Религия и прогресс

Владимир Микин
В какой мере религия, исповедуемая нацией,  влияет на ее культуру, экономику, наконец, на продолжительность жизни? Насколько она определяет особенности национального характера? Можно ли говорить о том, что вот эта религия делает людей этой нации более счастливыми по сравнению с другой религией, которую исповедует другая нация?

Государственная религия Китая – даосизм. Наряду с ним исторически существуют и уживаются в сознании нации конфуцианство («религия ученых», значительно воздействовавшая на культуру), и буддизм.

Далее цитаты из «Истории религии»:

«Для традиционной китайской культуры была нехарактерна вера в бессмертие души… Поэтому уже в глубокой древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие стало одной из важнейших ценностей китайской культуры… Однако, даосизм не удовлетворился идеалом простого физического, пусть даже и бесконечного, продления жизни… Путь к бессмертию по даосскому учению предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки… Она предполагала как бы два аспекта: совершенствование духа и совершенствование тела.

В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов личного нравственного самосовершенствования  и деятельности, направленной на на упорядочение государства во имя создания идеального общества.

Идеалом Махаяны (главного направления буддизма) является бодхисаттва (пробужденное существо), то есть святой, достигший высшего пробуждения и обретший состояние будды, но отказавшийся от вступления в окончательную нирвану во имя спасения всех живых существ. Бодхисаттвы дают обет не вступать в нирвану до тех пор, пока ее не обретут все живые существа».

Вот тут и задумаешься о причинах сегодняшнего ускоренного экономического развития Китая и Индии, об их культуре, о продолжительности жизни, о дисциплине, а также о православном христианстве и советском атеизме, разбавленном культом личности вождя и оставившем после себя пустоту в народном духовном самосознании.