Этюд эпохи Горбачёвской перестройки

Владимир Колтовский
     Как известно, эпоха 1985-1990 годов была ознаменована правлением Михаила Сергеевича Горбачева и самым "непопулярным" его деянием того времени была кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Можно много рассказывать на эту тему, у этой кампании есть как сторонники, так и противники. Сторонники, например, утверждают, что её введение привело к уменьшению смертности от употребления алкогольных напитков и даже к увеличению рождаемости. Противники утверждают, что смертность от употребления алкогольных напитков уменьшилась в связи с тем, что алкоголики перешли с пива, вина и водки на одеколон, клей БФ-2 и антистатик "Лана", в связи с чем стали умирать не от алкоголя, а от всяких-разных бытовых токсинов.

     Чья правда "правдивее", я думаю, мы уже никогда не узнаем. Мне бы хотелось рассказать о том, как осуществлялась "мечта" простого советского труженика второй половины восьмидесятых годов в том случае, если он вдруг возжелал употребить более двух разрешенных по талонам бутылок водки в месяц.

     Я начал свою трудовую деятельность в 1987 году по окончании института, то есть в самый разгар антиалкогольной кампании. Коллектив наш был в основном женским, молодых ребят, включая и меня, было всего двое, еще два пенсионера. И тут нашим дамочкам приспичило что-то отметить, то ли чей-то день рождения, то ли праздник, то ли "первую пятницу на неделе". В общем, название события "не оставило следа в истории".

     Приготовить еду вызвались, соответственно, дамочки. Им хорошо – их много, распределили, кому-что делать, и через пару часов все готово. Хоть продуктов на прилавках было и немного, однако рыбные консервы, овощи и "морская капуста" присутствовали в изобилии. Кому покупать выпивку, я думаю, у уважаемого читателя вопросов не возникло. Не пенсионерам же, в конце концов…

     И вот мы с Женькой, собрав денег на какое-то количество вина или водки (что попадется, выбирать не приходилось), пошли обследовать близлежащие районы в поисках "самой длинной очереди".

     Где-то через пару троллейбусных остановок обнаружили "хвост". Подойдя поближе – поняли две вещи. Первая – "давали" довольно популярное в то время вино "Анапа". Вторая - купить что-либо, честно выстояв очередь, совершенно не представляется возможным. По простой причине – очередь совершенно не двигалась, а выходили с покупками только определенные личности, которые проталкивались в магазин сквозь нее, расталкивая прочих страждущих.

     Я решил тоже попробовать вклиниться в магазин и полез в самое пекло, однако быстро понял, что рискую остаться без непорванной одежды. А ведь дефицит хорошей одежды в то время был не меньше, чем дефицит еды и алкоголя. В результате, я выскочил из толпы с минимальными потерями в виде расстегнутой куртки и оторванной пуговицы.

     Однако цель достигнута не была. Зато я понял, почему среди части мужского населения была распространена в то время мода на телогрейки – меньше убытка при добывании "огненной воды". Чуть позднее подобное "фиаско" постигло моего напарника.

     Возник вековой вопрос русского народа "Что делать?" Хорошо хоть, что на второй вопрос "Кто виноват?" отвечать не требовалось, и так было ясно.

     Тут к нам подошел какой-то парень в "модной" одежде и предложил помощь в решении нашей проблемы. В качестве платы за услугу – одна бутылка ему. Еще неплохо. Нам надо было четыре бутылки, дали ему денег на пять, и он полез в толпу. Да, нам, дилетантам, до него было далеко. Он начал штопором вкручиваться в очередь по направлению к магазину.

     И тут мы наблюдаем (хорошо, что со стороны) такую картину. В очереди стоял мужик с тремя бутылками кефира. И что его занесло с полезным напитком (правда, без медалей), в очередь за чистым вредом для здоровья! Короче говоря, природа не вынесла подобного коктейля из вредного алкоголя (правда, потенциального – этот товарищ до магазина еще не добрался), полезного кефира и нашего "модного" мужика – от нажима лопнула одна или несколько бутылок кефира, содержимое фонтаном брызнуло во все стороны, очередь заорала на все лады, используя потенциальные возможности "великого и могучего".

     А наш "клиент" тем временем пробрался в магазин, купил, что требовалось, и честно вернул нам положенное, выполнив, таким образом, свою часть договора. Правда, рукав его модной телогрейки оказался немного надорванным, и пары пуговиц недоставало, однако добыча, как я думаю, вполне компенсировала ему убыток.

     Так что добывание алкоголя в ту эпоху представляло собой отдельную сферу человеческой деятельности, сопряженную с определенной опасностью, и было подобно охотнику, выходящему на медведя, правда, место медведя занимала разъяренная толпа народа под название "очередь".