Немецкие кружева в советском универмаге

Людмила Троян
Сколько мне тогда было лет? Не помню. Что-то между 24-26 лет. Я работала в обувном отделе центрального универмага. В то время у большинства людей не было возможности носить красивые вещи. Об импорте вообще не стоит говорить. Это можно было достать только из под прилавка в магазине, если есть знакомые или у спекулянтов на базаре. Хотя, товар в универмаг, привозился каждый день. Но, в открытую продажу шла малая его часть. Люди писали жалобы в ОБХСС, но это мало помогало. Ведь сотрудники этих органов тоже в очередях не стояли и "питались" не с  "общей корзины". Я могу рассказать много историй не то комичных, ни то трагичных из той жизни...но сейчас мне вспомнился случай о немецких ночных рубашках.
Помню, как Наташа, из трикотажного отдела подошла ко мне и шепнула на ухо "Подойди в нашу подсобку в подвале. Дело есть. Я буду там до обеда". Это могло означать только одно. Мне предложат какую нибудь дефицитную вещь в обмен на хорошую обувь". Ну какая женщина устоит от желание возможности обладать красивой вещью в двадцать с чем-то лет?
- Обалдеть! - Сказала я, погружая руки в мягкие разноцветные кружева.
-Бери три в обмен на югославские туфли для моего мужа. - Сказала Наташа.
- Нат, ну я помню твою просьбу. Ну не привозили югославской обуви. Я же её сама не пошью.
- А прошлый раз? Ты же обещала.
- Так её всю на военторг забрали. Даже одной пары не оставили. Хочешь, я тебе немецких тапочек сделаю?  Классные такие! Как игрушечные.
- Нет. Мне туфли мужские нужны. Мой целый скандал дома устроил. Говорит, что моими тряпками весь шкаф завален, а ему обуть нечего.
-Да? Ну пошли в нашу подсобку. Подберём чего нибудь. Наша тоже есть не плохая обувь.
- Нет. Я ему югославские туфли обещала.
-Ну как привезут - сделаю.
Ну, вот приблизительно, так одевались продавцы,  их семьи и знакомые.А на прилавках, в открытой продаже, лежало то, что назвать не знаю как. И вот сейчас, передо мной лежало целое облако немецкого кружева. От белого до тёмно синего. И, что самое невероятное, никому и в голову не пришло, что это были ночные рубашки. Экспедитор потерял накладную, а копию должны были передать на днях. Эти рубашки, скорее были похожи на короткие свадебные платья.
Когда, на следующий день, да ещё после морского загара, я шла в этом белом великолепии на работу - на меня оглядывались не только мужчины, но и женщины. В глазах первых - была не скрываемая похоть. В глазах вторых - зависть. Ну а я, в то время, к тому и другому привыкла. Для меня это было само-собой разумеющееся.
Войдя в торговый зал, мне показалось, что я попала не на работу, а на какой-то выпускной бал. Все 60 продавцов были одеты так же, как и я. Среди пальм и фикусов, которыми был украшен наш магазин, пархали на каблучках и благоухали французскими духами, яркие "бабочки - девочки"  всех цветов.   Первая моя мысль была, что сейчас придёт директор и каждый из нас получит конкретный нагоняй. Но, самый большой, по самое "не надо, я больше не буду" получит Наташка. За то, что товар не дошёл до покупателя. Хотя, ни у кого нет ни малейшего сомнения, что сам директор, нагрёб себе больше, чем мы все вместе взятые. Но, директора не обсуждают. Себе дороже.
Хочу сказать, что тот день, был явно не мой. Так как получать по полной программе пришлось мне. Впрочем, как и всегда, во всей моей жизни. Сначала зазвонил в коридоре телефон для сотрудников. И зачем я только подняла эту трубку? Пусть бы себе и дальше звонил. Мне что, больше всех нужно?!
- Кто у телефона? - Услышала я голос директора.
- Людмила, с обувного. Доброе утро.
- Передай Л.Н что я задержусь до обеда. Я на совещании у начальника ОРСа.
- Хорошо. Передам.
Хотя передавать было не кому. Я ёщё как на работу бежала, видела как Л.Н вышла из машины своего мужа и пересела, когда он отъехал, в машину своего любовника. А это значит, что до обеда её тоже не будет. Но я не особо заморачивалась по этому поводу. Нет никого из начальства? Так это же праздник!!!!

Праздник длился не долго. Особенно для меня. Перед обедом в магазин зашёл начальник ОРСа. И не с "черного хода", как обычно, а с центрального, как покупатель. Он дошёл до середины торгового зала, крутя головой во все стороны и остановился прямо напротив нашего отдела. Все девчонки вытянулись и замерли на месте. Ну прямо охрана мавзолея, где Ленин лежит. Все такие раскрасавицы и он - маленький, толстенький, лоснящийся от  пота - шарик. Потом он достал из кармана носовой платок, вытер им потное лицо и заорал:
- Это что такое?
Так как он обращался ни к кому-то конкретно, то и ответа, естественно, не получил. И тут его взгляд остановился на мне. Ну я по жизни "везучая".
-Это что такое? Я спрашиваю!
- Что? - замахала я накрашенными ресницами.
- Вот это всё! - Махнул он рукой по залу. - Что это????
- Магазин. - Пожала я плечами. Ну что ж мне так всегда не везёт? Не мог он остановиться на три шага дальше?
- Это не магазин! Это публичный дом!!! Бардель в чистом виде!  Вам завтра чулки ажурные привезут. Одеть не забудьте.
И вот тут оно и началось. Это не понятно что, что живёт во мне. Когда мозги говорят "молчи". А язык мозгам не подчиняется.
- Можно будет взять без очереди? - Брякнула я. - Разрешаете?

Кто-то хихикнул. Моя зав. отдела Н.Ф толкнула меня в бок. Но фраза уже была сказана...
Он подошёл ко мне вплотную. Засунул свой палец в кружевную бритэльку на моём плече и сказал
- Опять ты? Людмила, кажется?
- Викторовна. - Добавил мой несносный язык.
- Ты у меня договоришься когда нибудь, Людмила Викторовна!
Кажется, у меня даже дыхание остановилось. И я всё же смогла приказать этому языку "да заткнись ты, наконец!" Но не тут-то было. Кажется он увидел во мне "козла отпущения". Впрочем, как и в прошлый раз.
- За мужем?
- Вы уже спрашивали.
- Мне повторить?
- За мужем. Двое детей. Учусь в нархозе на третьем курсе. Муж главный механик на ФОКе.
- Что ж ты мужа позоришь? В ночной рубашке по всему городу! Тьфу, да и только! Ты её к нему в постель лучше бы одела!
- Я ему без рубашки больше нравлюсь. Вы палец, высунте, пожалуйста.  -
"Ну ты и дура! - кричало в моей голове, - сейчас точно, договоришься. До ларька на вокзальной площади".
Он убрал руку. Отошёл на пару шагов. Набрал в лёгкие воздух и опять заорал
-Так, я не понял? Где директор? Где зам? Что здесь вообще творится?!
- Ну так они нам не докладывают.- Подала голос моя зав. отдела Н,Ф. - Мы не знаем.
Он опять подскочил к нашему отделу и зашипел ей в лицо. Хотя он был ей до подборотка.
- А что ты вообще знаешь? Как обувь спекулянтам в три дорога отдавать? Ты даже не знаешь что у тебя в отделе творится. О! - опять он ткнул меня пальцем. - Полюбуйся! Советский продавец, называется!  Студентка.  Комсомолка, мать вашу! Комсомолка? - опять уставился он на меня.

Да что ж мне так сегодня не везёт???
-Ты что язык проглотила? Комсомолка, я спрашиваю?
- Нет.
-Как это нет? Как это не комсомолка? Как это может быть?
- Так Вы меня сами исключили. Ну, не Вы, а комсорг с ОРСа.
- За что?
- За то, что я отказалась учавствовать в субботнике.
- Ну вот, пожалуйста вам! И это центральный универмаг! Это те, с кого все должны брать пример. Значит субботник ей не нужен! А за ажурными чулками - она первая! А в ночной рубашке по городу - это пожалуйста. И где её директор она не знает. Чёрт знает что творится!
- У Вас на совещании. 
- У меня на совещании? Ну пойдём.
- Куда?
- Ко мне, на совещание.
- А мне зачем?
- О твоём моральном облике говорить будим. За одно и посмотрим что у меня там за совещание о котором я ничего не знаю. Нина, дай ей что ты там отложила. И быстро. Я в машине жду. - сказал он моей зав. отдела.

Н,Ф молниеносно смоталась в подвал. Всунула мне в руки три коробки с какой-то обувью и сказала
- Да что ж ты спишь на ходу? Беги бегом.
- Куда? - Вытаращила я на неё глаза. - Нет никакого совещания.
-  Ой, ну что ж ты такая дурочка?  Иди!
- Чего он ко мне опять привязался?
- Иди, я тебе говорю. И язык свой прикуси! Двое детей, а в голове один ветер. Вроде и муж солидный.
- Если бы мой муж услышал как он тут слюной брызгал - он бы меня сюда больше не пустил.
- Иди и не будь дурой.
 Что значит "не быть дурой" мне Н.Ф, конечно, не объяснила.

... Он зошёл в свой кабинет. Я следом, с коробками.  Ну прямо адъютант его превосходительства.Он развалился в своём кресле. Я стояла по стойке "смирно" с коробками в руках. Мысленно давая себе клятву "прикусить язык" что бы не произошло.
- Ну и долго ты будешь их держать?
- Куда поставить?
-Да на стол, хотя бы.
Я поставила коробки на край огромного стола.
- Я могу идти?
- Нет.
Мне опять пришлось стоять вытянувшись, что солдат в почётном карауле. Он смотрел. У меня было такое ощущение, что я даже не в ночной рубашке, а совершенно голая. Он потянул носом и сказал
- А парфюм-то французский. Из подвала. И ОБХСС  на вас не действует.
- Муж подарил.
- Муж - наелся груш. А ну бери любую коробку и садись сюда, рядом со мной.
Я взяла верхнюю коробку и села куда он показал.
- Открывай. Меряй.
- Зачем?
- Ну должен же я посмотреть на товар со стороны?
В коробке лежали красивые чехословацкие туфли. Я одела. Надо же, прямо мой размер.
- А ну пройдись по кабинету.
Я прошла. Он вылез из за стола, Подошел. Как бы раздумывая о чем-то и вдруг схватил меня в охапку и впился в меня губами. Я даже возмутится не успела. Ну, конечно, я вырвалась. Мысленно приказывая себе молчать и просто уйти.
- Ну и что ты брыкаешься? - Засопел он возле меня. - Хочешь всю жизнь в продавцах сидеть? Н.Ф в следующем году на пенсию.
 Я молчала. Готовая в любую минуту сорваться с места. От ощущения его слюны к горлу подступала тошнота.
- Иди. Свободна. У нас тут на следующей неделе собантуйчик намечается. Тебе скажут. Мужу скажешь, что в командировку поехала, торговать.
Я вылетела из его кабинета даже забыв переобуть туфли. Так и пришла в магазин. Н.Ф покосилась на туфли и сказала
- Ну?
-Что "ну"? Следующий раз сами ему туфли понесёте. Козёл!
- Та я и смотрю... что туфли новые...
- Вот чёрт!
- Ты лучше пойди в раздевалку, переобуйся. Пока эти туфли директор не увидел. Их на весь район всего 5 пар пришло. Нечего сплетни раньше времени распускать. И губы накрась. Куда помада делась?
- Н.Ф какой, на фик, директор? Что я мужу скажу? Туфли куда делись? С ног спали, а я и не заметила?
- Ты не про мужа думай, а про будушее. Лови момент.
- А муж что? В прошлом?
- А муж никуда не денется. Он тебя куда -то звал?
- На сабонтучик. Он это так назвал.
-Ну вот и иди. Не развалишься.
- Вы что совсем Н.Ф?
- А ты как думала? Ничего, водки выпьешь - не так противно будит. А если зав. магом сделает - так вообще хорошо будет. Сама к нему побежишь.
- Никуда я не побегу. Я мужу расскажу.
- Ну это совсем глупо. Тогда вообще между двумя огнями окажешься.
Остаток дня я смотрела на девчонок из магазина. Все хохотали над своим нарядом. Я тоже смеялась. Только мне было не до смеха. И хоть Н.Ф и говорила, что в моей голове ещё детство гуляет... но я прекрасно понимала на какой собантуйчик меня должны пригласить. И у меня не было ни малейшего желания ощущать на себе его руки и особенно  слюни....