролюбивы и заслужили благоволения Матери Земли. Смотрите, какое процветание сопутствует людям повсюду! Они несут с собою семена добра, и все живые существа счастливо живут в соседстве с ними.
- Ты сам сказал: на их стороне теперь все звери и птицы! – закричали драконы. – Они вовсе не так беспомощны, как кажутся! И это процветание, что сопутствует им – знак того, что Мать Земля начала открывать им свои тайны. А разве не мы были избраны ею как хранители знания? Эти двуногие обезьяны украли у нас ее благоволение! И как можешь ты, признанный мудрейшим из нас, называть беззащитными тварей, наделенных разумом? Если мы не покончим с ними теперь, потом будет слишком поздно!
- Если мы восстанем на младших и любимых детей нашей Матери, то и в самом деле потеряем ее благоволение, а вместе с ним и мудрость. Чего тогда будут стоить наши сокровища? – ответил Великий Дракон.
Возразить на это остальным драконам было нечего. Не даром ведь они признавали его мудрейшим!
Однако Великий Дракон знал, что добился не победы, а лишь затишья перед бурей. И вот он снова поднялся в воздух и полетел к людям.
Люди уже знали, что тот, кого они называли Пернатым Змеем – их друг и учитель, и встретили его с ликованием. Когда он опустился посреди их поселения, стараясь не опалить своим дыханием крыши жилищ, к нему навстречу выбежали без страха и женщины, и мужчины, и даже маленькие дети. Они несли ему всевозможные дары и выкрикивали приветствия. Но Великий Дракон принес им недобрые вести:
- Сестры и братья мои, младшие дети нашей общей Матери! – обратился он к людям. – Мои сородичи взирают на вас с ревностью. Может статься, что мне все же не удастся остановить их, и они пойдут на вас войной. Я помогу вам защитить себя, но и вы должны приготовиться.
Услышав это, люди очень опечалились, но продолжали внимать своему крылатому наставнику. Он велел им принести веток сухого дерева и сложить перед ним горкой. Когда люди сделали это, Великий Дракон дохнул, хворост вспыхнул и загорелся. Люди взирали на огонь с благоговением.
- Вам придется приручить его, чтобы выстоять в битве с моими сородичами, – сказал Великий Дракон. – Вы можете поддерживать огонь, который я дал вам. Но даже если он погаснет, вы разожжете его снова, если будете тереть друг о друга две сухие палочки, пока они не вспыхнут.
Люди стали дружно благодарить Великого Дракона.
- Однако огонь сам по себе не поможет вам победить моих сородичей, если они пойдут на вас войною, – продолжал он, и люди умолкли. – Я должен взять с собой кого-нибудь из вас, чтобы показать ему одну из моих сокровищниц. Он запомнит дорогу к ней и приведет остальных. Я открою вам, люди, одну из великих тайн нашей Матери, тайну медной и оловянной руды. И да пребудет со всеми нами материнское благоволение!
Люди выбрали из своего числа смышленого молодого юношу, тот забрался на спину к Великому Дракону, и они полетели.
Лететь пришлось окольными путями, чтобы другие драконы не увидели своего почтенного старейшину с сыном ненавистной им двуногой обезьяны. Но смышленый юноша запоминал дорогу и составлял у себя в уме карту проделанного путешествия. Наконец они добрались до гигантской горной пещеры. В глубине ее каменистый подземный ход простирался в самое сердце горы.
- Смотри! – Великий Дракон показал юноше обломок горной породы. – Это медная руда. Огонь переплавляет ее в медь. – Он положил обломок в каменную яму, дунул огненной струей, и яма наполнилась раскаленной жидкостью. – Горячему жидкому металлу легко предать любую форму, – продолжал Великий Дракон. – Правда, медь станет прочнее, если добавить в нее олово. Оловянная руда есть неподалеку отсюда, а здесь много серебра…
Три дня и три ночи Великий Дракон обучал юношу тайнам руды и огня. Потом юноша привел в пещеру многих своих сородичей, и они еще долго учились и работали под началом того, кого называли Пернатым Змеем.
Прошло время, и по всему человеческому миру стало распространяться знание о руде и огне. Люди делали из бронзы чаши, сосуды и украшения, достигая все более утонченного мастерства.
Видя такое преображение, драконы пришли в неописуемую ярость.
- Не может быть того, чтобы жалкие лысые обезьяны сами раскрыли секрет руды и огня! – возроптали они. – Кто-то выдал им этот священный секрет нашей Великой Матери!
- Отчего, сородичи мои, вам не приходит на ум, что наша общая Матерь сама продолжает раскрывать им свои секреты? – вступился, как прежде, Великий Дракон. – Ведь они – такие же ее дети, как  мы с вами!
Тут драконы вспыхнули такой злобой, что запылала вся Драконья Гора.
- Это он! – закричали они. – Он – предатель! Он открыл двуногим обезьянам тайное знание! Он показал им дорогу к сокровищам! Как может отныне зваться он Хранителем? Как может быть нашим старейшиной, мудрейшим из мудрых? Да будет изгнан и проклят, отныне он нам не сородич!
И они, не давая ему оправдаться, стали плевать в него огнем. Великому Дракону было не устоять одному против всех. Ему оставалось лишь спастись бегством.
Изгнанный сородичами, едва зализав немного раны, он прилетел к людям с недоброй вестью.
- Война! Нас ждет война с драконами! – предупредил он женщин, мужчин и детей, с ликованием устремившихся ему навстречу.
- Веди нас, Пернатый Змей! – бесстрашно ответили ему люди. – Мы готовы! Нет больше сил терпеть драконий гнет! Драконы уже каждую луну требуют от нас в дань самых прекрасных наших дочерей, и это не мешает им похищать и убивать всех, кто только попадется им в когти, жечь и разорять наши деревни. Мы обороняемся как можем, но без твоего водительства вряд ли выиграем эту войну.
- Для битвы вам потребуется оружие, – сказал Великий Дракон. Но вдруг увидел, как навстречу ему бегут юноши с копьям, луками и стрелами.
- Благодарим тебя, Пернатый Змей, за то, что ты научил нас защищать себя и друг друга! – воскликнули юноши, кланяясь. – Ты явился нам во время молитвы, подобный прекрасному сияющему богу. Ты открыл нам, как сделать оружие, чтобы победить драконов. И вот мы упражнялись в искусстве метания копья и стрельбы из лука. Нам удалось даже ранить одного из драконов-похитителей и отразить их последний набег. Веди нас в бой, и мы не дрогнем!
- Воистину, вы – достойные дети нашей общей Матери! – ответил юношам их крылатый наставник.
Драконы тем временем уже знали, что Великий Дракон явился к людям, чтобы возглавить их войско. Сборы были недолгими. И вот грянула битва. То было первое великое сражение древности. Драконы стремились истребить людей, но людей возглавлял Великий Дракон, самый могучий и мудрый из числа своих сородичей. Отважно сражались люди, не взирая на огромные потери. Драконы были побеждены. Искалеченные, уползали они в свои пещеры, дав победителям обещание обитать отныне в земных недрах и никогда не появляться на поверхности. Договору этому они верны и поныне.
А Великий Дракон, защищая в бою людей своим огромным телом, был так обожжен и изранен, что помочь ему не могли уже ни целебные травы, ни молитвы. Собрав последние силы, истекая кровью, полетел он в гущу леса, в вечнозеленую сельву.
Великий Дракон умирал долго. Когда люди, идя по кровавому следу, нашли его у корней четырех могучих деревьев, он был еще жив.
- Пернатый Змей, спаситель наш! Не покидай нас! – закричали люди. А Великий Дракон приоткрыл глаза, уже подернутые мутью, и сказал:
- Прощайте, младшие дети нашей общей Матери. Я ухожу. Но не печальтесь: я воскресну в этих четырех деревьях и в их потомстве. С кровью своей я отдаю им мощь и силу, что отныне побежит по древесным венам. Когда я умру, с молитвой к нашей общей Матери, с благодарностью за ее щедрость сделайте надрез на стволе одного из этих деревьев. Их красная смола – моя живая кровь – исцелит все раны, полученные вами в минувшей битве. И ваши внуки и правнуки также будут приходить за помощью к этим благодатным деревьям. Так, умерев, я пребуду с вами всегда.
Сказав это, Великий Дракон испустил дух.
Долго и безутешно плакали люди.
- Пернатый Змей, лучший из богов наших! На кого ты оставил нас?! – причитали и женщины, и мужчины, и дети. Когда же слезы их иссякли, они последовали совету Великого Дракона и с благоговейной молитвой Матери Земле, с благодарностью ее всещедрому сердцу сделали надрез на стволе одного из четырех деревьев, под которыми он почил. Красная смола, похожая на кровь, выступила из древесной раны, и ею исцелились все раненые в битве.
И по сей день жители перуанской сельвы лечат все болезни целительной кровью Великого Дракона, что отдал он когда-то четырем деревьям. А его младшие сородичи продолжают свою войну с людьми из глубины земных недр. И когда трясутся и сдвигаются горы, и выходит огонь из древних драконьих сокровищниц, все живое на Земле вспоминает о битве людей и драконов. Только сами люди почти ничего о ней уже не помнят. Осталось лишь предание о Пернатом Змее.