Свекровь

Галина Дейнега
Анекдот в тему: «Если мужчина готов на всё ради женщины,
значит, он её любит. Если женщина готова на всё ради мужчины, значит, она его родила».

— Вот и познакомилась. Вот и познакомилась, — повторяю я, удаляясь быстрыми шагами от дома, где только что познакомилась со своей будущей свекровью.

Спешу, чтобы невзначай не встретиться с женихом, который вот-вот должен возвращаться из магазина. Весенний ветер подгоняет, приводит в трепет и платье, и чувства.
Прочь! Прочь! Прочь! Куда спешу? Домой?

Нет! В таком исступлённом состоянии домой возвращаться нельзя. Начнутся расспросы. Родителям я гордо заявила: иду смотреть свою будущую квартиру. Того, что встретит меня в этой квартире моя будущая свекровь, я не предполагала. Так получилось. Остановка. Вскакиваю в салон троллейбуса. Спасена! Куда еду? Зачем? Пожалуй, к институтской подруге. Надо же душу излить.

Я у цели. Звоню. Подруга открывает мне дверь.

— Привет!— говорю быстро, взволнованно, напряжённо.

— Привет! — спокойно отвечает она. — Входи. Что-то случилось?

— Случилось. — Я глубоко вздыхаю и продолжаю: — Познакомилась с будущей свекровью.

— Ну и что? Это же необходимо, познакомиться с будущей свекровью.

— Но не так же!

— Как? Ты меня заинтриговала. Пошли на кухню. Я дома одна. Чай организуем. Успокоишься и всё расскажешь.

Подруга — младший ребёнок в многодетной семье. Братья и сестра живут отдельно, своими семьями. Что такое свекровь, наслышана от старшей сестры.

Мы проходим на кухню. Здесь идеально чисто. На столе блюдо с миниатюрными печенюшками. Иначе их и не назовёшь. Подруга ставит на плиту чайник. Я подхожу к столу, присаживаюсь.

— Опять в куклы играла? — спрашиваю подругу, показывая на блюдо с печеньем размером в пуговицы.

— Как всегда, — разводит руками подруга. — Мама переживает — моей будущей свекрови может не понравиться, что я всё делаю, будто в куклы играю.

Чай готов. Наполнив чашки, подруга торопит меня:

— Ну, пей скорее чай и рассказывай! Как вы познакомились?

Горячий напиток расслабляет меня, успокаивает, и я начинаю отводить душу:

— Все мои условия жених выполнил и пригласил, как будущую хозяйку, принимать квартиру.

— И как квартира?

— Да никак. Квартиру я не видела. Дальше порога меня не пригласили. — Вздохнула и продолжила: — Пришла, как и обещала, к десяти часам. Звоню. Открывает дверь незнакомая мне женщина. И с таким украинским придыханием на «г» произносит: «Если ты Гала, то входи. Сынулю я в магазин отправила. Скоро будет». Гала... Так грубо меня никто ещё не называл... Я поздоровалась, переступила порог и оказалась в просторной прихожей. Женщина не ответила на моё приветствие, не представилась, не пригласила пройти в комнату, а сразу же у порога начала гоголевскую сцену из «Тараса Бульбы».

— Поворотись, сынок? Экой ты смешной?

— Вот-вот. Вроде этого: «Ну-ка, покажись, какая ты? Кого сынуля выбрал себе в невесты?..» Тарас Бульба разглядывал своего сына... Это было по-семейному.

— Так и тебя тоже берут в семью, — прерывает меня подруга. — И тебя рассматривала она тоже по-семейному.

— Ты дальше послушай. Я извинилась, спросила, как мне её называть. И представляешь, что она мне ответила?

— Не представляю.

— А вот что: «Никак не называй. Будешь наша, будешь мамой называть, а не будешь нашей, так тебе и знать не надо». Представляешь? Никак не называй. Будешь наша, будешь мамой называть.

— Не переживай, — успокаивает меня подруга. — Моей сестре тоже свекровь велела называть её мамой. Так её подруги научили: вслух говорить мама, а про себя добавлять Вовы. Так её мужа зовут. Легко и просто! Мама (Вовы). Слово «мама» при этом звучит естественно. И это важно! А когда родится ребёнок, можно будет перейти на бабушку. И стоит из-за этого расстраиваться?

— Из-за этого, конечно, не стоит. Но дело не в этом. В отношении ко мне. Мы так и находились в прихожей. Гоголевские сцены продолжались. Она в переднике, в косынке, повязанной узлом на макушке. От узла торчат рожки. Прямо персонаж «Сорочинской ярмарки». Уперев руки в бока, бесцеремонно разглядывает меня. Охает и заявляет: «Сынуля у меня такой красивый парень, умный, образованный. Ну и невесту себе выбрал... Боже мой! И что ж он в тебе нашёл? Худющая... Да ты ж совсем ещё пацанка! Какая из тебя хозяйка? Поди, и борщи варить ещё не научилась...».

— Может, это в шутку было сказано? — пытается смягчить обстановку подруга.

— Может, и в шутку, но мне стало очень обидно. До слёз. Захотелось немедленно покинуть этот дом, чтобы не разрыдаться. Я извинилась. Сказала, что зайду в другой раз, а сейчас опаздываю. Будто мне срочно надо на мероприятие. Попрощалась и выскочила на улицу, как ошпаренная. Торопилась, чтобы не встретиться с женихом. Вот такое знакомство. Не понравилась я будущей свекрови прямо с порога.

— А, может, ты зря ушла? — засомневалась подруга. — Может, надо было показать себя, свой характер?

— Ещё чуть-чуть, и я бы разрыдалась. Этого ещё не хватало. То, что её сынуля замечательный, я и без неё знаю. Иначе бы и не согласилась выйти за него замуж. Зачем об этом говорить у порога? Зачем так рассматривать меня?

— Да, получилось совсем не так, как в песне о хорошей свекрови. Плакать при знакомстве должна была не ты, а она. — И не сговариваясь, как-то одновременно мы тихонько затянули в два голоса популярную песню-разговор сына с матерью, ставшей свекровью, под исполнение которой танцевали на институтских вечерах, а наши студенческие годы, надо отметить, проходили в начале шестидесятых:

Помнишь, мама моя, как девчонку чужую
Я привёл тебе в дочки, тебя не спросив.
Строго глянула ты на жену молодую,
И заплакала вдруг, нас поздравить забыв.
Нас поздравить забыв.

Помолчали. Подруга, словно опомнившись, воскликнула:

— О! Мы же психологию изучаем. Всегда есть причина, почему человек думает и поступает так, а не иначе. Поведение твоей будущей свекрови определено конкретными обстоятельствами. Ищи мотивацию!

Мотивация пришла домой сама. Был визит двух особ, но уже после свадьбы. А пока я прощаюсь с подругой.

— Подожди, — останавливает она меня. — Сестре на свадьбе подарили открытку с молитвой. Сейчас принесу. Перепишу тебе. В жизни пригодится.

Она принесла открытку, бумагу, ручку. Села за стол. Переписала мне текст: «Господи! Дай мне сил бороться с тем, с чем я могу бороться, дай мне терпения смириться с тем, с чем я не могу бороться и дай мне мудрости отличить одно от другого».

— Правильные мысли, — соглашаюсь я. — Напиши заодно и рецепт твоего печенья.

Заполучив рецепт в качестве алиби, я отправилась домой. Дома меня заждались. С порога набросились с расспросами:

— Ну, как квартира? Рассказывай!

— Да никак.

— Почему?

— Хозяина не было дома.

Хозяина действительно не было дома...

Неудовлетворённые моим куцым рассказом, родители продолжали интересоваться:

— А где же ты была так долго?

— У подруги.

— А зачем к ней ходила?

— Да вот, — я показала бумажку. — Взяла у неё рецепт вкусного печенья. Попробую приготовить.

— Молодец. Раз замуж собралась, пробуй готовить.

Замуж собралась... Вообще говоря, я не очень-то и стремилась замуж. Мне всего девятнадцать лет. Окончен только второй курс института. Ещё учиться и учиться. Да и готовить мне не очень-то хотелось. На кухне управлялись мама и бабушка, а мне рекомендовали: «Занимайся уроками, кухня от тебя не уйдёт». Вот я и занималась. Уроками. На предложение: «Выходи за меня замуж» поставила жениху, как мне казалось, грандиозные условия: квартира, диван, магнитофон. Квартиру он получил от завода, как перспективный молодой специалист, диван купил, магнитофон, мечту того времени, собрал своими руками. Условия выполнены!

Свадьбы, как таковой, у нас и не было. Расписались в загсе со свидетелями. Праздничный обед состоялся в доме моих родителей. Родственники жениха не приехали, ссылаясь на то, что по обычаю свадьба должна быть в их доме, а не у родителей невесты. Причина же была совсем другая. Выяснилась она позже.

Свадебное путешествие мы совместили с поступлением мужа в аспирантуру. Жили в столице на частных квартирах. В свои девятнадцать лет я выглядела так по-детски, что мне не верили, будто я жена. Приходилось показывать документы.

После возвращения домой муж продолжил работу, а я, используя летние каникулы, осваивала основы домоводства. Вскоре и состоялся визит, о котором уже упоминалось выше. Он и объяснил поведение моей свекрови при нашем знакомстве.

Жаркое летнее утро. Муж на работе, и меня судьба как бы выталкивает из дома. Решила сходить на рынок. Собралась. Стою уже у порога. Неожиданный звонок. Открываю дверь. На лестничной площадке две женщины. Одна молодая, другая уже в солидном возрасте.

— Здравствуйте, — приветствуют меня.

Я здороваюсь в ответ.

— Вот, приехали, — начинает разговор женщина, которая постарше, — чтобы посмотреть, кого же предпочли нашей дочери. - И, немного помолчав, продолжает: — Мы по соседству живём с родителями вашего мужа. Дети вместе росли, вместе учились. Думали, что они поженятся. А вот не получилось.

Младшая стоит молча в стороне, а та, что говорит, по всей вероятности, её мать. Я немного растерялась. Бывают же в жизни ситуации, когда и не знаешь, как лучше поступить. Пригласить в дом? Зачем? Заводить знакомство ни к чему. Не поженились, значит, не судьба. Моей вины здесь нет!!! Может, и в самом деле браки заключаются на небесах?..

Мельком бросаю взгляд на девушку. Внешне я проигрываю. Худющая пацанка и вполне созревшая девушка, с пышной грудью. Что я могу ей противопоставить? Разве только улыбку! Не зря же мне присвоен титул: «Самая улыбающаяся девушка физмата».
Я мило улыбаюсь и довольно вежливо говорю:

— Извините, опаздываю. Муж на работе, что ему передать?

— Ничего не надо. Мы только посмотреть хотели на вас, и всё.

— Ничего не говорите ему. До свидания, — смущённо добавляет девушка и тянет мать за руку. — Пошли.

Они спускаются по лестнице, а я задерживаюсь у двери, завозившись с замком. Мужу я ничего не сказала о визите. Это прошлое, а прошлое должно оставаться в прошлом.
Вот теперь-то и прояснилась мотивация. При первой нашей встрече будущая свекровь рассматривала меня в сравнении с этой девушкой, на её взгляд, более подходящей невестой для сына. И живёт по соседству, и знакомы с детства, и в теле, да ещё, наверное, борщи варить умеет. Выбор сына свекровь не одобряла, потому и на свадьбе не была. Я обидела её уже тем, что нарушила её планы.

Почему же её сын выбрал именно меня? Вспомнились слова моего однокурсника. Осенью нас, студентов, вывозили в колхоз на уборку кукурузы. За день все сильно уставали, но некоторые умудрялись по вечерам уходить гулять. Однажды парень из нашей группы заявил мне:

— Ты не обижайся, что мы с тобой не гуляем. С такими, как ты, не гуляют. На таких женятся.

Мужской взгляд...

Со скрупулёзностью отличницы я училась готовить. В доме появился фолиант «Книга о вкусной и здоровой пище», по которому я рьяно осваивала премудрости кулинарии. Муж, после многих лет питания в столовых, был в восторге. Хвалил, уверял, что всё и вкусно приготовлено, и красиво подано. Иногда в гости к нам приезжала свекровь. При ней тоже хозяйкой в доме муж считал меня. Жизнь складывалась как в песне, где сын, обращаясь к матери, констатирует:

Я её согревал и теплом и заботой,
Не тебя, а её я хозяйкою звал.
Я её целовал, уходя на работу,
А тебя, как всегда, целовать забывал,
Целовать забывал.

Такое положение свекрови не очень-то нравилось, но при сыне она мирилась с тем, что она — гость, я — хозяйка. А вот когда мы оставались со свекровью вдвоём, выказывала свои истинные чувства, которым тоже была своя мотивация. Однажды мы обедали с ней вдвоём приготовленной мной едой. Свекровь всё съела, вытерла салфеткой рот, и после этого, глядя на меня в упор, заявила:

— Невкусно ты готовишь. Никто такое есть не будет.

Я опешила... Никто такое есть не будет! Но она же съела, а лишь потом заявила это.

Выдержка, выдержка, и ещё раз выдержка. Язык должен отсчитать положенные семь раз прежде, чем с губ сорвутся слова... Теперь можно.

— Почему невкусно? Всё приготовлено правильно. По рецептам «Книги о вкусной и здоровой пище».

— Компот несладкий.

— И всего-то?

— Я люблю пищу сладкую, жирную. Со специями.

— А в нашей семье сахаром, солью, специями не злоупотребляли. Приправы все на столе. Можно добавлять по вкусу.

Почему она так заявила? Неприятно, но несколько дней можно потерпеть. Я сознавала, что свекровь любит своего сына. Хлопочет, наглядеться на него не может. Ко мне же отношение иное. Постоянно даёт мне советы, что делать, как делать, чтобы было лучше для её сына. Если бы мы с мужем начали при ней ссориться, мою сторону она бы не поддержала. А как хорошо сказано о матери в той же песне:

Если ссорились мы, ты её защищала,
Упрекала меня, что не прав я во всём.
Наш семейный покой, как могла, сохраняла,
Как всегда позабыв о покое своем,
О покое своём.

Каждый приезд свекрови меня настораживал. У неё была какая-то потребность ссоры. Ей хотелось почувствовать себя обиженной. Изучив в институтские годы курс психологии, я понимала, что ссоры вызываются внутренней потребностью когда-то сильно обиженного человека. Ему просто необходимо, чтобы его кто-нибудь пораспёк. Он бессознательно желает, чтобы кто-нибудь его обидел, или сказал слово, которое можно было бы принять за обиду. Ему хочется поскорее сорвать на чём-нибудь сердце, иногда доходя и до истерики.

Как-то я попыталась завести с мужем разговор о его матери. Хотела посетовать, что не всегда понимаю её. Муж сразу же прервал меня:

— Так. Это моя мать, и я всегда буду на её стороне. Если ты умная, а я в этом не сомневаюсь, то решишь вопрос без меня. Сама. Всё! Тема исчерпана. Всё! Всё! Всё!

Как хорошо он сказал: «Если ты умная»... Что тут возразишь? Вспомнился анекдот:  "Едут после свадьбы ковбой и его жена. Вдруг лошадь под ковбоем спотыкается.

— Раз! — считает он.

Едут дальше. Лошадь второй раз спотыкается.

— Два! — продолжает счёт ковбой.

Снова лошадь спотыкается.

— Три! — ковбой спешился, достал револьвер и пристрелил лошадь.

Молодая жена в недоумении:

— Зачем лошадь пристрелил?

— Раз! — считает муж...

С тех пор они жили долго и счастливо. И никогда не ссорились".

Я старалась находить у свекрови положительные стороны. Хорошо сложена. У неё красивые тёмные вьющиеся волосы. Завидное здоровье. Она существо практичное, твёрдо стоящее на земле. Трудолюбива. Хорошо поёт, даже солировала в хоре. Много читает. Сыну с ней уютно. Но всё хорошее перечёркивалось её упрямством, неистребимым желанием, чтобы было так, как она хочет, и никак иначе. Иногда на неё находили приступы какой-то безудержной ярости. И я сдерживала себя, чтобы не подбрасывать дров в её пылающее негодование. Доказывать свою правоту бесполезно. Ей всё равно ничего не объяснить. Она пребывает в уверенности, что разумна и тверда. Усвоив бессмысленность споров, я старалась не провоцировать свекровь. Когда она приезжала к нам, заявляла ей прямо с порога:

— Делайте что хотите, как хотите. Я спорить и возражать не буду.

Это её обезоруживало.

— Странная ты, Гала, — удивлялась она, а однажды призналась: — Я, даже если и знаю, что не права, всё равно добьюсь, чтобы было по-моему.

Ответить мне было нечего. Её слова просто поразили меня. Знает, что не права, и спорит, добивается своей точки зрения. Зачем? Чтобы проявлять такое упрямство, надо быть на что-то уж очень сильно обиженной. На что же обижена она? Может, на судьбу?

Работа, учёба, дети, заботы. Нет времени интересоваться судьбой прошлых поколений. Такова жизнь. Она идёт только в одну сторону. В будущее...

Годы летели быстро. В обращении к свекрови с мамы перешли на бабушку. А вот уже и наша дочь готовится стать мамой.

Предновогодний вечер. Зять уехал встречать Новый год к своим родителям, а к нам приехала свекровь. Как всегда привезла вкуснятины. Вечером у дочери начались схватки. Отвезли её в роддом. Готовимся встречать Новый год. Накрываем праздничный стол. За окном настоящая зима, что не к лицу нашим южным местам. Снег метёт, кружит у фонаря. Холодно и тревожно. Волнуемся. Как там, в роддоме?

Приближается полночь. Садимся за стол. Веселиться или грустить? Не знаем.

Полночь. Торжественный час. Бьют куранты. Наступает Новый год. Поднимаем бокалы, загадываем желания... Звонок из роддома:

— Радуйтесь! Празднуйте! У вас внучка родилась! Всё хорошо!

— Спасибо!

Ура-а-а!!! Огромная радость! Муж взволнованно произносит:

— Так! Теперь я — дедушка, ты, — указывает на меня, — бабушка. Ну а ты, мама, — прабабушка. Так получается?

Лучше бы ему промолчать. Но с губ уже сорвалось: прабабушка... И вот тут-то свекровь не выдерживает. У неё нервный срыв. Она обиженно кричит:

— Вот! Теперь я уже прабабушка! Вы довольны? — плачет и уходит в отведённую ей комнату.
Мы тоже готовы разрыдаться. От радости... Роды прошли успешно! VITA NOVA! Жизнь новая! В полном смысле этого слова! Новое потомство! Это замечательно! Но... Само по себе слово «потомство» означает, что мы все уже в прошлом.

Встретили Новый год. Поздняя ночь. Пора ложиться спать. Утро мудренее вечера. Каким оно будет первое утро года? Я всегда жду его с волнением. Мне кажется, от этого утра зависит, каким будет и весь наступающий год.

Проснулась. Спешу к окну. Отодвигаю шторы... Картина прекрасная! Утро выдалось ярким, солнечным. Это придало особую праздничность первому дню Нового года. Свежий снег, выпавший за ночь, укрыл землю плотным покрывалом, одел в белые шубы деревья и сверкает под лучами солнца. Невольно цитирую пушкинские строки: «Мороз и солнце, день чудесный...». Хорошо!!!

Но никогда не бывает так, чтобы всем было хорошо. Кому-то лучше, кому-то хуже, а кому-то совсем плохо... Плохо свекрови. Она выходит из комнаты. Выглядит мрачной, обиженной и сразу же заявляет:

— Я сегодня уеду.

— Как, уедешь? Почему? А на правнучку посмотреть? — удивляется муж.

Опять правнучка, значит опять и прабабушка. Его слова действуют как порыв ветра на тлеющие угли. Свекровь не сдерживает слёз.

— Прабабушка... Придумали. Живите сами. Уезжаю...

Я едва сдерживаю улыбку, недовольная тем, что довольна её отъездом. По-хорошему следовало бы обиняками уговорить её остаться. Но и меня можно понять. Столько надо успеть сделать до прихода в дом нового, только что появившегося на свет человека. Внучки! Ведь заранее готовить ничего нельзя — плохая примета. С другой стороны, меня тревожит поведение свекрови. Почему у неё такая странная реакция на прабабушку. Почему она так расстроилась?

Всё стало ясно, когда мы с мужем занялись составлением родословной нашей внучки. Собрали фотографии, опросили родственников, углубились в изучение истории прошлых лет. Проследив жизненный путь свекрови, я поняла мотив её поведения: У НЕЁ НЕЛЬЗЯ ОТНИМАТЬ!!! В детстве она получила очень тяжёлую психическую травму, наложившую отпечаток на всю её дальнейшую жизнь. Связано это со сложным историческим этапом — коллективизацией.

Но всё по порядку. Предки свекрови — потомственные казаки, переселённые на Кубань в XVIII веке с Полтавщины, с гоголевских мест (вот и гоголевские сцены!), имели свой хутор. Большой дом, исправное хозяйство передавалось по наследству. В 30-е годы попали под кампанию раскулачивания.

По определению, кулаки — сельская буржуазия, зажиточные крестьяне, эксплуатирующие наёмный труд. Кого считать кулаками, на местах определяли по-своему. Крепкое хозяйство — значит, кулак. А хозяйство крепким было там, где крепко работали.
Неоднозначными были и оценка кулачества в законодательной базе страны, и отношение власти к кулакам. Сразу после революции началось раскулачивание. В период «Новой экономической политики» (1923-1928 гг.) наступила оттепель, когда крестьянству было разрешено обогащаться. Затем, в период насильственной коллективизации (1929-1932 гг.), был принят жёсткий курс на ликвидацию кулачества как класса.
Раскулачиванию по решению партии должно было подлежать-то всего 3-5 процентов крестьянских хозяйств. На местах же линия партии извращалась. Председатели сельсоветов соревновались, кто больше раскулачит семей. Комитеты подходили так: «Дом хороший, даёшь раскулачивать!». Всё изымали, лишали гражданских прав и отправляли на поселение в отдалённые районы страны (Север, Урал, Казахстан, Сибирь).

Свекровь была в семье младшей дочерью. К страшному тридцатому году старшие сыновья уже отслужили в Красной Армии, женились, завели своё хозяйство, замужем были и старшие сёстры. И те, и другие к тому времени уже покинули родительский хутор и жили в других станицах.

По решению местной власти семью в составе трёх человек (отец, мать и несовершеннолетняя дочь), проживающую в большом доме с хорошим хозяйством, посчитали кулаками и арестовали. Конфисковали всё: землю, дом, имущество, хозяйство. Эшелоном отправили на поселение в Сибирь. В пути глава семьи заболел и внезапно умер. Жене и дочери предоставили свободу. Возвращаться-то некуда. Так и пошло по жизни. Отнимали, отнимали, отнимали. Едва отошла от потрясения раскулачивания, нажитое отняла война. Город отнял сына сначала для учёбы, затем для работы. Невестка отняла и сына, и слово «мама», затем и слово «бабушка».

Все мы родом из детства. Хотите понять человека? Загляните в его детство. Какое оно? Мир несовершенен. В нём преобладают: кровь, пот, слёзы. Правда жизни часто травмирует детскую психику. Тяжёлая психическая травма в детстве и на всю жизнь обиды, упрямство, слёзы, истерики.

Даже в мирное время идут войны на семейных фронтах. Грустная статистика наших дней. Распадается почти каждая вторая семья. Взрослые гонятся за призрачным счастьем. Страдают дети.

То ли из анекдота, то ли из жизни:  "Мужчина, уже в который раз, женится, да разводится. Его спрашивают:

— Сколько можно? Почему ты не остановишься?

— Да как же мне остановиться, если каждая следующая жена хуже предыдущей? — И с грустью добавляет: — Лучше всех была первая..."

Любая совместная жизнь трудна. Семейная тоже. А если в семье есть дети? Развод не решает проблем семьи. Связь, благодаря ребёнку неразрывна. Важная роль в защите детей от психических травм, в сохранении семьи принадлежит и свекрови. Кстати, та песня-разговор с матерью, ставшей свекровью, заканчивается словами:

Может быть, мы бы с ней и расстались, не знаю,
Только руки твои ту беду отвели.
Так спасибо ж тебе, что хранишь ты, родная,
То, что с нею вдвоём мы б сберечь не смогли.
Мы б сберечь не смогли.

Слова этой песни написал замечательный поэт Николай Константинович Доризо в далёком 1954 году, а они актуальны и в наши дни...