Credo ut intelligam

Сианарин
* CREDO, UT INTELLIGAM — (лат.) верю, чтобы познать - АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ


(из диалога с инакомыслящим)

...чтобы возразить Вам( а придется возражать, как бы мне этого ни не хотелось) по каждому из изложеных Вами в адрес моих утверждений пункту, мне придется вернуться к началу. Т.е. к тому, с чего начинается любая, претендующая на основательность, теория. А любая сложная теория базируется на ряде простых утверждений, принимаемых без доказательств. Как например, в геометрии — понятие что такое точка. 
Богословие — это та же наука только о вещах трансцендентных, потому догматическое богословие ещё строже подходит к выбору этих самых первоначальных истин, которые принимаются за аксиомы той или иной веры. В любом вероисповедании таковые имеются и адептами строго блюдутся. Я не имею ввиду современные синкретические (т.е. «сборная солянка») религиозные течения, которые пытаются слить в один сосуд несовместимые ингридиенты, а говорю о традиционных конфессиях — иудаизм, католичество, ислам, индуизм, даосизм, буддизм, православие, синтаизм, конфуцианство. Может, кто-то упущен мною, извините.

Так вот, в основе каждой из перечисленных вероучительных доктрин лежит строго определенный набор понятий, которые, по своей внутренней(онтологически) сути, практически не пересекаются. Каждая из известных нам систем по-своему отвечает на вопросы:
1) что есть Бог?
2) что есть творение?
3) как связано творение с Творцом?
4) место и роль человека в творении и смысл жизни человека.
5) что со всем этим благолепием будет в конце времен....

Но самый главный, конечно, первый пункт, потому что остальные напрямую вытекают из него и формируют мировоззренческие и социальные основы человеческого сообщества.

Как человек православный попытаюсь провести черту между тем, что говорит о Боге христианство, и тем, как это исповедуется в других деноминациях( в меру своих скромных познаний в этой области).
Только из того, что мне известно, существуют совершенно различные представления о Боге — монотеистическое, политеистическое, пантеистическое. Это глобально. Монотеизм — иудеев, магометан, христиан — в частностях не совпадает. Политеизм говорит о множественности божеств, находящихся во взаимодействии друг с другом, с людьми и т.д. Пантеизм вообще говорит о том, что бог растворен в творении, что все есть Бог, а значит, логично говорить, что и человек — бог тоже, а значит, цель человеческой жизни принять себя каков ты есть — разглядеть, угадать в себе бога и больше никакого труда по сдерживанию своих инстинктов и порывов — пробуй все, все дозволено. Все есть божественно. Узнаваемо? Какое общество на этом можно построить? С какими моральными принципами. Далее, есть гностические учения, утверждающие, что мир — это эманация(простите, но в переводе это означает непроизвольное извержение — поллюция) верховного Божества и демиург — плод этой эманации, творящий наш мир. Буддисты отрицают божество как таковое вообще, потому что для выхода из цепи перерождений колеса Сансары размышлять о боге — грех, грех думать о душе — этой категории у них тоже нет. И нирвана — растворение себя в ничто, пустота, темнота... каков Бог — таков и конец у сказки. О теософии молчу. Об их «творческом» переосмыслении всех существующих представлений сказано много и хорошо и ими самими, а ещё лучше и правдивее здесь


Можно о даосизме поразмышлять на досуге, или прочесть

http://pitanov.livejournal.com/198014.html
 
То есть, если продолжать вести беседу, начатую нами, надо определиться, на какой изначальной «платформе» стоит каждый из выступающих, различие представлений о начальных понятиях не дает возможности говорить на одном языке. Одни и те же слова будут нести совершенно различное внутреннее наполнение.

Я же, пользуясь моментом и затишьем, изложу то, что мне ближе.
Постараюсь как можно доступнее и лиричнее, чтобы не перегрузить незнакомой терминологией.

Христианство — православие, с некоторыми отличиями католичество, чуть с большими протестантизм — говорит о Боге как о Личности, используя апофатику, т.е. утверждения через отрицание, т.к. считает, что говорить о Боге, что Он есть то-то то-то и то-то — невозможно, потому что ничто в этом мире не имеет аналогов с Ним и ни одним из слов о Нем Его выразить не может, потому что Он как Творец превыше творения. Но при этом о Боге все-таки говорится, это можно прочесть здесь


Бог, утверждает христианство, - Личность. Всё имеет в себе, в том числе и причину и источник своего бытия. И творит мир по свободному произволению, не будучи к тому ничем принуждаем. Творение — свободное желание излить Любовь, которая есть сущность Бога, на что-то Им, Богом, не являющееся. Для этого Он как бы высвобождает «внутри» Себя(если только возможно представить себе такое в отсутствие временно-пространственных категорий) место, свободное от Себя, и Словом(второй Своей Ипостасью - Господом Иисусом Христом) — в секулярном (=вульгарном) представлении это можно уподобить творческой идее, подкрепленной стопочкой точнейших чертежей и рассчетов — создает сначала невидимый — небо — духовный — и видимый — землю — материальный миры. ЧТОБЫ БЫЛО КОГО ЛЮБИТЬ, дорогие мои, а не для того, чтобы понять, что же Я такое. Один взгляд на совершенство и продуманность всего, что нас окружает — от звезд до букашек — заставляет усомниться в том, что Автор такого сложного «проекта» может хоть чего-то не знать и о Себе, в том числе))) или хоть чего-то не просчитать заранее...

Здесь и начинает проявляться то, о чем вы меня спрашивали, когда я заикнулась об иерархии. Иерархическое устройство мира — от простого к сложному. Но все в творении имеет своим началом — замысел, творческую мысль, слово. «...и Слово было у Бога, и Слово было Бог». То есть все носит отпечаток Первообраза. Вы же не будете спорить, что произведение художника очень много может сказать об авторе? По-моему, Автор этого мира — гениален!

Но к любому хорошо отлаженному механизму хозяин всегда старается приставить толкового мастера, чтобы тот следил за тем, чтоб и маслицем вовремя смазать, и колесико, где надо, подкрутить. В мироздании появляется человек — земной управляющий Небесного Хозяина. Ногами — на земле, головой — в небе — в непрестанном наставлении, как лучше управиться с таким сложным земным хозяйством и с собой, в том числе. Человека-то Бог тоже создает свободным. А где свобода, там и своеволие. Но, как у нас на земле у Деда Мороза — все дети хорошие, так и Бог в человеке только то, что в Самом Себе имеет, то и видит — совершенное создание. Но на всякий случай предупреждает человека. Ты, сынок, чтобы совершенство-то это не потерять, в петлю не лезь раньше времени, видишь Древо познания добра и зла? Так вот, тебе вкушать с него ещё не время, мал ты ещё, в добре не утвердился. Погодь, вырасти, подучись, созреешь, Сам сорву и дам. Но тут возьми да нашепчи в ухо жене любимой, завистник лукавый: «Что вы этого ретрограда слушаете, рви, жри, сразу как боги станете, все сразу в одном флаконе — добро, зло — мгновенно поймешь». Ну, и соблазнились люди. А там — все как в сказке, где принцесса не послушалась и к единорогу прикоснулась рукой — мир изменился мгновенно. Из пронизанного светом, в мрачное царство теней превратился.

Грехопадение было. И оно происходит у нас каждый раз, когда мы вдруг думаем о себе как о самодостаточных существах, жизнь которых вроде бы как сама из себя исходит и собою же подпитывается. Наверное, так же о себе думают куклы в театре марионеток, не замечая тянущихся в темноту ниточек от своих рук и ног. Мы живем, потому что Кому-то это нужно. Но если мы забываем о Том, Кому мы нужны, выбрасываем Его из своего сердца, земля начинает стонать, стенать и мучиться под нашими ногами, и старается сбросить нас с себя. Убери Богом утвержденное предназначение человека — быть богом для этой земли, через себя приводящим Божественные животворящие энергии Создателя ко всем земным тварям, человеческое существование обессмысливается. Человек от этой роли своей отказывается всякий раз, когда решает жить своим умом, своей волей, подчиняет их энергию требованиям только своей животной — материальной - составляющей, игнорируя потребности высшей — духовной своей части. Тогда — только о хлебе насущном, что пить и что есть, да во что одеться, а праздный дух — чем бы занять себя, чем развлечься. И летит душа человеческая в тартарары! Нет Бога в душе, нет критерия, определяющего направление полета вверх, нет нравственной заданности на совершенство моральное, нет и человека. Есть жующее животное, интересы которого ограничены сферой потребления, есть изобретения, чтобы сферу потребления расширить, есть наука, изощряющаяся в способах самоуничтожения человечества как вида. Есть прогресс в виде стрелы, направленной в землю...

Если греха в человеке нет, то почему за что человек ни возьмется, обязательно доведет до абсурдно направленного против самого себя «совершенства»? Откуда в человечестве, инстинктивно желающего и знающего, что есть добро, такая неуклонная тяга поступать вопреки этому инстинкту? Что за странный изъян в человеке? Что за врожденная испорченность, поврежденность его природы?

Или Вы встречали абсолютно положительных персонажей в человеческой истории? Я — нет. У каждого обнаруживался какой-нибудь скелет в шкафу...

Вот на исправление этой испорченности и направлена миссия Слова Божьего, войти в материю, пронизать её насквозь, оживотворить по новой Благодатью все, что уже еле дышит, вобрать в Себя всего человека от самой маленькой косточки до самого едва уловимого движения человеческой мысли— Бог, по православному вероучению, воплотившись, пронизал Собой не только материальность, но и духовную составляющую человеческой сущности. И итогом всего стало то, что теперь человек, если и делает зло, то не потому, что не может этого не делать, как было до Христа, а потому, что сознательно выбирает зло вместо добра. Опять своевольничает, но теперь этот выбор — акт свободной воли человека, потому что, зло выведено из нас за шкирку за пределы нашей личности. 

Такая вот ответственность. Но и награда за добровольное следование высокая. Духовный путь, предлагаемый христианством, верхней частью своей лествицы( с древнеславянского — лестница) упирается прямиком в подножие Престола Божия. Что это для живущего ещё пока земной жизнью? А попробуйте! Здесь, как в коммунизме, — обещанном нам на земле нашими вождями, но так и не осуществленном — от каждого по способностям, но и каждому - по потребностям. И жить становится уже здесь намного просторнее и веселее)))

А в конце ещё и обещание всеобщего воскресения и торжества Правды, Любви, Света и Добра во всей Вселенной, очищенной и преображенной...

Что так не жить? Зачем в такое не верить? Кого неверием наказывать как не самого себя?

Вот я и верю...